семья это что такое семья: определение — педагогика.нэс. Для чего нужна семья? Что такое семья: определение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое семья? В чем ее смысл, и какое значение она имеет в вашей жизни? Из школьной программы мы помним, что «семья - это социальная ячейка общества ».

Большинство страшится остаться одинокими по жизни и выстраивают тесные связи с людьми – это обусловлено устройством нашей психики на уровне инстинктов. Получается, что семья – это один из способов «быть с кем-то, чьим-то» в этом мире? Давайте разбираться подробней.

История понятия

По мнению ученых, изначально дикие люди, произошедшие от обезьян, жили общинами. Инстинкт продолжения рода сподвигал мужчин (самцов) биться между собой за право обладания женщиной (самкой), т.е. за вступление с нею в половые отношения. Последние подпускали к себе только самых сильных и активных, чтобы иметь здоровое потомство.

Психическая эволюция позволила мужчинам понять, что если приносить своей избраннице «мамонта», защищать ее от диких зверей, то можно стать ее постоянным партнером. И пока другие мерились силой, самые хитрые занимались охотой.

Женщины тоже изменили свои приоритеты: постоянный партнер давал стабильность, защиту, обеспечивал пищей, кровом и защищал взамен на ее благосклонность. Так стали появляться первые семьи, которые со временем меняли свой внешний «вид», организацию, обрастали новыми условиями существования, внутренними обязанностями.

Определение семьи — что это такое

Разные научные течения имеют свой взгляд по этому вопросу: по-разному трактуют определение семьи. Разберем некоторые из них:

  1. Социологи подразумевают под этим понятием объединение нескольких человек, связанных кровным родством либо узаконивших свои отношения в ЗАГСе.

    То есть муж и жена – это уже семья. Женатая пара, их родители и дети в совокупности тоже называются семьей.

  2. В юриспруденции семья – это совместно проживающие люди, которые состоят в официальном браке.
  3. Психологи называют семьей группу, члены которой связаны личными взаимоотношениями, общими ценностями, интересами и традициями.

Если объединить все эти определения, то:

семья — это отдельная, подтвержденная на государственном уровне (не всегда) ячейка общества, внутри которой люди связаны общим бытом, схожими целями, интересами и мировоззрением.

Среди признаков семьи можно выделить следующие:

  1. зарегистрированные в ЗАГСе отношения;
  2. совместный быт и проживание;
  3. наличие совместно приобретенных материальных ценностей;
  4. взаимоотношения близкого, интимного характера;
  5. наличие детей (необязательно, ведь бездетные супруги тоже считаются семьей).

Какие бывают семьи

Типов семей существует великое множество, поэтому ученые объединили их в классификацию:


Для чего она нужна (семейные функции)

Семья выполняет ряд важных функций:


Зачем человеку семья

Отвечая на этот вопрос в широком смысле, можно сказать, что семья – это то, что определяет социальный статус человека.

Если размышлять более узко – с точки зрения психологии, это то, что дает людям ощущение кого-то рядом , поддержки. То, что помогает справляться с трудностями, ради чего хочется жить и добиваться высоких результатов.

Семья – это место, где тебя всегда поймут, выслушают и помогут. Это человеческое, душевное тепло. Родные люди придают нам чувство нужности и собственной значимости. Стремления заложены в нашей психике как важные потребности, которые оставаясь неудовлетворенными, приносят человеку много страданий и грусти.

Одинокий человек лишен таких привилегий. Он не спешит домой, потому что его там никто не ждет. Никто не обрадуется его приходу, не спросит как дела и не угостит вкусным чаем. Никто не скажет «Все равно ты лучший», когда он потерпит какое-либо поражение в жизни или совершит досадную ошибку. Никто не скажет «Я в тебя верю», когда он готовится сделать нечто важное.

Какими бы сильными ни были люди, им всегда будет хотеться опереться на чье-то плечо.

Портрет счастливой семьи

Однажды, два разнополых человека (уф, сейчас могут быть варианты), которые полюбили друг друга, решают создать свою отдельную ячейку и регистрируют свои отношения во дворце бракосочетания.

Их отношения строятся на любви и взаимном уважении. Надевая обручальные кольца, партнеры негласно обязуются быть вместе при любых обстоятельствах, не интересоваться людьми другого пола и заботиться друг о друге.

Они несут равную ответственность за свой союз и в случае проблем не перекладывают ее на другого. Супруги ведут себя честно, открыто и доверительно. Вместе отдыхают, получают впечатления, удовольствие от жизни, а также принимают решение завести детей.

Также в нормальной семье у каждого есть право на свою личную жизнь – возможность побыть одному, иметь своих друзей, хобби и интересы. Возможность иметь свои желания и реализовывать их.

Партнеры должны понимать, что каждый человек имеет свои особенности – принимать их и уважать.

Например, если муж оказался заядлым фанатом футбола, то нормальная жена не будет настаивать на том, чтобы супруг от этого увлечения отказался. И, наоборот. Личные увлечения женщины не должны ущемляться мужчиной, даже если они ему не нравятся.

Частая ошибка – стремиться быть во всем похожими друг на друга. Это приводит к тому, что супруги становятся одинаковыми: им становится скучно друг с другом, все чаще возникают скандалы, основанные на взаимном раздражении. Парадокс ( ?), но чем больше разнятся люди, тем выше вероятность счастливой семейной жизни.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Друг - кто это такой, 5 видов дружбы и как научиться дружить Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Сибарит - это человек стремящийся к удовольствиям или прожигатель жизни Что такое мечта и зачем это нам нужно - 10 бонусов для мечтателя Социализация - это то, что позволит вам жить в гармонии с миром Маргинал или изгой общества

Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью и воспитанием детей. С развитием цивилизации и в различных социальных сообществах функции семьи меняются.

СЕМЬЯ

family) Семья в психоанализе - это всегда то, что антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из матери, отца и детей, которые рассматривают себя и рассматриваются обществом как исходная ячейка, а не большая семья клана или племени. В результате такие явления, как ЭДИПОВ КОМПЛЕКС и соперничество между братьями и сестрами (см. СИБСЫ), всегда описываются в терминах, которые потеряют смысл, еслиих применить к культурам, где дяди, бабушки и дедушки не менее значимы, чем отцы, а между двоюродными и родными братьями и сестрами не делается различий. Кроме того, явления, подобные кризису юношеской ИДЕНТИФИКАЦИИ, имеющие место только в нуклеарных семьях, определяются таким образом, словно они - неотъемлемые свойства человеческой природы. семейная терапия - это ПСИХОТЕРАПИЯ, которая в качестве объекта лечения рассматривает не отдельного пациента, как "представителя" семьи, а всю семью в целом. В США выпускается журнал "Семейный процесс", где публикуются исследования, основанные на предположении, что неврозы являются внутрисемейными нарушениями. семейная романтика - фантазия ребенка о том, что его родители - не настоящие, и что на самом деле он благородного, даже королевского происхождения.

Семы

Sems ). "Социально сформированные проводящие структуры эргов". Выученные или приобретенные динамические черты, промежуточные цели, связывающие аттитюд с изначальным эргом. Семы берут свою энергию из эргов и придают аттитюдам некоторую организацию и стабильность.

СЕМЬЯ

1. В самом строгом значении термин "семья" относится к фундаментальной единице родства. В своей минимальной или ядерной форме семья состоит из матери, отца и потомства. В более широком использовании это может относиться к расширенной семье, которая может включать дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т.д., которые все вместе действуют как отдельная социальная единица. У социологов и антропологов имеется множество других специальных классификаций для различных видов семей, согласно тому, как они представляются в различных культурах и обществах. 2. Более широкое значение – группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей. 3. Еще более широкое значение – термин, применимый к любой совокупности близко или формально связанных предметов или событий; в математике это относится к семье кривых, в социальной психологии – к семье черт или отношений, в лингвистике – к семье языков и т.д. 4. В биологии – уровень классификации связанных видов (или иногда отдельного вида), которые сгруппированы в определенном порядке.

СЕМЬЯ

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Основные исторические формы С.: парная (при неустойчивых связях между мужем и женой и раздельном имуществе), большая (включающая несколько поколений родственников), полигамная, моногамная. Большинство современных С. состоит из супругов и их детей (нуклеарная С.). Сфера возникновения и развития семейных конфликтов.

СЕМЬЯ

устойчивое объединение, основанное на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Важнейшая функция С. – репродуктивная, т. е. рождение и воспитание детей. С. обеспечивает наиболее адекватные условия для полового воспитания детей и формирования их полового самосознания. У индивидов, воспитанных в С., особенно в которых есть и отец и мать, реже встречаются половые извращения, легче и естественнее проходит процесс половой социализации.

Семья

славянск. «семь» - работник, слуга, домочадец; лат seimа – домочадец) - 1. фундаментальная единица родства. В своей минимальной или ядерной, нуклеарной форме семья состоит из отца, матери и их потомства. В более широком значении термин относится к «расширенной семье», которая может включать дедушку, бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т. д., которые все вместе функционируют как отдельная социальная единица. Существует множество других специальных классификаций для различных видов семей, согласно тому, как последние представляются в разных культурах и обществах; 2. более широкое значение – группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никакой кровной связи; 3. еще более широкое значение – термин, который обозначает любую совокупность близко или формально связанных объектов или событий. Например, в социальной психологии – семью черт или отношений, в математике - семью кривых, в лингвистике – семью языков и т.п.; 4. в биологии – уровень классификации связанных видов (иногда отдельных видов), которые сгруппированы в определенном порядке; 5. в психоанализе – то, что антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из отца, матери и их родных и/или приемных детей, которые рассматривают себя и рассматриваются обществом как исходная ячейка, а не большая семья клана или племени. В результате такие явления, как Эдипов комплекс и соперничество между братьями и сестрами всегда описываются в терминах, которые теряют смысл, если их применить к культурам, где дяди, бабушки, дедушки и другие родственники отнюдь не менее значимы для детей, чем их отцы, а между двоюродными и родными сибсами не делается при этом существенных различий. Кроме того, явления, подобные кризису юношеской идентичности (в психопатологии - «нарушению отождествления»), обычно имеющие место только в нуклеарных семьях, определяются таким образом, словно они представяют неотъемлемые свойства и всегда существующие свойства человеческой природы. Существуют исследования, основанные на предположении о том, что неврозы являются преимущественно внутрисемейными нарушениями. Термин семейная романтика обозначает фантазии ребенка о том, что его родители – не настоящие, и что на самом деле он имеет высокое, благородное, даже королевское происхождение.

Семья

малая социальная группа, состоящая из людей, связанных узами родства и/или супружества. Представляет собой динамическую систему, функционирование которой определяется действием двух законов: закона гомеоста-за и закона гетеростаза. Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое положение, остаться в данной точке развития. Согласно закону гетеростаза, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл: некую последовательность смены стадий. Семья выполняет ряд функций, наиболее важными из которых являются: функция духовного (культурного) общения, эмоциональная, сексуально-эротическая, функция первичного социального контроля, репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая.

  • Тема 3. Исследовательские средства социологии
  • 2.Методы, используемые социологией при изучении ею общества как своего объекта исследования
  • 2.1. Философские (мировоззренческие) парадигмы социологического анализа общества
  • 2.2 Общенаучные, теоретические методы и их роль в социологической науке
  • 2.3. Эмпирические методы социологического исследования
  • 2.4. Методы обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных
  • Тема 4. Социологическое исследование: этапы, программа, главные теоретические процедуры и исследовательские стратегии
  • 1. Основные этапы конкретно-социологического, эмпирического исследования
  • 2. Программа, цели и задачи, объект и предмет исследования
  • 3. Главные теоретические процедуры кси
  • 4. Исследовательские стратегии
  • 1. Социологическое знание: общее и особенное
  • 2. Социология и законы социальной жизни общества
  • 3. Объективность, гносеологическая и историческая релятивность (относительность) социологического знания
  • Социологическое знание
  • Тема 6. Внутреннее многообразие социологии
  • Тема 7. Социологический плюрализм. Основные направления современной мировой социологической мысли
  • Тема 8. Социология и другие науки
  • 3. Социология и психология
  • 4. Социология и экономическая наука
  • Тема 9. Социология и жизнь общества. Функции социологии
  • Тема 10. Социологическое мышление: некоторые гносеологические характеристики
  • Тема 11. Социальное. Социальная жизнь, её базисные элементы.
  • 1.Социальное
  • 2.1 Социальное действие.
  • 2.3. Социальные общности.
  • 2.5 Социальные организации.
  • Тема 12. Общество как тип социальной общности, социальная и социетальная система
  • 3. Типы обществ
  • 3. Изменение (развитие) общества
  • 5. Дополнение к вопросу о типах общества (из книги “Современная западная социология: Словарь” – м., Политиздат, 1990. С. 270-271)
  • Тема 13. Социальная структура общества: понятие, плюрализм трактовок, место в категориальной системе социологии
  • 1.О термине «структура»
  • 2.Социальная структура как социологическое понятие
  • 3.Социальная структура: западно-социологические парадигмы интерпретации
  • Тема 14. Личность. Социализация индивида
  • 2. Структура личности
  • 3. Становление личности (социализация индивида)
  • Тема 15. Культура. Социокультурная динамика
  • 1. Культура: понятие и его социологическая интерпретация
  • 2. Внутренняя дифференциация (многообразие) культуры
  • 3. Социокультурный процесс
  • 4. Типы культур. Социокультурные суперсистемы
  • Тема 16. Девиация: сущность, причины и типы. Социальный контроль
  • 1. Понятие девиации
  • 2. Причины девиантного поведения: биологическое, психологическое и социокультурное объяснение
  • 3. Типы девиации
  • 4. Девиация и социальный контроль
  • Теории девиации
  • Тема 17. Социальная структура общества
  • Тема 18. Семья и брак, их место и функции в обществе
  • 1. Семья как объект социологического анализа
  • 2. Понятие семья и его определение
  • 3. Социальные функции семьи
  • 4. Типы семейно-брачных отношений
  • 5. Историческое изменение (развитие) семьи
  • Тема 19. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения
  • Тема 20. Поселенческие общности. Социология города
  • 1. Расселение населения как предмет социологической науки. Понятие поселенческой общности
  • 3. Урбанизация особенности урбанизации в России
  • Тема 21. Социальный процесс и изменения в обществе: классические и современные теории
  • 2. Социальные изменения: понятие, сущность, факторы.
  • 3.Виды (разновидности) социальных изменений.
  • Тема 22. Коллективное поведение: особенности, субъекты, формы
  • 1.Некоторые предварительные замечания.
  • 2.Коллективное поведение: понятие, общая характеристика и определение.
  • 3.Массовое поведение как разновидность коллективного
  • 4.Толпа и публика. Поведение толпы.
  • 2.Коллективное поведение: понятие, общая характеристика и определение
  • 3.Массовое поведение как разновидность коллективного поведения
  • 4. Толпа и публика. Поведение толпы
  • Тема 23. Социальные движения: сущность типы, жизненный цикл
  • Тема 24. Управление социальными процессами
  • 1.Феномен управления. История управленческой социальной мысли
  • 2.Управление социальными процессами: понятие и система
  • 3. Законы, принципы и методы социального управления
  • 2. Понятие семья и его определение

    Понятие «семья» является одним из ведущих среди понятийно-категориального аппарата общей социологии и главным (или заглавным) в той часто-социологической теории, которую принято называть «Социологией семьи».

    Существует не один десяток определений того, что такое семья.

    Остановимся на трёх группах этих определений.

    1. Расширительные толкования понятия «семья»:

    а) семья – это группа лиц, имеющих общих предков;

    б) семья – это группа лиц, проживающих вместе;

    в) семья – это группа лиц, любящих друг друга.

    Это весьма упрощённые, довольно нестрогие, иными словами, расширительные трактовки семьи.

    2. Вторая группа определений. Это – слишком, можно сказать, радикальные определения, узкие, выводящие за рамки понятия «семья» некоторые типы семейных структур; определения, служащие объектом данного понятия.

    Приведу лишь один пример. Это определение семьи, данное отечественным социологом А. М. Антоновым.

    «Семья, - пишет он, - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».

    По А. М. Антонову в основе семьи лежит триединое отношение: супружество – родительство – родство.

    Это семья в строгом, слишком уж строгом, смысле ее понимания: исключи хотя бы один из элементов (любой) данного триединства и семьи нет! А что есть? Если по Антонову, всего лишь «осколочная семья», «фрагментарная семья», «семейная группа»… Все что угодно, но не семья в точном смысле этого слова.

    Семьей в таком случае не является:

    1) родители без супружества;

    2) супруги без детей;

    3) молодожены и т. д.

    Вряд ли с таким определением семьи можно согласится.

    Сегодня и у нас, и в западной социологии многие признают достаточным для того, чтобы констатировать факт существования семьи наличие хотя бы одного из элементов указанного триединого отношения: супружество, родительство, родство.

    Более того, существует взгляды, согласно которым, даже партнерство, сожительство рассматривают как семью (Баздырев К. К. «Простое управление: мужчина + женщина = семья» М., 1981.). Хотя о таких формах как «партнёрство» и «сожительство» следует всё же говорить как о формах не подлинной, а так называемой «альтернативной семьи».

    Хотелось бы отметить, что есть в отношении объема и содержания понятия «семья» приведенное определение является слишком строгим, то в отношении его логики оно далеко от хотя бы какой-нибудь строгости: в нем средством определения избирается то, что ещё предстоит определить – «семья». Понятие «семья» определяется через «семейные отношения», и таким образом через семью. То есть, это определение тавтологично.

    Таким образом, эти две группы определений представляют две крайности.

    3. Третья группа определений, думается, наиболее приемлема.

    Определения этой группы лишены крайностей. Приведем некоторые из них.

    Д. Хэбдинг, Л. Клик (США) определяют семью таким образом. «Семья – это группа людей, социально санкционированная, относительно постоянная, объединенная по крови, браку, усыновлению детей, живущих вместе и экономически связанных между собой». А вот определение семьи одного из отечественных социологов – А. Г. Харчева: «Семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как членами малой группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения…»

    Теперь немного о браке.

    Сегодня многие исследователи считают, что следует различать понятия «семья» и «брак». «Брак – это комплекс обычаев, основанных на отношениях между сексуально связанной парой взрослых внутри семьи» (Мердок).

    В отечественной традиции брак определяется как семейный союз мужчины и женщины, порождающих их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.

    Семья, как отмечалось ранее, это малая (первичная) социальная группа. В заключении рассмотрим понятие «семья» представим две новеллы о семье как социальной группе.

    Первая навела: семья состоит из индивидов . Индивиды – члены семьи. Как таковые они занимают определенные статусы в семье и выполняют в соответствии с этими статусами соответствующие роли (семейные роли). Между членами семьи имеют место ролевые отношения.

    Семейные роли – это разновидности социальных ролей.

    Роли подразделяются в семье на:

    1) Супружеские (жена, муж);

    2) Родительские (мать, отец);

    3) Детские (сын, дочь);

    4) Родственные (брат, сестра);

    5) Межпоколенные (дедушка, бабушка, внуки);

    6) Внутрипоколенные (старший, младший внутри поколения).

    Исполнение семейных ролей может быть как консенсуальных, так и конфликтным. Исполнение ролей зависит от правильного понимания членом семьи своего статуса, своей роли, статуса и ролей других членов семьи.

    Немного о конфликтном исполнении ролей (семейные конфликты как понятие).

    Разновидности семейных конфликтов:

    1) Ролевые конфликты: связаны с неадекватным пониманием членами семьи своей роли (плохой отец, плохая мать – делает не то, что надо);

    2) Межролевые конфликты: у одних и тех же членов семьи противоположные роли (дети - родители);

    3) Внутриролевые конфликты: женщина – хозяйка дома, но она должна и работать, добывать средства для существования семьи.

    Конфликты могут возникнуть и тогда, когда скажем, какой-либо член семьи (или все они) переносит роли своих социальных, официальных, например, должностных статусов на внутрисемейные отношения.

    Вторая новелла: жизненный цикл семьи .

    Семья как социальная группа проходит в своей истории ряд этапов или стадий, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи.

    Такими этапами являются:

    1) Вступление в брак – образование (рождение) семьи;

    2) Начало деторождения – рождение первого работа;

    3) Окончание деторождения – рождение последнего ребёнка;

    4) «Пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка;

    5)Прекращение существования семьи – скажем смерть одного из супругов.

    На каждом этапе семья обладает специфическими социальными, экономическими и иными характеристиками.

    Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.

    Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.

    Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.

    Функции семьи как социального института

    К основным функциям семьи относится:

    • воспроизводственная, то есть продолжение рода;
    • воспитание и обучение, социализация;
    • содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
    • духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
    • организация совместного отдыха и деятельности семьи.

    В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:

    • снижение рождаемости;
    • увеличение числа разводов;
    • девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
    • рост числа малообеспеченных и неполных семей;
    • ухудшение здоровья детей и супругов;
    • изменение семейных ролей;
    • рост семейного насилия.

    Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.

    На функционирование семьи в свою очередь влияет:

    • нормы и ценности культуры;
    • экономическая сфера общества;
    • демографические изменения;
    • государственные институты;
    • физиологические процессы;
    • психологическая динамика внутрисемейных отношений.

    Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.

    Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.

    Типы семей

    Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и ребенка.

    1. Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
    2. Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними , потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
    3. Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

    Благополучные и неблагополучные семьи

    Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

    По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.

    Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения
    Благополучные семьи Понимающие Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности.
    Покровительствующие Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними.
    Безразличные Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими.
    Неблагополучные семьи Подавляющие Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут.
    Тревожные Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы.
    Отстраненные Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку.
    Отвергающие На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение.

    По воспитательному потенциалу

    По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.

    Воспитательно-сильная семья

    Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.

    Воспитательно-устойчивая

    В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.

    Воспитательно-неустойчивая

    Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.

    Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними

    Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.

    В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:

    • воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
    • маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
    • правонарушительская;
    • преступная;
    • психологически отягощенная семья.

    Родительский авторитет

    Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.

    • достойную жизнь родителей;
    • достойную работу родителей;
    • их поведение;
    • их знание жизни ребенка;
    • помощь ребенку;
    • чувство ответственности за воспитание ребенка;
    • гражданское лицо родителей.

    Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.

    1. Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
    2. Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
    3. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
    4. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
    5. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
    6. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
    7. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
    8. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
    9. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

    Педагогическая культура родителей

    Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на , а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

    • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
    • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

    Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

    Высокий уровень

    Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

    Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

    Владение методами воспитания

    Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

    Средний уровень

    Осознание целей и задач воспитания

    Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

    Способность к сотрудничеству с детьми

    Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

    Владение методами воспитания

    Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.

    Низкий уровень

    Осознание целей и задач воспитания

    Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

    Способность к сотрудничеству с детьми

    Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

    Владение методами воспитания

    Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

    Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

    К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.

    Основы семейного воспитания

    В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

    Родительский контроль

    При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

    Родительские требования

    Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

    Способы общения с ребенком

    Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

    Эмоциональная поддержка

    Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

    Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

    Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

    Послесловие

    Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».

    Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:

    • индивидуально-психологические особенности ребенка;
    • личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
    • условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).

    «Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.

    Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.

    Человек - это живой организм. Организм, имеющий множество потребностей. Так же, как и другие звери, мы вынуждены добывать пищу и воду, искать кров и возможность продолжить род.

    Но в отличие от большинства животных, люди не наделены острым слухом и зрением, цепкими когтями или маскирующим окрасом. Испокон веков выживание человека зависело от других представителей его вида.

    Стая приматов или первобытная родовая община могли добыть больше еды, чем каждый из них по отдельности. Объединённая родственными узами группа обеспечивала своим количеством защиту от хищников и безопасность развивающемуся потомству.

    Семья позволила человечеству занять место в этом мире. Социальная сторона жизни родила множество новых потребностей: в любви, воспитании, эмоциональном тепле и принятии.

    И хотя между примитивным и современным человеком лежат миллионы лет эволюции, нечто осталось неизменным - в моменты острой нужды мы обращаемся к родным (а ещё мы прямоходящие). Можно сказать, что всё человеческое общество родилось в семье. Но что же такое семья?

    Семья - это самое важное, что есть в мире.
    Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего.
    Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни.
    Джонни Депп

    Что такое семья: Определение

    Значение семьи в жизни человека столь велико, что невозможно дать её характеристику, при взгляде только с одной стороны. Несмотря на распространённость этого слова в повседневной жизни, его значения широко рознятся. К примеру, сказав, что семья - это брачный союз, мы будем правы, но упустим кучу деталей, не упомянув детей, родителей, да и вообще, что делает эта самая семья.

    Так, взрослый человек оценивает семью, как микрогруппу, в которую входит, и как структуру, способную удовлетворять материальные и духовные потребности. Хотя пребывание в ней и предусматривает множество требований, это окупается своими субъективными выгодами.

    Ребёнок расценивает семью иначе. На вопрос что такое семья – определение для детей будет рассмотрено с другой стороны. Для них это самая первая социальная среда, в которой происходит развитие психических, эмоциональных и интеллектуальных функций личности. Мать и отец являются для ребёнка образцами поведения и ролевыми моделями того, какими являются мужчины и женщины. Опыт, полученный в детстве в семье, человек несёт с собой всю оставшуюся жизнь.

    Общество и государство рассматривают другое – социальное определение семьи. Для них это группа людей, связанных кровными, брачными или родственными узами, а также, как правило, проживающая на одной территории. Это позволяет структурировать индивидов в отдельные кластеры, составляющие основу социума. Состояние и проблемы семей являются проекцией состояния и проблем общества в целом. Таким образом, обеспечивая благополучие семей, общество может обеспечивать собственное «здоровье».

    Наука на вопрос что такое семья определение находит в рамках такого направления, как семейная психология. С точки зрения психологов, семья – это структурно-функциональное объединение людей, связанных общностью быта и имеющих между собой супружеские или родственные связи. Акцент тут делается на функциональном значении. Рассмотрим подробнее, какие функции выполняет семья.

    Что такое семья - определение для детей

    Семья – понятие разностороннее. Определяя его суть, сложно отразить всё в одном предложении. Здесь объединены представления: брачный союз, самые близкие родственники, традиции, жилище, быт, многое другое.

    С ранних лет дети задаются вопросом, что такое семья. Определение для детей с взрослым понятием совпадать не может. Важно направить их любознательность в нужное русло.

    Важность семьи для человека

    Для взрослых семья – определённая структура, микро группа, совместные духовные и материальные заботы. У детей понимание этой структуры развивается постепенно и от взрослых во многом зависит правильность их восприятия.

    Семья создаётся в любви и верности для продолжения рода, взаимной поддержки, стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Детей надо подготовить не только к пониманию сути понятия, но и к нормам поведения в этой ячейке общества.

    Формирование у детей понятия «семья»

    Начиная с младшего детского возраста, для понимания, что такое семья, определение для детей важно подкреплять наглядностью. Просто беседа не отложится, не запомнится. Малыш должен видеть, ощущать, соприкасаться с изучаемым понятием, как с предметом.

    Результативными бывают наблюдения за семьями животных, рассматривание фотографий, ролевые игры. Значимым является эмоциональный контекст. Дети знают, что семья – важное место для возникновения добрых взаимоотношений, получения первого опыта во всех сферах жизни.

    Развитие ребёнка в семье

    По мере взросления в определении «семья» для ребёнка появляются новые значения, понятие расширяется. Но всегда главной составляющей семьи остаётся любовь.

    Расширение детского определения семьи с возрастом

    Возраст Понятия в определении семьи (семья – это)
    2-3 года мама и папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки
    4-6 лет
    • близкие родственники;
    • совместное проживание;
    • любовь, ласка, уют и тепло.
    7-10 лет
    • забота, внимание, ответственность;
    • чувство защищённости;
    • совместная работа и отдых.
    11-14 лет
    • чуткое и бережное отношение друг к другу;
    • преемственность поколений, взаимопонимание и стабильность;
    • общие финансы, среда для развития.
    15-18 лет
    • генеалогическое древо, родословная, история семьи;
    • основы супружеской любви и рождения детей;
    • виды семей, моральная и правовая ответственность.

    Определение слова семья для детей к 18 годам соответствует взрослому или близко к нему. Детское развитие внутри семьи на всю жизнь оставляет свой отпечаток и отношение к ячейке общества.

    Важность примера

    Стандарты поведения формируются собственным примером и убеждённостью. Дети чувствуют фальшь, как никто другой, и ценят искренность. Образцом для подражания, бесспорно, являются родители. Отношения между мужчиной и женщиной остаются в детском подсознании на всю жизнь как взаимодействие мамы с папой.

    Психологи до сих пор спорят по многим темам семейного воспитания, задаваясь вопросом, что такое семья. Определение для детей особенно интересно для многих. Приглашаем к обсуждению читателей.

    Как вы думаете, какое определение семьи для детей наиболее верно отражает её суть и почему? Выскажите, пожалуйста, ваше мнение. Спасибо.

    Функции семьи

    Под функцией тут подразумевается сфера жизни, в которой удовлетворяются потребности членов семьи – людей, являющихся частью семьи, и состоящих с другими членами семьи в родственных или супружеских отношениях.



    Семьи, которые выполняют все свои функции в полном объёме называются полнофункциональными. Впрочем, значение того, что такое «полный объём» может варьироваться в зависимости от возраста семьи или внешних обстоятельств. Так, в молодой семье, состоящей из двух членов, на первом месте может стоять сексуальная функция, тогда как пожилой брак, как правило, уделяет ей меньше времени, акцентируя внимание на воспитании нового поколения.

    Когда одна или несколько функций не выполняются или нарушены, то мы находим ответ на вопрос что такое «семья социального риска». Определение для данной категории семей раскрывает основную проблему. Разобщённость и отстранённость между членами семьи, отсутствие общих интересов, эмоциональный холод, равнодушие и отсутствие поддержки, взаимное недоверие, жестокость и насилие по отношению к близким - все эти факторы позволяют отнести семью к дисфункциональным.

    Семья заменяет всё.
    Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья.
    Фаина Георгиевна Раневская


    Редко встречаются случаи, когда нарушение наблюдается только в одной функции, т.к. они связаны. Поэтому социальная работа ведётся со всеми компонентами и членами семьи.

    Типы семей

    Основным критерием для классификации является состав семьи, т.е. количество людей, являющихся членами семьи.

    К примеру, в зависимости от количества родителей выделяют:

    • неполные семьи (только отец или только мать с ребёнком).
    • полные семьи (членами семьи являются оба родителя и один или несколько детей).
    По числу поколений, входящих в состав семьи , выделяют:
    • нуклеарные семьи (состоят из одного или двух поколений – супругов и их несовершеннолетних детей).
    • расширенные семьи (включают также родителей супругов).
    В зависимости от количества детей , проводят следующую классификацию:
    • бездетная семья (диада супругов без детей)
    • малодетная семья (от одного до двух детей)
    • среднедетная семья (три или четыре ребёнка)
    • многодетная семья (пять детей и более)
    Но, как правило, многодетными признаются семьи, имеющие от трёх детей.

    Несмотря на преимущество в виде богатства и разнообразия внутренних связей, способствующих более скорой и эффективной социализации подрастающего поколения, многодетные семьи подвержены многим рискам. Прежде всего экономическим. Так, семьи с большим количеством детей часто становятся малоимущими в результате бытовых расходов.

    Малоимущей называется семья, имеющая средний доход на человека меньше прожиточного минимума. Учитывается общий доход семьи, который включает:

    • зарплату;
    • доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности;
    • стипендии;
    • пенсии;
    • пособия;
    • доходы от сдачи в аренду имущества и др.
    Статус малоимущей присваивается только в том случае, когда семья по объективным причинам имеет низкий уровень доходов. Финансовый вопрос встаёт остро также и в молодых семьях, которые ввиду, как правило, неопытности членов не всегда могут обеспечить себе выживание, а также рационально контролировать расходы.

    Стадии жизненного цикла семьи

    Как и любой другой процесс идущий через время, семья проходит определённые этапы, сопровождающиеся изменениями и кризисами.

    1. Молодая семья

    Охватывает период между вступлением в брак и рождением первого ребёнка. На данном этапе чувства между партнёрами, обычно, наиболее сильны, но и количество разводов наиболее высоко.

    Супруги проходят через сложный период «притирания», обнаруживая в повседневной жизни друг с другом все углы своего характера и характера партнёра. Проблемой также является вынужденное вмешательство родственников в жизнь молодой семьи, т.к. зачастую она не имеет собственного отдельного жилищного пространства.

    Адаптация к совместной жизни является сильным стрессом для психики.

    2. Семья с несовершеннолетними детьми

    Включает минимум 18 лет – промежуток между рождением первенца и совершеннолетием последнего ребёнка. Может быть и дольше, если детей несколько, и они разного возраста.

    Эмоциональное напряжение на данном этапе достигает пика, потому что супругам приходится не только выполнять воспитательную функцию, проводя ребёнка через все возрастные этапы, но и материально обеспечивать нового члена семьи.

    Конец данного периода знаменуется «кризисом пустого гнезда», когда супруги вновь спустя много лет оказываются наедине друг с другом. Для многих пар это становится причиной развода, т.к. подрастающие дети являлись единственным, что было общее у мужа с женой.

    В силу возрастных особенностей пары, это время также часто совпадает с кризисом среднего возраста или кризисом достижений. Человек осознаёт, что перешагнул экватор жизни и, глядя на собственные успехи и статус, остаётся недоволен результатами.

    3. Завершающий этап

    Начинается новый период адаптации супругов друг к другу, а также адаптации к новому, взрослому статусу детей. Этап сопровождается возрастными изменениями в организмах мужа и жены, ухудшениями здоровья, ослаблением физических сил.

    Заключение

    Дойдя до завершения статьи, мы можем теперь однозначно сказать, что такое семья, своими словами. Это союз двух любящих друг друга людей, способный произвести и вырастить новую жизнь.

    Семья, это те люди, которые могут оказать поддержку в трудную минуту и обеспечить любовью и пониманием. Существование семей заложено в самой нашей человеческой природе. И насколько бы ни менялся окружающий мир, мы всё равно будем тянуться друг к другу, чтобы справиться с этими изменениями.

    Это одновременно уникальное в плане глубокой субъективной интимности и самое распространённое в мире явление. В честь него даже существует «День семьи, любви и верности», отмечаемый в России и других странах мира.

    Такое явление как семья существует в множестве форм, но в итоге каждый отдельный человек имеет свой багаж воспоминаний переживаний и образов, связанных с представлением о том, что это такое. А что такое семья для Вас?