Факторы влияющие на здоровье ребенка дошкольного возраста. Консультация для родителей " здоровье ребенка и факторы, и влияющие на здоровье ребенка

Факторы формирующие здоровье детей и подростков

1. Здоровье родителей
Как известно, генетическая составляющая играет довольно важную роль в становлении здоровья. Однако многие списывают на наследственность гораздо больше, чем стоило бы. На самом деле, вероятность развития тех или иных патологических состояний в большей степени зависит от воздействия окружающей среды. Тем не менее, от того, как родители готовились к рождению крохи, зависит многое в становлении его здоровья на начальном этапе, ведь предрасположенность к тем или иным заболеваниям закладывается еще в материнской утробе. Так если мама и папа еще до зачатия крохи прошли все необходимые исследования, отказались от вредных привычек, вылечили все болезни, то их ребенок имеет больше шансов на рождение абсолютно здоровым.
2. Экология
К сожалению, этот фактор оказывает достаточно значимое влияние на формирование здоровья ребенка. Во время беременности будущей маме желательно побольше находится в зеленых зонах, не дышать дымом и выхлопными газами. После рождения ребенка нужно гулять с ним на природе, выезжать на лето к морю либо подальше от шумного города, например, в деревню.
3. Микроклимат в семье
Данный фактор играет очень важную роль на становление здоровья ребенка и подростка. Многие специалисты утверждают, что болезни, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни, в большей части имеют психосоматическую природу. Это значит, что они провоцируются какими-то неприятностями, неразрешенными конфликтами и другими проблемами.
У маленьких детей весь их мир – это семья, поэтому если родители любят друг друга, дарят друг другу внимание и нежность, то ребенок имеет все шансы вырасти эмоционально адекватным и физически здоровым. Влияние постоянных скандалов, ссор и даже драк приводит не только к психологическим травмам, но и к явным заболеваниям. Кроме того дети с эмоциональной нестабильностью часто становятся агрессивными, связываются с дурными компаниями, пробуют в раннем возрасте алкогольные напитки и сигареты, что соответствующим образом сказывается на состоянии их здоровья.
4.Образ жизни
Основное влияние на здоровье ребенка оказывает тот образ жизни, который ведет семья и согласно которому приходится жить ему самому. Этот фактор включает в себя несколько подпунктов, а именно правильное рациональное питание, адекватные физические нагрузки и воздействие свежего воздуха (закаливание, прогулки и т.п.).
5. Питание
Так здоровье малыша и правильное рациональное питание тесно взаимосвязаны. Этот факт известен каждому из нас. Многие уверены, что здоровые дети должны есть исключительно по расписанию – четыре раза в день. Однако такое мнение ошибочно. При правильном подходе к питанию ребенок должен есть по аппетиту, соответственно не нужно заставлять его есть, если он не хочет.
Желание подкрепится – это наглядный индикатор состояния организма, и переедание может приносить вред. При насильственном кормлении как раз таки и возникает переедание, а это перенагружает желудок и приносит множество неприятностей.
Для полноценного питания в рационе ребенка должны обязательно присутствовать овощи и фрукты, рыба, нежирное мясо, яйца. Не стоит забывать и о молочных продуктах, соках, кашах. Родители должны грамотна распределить питательный набор на целый день, так, чтобы ребенок получал все необходимые ему вещества, обеспечивающие полноценный рост и развитие.
6. Физические нагрузки
Детей нужно с малых лет привлекать к спорту. Еще с грудничками можно посещать занятия в бассейне, ходить на сеансы массажа и лечебной физкультуры.
Деткам более старшего возраста на пользу пойдут различные платные тренировочные мероприятия, либо просто длительные прогулки на свежем воздухе.
Особенно полезно проводить максимально много времени с ребенком, показывая ему на своем примере, что физкультура и спорт это хорошо. Отличной традицией являются семейные воскресные прогулки на роликах, утренние либо вечерние пробежки на ближайшем стадионе.
Во время любых спортивных занятий родителям стоит учитывать, что кровообращение у ребенка работает гораздо лучше, чем у взрослого, поэтому одевать активного малыша нужно легче, чем себя.
7. Свежий воздух и закаливание
Чтобы вырастить действительно здорового малыша нужно уделять время его закаливанию. Это и обливания прохладной водой, и прогулки в любую погоду, и хождение босиком. Еще с грудного возраста нужно оставлять малыша голеньким для своеобразных воздушных ванн. Все эти мероприятия тренируют иммунную систему, помогая ей адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Благодаря этому ребенок будет нормально переносить сквозняки, похолодания, атаки микробов и вирусов, а при заболеваниях выздоровление будет наступать намного быстрее.

Заключение
Навскидку видно, что более чем на три четверти факторы влияющие и формирующие здоровье детей зависят от их родителей. Конечно, здоровье ребенка зависит от множества факторов, но основной критерий его становления – это правильный образ жизни, как малыша, так и его родителей. И не нужно перекладывать свою ответственность на садик и школу. Не занимайтесь самообманом! Что посеете – то и пожнете…

Во время беременности на плод могут действовать различные факторы, которые могут привести к печальным последствиям. Во время беременности существуют «критические периоды», во время которых действие вредных факторов особенно опасно.

Зародышевый критический период. Это период до 7 дня беременности. Действие вредных факторов в это время может привести к выкидышу.

Период закладки органов – 3-6 неделя беременности. В это время и по 3-4 месяц беременности действие серьёзных вредных факторов может привести к выкидышу или отклонениям в развитии плода (например, порок сердца).

Действия вредных факторов на сроке 5 месяцев может привести к большим или малым отклонениям в развитии плода.

Действия вредных факторов на сроке 7 месяцев может привести к малым отклонениям в развитии плода или функциональным нарушениям.

Факторы риска неблагоприятного исхода беременности определяются на основании данных обследования и лабораторных анализов. К факторам риска относятся:

Социально-биологические:

Акушерско-гинекологический анамнез:

Экстрагенитальные заболевания:

Осложнения беременности:

Наиболее часто встречаются такие факторы риска, как: возраст, вредные привычки родителей; рост и масса матери; число детей в семье и интервал между родами; гинекологические заболевания беременной; соматические заболевания беременной; инфекционные заболевание во время беременности; резус- и групповая несовместимость матери и плода.

Безусловно, на нас все время действуют какие-то вредные факторы и риски, но при правильном образе жизни и соблюдении всех рекомендаций врача любые риски снижаются до минимума.

Влияние здоровья родителей на здоровье будущего ребенка

Следует знать, что любые болезни родителей и, прежде всего, матери, оказывают влияние на внутриутробное развитие ребенка. Кроме того, беременность нередко обостряет хронические болезни женщин. В наши дни здоровье родителей – серьезная проблема, поскольку только четверть мужчин и женщин в мире могут похвастать настоящим здоровьем.

Мужчинам, имеющим болезнь наследственного характера не рекомендуется иметь собственных детей.

Состояние здоровья будущего ребенка зависит и от возраста женщины:

Подростки в возрасте от 11 до 18 лет в силу своего юного возраста представляют группу риска . Такие осложнения как токсикоз беременных, преждевременные роды или гипотрофия плода (т.е. пониженный в сравнении с нормой вес ребенка) у молоденьких мам встречаются гораздо чаще, нежели у взрослых. Тому есть немало причин: их организм (до 15-летнего возраста) не вполне подготовлен к материнским функциям. Многие не имеют ни жизненного, ни сексуального опыта, забеременели, как правило, случайно и пытаются скрыть свою беременность, поэтому о регулярном наблюдении говорить не приходится. К тому же образ их жизни, привычки, в частности употребление табака и алкоголя, усложняют и без того не самое правильное течение беременности, о чем они, в силу малой информированности, не всегда догадываются.

Беременность в возрасте после 40 лет и старше по ряду причин также подвержены многим рискам . С возрастом повышается риск возможных хромосомных аномалий и, как следствие, выкидышей. Синдром Дауна (трисомия 21 хромосомы) становится одной из главных проблем: риск оценивается как 1/150 в 38 лет, 1/100 к 40 годам и 1/25 по достижению 45-летнего возраста. Причем зависит это лишь от возраста матери, а не от того, какая это по счету беременность. Амниоцентез, позволяющий установить диагноз, должен быть предложен любой женщине старше 38 лет. Предшествующие недуги, чаще связанные с возрастом, такие, как повышенное артериальное давление или наличие фибромы, также могут стать причиной осложнений во время беременности. Повышенное артериальное давление усугубляются токсикозом. Фиброма может увеличиться в объеме и вызвать омертвение тканей (поскольку они перестают орошаться кровью). Выросшая фиброма, помимо прочего, мешает нормальному течению беременности и родов, в том числе сокращению матки после рождения последа, что может закончиться кровотечением.

Готовясь к беременности, необходимо выявить и устранить очаги инфекции – внутриутробное заражение ребенка возможно, к примеру, из-за больных зубов, синусита, гайморита, тонзиллита, бронхита, цистита, воспалительных заболеваний половых органов.

Разработанные комплексные методы лечения беременных, страдающих пороками сердца, сахарным диабетом, туберкулезом и другими заболеваниями, позволяют уменьшить или устранить неблагоприятное влияние болезни матери на плод. В специализированных родильных домах (или отделениях) больные женщины при соответствующей подготовке к беременности и лечении во время нее рожают здоровых детей.

Роль наследственности

Все наследственные характеристики будущего ребенка закладываются в процессе слияния мужской и женской половых клеток. Носителями наследственной информации являются особые структуры клеточных ядер – хромосомы. Каждая яйцеклетка и сперматозоид содержат по 23 хромосомы, хранящие генетическую информацию. Соединение яйцеклетки со сперматозоидом создает оплодотворенную яйцеклетку, содержащую полный комплект из 46 хромосом – 23 от матери и 23 от отца.

Эти 23 пары хромосом объединяются и создают уникальный проект развития ребенка. Каким будет строение ребенка, его физические данные, пол, группа крови, некоторые особенности личности, некоторые душевные характеристики и многое другое – предрешено. Рост и развитие ребенка во время беременности, в младенчестве, в детстве в значительной мере подчиняются этому генетическому плану.

Под влиянием разнообразных факторов (ионизирующее излучение, воздействие вредных веществ и др.) могут происходить патологические изменения (мутации) в генах (участках хромосом, ответственных за передачу определенных наследственных признаков).

Изучены закономерности передачи по наследству многих аномалий развития и предрасположений к болезням. Причины болезней связаны, чаще всего с возникновением патологических мутаций. Под влиянием воздействий, получивших название мутагенов, изменяется структура гена (генная мутация), а затем изменённый ген передается по наследству и при определенных условиях болезнь проявляется у потомства.

Мутации могут происходить и на уровне всего хромосомного комплекса; при этом может изменяться число хромосом (хромосомная мутация). Эту группу наследственных изменений относят к хромосомным болезням.

Передача наследственных признаков, возникающих в результате генных мутаций, может осуществляться по различным типам, в том числе может быть связана с половыми хромосомами. Наследование признаков может быть доминантным и рецессивным.

Доминантным называют такое наследование, при котором ген обязательно проявляет свои свойства и формирует соответствующий патологический признак. По доминантному признаку наследуются синдактилия (сращение пальцев рук), полидактилия (увеличение числа пальцев), ахондроплазия (укорочены руки и ноги, в пропорции к туловищу), множественный нейрофиброматоз (болезнь Реклингхаузена), врождённая атрофия слухового нерва и некоторые другие, редко встречающие болезни.

Рецессивным называют такое наследование, при котором ген, определяющий формирование какого-либо признака, не проявляется в присутствии другого гена, имеющего аналогичное расположение в парной хромосоме. Может существовать скрытое носительство мутантного гена. Заболевание может возникнуть у потомства от брака, когда оба родителя являются носителями такого гена. Особое значение в этом отношении имеют браки между близкими родственниками.

К аномалиям, передающимся по рецессивному признаку, относятся заячья губа (расщелина губы), волчья пасть (расщелина нёба), микроцефалия (недоразвитие полушарий головного мозга), ихтиоз (образование на коже грубых очагов ороговения – «рыбья чешуя»), некоторые дефекты белкового обмена. Некоторые рецессивные наследственные болезни вызваны патологическими генами, «сцепленными с полом», т.е. с половыми хромосомами. В настоящее время известно около 60 таких заболеваний. Наиболее известными из них являются гемофилия и дальтонизм.

Современная медицина располагает необходимыми методами для предупреждения возможности рождения ребенка с признаками наследственных болезней. Одним из них является медико-генетическое прогнозирование на основе составления родословных. Проследив болезни и аномальные особенности предков, можно получить сведения о генетическом здоровье предков и риске наследственных болезней у обследуемой пары.

Медико-генетическое консультирование следует провести, если у родственников встречались наследственные аномалии, если женщине за тридцать, если супруги живут в экологически неблагоприятной местности или работают на производстве с вредными условиями труда.

Алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями как фактор риска патологии плода

Влияние алкоголя

Многочисленными научными исследованиями установлено, что даже однократное употребление спиртных напитков может оказать пагубное влияние на половую клетку, готовую к оплодотворению, как мужскую (сперматозоид), так и женскую (яйцеклетку). Зачатие в момент, когда хотя бы один из родителей был пьян, может привести к рождению неполноценных детей с различными физическими дефектами.

Наиболее чувствителен зародыш к действию алкоголя в первые дни своего развития, когда ещё не образовалась плацента. Плод не имеет своего самостоятельного кровообращения и питается непосредственно из кровеносного русла матери, так что концентрация алкоголя в крови плода соответствует концентрации его в крови матери. В этот период, ещё до времени прихода очередной менструации, женщина может ничего не знать о наступившей беременности, поэтому она употребляет спиртные напитки, не остерегаясь, и тем самым наносит непоправимый вред своему будущему ребенку. Чтобы этого избежать, женщине, живущей половой жизнью и желающей родить здорового ребенка, рекомендуется воздерживаться от спиртных напитков.

На всех этапах формирования организма контакт с алкогольным ядом опасен и может в дальнейшем проявиться нарушениями физического и психического здоровья. Действие алкоголя в период внутриутробного развития плода приводит к недоразвитию плода, рождению ослабленных детей, высокой детской смертности, к рождению детей с врожденным недоразвитием отдельных органов, с уродствами. Попадая в кровь плода, алкоголь вызывает характерные пороки его развития, которые получили в медицинской литературе название алкогольный синдром плода.

Диагноз «алкогольный синдром плода» выставляется при наличии следующих критериев:

наличие замедления развития плода;

характерный набор черепно-лицевых аномалий (узкие глазные щели, недоразвитая верхняя губа с тонкой красной каймой, в дальнейшем, лицо удлиненной формы с вздернутым носом);

нарушение функционирования центральной нервной системы (ЦНС) (повышенная возбудимость, судороги, мозжечковая дисфункция);

морфологические дефекты органов (аномалии суставов, дефекты конечностей, пороки сердца, фиброз печени, нарушения половых органов).

Среди лиц, злоупотребляющих алкоголем, алкогольный синдром плода встречается часто: 25 случаев на 1000 новорожденных.

Но чаще всего в клинической практике встречаются пациенты с последствиями злоупотребления алкоголя родителями без выраженного алкогольного синдрома плода. Речь идет о замедлении умственного развития детей, выявлении у них пониженной сопротивляемости к различным соматическим и инфекционным заболеваниям. Многие страдают умственным недоразвитием (олигофренией), инфантильностью, нарушением функции ЦНС, что проявляется ночным и дневным недержанием мочи, привычной неврогенной рвотой, заиканием, нервным тиком, истерией, эпилепсией. Все это способствует развитию у них аномального поведения, связанного с употреблением спиртных напитков. В таком случае говорят о предрасположенности данного больного к алкоголизму.

Ребенок, родившийся даже без внешних дефектов, может отставать в физическом развитии, часто болеть. С момента рождения он беспокоен, плохо спит, поздно начинает ходить, говорить. У таких детей особенно страдает психика. Как правило, они капризны, непослушны, имеют слабую память, быстро утомляются, отличаются неуравновешенностью и драчливостью.

Влияние табакокурения

Все компоненты табачного дыма могут нарушать генетическую информацию в яйцеклетке, которая затем ляжет в основу будущего ребенка. Нарушения в хромосомах у курящих возникают в 2 раза чаще, поэтому у курящих беременных женщин часты рождения больных детей. Мутагенное влияние продуктов табачного дыма продолжает действовать на плод в течение всей беременности. Так, врожденные пороки сердца у детей, матери которых во время беременности курили, бывают в 2 раза чаще.

Организм будущего ребенка привыкает к никотину уже в утробе курящей матери, то есть ребенок фактически курит вместе с матерью. Никотин ускоряет сердцебиение плода. При одной затяжке оно ускоряется от 130 до 185 ударов в минуту. Кстати, некурящая женщина и ее ребенок, если они находятся среди курящих, подвержены такому же вредному воздействию табачного дыма. У 40% детей курящих матерей увеличивается предрасположенность к судорогам.

У курящей женщины снабжение плода через плаценту питательными веществами и кислородом нарушено. Ребенок получает их на 25% меньше, следовательно, он отстает в развитии. У таких женщин в 2 раза чаще рождаются дети с малым весом. Чем больше беременная женщина курит, тем меньше масса тела новорожденного. Курение является причиной различных дефектов в развитии плаценты, нарушений в развитии плода, самопроизвольных выкидышей. Дети, рожденные курящей матерью, в 2 раза чаще имеют синдром внезапной младенческой смерти. У курящих женщин чаще встречаются осложнения беременности, преждевременные роды – в 2 раза чаще, чем у некурящих.

После рождения ребенок курящей матери продолжает получать никотин и другие яды с грудным молоком. Такие дети плохо спят, раздражительны, плаксивы. Большинство таких детей первого года жизни с первых же дней отстают в росте и весе. У них часто нарушается аппетит, они неохотно берут грудь, сосут мало. Родители нередко отмечают у них беспричинное повышение температуры. Такие дети позднее обычных начинают становиться на ноги, ходить, у них позже развивается речь.

Различного рода психические отклонения встречаются в 2 раза чаще, чем у потомства некурящих родителей. Причем, скрытая психоневротизация может проявиться и спустя годы или язвенной болезнью, или гипертонией.

Врачебные наблюдения показывают, что грудничковые дети при регулярном поступлении в их организм табачного дыма постепенно привыкают к «курению» и «требуют» очередную порцию никотина, успокаиваясь лишь тогда, когда в их присутствии закуривают. В кровеносное русло малышей табачные яды легко проникают не только через легкие, но и через кожу. Возможность же обезвреживания токсических веществ у малышей резко снижена из-за несовершенства ферментативных систем, прежде всего печени и почек, способной нейтрализовать поступающие яды.

В течение первых семи лет жизни дети курящих родителей отстают в психическом и физическом развитии. Они более раздражительны и болезненны. Дети, где в семье курят, часто имеют болезни верхних дыхательных путей и легких, аллергические заболевания; имеют большую вероятность заболеть бронхиальной астмой.

Дети курящих матерей имеют большой риск развития сахарного диабета или ожирения. Так утверждают специалисты Каролинского института в Стокгольме. Они обнаружили, что дети, чьи матери выкуривали 10 и больше сигарет в неделю во время беременности, имели почти 4-х-кратное увеличение риска развития раннего диабета. Предполагается, что курение во время беременности может быть причиной метаболических нарушений возможно вследствие недостаточного питания плода.

Дети женщин, которые бросили курить в начале беременности, не отстают в развитии от детей некурящих женщин.

Как относиться к суевериям во время беременности, какое значение они оказывают на жизнь, противоречат друг другу.

Влияние наркотических средств

Приём наркотиков во время беременности, безусловно, отрицательно сказывается на развитии плода. Женщины, принимающие наркотики рискуют родить ребёнка с серьёзными патологиями. Употребление наркотиков во время беременности может приводить к выкидышам и преждевременным родам, также может развиться плацентарная недостаточность и маловодие. Наркотики проникают через плаценту и повреждают нервную систему плода (влияют на сосуды головного мозга плода, приводят к нарушению мозгового кровообращения, вызывают врожденные уродства). Случаи смертности новорождённых детей у женщин принимающих наркотики достигает 80%. У родившихся детей часто наблюдается абстинентный синдром, который выражается в повышенной возбудимости ребёнка, в повышении мышечного тонуса, в треморе и гиперактивности. У таких детей наблюдаются вегетативные нарушения и судороги.

Влияние токсикомании

Токсикомания беременных вызывает нарушение маточно-плацентарного кровообращения, изменения в органах плода: печени, сердце. Приводит к внутриутробной гибели плода.

Влияние других неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.)

Радиационные факторы

Под воздействием ионизирующей радиации у плода могут возникнуть: пороки нервной системы, пороки глаз и черепа. При регулярном и длительном облучении беременной возможна внутриутробная гибель плода.

Более подробно следует остановиться на бытовой технике, взаимодействие с которой, в отличие от ядерных испытаний и взрывов на производстве, можно контролировать и регулировать. Если первые компьютеры, телевизоры и микроволновые печи привносили в дом значительную долю ионизирующей радиации, то бытовая техника последних поколений (1999–2000 года выпуска и моложе) в этом отношении является практически безопасной. Ведущие фирмы-производители стремятся сохранить свой имидж и прилагают все усилия, чтобы их продукция отвечала необходимым экологическим требованиям. Тем не менее, несмотря на все ухищрения, считать ее безопасной на 100% нельзя. Безопасное расстояние от компьютера со стороны экрана, если экран защищен, составляет 30–50 см, а со стороны трубки экрана это расстояние увеличивается до 2–3 м.

Поэтому, во избежание негативных воздействий на развивающегося ребенка, беременной не следует попадать в зону излучения этих бытовых приборов, находясь на безопасном расстоянии от них, а также сократить просмотр телепрограмм до 1 часа в день, а работу на компьютере до 3 часов. Кроме этого, не рекомендуется проводить рентгенологические исследования – они противопоказаны в течение всей беременности.

Влияние механических и химических факторов

Механические повреждения могут возникнуть у плода из-за:

чрезмерного давления на него стенок матки (что может быть при маловодии, дефектах формы или расположения матки, опухоли матки);

шумовых воздействий.

Особо следует сказать о шумовых воздействиях. Клетки развивающегося плода не адаптируются к шуму, как клетки взрослого, поэтому регулярные воздействия сильных шумов и громких звуков реально угрожают плоду. У него может возникнуть задержка в развитии, дефекты слухового аппарата, врожденная глухота. Особенно пагубно на плод влияют шумы аэродромов, производственные шумы, шум автострад и железных дорог, громкая музыка и другие громкие звуки. В первой половине беременности, равно как и во второй, следует избегать шумовых воздействий. Самыми лучшими для нормального развития плода являются природные естественные звуки и гармоничная музыка. Например, музыка Моцарта, Вивальди, Чайковского успокаивает плод; рок-музыка действует негативно.

Химические факторы. Стиральные порошки и чистящие средства. Использование стиральных порошков, отбеливателей и чистящих средств, в состав которых входит хлор, тоже может привести к нарушениям в развитии эмбриона и плода. В частности, хлор влияет на формирование и развитие половой системы у мальчиков и может привести к бесплодию.

Влияние лекарственных препаратов

Целый ряд лекарственных препаратов, проникая через плаценту к плоду, напрямую воздействуют на его клетки, вызывая повреждения, которые могут привести к уродствам. Особенно уязвим по отношению к химическим воздействиям развивающийся ребенок до 13 недели беременности. Химические воздействия в этот период могут привести к расщелинам губы и нёба, сращению пальцев, недоразвитию конечностей, вызвать задержку роста, недоразвитие внутренних органов. Поэтому во время беременности использовать лекарственные препараты без внимательного изучения инструкции к препарату и консультации у врача опасно для здоровья плода!

  • Из лекарственных средств пагубно влияют на плод:
  • антибиотики;
  • средства, снижающие давление;
  • антидиабетические препараты;
  • противовоспалительные средства (аспирин, ибупрофен и др.);
  • гормональные препараты (преднизолон, фторокорт и др.);
  • транквилизаторы (диазепам, фенобарбитал);
  • противоопухолевые препараты.

Влияние инфекционных заболеваний

Не все инфекционные агенты способны преодолеть плацентарный барьер. Тем не менее, возбудители некоторых заболеваний могут проникнуть через плаценту к плоду и поразить его. Это приводит к тяжелым порокам развития, внутриутробному инфицированию. Неблагоприятное влияние на плод оказывают вирусы полиомиелита, ветряной оспы, кори, вирусного гепатита, краснухи. Опасны для будущего младенца вирусы простого герпеса и цитомегаловирус, воздействие которого на плод может привести к трагическим последствиям не только во внутриутробном периоде, но и через 5 лет после рождения ребенка (кистоз головного мозга).

Грипп, перенесенный до 12 недель беременности, приводит к поражениям плода в 20% случаев.

Особо опасна для беременных краснуха. Причем степень риска заражения краснухой во время беременности достаточно высока – ведь 20% женщин детородного возраста не болели в детстве краснухой и, следовательно, подвержены этой инфекции. Сами они переносят заболевание в обычной форме, опасность же состоит в том, что вирус поражает эмбрион или плод, вызывая развитие множественных уродств, выкидыши, смерть плода, смерть младенцев в раннем периоде.

Особенно опасно заболевание краснухой в первой трети беременности. В этом случае до 75% детей рождаются с так называемым «синдромом врожденной краснухи» – множественными поражениями различных органов и систем:

врожденные пороки сердца; миокардит;

увеличение печени; гепатит;

поражение костей конечностей;

увеличение селезенки;

разнообразные поражения легких;

уменьшение размеров черепа и мозга; умственная отсталость; энцефалит;

заболевание глаз; катаракта; глаукома; поражение сетчатки оболочки;

запоздалое внутриутробное развитие; гипотрофия.

Но наиболее характерна для врожденной краснухи триада аномалий развития: катаракта, пороки развития сердца и глухота. Кроме того, установлено, что при врожденной краснухе могут развиваться такие поздние осложнения, как панэнцефалит, сахарный диабет, тиреоидит.

Страхи девушки при первой беременности, и страх за здоровье ребёнка.

Герпетическая инфекция. Для ребенка опасно, если женщина заболела герпесом впервые во время беременности, когда у неё в крови ещё нет антител к вирусу. Через плаценту вирус может проникнуть в организм ребенка (а может и не проникнуть). В первом триместре беременности при первичном заражении герпесом высока вероятность выкидыша. Кроме того, в этот период вирус может спровоцировать различные пороки развития плода. Немалую опасность несет заражение в третьем триместре – может родиться мертвый ребенок, либо ребенок с поражением мозга. Особенно опасен бессимптомно протекающий герпес, поскольку отсутствие симптомов заболевания ведёт к отсутствию лечения. Если обострение генитального герпеса происходит незадолго (за 3-4 недели) до предполагаемой даты родов, высока вероятность заражения ребенка при прохождении родовых путей. Поэтому, скорее всего, будет предложено кесарево сечение. Если женщина болела герпесом или была носителем вируса до беременности, то угроза для плода становится минимальна, поскольку он находится под защитой материнских антител.

Вирус кори проникает через плаценту, и ребенок обычно рождается с характерной сыпью на коже и на слизистой рта. Данные о риске врожденных пороков у детей, матери которых во время беременности перенесли корь, противоречивы. В большинстве исследований повышения риска врожденных пороков не наблюдалось.

Вирус ветряной оспы проникает через плаценту. Если беременная заболела менее чем за 10 суток до родов, у плода могут развиться тяжелые поражения. Летальность среди новорожденных в этом случае достигает 34%. Если заболевание возникло в I триместре беременности, у 4,9% новорожденных отмечаются врожденные пороки – атрофия конечностей, рубцы на коже, рудиментарные пальцы, атрофия коры головного мозга, а также параличи и судорожный синдром. При заражении в более поздние сроки беременности тяжесть поражения плода нарастает.

Заражение плода цитомегаловирусом возможно как внутриутробно, так и во время родов. Риск внутриутробного заражения цитомегаловирусом при беременности составляет от 0,2 до 2,5%. При этом в 10% случаев наблюдаются микроцефалия, умственная отсталость, хориоретинит, глухота, внутричерепные кальцификаты и гепатоспленомегалия. Возможна гибель плода. Врожденная цитомегаловирусная инфекция иногда протекает бессимптомно, однако в дальнейшем у 5-20% детей развиваются неврологические нарушения, тугоухость и снижение зрения

Риск внутриутробного заражения гепатитом В зависит от времени заболевания матери: при заражении в III триместре беременности он составляет 75%, а при заражении в 1 триместре – всего 10%. Таким образом, гепатит чаще наблюдается у новорожденных, чьи матери заразились им в конце беременности. Гепатит В не влияет на риск врожденных пороков. Риск внутриутробного заражения гепатитом С не зависит от времени заражения матери.

Могут оказаться опасными для плода стрептококки, гонококки, возбудители брюшного и возвратного тифа, столбняка, сифилиса. Возбудители сифилиса могут привести к развитию у плода серьезных пороков развития. К внутриутробному инфицированию плода могут привести возникшие у матери поражения миндалин, мочеполовых путей, кариес.

25% детей от носительниц стрептококков рождаются зараженными. Заражение происходит обычно в конце беременности или в родах. Самые частые осложнения стрептококковой инфекции у новорожденных – сепсис и менингит. Стрептококковая пневмония – основная причина ранней детской смертности среди недоношенных.

Заражение плода гонореей происходит внутриутробно или во время родов. Внутриутробная инфекция проявляется гонококковым сепсисом у новорожденного и хориоамнионитом. Заражение во время родов может приводить к гонококковому конъюнктивиту, наружному отиту и вульвовагиниту.

При хламидиозе часто происходят выкидыши на ранних сроках или беременность замирает. Угроза прерывания беременности и выраженные токсикозы наблюдаются у каждой второй женщины с хламидийной инфекцией, роды начинаются преждевременно у каждой третьей, многоводие развивается у каждой восьмой. Хламидийное воспаление внутренней оболочки матки и оболочек плода значительно ухудшает питание плода, приводит к нарушению его развития и может явиться причиной преждевременного разрыва оболочек плода. Примерно половина беременных женщин, больных хламидиозом, рожает недоношенных детей. Во время беременности происходит заражение плода хламидиями. Наиболее часто у новорожденных поражаются глаза, вызывая воспаление слизистой оболочки (конъюнктивит) и дыхательных путей, приводя к развитию воспаления легких (пневмонии). Хламидийная инфекция у новорожденных может вызвать изменения почти во всех органах и в тяжелых случаях даже стать причиной смерти ребенка.

Риск врожденного токсоплазмоза и его тяжесть зависят от срока заражения токсоплазмозом беременной: чем раньше произошло заражение токсоплазмозом, тем ниже риск заболевания и больше выраженность его проявлений. Так, при заражении токсоплазмозом матери в III триместре беременности риск врожденного токсоплазмоза составляет 65%, при этом у 90% новорожденных токсоплазмоз протекает бессимптомно. При заражении токсоплазмозом же в I триместре беременности риск врожденного токсоплазмоза всего 25%, однако, заболевание гораздо чаще протекает в тяжелой форме. Если же женщина заразилась токсоплазмозом до беременности, то врожденный токсоплазмоз у ее будущего ребенка вообще маловероятен: в литературе описан всего один такой случай. При внутриутробном заражении токсоплазмозом возможны гибель плода и преждевременные роды. Среди ранних проявлений врожденного токсоплазмоза следует отметить внутриутробную задержку развития, микроцефалию, внутричерепные кальцификаты, гидроцефалию, хориоретинит, гепатоспленомегалию, желтуху и тромбоцитопению. Поздние проявления – задержка психического развития и эпилептические припадки. Лечение токсоплазмоза у беременной снижает риск врожденного токсоплазмоза на 60%.

Производственные факторы

Особое внимание должно быть уделено профессиональным факторам риска. Это могут быть химические вещества, способные накапливаться в организме женщины и проникать через плаценту, физические факторы (вибрация, электромагнитное поле компьютера, радиационные воздействия). В отдельных случаях необходим полный или временный вывод женщины из вредных условий труда. Также важно учитывать наличие таких контактов в прошлом, так как возможен отдаленный эффект воздействия названных факторов, способный проявиться в течение жизни нескольких поколений.

Детское население подвергается воздействию различных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факто­ры риска развития неблагоприятных изменений в организме.

Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют 3 группы факторов:

Генотип популяции;

Образ жизни;

Состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в соче­тании с биологическими (в том числе наследственными) факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости человека как от среды, в которой он находится, так и от генотипа и биологических законов роста и развития.

В литературе достаточно часто приводятся общие положения, сформулированные ВОЗ, согласно которым влияние социальных факторов на формирование здоровья составляет около 50%, биоло­гических факторов - около 20%, антропогенных факторов - также около 20% и медицинского обслуживания - до 10%. Однако эти величины являются усредненными, не отражают возрастных особен­ностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных факторов в развитии неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

Наибольшему риску развития хронических болезней подвержены дети с отягощенной наследственностью. В настоящее время внешне- средовые факторы по своему значению лишь немногим уступают биологическим. Алкоголизм родителей, неполная семья, неблаго­приятный микроклимат в семье и школе - нередко взаимозависимые психосоциальные факторы, повышающие риск развития хронической патологии. Большое значение имеют и факторы загрязнения среды.

Риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2-3 раза. Педиатры к числу эколо­гических факторов относят также профессиональные вредности у родите-

лей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка.

Состояние здоровья детей зависит как от внутренних факторов (тип конституции, темпы физического развития, пол, возраст), так и фак­торов окружающей среды (суммарная школьная нагрузка, прожива­ние в городских или сельских условиях, занятия спортом и др.).

Имеются многочисленные данные по влиянию образования и социально-экономического статуса родителей на здоровье детей.

В бедных семьях выше смертность детей от несчастных случаев, травм, выше уровень заболеваемости| уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери (образование менее 8 лет: более 12 лет - риск 5:1).


Показатели здоровья детей, особенно раннего возраста, зависят от типа семьи (полная, неполная и т.д.). Заболеваемость детей в неполных семьях достоверно выше, чем в полных, и часто болеющих детей у них больше. Разница усугубляется с возрастом. Здоровье внебрачных детей хуже, они чаше рождаются недоношенными, позже начинают ходить и говорить, у них чаще бывают острые и хронические заболе­вания. Дети из негармоничных семей чаще болеют, и обострения хрони­ческих заболеваний протекают у них дольше и тяжелее.

Многочисленные исследования по проблеме «семья и болезнь» позволяют говорить об «уязвимых» детях - детях, которые в боль­шей степени, чем другие, подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей, в которых отмечаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей.

Зарубежные специалисты рекомендуют относить к «уязвимой» группе единственного в семье ребенка, детей, рожденных после дли­тельного бесплодия, нежеланных детей, детей пожилых родителей, детей, рожденных в позднем браке, детей, «заменивших» умерше­го ребенка, или детей, родившихся в период, когда в семье кто-то умер.

В исследованиях члена-корреспондента РАМН профессора А.Г. Сухарева выявлена тесная корреляционная зависимость между уровнем двигательной активности детей и развитием у них мышеч­ной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также степенью сопротивляемости организма. Установлена выраженная корреляционная зависимость между здо­ровьем детей и режимом их дня. Среди недосыпающих школьников доля здоровых ниже, чем среди соблюдающих это требование режима. Школьники, которые ежедневно проводят на свежем воздухе 1 ч и менее, чаще страдают аномалиями рефракции глаза, ревматизмом и крушениями обмена веществ.

Особое значение для здоровья детей имеют условия обучения и вос­питания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и школе (вместимость и планировка здания, освещенность, воздухообмен, соответствие мебели анатомо-физиологическим особенностям детей).

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

Стабильно неблагоприятная тенденция ухудшения состояния здоровья детей приобрела на сегодняшний день настолько устойчивый характер, что создается реальная угроза национальной безопасности страны.

Отмечаются снижение рождаемости, рост младенческой смертности, существенное уменьшение доли здоровых детей при рождении, рост числа инвалидов с детства, больных с хронической патологией.

Анализ современной ситуации свидетельствует, что причинами такого катастрофического положения являются социально-экономическая нестабильность в обществе, неблагополучное санитарное состояние среды обитания детей (условия и режим обучения, бытовые условия и т. д.), экологическая ситуация, реформирование системы образования и здравоохранения, низкая медицинская активность и санитарная грамотность населения, свертывания профилактической работы и пр.

Несомненно, наметившаяся и сохраняющаяся тенденция к ухудшению показателей здоровья детей, повлечет за собой ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения во всех возрастных группах, и неизменно скажется в дальнейшем на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве будущих поколений.

Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.

Однако в понятие «здоровье» вкладываются не только абсолютные и качественные, но и количественные признаки, так как существует еще и оценка степени здоровья, т. е. адаптационных возможностей организма. По определению В. Ю. Вельтищева, «Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

В связи с этим определение показателей и критериев состояния здоровья детского населения приобретает особую актуальность.

Первоначально оценка состояния здоровья детей при профилактических осмотрах осуществлялась исключительно по принципу «здоровый» или «больной», т. е. имеющий хроническое заболевание. Однако грубое разделение детских популяций на «здоровых» и «больных» не позволяло обращать внимание на своевременную коррекцию преморбидных отклонений и, следовательно, не обеспечивало в должной мере профилактического направления осмотров.

Для преодоления этих недостатков профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», действующая до 2004 г.

В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья.

Для обеспечения комплексного подхода к оценке состояния здоровья были предложены 4 базовых критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;

3) уровень функционального состояния основных систем организма;

4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.

В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы.

В соответствии с изложенными критериями здоровья и методическими подходами к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья.

I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.

В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3-6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.

II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост числа функциональных нарушений (в 1,5 раза), и наполняемость второй группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %.

Наличие функциональных отклонений, так часто определяющих отнесение ребенка ко II группе здоровья, имеют некоторые закономерности возникновения в состоянии здоровья детей в зависимости от их возраста.

Для детей грудного возраста характерно чаще всего возникновение функциональных отклонений в крови и аллергических проявлений без органического выраженного характера.

Для раннего возраста (до 3 лет) – в пищеварительной системе.

В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах.

В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает в сердечно-сосудистой системе и органе зрения (особенно в периоды снижения адаптации к учебной деятельности.

III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).

В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде (половина школьников 7-9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания), доходя до 65-70 %. Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.

При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательная оценка состояния здоровья проводится по наиболее тяжелому из них. При наличии нескольких заболеваний каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижении при этом функциональных возможностей организма, больного относят к IV группе здоровья.

Особое профилактическое значение имеет выделение II группы здоровья, поскольку функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, снижены, и при отсутствии медицинского контроля, адекватных коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий у них существует высокий риск формирования хронической патологии.

Основным методом, позволяющим получать характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр. Для детей в возрасте 3 лет и старше предусмотрены следующие сроки проведения осмотров: 3 года (перед поступлением в дошкольное общеобразовательное учреждение), 5 лет 6 месяцев, или 6 лет (за год до поступления в школу), 8 лет (по окончании 1-го класса школы), 10 лет (при переходе на предметное обучение), 12 лет, 14-15 лет. Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии и для одномоментной оценки состояния здоровья в коллективе. Распределение детей по группам здоровья очень важно для:

1) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья;

2) сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени;

3) оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую;

4) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков;

5) определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Критерии определения, методы и принципы изучения здоровья детского населения

Здоровье детской популяции складывается из здоровья индивидуумов, но при этом рассматривается и в качестве характеристики общественного здоровья. Общественное здоровье – это не только медицинское понятие, а в значительной степени – общественная, социальная и экономическая категория, поскольку внешняя социальная и природная среда опосредуется через конкретные условия жизни населения.

В последние годы интенсивно развивается направление, связанное с использованием многоуровневой системы оценки состояния здоровья детского населения. Основными группами статистических показателей, используемых для характеристики общественного здоровья контингента детей и подростков, являются следующие:

1) медико-демографические;

2) физическое развитие;

3) распределение детей по группам здоровья;

4) заболеваемость;

5) данные об инвалидности.

К медико-демографическим критериям, характеризующим состояние детской популяции, относятся следующие:

1) рождаемость – показатель, характеризующий процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизведению потомства;

2) смертность – показатель, характеризующий интенсивность процесса гибели лиц определенного возраста и пола в популяции;

3) естественный прирост населения – обобщающая характеристика роста населения; может выражаться абсолютным числом как разность между числом родившихся и числом умерших за год, или рассчитывается как разность показателей рождаемости и смертности;

4) средняя продолжительность предстоящей жизни – показатель, определяющий, сколько лет в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся, если на всем протяжении жизни этого поколения показатели смертности будут оставаться такими, какими они сложились на данный момент. Показатель средней продолжительности жизни рассчитывается на основании повозрастных показателей смертности путем построения таблиц смертности;

5) младенческая смертность – показатель, характеризующий смертность живорожденных детей от рождения до исполнения 1 года.

Следующим показателем, характеризующим состояние детской популяции, является физическое развитие.

Физическое развитие является одним из объективных и информативных показателей состояния здоровья детского населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность и др.).

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического созревания (биологический возраст). Анализ физического развития дает возможность судить о темпах биологического созревания и гармоничности морфофункционального статуса, как отдельного индивидуума, так и детской популяции в целом.

Физическое развитие является интегральным показателем (индексом) санитарно-гигиенического благополучия детского населения, поскольку во многом зависит от многообразия внешних и внутренних факторов. Различают 3 группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы среды обитания (климат, рельеф местности, а также атмосферные загрязнения и пр.);

3) социально-экономические и социально-гигиенические факторы (степень экономического развития, условия жизни, быта, питания, воспитания и обучения детей, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки и пр.).

Все вышеперечисленные факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но и в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится ребенок, во многом формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Систематическое наблюдение за ростом и развитием детей и подростков в России являются составной частью государственной системы медицинского контроля состояния здоровья подрастающего поколения.

Алгоритм такого наблюдения включает в себя антропометрию, соматоскопию, физиометрию и стандартизованную оценку полученных данных.

Распределение детей по группам здоровья используется в качестве четкой характеристики здоровья детской популяции, как показатель санитарного благополучия. По данным ВОЗ, если свыше 80 % детей в рассматриваемой популяции относятся ко II-III группам здоровья, это указывает на неблагополучие населения.

Определение критериев, характеризующих и обусловливающих распределение детей и подростков по группам здоровья, осуществляется с учетом так называемых определяющих признаков здоровья, которые рассматривались ранее.

Заболеваемость является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье детского населения. В широком понимании под заболеваемостью подразумеваются данные о распространенности, структуре и динамике различных болезней, зарегистрированных среди населения в целом или его отдельных группах (территориальных, возрастных, половых и др.).

При изучении заболеваемости необходимо пользоваться единой методологической основой, включающей правильное применение терминов и одинаковое их понимание, унифицированную систему учета, сбора и анализа информации. Источником получения информации о заболеваемости являются данные по обращаемости за медицинской помощью, данные медицинских осмотров, данные о причинах смерти.

Для изучения и характеристики заболеваемости детей выделяют 3 понятия: собственно заболеваемость, распространенность заболеваний и патологическую пораженность.

Заболеваемость (первичная заболеваемость) – число заболеваний, нигде не зарегистрированных ранее и впервые выявленных в данном календарном году.

Распространенность (болезненность) – общее число всех имеющихся заболеваний, как впервые выявленных в данном году, так и в предыдущие годы, по поводу которых больной вновь обратился за медицинской помощью в данном календарном году.

Между этими двумя понятиями есть существенные различия, знать которые необходимо для правильного анализа результатов. Собственно заболеваемость – показатель, более чутко реагирующий на изменения условий среды в изучаемый календарный год. При анализе этого показателя за ряд лет можно получить более правильное представление о частоте возникновения и динамике заболеваемости, а также об эффективности комплекса гигиенических и лечебных мероприятий, направленных на ее снижение. Показатель же болезненности более устойчив по отношению к различным влияниям среды, и его возрастание не означает отрицательных сдвигов в состоянии здоровья детского населения. Это возрастание может быть обусловлено улучшением лечения больных детей и продления их жизни, что приводит к «накоплению» контингентов детей, состоящих на диспансерном учете.

Заболеваемость по обращаемости позволяет установить также кратность обращений, выявить детей, болеющих длительно и многократно, и не болевших в календарном году ни разу.

Количество часто болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Часто болеющими принято считать детей, которые в течение года болели 4 раза и более.

Количество длительно болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Длительно болеющими принято считать детей, которые по одному заболеванию болеют более 25 календарных дней.

Количество детей, не болевших за год ни разу, в процентах, к общему числу обследованных определяется как «индекс здоровья».

Патологическая пораженность – совокупность выявленных при медицинских осмотрах заболеваний, а также морфологических или функциональных отклонений, преморбидных форм и состояний, которые в дальнейшем могут обусловить болезнь, но к моменту обследования еще не вынуждают их носителя обращаться за медицинской помощью.

Рост распространенности тяжелых форм патологии во многом обусловливает рост частоты детской инвалидности.

5. Инвалидность у детей (по ВОЗ) – это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

За последние 5 лет число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс. человек, распространенность детской инвалидности составляет 200 на 10 000 детского населения. При этом более 65 % инвалидов – это дети подросткового возраста (10-17 лет включительно). В структуре причин детской инвалидности ведущее место занимают инфекционные и соматические заболевания (25,7 %).

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

2) образ жизни;

3) состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов -20 %, медицинского обслуживания – 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения.

Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5 % в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, т. е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5 % при поступлении в школу до 13,9 % в конце обучения.

Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, родовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их как факторы риска.

Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенически правильный уход за ребенком.

Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т. д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие здоровья у детей

2. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей

3. Группы здоровья детей

Заключение

1. Понятие здоровья у детей

Понятие здоровья ребёнка, несмотря на широкое использование в повседневном педиатрическом обиходе, а также в официальных документах и нормативных правовых актах, до настоящего времени не имеет общепринятого научно обоснованного определения.

Здоровье ребёнка - его индивидуальное физическое, психическое, умственное, культурное, духовное, нравственное и социальное развитие, не ограниченное экзогенными и эндогенными (генетическими) условиями и факторами.

2. Факторы, влияю щие на состояние здоровья детей

здоровье физиологический дети питание

Факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и воспитанием этого ребенка:

§ Правильное п итание и здоровье ребенка .

Здоровье ребенка и правильное питание неразрывно связаны между собой. Это всем известный факт. Существует мнение, что здоровый, правильно питающийся ребенок -- это тот ребенок, который ест по расписанию, четыре раза в день, сбалансированное меню. Однако это не совсем так.

Здоровый, правильно питающийся ребенок, обязательно ест по аппетиту, а это значит, не нужно заставлять ребенка есть, захочет поест, не захочет, и не надо. Ведь аппетит это наглядный индикатор состояния организма. Переедать вредно. Так вот, ребенок, которого заставляют есть, в любом случае переедает, что создает дополнительную нагрузку на печень, может вызвать расстройство желудка и еще множество неприятностей.

Существует оптимальный набор продуктов, при употреблении которых органы пищеварения будут работать «без сбоев». Так для завтрака подходят рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно какие-нибудь овощи. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, сок. Обед - максимальное количество овощей, в том числе сырых, в виде овощных салатов или винегрет (можно с сельдью). Первое горячее блюдо (но не слишком объемное) - суп и высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое - фруктовый сок, свежие фрукты, компот из свежих или сухих фруктов, но не кисели из концентрата. На ужин - блюда из творога, овощей, яиц и кисломолочные напитки.

§ Физические нагрузки и их роль в здоровье ребенка.

Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании этого фактора, включает систематическое использование в воспитании ребёнка естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта, меняющиеся в зависимости от возраста ребёнка. Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном, психическом развитии, связанные с их особенностями в конституционных характеристиках, с условиями воспитания ребёнка. Физкультура имеет громадное значение для правильного развития детей. Она должна быть одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей.

Ещё большее значение имеет лечебная физкультура, особенно такие её элементы, как массаж и гимнастика при лечении больных детей. Физкультура даёт положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни ребёнка и при наличии благополучной окружающей среды. При отсутствии этого физкультура, как правило, малоэффективна, нередко бесполезна, а иногда может быть вредна. В физическом воспитании детей наряду с лечебной физкультурой и спортом, массажем (особенно у детей раннего возраста) и гимнастикой, исключительно большое значение имеет правильное и систематическое использование естественных факторов природы. Так, при условии правильного проведения, закаливание является одним из главных средств общего оздоровления детского организма, предупреждения заболеваний и обеспечения гармонического развития ребёнка.

Массаж является методом неспецифической терапии, а физические упражнения -- средством стимулирования физиологических процессов в организме ребёнка. Гимнастика и утренняя зарядка являются средством развития качества движений и одновременно средством поддержания положительного эмоционального тонуса. Таким образом, значение физического воспитания для детского организма трудно переоценить. Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. А надо руководствоваться тем, что для человека необходима физическая тренировка его тела, причем с самого раннего детства. И для этого не обязательно посещать платные тренировочные мероприятия, достаточно во время прогулки побегать с ребенком, попрыгать и вообще, прививать ему любовь к физическим нагрузкам. При этом одеваться нужно соответственно. Ведь логически понятно, что одежда должна быть удобной и в ней не должно быть жарко.

Здоровье ребенка на прямую зависит от того, насколько у него есть возможность тренировать себя и свое тело, и насколько эта привычка будет сопровождать его во взрослой жизни.

§ Контакт с природой и его влияние на здоровье ребенка.

Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Причиной 90% ОРЗ у детей являются вирусы. Вирусы прекрасно сохраняют свою живучесть в домашней пыли и в стоячем теплом воздухе. А такие условия везде - в помещениях, дома, на работе, в саду, в школе, где стоит помимо батареи, пара обогревателей, а сквозняк воспринимается, как прямая угроза жизни. На улице подхватить вирус, допустим, гриппа возможно только от зараженного человека, в движущемся прохладном воздухе он обязательно быстро погибнет. А вот в теплом, не проветриваемом помещении, вирус прекрасно найдет себе место. А что еще позволяет нам не заболеть при встрече с вирусом - местный иммунитет.

Наши органы дыхания, вырабатывают слизь, которая в огромных количествах содержат вещества, позволяющие убивать вирусы. Но для корректной борьбы с вирусами, слизь должна иметь нормальное состояние густоты и уж никак не быть сухой. А что влияет на состояние слизи? Влажность воздуха. На улице обычно влажность находиться в приемлемых рамках, в помещение же, множество факторов, обеспечивающих сухость воздуха. А в сухом воздухе, слизь в носу высыхает что затрудняет дыхание и не позволяет выполнять основную задачу местному иммунитету.

Здоровье ребенка, важнейший фактор, на который родители в состоянии влиять. Отказавшись от насильственного кормления, проводя с ребенком активно время на свежем воздухе, можно обеспечить ребенку здоровую счастливую жизнь. Здоровье ребенка бесценно. А выполнять три вышеперечисленных правила не так уж и сложно.

3. Г руппы здоровья детей

Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:

I критерий - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,

II критерий - уровень физического развития и степень его гармоничности,

III критерий - уровень нервно-психического развития,

IV критерий - резистентность организма,

V критерий - функциональное состояние органов и систем,

VI критерий - наличие /отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

Группы здоровья:

Первая (I ) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно-психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую (II ) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

II-A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II-Б группа “риска” - дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

Ребенок от многоплодной беременности

Недоношенность, переношенность, незрелость

Перинатальное поражение ЦНС

Внутриутробное инфицирование

Низкая масса тела при рождении

Избыточная масса тела при рождении (более 4 кг)

Рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления)

Гипотрофия 1-й ст.

Дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени

Аномалии конституции (экссудативно-катаральный, лимфатико- гипопластический, нервно-артритический диатезы)

Функциональные изменения сердечно-сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой

Частые острые заболевания, в т.ч. респираторные

Понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы

угроза анемии

Тимомегалия

Дисфункция ЖКТ-периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.

Вираж туберкулиновых проб

Состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.)

Состояние после неотложных хирургических вмешательств.

Третья (III ) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая (IV ) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V ) группа - дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

При отнесении детей ко 2 - 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

Заключение

Дети - это наши инвестиции в общество будущего. От их здоровья и того, каким образом мы обеспечиваем их рост и развитие, включая период отрочества, до достижения ими зрелого возраста, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в странах Европейского региона в последующие десятилетия. Хорошее состояние здоровья детей и подростков является одним из источников социального и экономического развития.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование влияния правильного питания на здоровье человека. Определение всех последствий неправильного питания. Установление связи правильного питания и крепкого здоровья. Анализ научной информации и выявление отношения студентов к данной проблеме.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2017

    Взаимосвязь здоровья населения и социально-экономического уровня развития общества. Факторы формирования и признаки, влияющие на состояние здоровья. Понятие и основные группы профессиональных заболеваний, методика их диагностирования и схема лечения.

    презентация , добавлен 02.01.2014

    Физическое здоровье как уровень мобилизации адаптационных резервов организма, его признаки, факторы риска. Влияние генетики, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни, вредных привычек на состояние здоровья людей.

    презентация , добавлен 30.09.2013

    Процесс формирования здорового образа жизни школьников и студентов. Основные факторы, влияющие на физическое здоровье. Педагогические условия и внеклассная воспитательная работа в создании внутреннего мотива сохранения здоровья у младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2014

    Пища - один из важнейших факторов, влияющих на состояние здоровья. Представление о пищеварительной системе. Микро- и макроэлементы, роль белков, жиров, углеводов в питании. Необходимость употребления витаминов в питании. Роль ферментов в обмене веществ.

    реферат , добавлен 26.02.2012

    Понятие и сущность здоровья человека. Классификация факторов, влияющих на здоровье человека. Современные факторы риска для здоровья человека. Пути формирования здорового образа жизни. Основные причины смерти населения России. Культура здоровья людей.

    реферат , добавлен 09.03.2017

    Описание типового проекта детского комбината. Характеристика служебно-бытовых помещений. Гигиеническая оценка сетки занятий детей. Микроклимат помещений и световой режим. Гигиеническая оценка режима дня. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2009

    Здоровье как естественное состояние организма. Изучение отличительных признаков нравственного, психического и физического здоровья человека. Составление распорядка дня, правильного питания, избавление от вредных привычек. Посещение спортивных секций.

    дипломная работа , добавлен 28.10.2014

    Факторы формирования здоровья. Забота о здоровье современных школьников. Предупреждение заболеваний и несчастных случаев в образовательном процессе. Психологическая защита школьников. Профилактика вредных привычек. Половое и физическое воспитание.

    дипломная работа , добавлен 20.03.2017

    Основные факторы, влияющие на здоровье человека. Основные негативы образа жизни студентов. Показатели устойчивости к влиянию окружающей среды. Примерный суточный бюджет времени учебного дня студента. Организация режима сна, питания и физических нагрузок.