Как проявляется любовь между мужчиной и женщиной. Истинная любовь между мужчиной и женщиной

Между мужчиной и женщиной всегда были непростые отношения, разобраться в которых подчас бывает очень сложно без специалиста или без специальных знаний об устройстве мужской и женской природы, о законах отношений.

Однако для самодиагностики , чтобы примерно представить себе, на каком уровне находятся Ваши отношения, кто Вы друг для друга, я представляю Вам краткую статью на эту тему.

Здесь я указываю 7 уровней любви, или 7 уровней отношений, начиная с низших и заканчивая наивысшими, которые с трудом доступны для человека, но знать о которых стоит для того, чтобы было чем вдохновляться и к чему стремиться.

Предлагаю Вам ознакомиться с этими уровнями и понять:

  • на каком из них находятся именно Ваши отношения сейчас,
  • какого мужчину или какую женщину Вы притягиваете в своей жизни,
  • сделать выводы и стремиться к более совершенным и чистым отношениям, которые неминуемо принесут счастье обоим партнерам.

Прошу заметить, что эти уровни напрямую связаны с уровнем развития отдельной взятой личности в целом, в первую очередь с ее морально-духовным уровнем. Ведь все мы очень разные, и есть разные мужчины и разные женщины, которые по каким-то причинам притягиваются друг к другу для того, чтобы что-то в этих отношениях на этом уровне осознать, выучить какие-то уроки.

В отношениях мы всегда играем какую-то роль, в зависимости от склада нашей личности.
И в перечислении этих уровней отношений я так-же буду называть эти роли.

Итак, уровни любви между мужчиной и женщиной
и роли, которые они играют:

  • 1. Мужчина - Вожделеющий, похотливый (Купидон).
    Женщина - Привлекательная , соблазнительница.

Это уровень, на котором формируется только кратковременная любовь, точнее влюбленность, страсть. Мы можем легко представить себе этот уровень, так как большинство из нас проходили его в пору юношества, в пору молодости, а кто-то до сих пор еще ведом этой потребностью все время испытывать ощущение "бабочек в животе", в кого-то влюбляясь и флиртуя, даже имею семью и детей. Однако, это всегда влечет за собой определенные и известные всем проблемы...

Все современные песни в основном о такой временной любви, которая быстро приходит, переворачивает все вверх дном, а потом также быстро уходит, оставляя пустоту внутри и потребность снова искать объект влечения. Так складываются отношения у большинства пар, и они чаще всего не дорастают до семейных отношений, а если люди и вступают в брак, то он всегда не прочен.

  • 2. Мужчина - Господин.
    Женщина - Покорная.

В таких отношениях мужчина занимает роль абсолютного властителя, хозяина, отдающего приказы. И такой мужчина мужчина хочет, чтобы женщина всегда и во всем безропотно подчинялась, выполняла его волю. А если она будет в чем-то перечить, то он тут же применяет свою силу, свою жесткую и непоколебимую волю, показывая тем самым, кто в доме хозяин.

А женщина в таком случае играет роль послушной, подчиняющейся служанки. В таких отношениях женщина постоянно сносит грубость, унижения, оскорбления от своего мужчины и ничего не хочет делать - мол, я его жена, а он мой муж, это мой крест, и всё на этом.

Несмотря на зачастую разрушительный характер таких отношений, все же есть и плюсы. И вот один из них - такие отношения более постоянны, в отличие от отношений на предыдущем уровне. Каждый занимает свою роль и в принципе удовлетворен ею. На этом уровне уже может быть семья.

  • 3. Мужчина - Ромео.
    Женщина - Джульетта .

Это самая желанная всеми любовь, воспеваемая в произведениях поэтов и драматургов. Здесь между партнерами формируется самая сильная, самая глубокая чувственная привязанность. Иллюстрация таких отношений - это любовь Ромео и Джульетты. В таких отношениях если один партнер умирает, то другой немедленно следует за ним, так как просто не может жить без него. Такие пары не живут друг без друга.

Зачастую люди мечтают именно о такой любви, о таких отношениях. Конечно, это более возвышенные отношения, по сравнению с предыдущими двумя.

  • 4. Мужчина - Творец , творческое начало.
    Женщина - Вдохновение .

Это уже платонические отношения, они очень чистые, сердечные, в которых нет вожделения и страсти, желания постоянно обладать другим партнером, люди дают больше свободы друг другу, более доверительные отношения.

Женщина пробуждает в мужчине его творческое начала, провоцируя тем самым полное творческое раскрытие. В таких отношения часто мужчина становиться известным ученым, великим поэтом, хорошим психологом и так далее - одним словом, он становится очень успешным в своем деле.

Здесь уже есть некое самоосознание в отношениях, присутствует радость от совместной жизни. Это очень высокий уровень отношений, но доступный любой паре при условии, что они осознают свое предназначение и понимают свою природу - мужскую или женскую.

  • 5. Мужчина - Отреченный.
    Женщина - Изобильная.

Здесь женщина представляет собой совокупность всех богатств, всей материальной привлекательности. Однако в таких отношениях мужчина никогда не использует женщину для удовлетворения своих желаний, он постоянно находится в отречении. И в этом они существуют как одно целое, несмотря на кажущееся противоречие.

В таком случае партнер не меняется никогда, разрыв такой пары просто невозможен. Куда бы ни пошел один, второй всегда идет за ним. Это вечная любовь, для которой не существует даже понятия смерти. Такие отношения никогда не прерываются, мужчина и женщина никогда не разлучаются. Нам довольно сложно что-то понять о таких отношениях в силу их великости.

  • 6. Мужчина - Поддерживающее начало .
    Женщина - Фортуна , удача, яркость, успех, таланты.

Женщина в этих отношениях служит своему мужчине, она всегда смиренна перед ним, и тем самым покоряет его сердце, получая взамен все блага и достояния от него, полное доверие и любовь.

Женщина никогда ничего не просит и не имеет никаких претензий, она самодостаточна. Здесь важно не путать этот уровень отношений со вторым уровнем, когда "Мужчина - Господин" требует подчинения, а "Женщина - Покорная" готова во всем подчиниться его воле. А в данных же отношениях женщина сама понимает свое положение по отношению к мужчине.

Жена не требует ничего от мужа, но она его вдохновляет своими глубокими женственными качествами, за что он ее благодарит всем тем, что у него есть. Именно за счет ее вдохновения у него появляются силы на то, чтобы реализовываться в мире. И все плоды этой реализации он отдает ей. В таких отношениях жена всё получает от мужа - любовь, благополучие, положение в обществе, детей, и в этом её честь и заслуга.

Здесь стоит отметить одну очень важную вещь, которая особенно актуальна для современного общества - если женщина получает все эти выше перечисленные вещи самостоятельно, без мужа, то это ей чести не приносит.

  • 7. Мужчина - Все привлекающий.
    Женщина - Радость.

На самом деле об этом уровне отношений даже сложно что-то говорить, и о нём мало известно. Тем не менее, я считаю нужным его упомянуть для вдохновения. Вообще максимальный уровень, доступный для большинства современных людей - это 4-й, где "Мужчина - Творец", а "Женщина - Вдохновение".

В этих же отношениях мужчина является очень щедрым, все поддерживающим, все привлекающим. Такой мужчина добр и мудр, что делает его привлекательным абсолютно для всех людей. Он - достойный партнер. А женщина олицетворяет радость (от древне- славянского слова "Рада") - чистое, беспримерное, непрерывное, бескорыстное, любовное служение. Об этих отношениях можно только слушать, читать, так как в реальной жизни мы вряд ли встретим такую любовь, таких людей.

Фото: Wavebreak Media Ltd/Rusmediabank.ru

Почему люди часто принимают за любовь простое плотское желание или стремление избежать одиночества? Мне кажется потому, что они не умеют читать сигналы истинной любви. А еще не способны сами посылать эти сигналы. Представьте себе, этому можно и нужно учиться.

Кто-то может сказать, что все это ерунда, и если любви нет, то никакими сигналами её не проявишь. Вот именно. Но мы не будем касаться этого тяжелого случая. Потому что проявление искусственной заботы и наигранного сочувствия, спланированная игра чувств и секс по Камастуре не имеют ничего общего с действительными сигналами любви.

Сигналы истинной любви каждый из нас умеет читать безошибочно, потому что они идут не от разума, не от желания завоевать симпатию или проявить себя, а от бескорыстного стремления защитить, сделать его жизнь красивее, лучшее и приятнее. Мы уже сталкивались с такой бескорыстной отдачей. Это любовь матери к ребенку, которая любит это существо не потому, что оно примерно себя ведет и не писает в штанишки. А потому, что просто существует в этом мире. Получить такую любовь – мечта каждого человека. Чаще всего мы к этому и стремимся. ПОЛУЧИТЬ . И не задумываемся о том, что важным условием истинной любви является и наша способность испытывать это чувство по отношению к кому-то. Чувство без условий и без параметров долженствования.

Для того, чтобы оказаться способным к бескорыстной любви, мало желать заполучить выгодного и удачного партнера. Надо стать личностью определенного уровня развития. Самое главное свойство этой личности – способность ОТДАВАТЬ . Для того, чтобы отдать что-то, нужно это иметь, развить в себе, вырастить, постичь, осознать. А вот это уже искусство. И некоторым людям оно дается не сразу. Порой путем множества проб и ошибок и тысячи разочарований. Есть, правда, исключения: кому-то везет и он проявляет способность к бескорыстной истинной любви сразу.

Понять свойственно ли это тебе не так сложно. Самое главное в сигналах истинной любви – направление. Она всегда направлена не на себя, а на объект и во имя объекта. Она спонтанна и бескорыстна, потому что идет от сердца.

Когда-то дедушка Зигмунд Фрейд со своим учением о бессознательном и любого человеческого поведения безнадежно упростил понятие любви. Однако его учение оказалось таким живучим, что мы до сих пор проверяем его на практике своих отношений и берем на вооружение в проявлении чувств. Столкновение «принципа удовольствия» и «принципа реальности», бессознательного и сознательного, «хочу» и «нельзя» приводит, по Фрейду, к неврозам и проблемам взаимоотношений. Психолог относил любовную привязанность к половому влечению, либидо, которое имеет одну цель – половую близость и половое удовлетворение. «Любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков», – писал З.Фрейд.

Однако такая узость представлений неизбежно приводит к другой проблеме – неврозу от недостатка духовной близости, общности и единения.

Выяснилось, что человек чувствует себя более несчастным не от недостатка секса, а от неудовлетворения потребности в нужности, значимости и близости. Каждый из нас как социальное существо не может жить без близости с другими людьми, без внимания в свой адрес. Любого, даже отрицательного. Когда к нам равнодушны окружающие, мы страдаем. И всячески пытаемся компенсировать недостаток внимания. Каждый по-своему. Кто-то с помощью сексуальных побед, кто-то в поиске материальных бонусов. В близкие отношения мы тоже вносим ноту материальности, выбирая партнера не по душе, а по соответствию определенным параметрам: хотим, что он был обеспечен, имел образование, определенный рост, внешность, доход и т.д.

Коварный вопрос любви

Мы задаем себе вопрос: «Что мне в нем нравится?» И находим вполне определенные материальные ответы: «Он умен, добр, чистоплотен, честен, интеллигентен, образован и т.д.» И сами не подозреваем, что в этот момент подписываем приговор своей . Потому что в случае несовпадения с перечисленным набором качеств нас неизбежно ждет разочарование. Весь этот прейскурант – показатель наших притязаний и свидетельство нашей меркантильности, то есть направленности нашей любви исключительно на себя. Именно нам важны все эти качества, и мы рады, что, наконец, нашли их в ком-то, чтобы удовлетворить свои амбиции и потребности в наличии рядом именно такого человека. Он удовлетворяет наше тщеславие, нашу материальную потребность в обеспеченности, статусе, присутствии рядом и т.п.

Заполучив, мы всячески стараемся удержать его возле себя. И затеваем красивую игру «какая прекрасная пара» или «как мы любим друг друга». И старательно исполняем роли, доказывая друг другу и окружающим, что любим и любимы. Такой «любви» свойственно требовать, ждать, выдвигать ультиматумы, демонстративно проявлять чувства и ждать ответного десанта. Для этого просто необходимы ролевые сигналы . Какие?

У каждого свои сигналы любви:

цветы;
конфеты;
слова;
стихи;
подарки;
записки;
кофе в постель;
деньги;
почесывания пяточек по утрам;
оральный секс по вечерам и т.д. и т.п.

Вариаций бесчисленное количество. И мы все знаем о них. Мы много раз видели это в кино, читали об этом в книгах. Мы храним в мозгу тысячи опробованных кем-то моделей. И придумываем свои собственные доказательства любви.

И это прекрасно, даже если заимствовано из художественной литературы. Прекрасно в том случае, если является сигналом истинной любви. Представьте себе, сигналы одни и те же!

Только посыл радикально противоположный. Голову сломаешь, где настоящее, а где искусственное. Как же их различить? А вы попробуйте.

Если речь идет о ролевой игре в любовь , мы всеми силами стараемся:

Доказать свое чувство.
Удержать партнера в тонусе заинтересованности.
Не разочаровать.
Спровоцировать на отдачу.
Заставить испытать чувство вины, страха потери.
Удивить и поразить.
Показать свою зависимость от него «Я без тебя умру!», тем самым привязывая его.
Заполнить собою всю его жизнь (всегда рядом, контроль и тотальное участие).
Изменить, сделать его лучше, перевоспитать.
Пожертвовать собой ради него (изощренный вид эмоционального рабства).
Повысить планку, чтобы заставить его стать лучше, расти.
Быть половинкой целого, доказывая невозможность существования врозь.


Сигналом истинной любви будет:

Проявление внимания к партнеру.
Чувствительность к его состоянию и желание помочь.
Стремление показать ему, как он важен для нас.
Признание его ценности.
Забота о нем, а не о себе.
Желание развеселить, утешить, заставить верить в себя, поддержать.
Терпимость, принятие таким, какой он есть, помощь в проявлении лучших качеств.
Удовлетворенность, скромность и непритязательность (отсутствие требований и условий).
Осознание себя целым, вне зависимости от партнера. Самостоятельность, самодостаточность, независимость, уверенность в себе.

Главный вопрос, который мы должны задать себе, чтобы найти истинную любовь и научиться распознавать её настоящие сигналы должен звучать не так : «Где найти и партнера, который будет любить меня по-настоящему, без условий?» или «Как ПОЛУЧИТЬ любовь?» А вот так : «Насколько я способен к истинной любви?» или «Смогу ли ОТДАТЬ?» Вопрос, каким должен быть партнер отодвигается на второе место. Иногда человек всю жизнь питает иллюзии относительно себя и своей любви, думая, что любовь – это ряд требований, растворение в другом и жертвование собою.

Любая жертва – это территория зависимости. «Тот, кто чувствует себя зависимым, рано или поздно начинает ненавидеть партнера, поскольку он не может ни жить согласно собственным убеждениям, ни относиться к партнеру открыто и искренне, – писал швейцарский психолог Марк Люшер. – Тот, кто внутренне не стал самостоятельным и независимым, тот остается несвободным. Он живет во внутренней тюрьме, которая убивает всякую любовь».

Истинная любовь далека от требований. Это зрелая потребность ОТДАТЬ просто так, ничего не требуя взамен. Это «радость щедрости», как сказал ОШО.

Влюбленность, или «романтическая любовь» – это совсем не та любовь, о которой как о высшей добродетели говорит христианство. Однако именно эта любовь-влюбленность воспринимается молодыми людьми как очень важное, яркое, неповторимое, пронзительное чувство, смешанная и непонятная эмоция.

Проблема любви как «романтических отношений между мужчиной и женщиной», которые непременно предшествуют созданию семьи и продолжают существовать уже в рамках семейного союза, почти не поднималась христианскими философами. Святые отцы к этому вопросу подходят крайне целомудренно. В их понимании любовь, даже любовь между мужчиной и женщиной – это в первую очередь духовная христианская любовь, это жертвенность, милосердие, терпение, прощение. Однако молодой человек или девушка (даже из христианских семей), впервые открывая в себе интерес к противоположному полу (испытывая то, что по традиции именуется «первой любовью»), данные ощущения и эмоции вряд ли могут конструктивно напрямую увязать с теми сложными, хотя и правильными благочестивыми терминами, которыми говорит о любви христианское предание.

Для молодых людей (а очень часто и для взрослых) романтическая любовь – это непрерывное движение души, сопряжение великой радости и страха, ибо любовь призывает человека, как никогда ранее, открыться другому, а значит – стать уязвимым. Когда человек влюблен, он готов все то, что находится в глубине его души, разделить с объектом своего обожания. Это чувство (на момент его «активной фазы») как «двигатель» жизни, его нельзя отвергнуть, так же как нельзя отказаться от пищи. Такая любовь-влюбленность – мощное эмоциональное и психологическое влечение одного человека к другому. Любовь есть некая сила, которая действует в человеке независимо от его воли и желания. Человеческая природа по-своему жестока, она требует к себе очень серьезного отношения. В данной ситуации человек впервые узнает в себе совсем иного человека, уже не ребенка. А главное, с этого момента любовь (влюбленность) становится нужна, необходима, человек сознательно или подсознательно ищет ее. Именно это чувство с удивительной силой генерируют творческую энергию человека, при этом значительно снижает его аналитический (рассудочный) потенциал в отношении происходящих событий.

Итак, что же это такое – любовь-чувство, любовь-влюбленность, любовь-влечение, эмоциональное и психологическое, с точки зрения христианства? Это чувство божественное или человеческое? Счастье человека может состояться с его одной единственной любимой (любимым) или платоновский миф об андрогинах не находит подтверждения в христианской традиции? Браки заключаются на небесах или в государственных структурах? «Настоящая любовь» навсегда или ее продолжительность определяется биологическими сроками зачатия, беременности и вскармливания ребенка, т.е. 3-5 годами? Любовь – это всегда радость и счастье или она может причинять боль и трагедию? Это все чрезвычайно важные вопросы, они особенно актуальны, а самое главное – интересны для молодых людей, т.к. эта сфера впервые постигается ими и требует определенной личностной реакции, интеллектуального и нравственного осмысления.

«Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании взрослые люди суть дети в вопросах межличностных отношений»

К сожалению, далеко не всегда взрослые способны в данной ситуации привести исчерпывающие ответы на жизненные запросы молодого человека. Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании (что характеризует подавляющее большинство представителей нашего постатеистического общества) эти взрослые суть дети в вопросах межличностных отношений, правда те дети, о которых апостол Павел предупреждает: «не будьте дети умом» (1 Кор. 14, 20). Ровесники могут быть хорошими друзьями (в смысле сопереживателями) и даже советчиками, но вряд ли их советы будут характеризоваться благоразумием. Те же современные психологи, к которым приводят своих взрослеющих чад родители или учителя, могут стоять на позициях, далеких от христианства, на позициях грубого материализма, воспринимающего человека как животное и, соответственно, предоставляя преференции его вполне животным инстинктам, или, что еще хуже – оккультизма. Такого рода «врачи человеческих душ», с точки зрения христианской нравственности, могут дать, скажем, девушке не просто плохие, а убийственные советы в духе: «Да тебе давно пора переспать с ним, и все образуется!»

Поэтому для православного миссионера тема «первой любви», которая неразрывно сопрягается с вопросами отношений между мужчиной и женщиной, правильного виденья, правильного поведения и, соответственно, построения этих отношений – создания семьи, является благодатной почвой для сеяния семян христианского благовестия. Один мудрец сказал: «Безумие отвечать на вопрос, который не задан». И очень часто наши просветительские старания терпят неудачу именно по той причине, что тема наших выступлений неинтересна для школьников и студентов. Она неактуальна для пространства их насущной жизни, она не трогает их. В этом контексте вопросы о влюбленности, любви, построении отношений, семьи являются хорошей основой для проповеди христианского вероучения. И к ответам на некоторые из этих вопросов я предлагаю перейти.

Что такое христианская любовь?

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения… даже язык ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия». Однако все же, чтобы дать некое понимание этой Божественной реалии, мы вынуждены прибегнуть к катафатике и, пусть нашими несовершенными словами и понятиями, все же показать различие между христианской любовью и любовью чувственной, плотской, романтической.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть».

Итак, христианская любовь – это не просто чувство! Христианская любовь – это сама жизнь, это вектор бытия, направленный к Небу, к Богу. Поскольку же «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4, 7), то эта жизнь (образ жизни) пронизана любовью, делами любви. Дела любви человека по отношению к окружающему миру есть подобие любви Божественной по отношению ко всему Им созданному.

Говоря языком человеческим, христианская любовь есть проявление высшей благожелательности по отношению к каждому человеку, который волею Божией встречается на пути его жизни. С одной стороны, это проявление благожелательности есть не просто исключительно внешнее поведение, ибо место пребывания этой благожелательности – сам дух, высшая фракция устроения человека, устремленная к Богу. С другой стороны, эта благожелательность должна проявляться в делах любви по отношению к окружающим и уж как минимум – в отсутствии злых измышлений и намерений касательно их. Святитель Игнатий Брянчанинов строго предупреждает: «Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты в горестном самообольщении». И действительно, с некоторой долей условности можно утверждать, что в наши дни христианская любовь является синонимом «благожелательности» и «милосердия» (в то время как просто «любовь» понимается в лучшем случае как романтическое увлечение, а в худшем – как нечто плотское и пошлое). Святитель Иоанн Златоуст так и пишет: «Если уничтожится милосердие на земле, то все погибнет и истребится». Все мы помним, какие характеристики дает любви апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится » (1 Кор. 13, 4-8).

Как выше было сказано, христианская любовь – это совсем не романтическое переживание, не чувство влюбленности и тем более не половое влечение. И в подлинном смысле любовью может быть названа именно христианская любовь как прямое проявление божественного в человеке, как инструмент восприятия нового, восстановленного, бессмертного Человека – Иисуса Христа. При этом следует оговориться, что романтическая любовь, равно как половое влечение, не есть нечто чуждое божественному устроению человеческого естества. Бог создает человека холостичным (от др.-греч. ὅλος - целый, цельный): и дух, и душа, и тело, разум и сердце – всё создается Единым Богом, всё создается прекрасным и совершенным («добро зело»), всё создается как единая, неделимая реалия, как единая природа.В результате великой катастрофы – грехопадения человека – его природа претерпевает повреждение, изменение, искажение, извращение. Некогда единое человеческое естество распадается на самостоятельно действующие фракции: ум, сердце и тело (иногда это деление представляется как дух, душа и тело), – каждая из которых обладает автономным волевым началом. Отныне эти начала действуют не в согласии друг с другом, они могут быть направлены не к добру, а ко злу, не к созиданию, а к разрушению – и самой личности, и окружающего мира. Но Господь Иисус Христос Своей крестной жертвой исцеляет эту поврежденную человеческую природу, приводит ее в совершенство, и разрозненные свойства человеческого естества (ум, сердце и тело) приводятся к гармонии, к единству в Богочеловеке Иисусе Христе.

Что такое влюбленность, или романтическая любовь?

Если пользоваться делением человеческой природы на дух, душу и тело, то влюбленность – это, безусловно, сфера души. Если вспомнить о святоотеческом делении на ум, сердце и тело, то романтическая любовь – это, безусловно, сфера сердца.

«Романтическая любовь – это служебное чувство, источником которого является Божественная любовь»

Здесь следует отметить, что мы используем понятия «романтическая любовь» и «влюбленность» как синонимы, в то время как последний термин чаще используется для характеристики поверхностных, несерьезных отношений (как говорят в светском обществе, флирта) в противовес «настоящей любви», «любви на всю жизнь», верности. Но в нашем контексте романтическая любовь, или влюбленность – это прежде всего чувство, эмоция. И для нас важно подчеркнуть, что эта «любовь» не та жертвенная христианская любовь, не движение к Богу. Романтическая любовь – это служебное чувство, но оно совсем не низменное, напротив – источником этого служебного чувства является как раз Божественная любовь. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что это чувство, ввиду необычайной яркости и силы переживаний, поэты разных времен и культур ошибочно называли «божественным». Блаженный Августин в своей знаменитой «Исповеди» говорил, обращаясь к Богу: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Именно «потеря покоя» очень часто отражает как внешнее поведение, так и внутреннее состояние влюбленного, поскольку сразу развивается зависимость, характеризующаяся частичной утратой свободы и именуемая в святоотеческой традиции пристрастием. В более высоком смысле все человечество лишено покоя в поисках Бога Истинного.

Господь от начала создает человека ради вечного блаженства. Что является непременным условием этого блаженства? Любовь к Богу. Но Господь в плане онтологическом много выше, совершенней человека, а потому любить Его непросто, любовь к Господу должна предваряться (воспитываться, осмысливаться) любовью к равному. Поэтому Господь создает малую церковь – семью. Цель семьи – спасение ее участников (мужа, жены, детей) через взаимную жертвенную любовь, которая, в свою очередь, взращивает, воспитывает в участниках этой семьи любовь к Богу. Богословские термины «обожение» или «боговселение» в практическом осуществлении означает – спасти свою душу, т.е. научиться любить, прийти к тому, чтобы любовь стала господствующей в человеке. Именно в семье, можно даже сказать, в быту повседневной жизни, где каждая ситуация, каждое событие – это, с одной стороны, урок, а с другой, в то же время и экзамен, происходит настоящая проверка того, насколько человек научился любить, насколько он способен жертвовать и терпеть. Человеку может казаться, что он уже научился любить, а на самом деле это не так. По этому поводу Антоний, митрополит Сурожский, говорил: «Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями». Грех живет в природе человека и искажает настоящее чувство.

Крайне сложно говорить о данных категориях в отношении неповрежденного мира и человека. Можно предположить, что той реалией, которую сегодня, в условиях падшего мира и падшего человека, мы именуем «романтической любовью», был как раз одним из аспектов того человеческого единства, той «единой плотью», которую создал Бог в Адаме и Еве: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24). После грехопадения это «единство» осталось в человеке, но, как и все остальное, было повреждено. Теперь это «единство» есть обоюдное чувственное влечение друг к другу мужчины и женщины, которые, быть может, случайно встретились в океане этой жизни. Это чувство невозможно свести исключительно к половому влечению, ибо последнее неспособно стать основой для серьезных отношений между мужчиной и женщиной. Семья создается на основе взаимной симпатии, взаимного стремления, рвения и взаимной привязанности друг к другу, верности двух будущих спутников жизни. Безусловно, эта сфера взаимного влечения не сфера тела, не сфера физиологии, это именно романтическая любовь, сфера души, т.е. чувственного, эмоционального начала в человеке, хотя и сфера телесной близости соприсутствует с ней в виде инстинкта.

«В христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное»

Можно предположить, что до грехопадения любовь жертвенная, любовь романтическая и сфера телесной близости (вспомним Божественное повеление людям плодиться и размножаться – Быт. 1, 28) – были чертами единой любви. Но для описания человека поврежденного, онтологически разделенного, мы вынуждены в описании различных реалий употреблять различные термины. Одновременно с этим следует подчеркнуть, что в рамках христианского брака, когда его участники имеют по-настоящему христианское сознание (образ мыслей) и ведут по-настоящему христианский образ жизни, благодатью Божией эта гармония, это единство восстанавливается. И в христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное, и любовь жертвенная, и любовь романтическая, и та, следствием которой является рождение детей.

Вне всякого сомнения, романтической любви или влюбленности, сколько бы прекрасным это чувство ни было и сколько бы поэты ни воспевали amor, недостаточно для создания по-настоящему счастливой и крепкой семьи. Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), и там, где нет христианской любви, там, где любовь человеческая не облагодатствована любовью Божественной, там любому начинанию человеческому, любому его союзу уготована участь дома, построенного на песке – «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 27). И, собственно, вне любви Божественной обоюдная симпатия может пройти или «наскучить», и тогда брак вполне может превратиться в «животный» союз, и биологические животные сроки (зачатие, беременность и вскармливание ребенка), исчерпав себя, приведут его к неминуемому распаду. В то время как именно присутствие Бога в семье, наличие христианской жертвенной любви (т.е. христианского сознания мужа и жены) делает любовь романтическую «настоящей, единственной любовью» – той, которая «до гроба», той, которая «не перестает»! Христианский святой V века Блаженный Диадох говорил: «Когда человек ощущает Божию любовь, тогда он начинает любить и ближнего своего, а начав – не перестает… В то время, как плотская любовь по малейшему поводу испаряется, духовная – остается. В боголюбивой душе, находящейся под Божиим действием, союз любви не пресекается, даже когда ее кто-нибудь огорчает. Это потому, что боголюбивая душа, согретая любовью к Богу, хотя и потерпела от ближнего какую-то скорбь, быстро возвращается к своему прежнему благому настроению и охотно восстанавливает в себе чувство любви к ближнему. В ней горечь разлада совершенно поглощается Божией сладостью». Марк Твен говорил более прозаично: «Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века ».

Мои оппоненты могут возразить мне, сказав, что в атеистические годы (эпоха СССР) люди в Бога не верили, в Церковь не ходили, однако семьи были крепкими. Это так, и здесь я бы обратил внимание на имеющий чрезвычайную важность фактор воспитания. Как бы там ни было, Советский Союз создавался людьми, воспитанными в парадигме христианских нравственных ценностей, и этот благочестивый опыт, как и правильное воспитание, давали соответствующий нравственный стержень на несколько поколений вперед. Люди забывали Бога, но инерционно помнили, «что такое хорошо и что такое плохо». Тяжелые годы становления СССР, Великая Отечественная война слишком много отняли у людей, и было не до того, чтобы «разбрасываться любовью». Не надо забывать, что и Русская Православная Церковь была крепка, как Церковь мучеников и исповедников Христовых. Однако в более спокойные и сытые 70-е измена или развод уже были делами обыденными настолько, что в той или иной степени упоминания об этом стали достоянием шедевров советского кино («Москва слезам не верит», «Служебный роман» и др.). Конечно, дело не только и не столько в спокойствии и сытости, сколько в том, что инерция благочестия постепенно исчезала, умирали те, кто знал Источник настоящей христианской жертвенной любви. В настоящее время любовь испытывается через потребительское отношение – люди ищут наслаждений, вечного праздника и не принимают трудностей, избегают ответственности.

Именно христианская любовь воспитывает подлинную ответственность и чувство долга, ибо именно они способны преодолеть очень многие проблемы взаимоотношений между двумя близкими людьми, которые неминуемо возникают в процессе становления любого семейного союза. Семейные отношения – это не сплошные «розовые облака», бывают и скандалы, и охлаждения, и задача по-настоящему любящих людей – преодолеть, пережить эти «грозовые тучи», оставаясь при этом верными самым прекрасным минутам их взаимоотношений. Семья включает в себя такое сочетание обстоятельств, при которых личность проявляет себя в полной мере своего содержания, как положительного, так и отрицательного. И необходима христианская жертвенная любовь, чтобы научиться любить свою вторую половину иначе . Так появляется любовь не к иллюзорному человеку (которого зачастую еще до брака создает наше воображение или сама вторая половина, порой неосознанно, пускает в ход свои актерские таланты), а к настоящему, к подлинному! И вот как раз семья – это и есть тот организм, в котором две личности, которые были изначально чужими друг другу, должны стать единым целым с единым сердцем, едиными мыслями, по образу Святой Троицы, при этом не утрачивая своей личной неповторимости, но обогащая и дополняя друг друга.

Священник Александр Ельчанинов писал: «Мы думаем о себе, что все мы причастны этой любви: каждый из нас любит что-либо, кого-либо… Но та ли это любовь, которой ожидает от нас Христос?.. Из бесконечного количества явлений и лиц мы выбираем родственные нам, включаем их в свое расширенное «я» и любим их. Но стоит им отойти немного от того, за что мы их избрали, как мы изольем на них полную меру ненависти, презрения, в лучшем случае – равнодушия. Это человеческое, плотское, природное чувство, часто очень ценное в этом мире, но теряющее свой смысл в свете жизни вечной. Оно непрочно, легко переходит в свое противоположение, принимает демонический характер». В последние десятилетия мы все являемся свидетелями того, что разводящиеся супруги сетуют на то, что, мол, «не сошлись характерами». А ведь за этой пресловутой формулировкой скрывается то, что люди не способны решать элементарные межчеловеческие проблемы, не способны справиться с самым простейшим конфликтом, эти люди не умеют ничего: ни терпеть, ни прощать, ни жертвовать, ни слушать, ни говорить. Эти люди не умеют любить, не умеют жить!

Начиная с эпохи Возрождения, с реставрации языческого мировоззрения, и далее с конца XVIII века - первой половины XIX века, с вхождением в сознание европейцев антропоцентрических и атеистических идей, все более и более забывается та любовь, о которой мы говорили в самом начале – любовь христианская, любовь жертвенная, любовь-уподобление Богу. Именно этим главным образом характеризуется эпоха Возрождения, эпоха романтизма, когда посредством популярной литературы, театра (на тот момент чрезвычайно модного), разного рода светских мероприятий (балов, приемов) романтическая любовь культивировалась как нечто абсолютное, самодостаточное и самоценное. Такая гиперболизация чувственной, человеческой любви с ее интригами, иллюзиями, страданиями, экспериментами, «треугольниками» привела к выхолащиванию духовного и нравственного содержания этого великого чувства. Любовь превращается в игру, в увлечение, в приключение, а иногда в психологическую патологию – в болезнь. Недаром Федор Михайлович Достоевский не без иронии замечал: «Влюбиться – не значит любить… Влюбиться можно и ненавидя». Вторая половина XX века – начало XXI века ознаменовали себя еще большей деградацией: на сегодняшний день под любовью между мужчиной и женщиной понимается иной раз чистая физиология, чисто животное сожительство, пошлое, утилитарное отношение к человеческой личности. Христианская вера уводит человека от утилитарного отношения к своему ближнему (когда человек оценивает другого исходя из того, как можно его использовать), а ведет его к жертвенному отношению.

Подлинная любовь – это в том числе и способность терпеть отсутствие ее у других.

Если разум человека по своей природе бесстрастен, то сердце преимущественно является носителем страстей (не обязательно страстей в смысле греховных проявлений, но и чувств, эмоций). А поскольку романтическая любовь – это сфера именно сердца (или души), соответственно, это богоданное чувство единства мужчины и женщины в особой степени подвержено разного рода искажениям, извращениям. Кстати, в Библии уже описаны разного рода модули этого чувства: так, на примере Захарии и Елисаветы показана любовь самоотверженная. Но отношения Самсона и Далилы – любовь коварная, любовь-манипуляция. Отношения Давида и Вирсавии – любовь порочная и греховная, любовь-болезнь. Последняя в наши дни широко распространена: многие наши современники глубоко несчастны, будучи неспособны устроить свою личную жизнь или хотя бы заиметь хоть сколько-нибудь продолжительные отношения. И это при том, что они бесконечно «до безумия» влюбляются, но их состояние очень напоминает болезнь.

Православному человеку известно название этой болезни – непомерная гордыня и, как ее следствие, – гиперболизированный эгоцентризм. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Любовь только тогда может давать, когда она забывает о себе». А вот что пишет по этому поводу православный психолог, доктор психологических наук Тамара Александровна Флоренская: «Пока человек ждет любви и внимания от других, живет этим, он никогда не удовлетворится, будет требовать все большего, и все ему будет мало. В конце концов, он окажется у разбитого корыта, как та старуха, которая захотела, чтоб служила ей рыбка золотая. Такой человек всегда внутренне несвободен, зависим от того, как к нему относятся. Этот свой источник любви и добра нужно открыть в себе самом. И открытие должно совершиться не в уме, а в сердце человека, не теоретически, а внутренним опытом». Один американский психолог Леланд Фостер Вуд как-то сказал: «Удачливый брак – это нечто гораздо большее, чем умение найти подходящего человека; это и способность самому быть таким человеком». И вот это очень важный момент – любить, а не ждать любви и всегда помнить: не я терплю, меня терпят!

О платоновском мифе

В наши дни бытует представление о том, что настоящую семью получится создать только со своей единственной и уникальной «второй половинкой». Иной раз некоторые романтичные мечтатели всю жизнь ищут эту вторую половинку, терпя неудачу за неудачей. Насколько такое представление о семье как союзе мужчины и женщины соответствует христианским воззрениям? В данном случае мы имеем дело со стихийно цитируемым платоновским мифом об андрогинах. Согласно ему, некие мифические перволюди, соединявшие в себе мужское и женское начала, возгордились своей силой и красотой и попытались напасть на богов. Те же в ответ произвели разделение в каждом из андрогинов на мужскую и женскую персону и рассеяли их по миру. И с тех пор люди обречены на поиски своей половины. Эта легенда, безусловно, красивая, романтическая, а самое главное – она отражает тот факт, что поиск спутника жизни действительно присутствует и порой этот поиск сопряжен скорее с разочарованиями, чем с удовлетворением. Однако, конечно, идея Платона не соответствует библейской картине устроения мира, в Священном Писании подобных идей мы не встречаем. Но все же надо отметить, что древнегреческий философ, хотя и был лишен Откровения, однако прочувствовал очень верные моменты. В частности, в его мифе мы слышим некий отголосок библейской истории первородного греха. И наконец, правда Платона в том, что действительно существует фактор психологической совместимости. Перед тем, как двух космонавтов отправить в совместный полет, соответствующие специалисты очень тщательно проверяют, насколько эти два человека способны бесконфликтно сосуществовать в рабочем пространстве. Подобные проверки проходят представители и других ответственных и опасных профессий.

И действительно, если мы посмотрим на себя, на свою жизнь, то наверняка заметим, что есть люди (и прекрасные, казалось бы), которые остаются для нас просто знакомыми, а есть те, которые становятся друзьями. Это не объяснить исключительно факторами нравственного или рационального выбора. Бывает так, что красавец-студент вдруг выбирает в качестве своей невесты не «Мисс университет», а какую-нибудь неприметную девчонку. «И что он в ней нашел?» – ворчат недовольные однокурсницы. А ему все ясно: «Нет в мире прекрасней Матильды моей». Все мы знаем, что существуют люди, нам симпатичные и не симпатичные (речь идет, в том числе, и о психологическом факторе). И это вне нравственных или эстетических категорий, это – нечто внутреннее. Разумеется, с точки зрения христианской нравственности, и к первым и ко вторым мы должны относиться с любовью, т.е. быть преисполнены благожелания к ним. Но наличие симпатии, аспекты психологической совместимости – это факт. Именно этим, кстати, объяснятся тот момент, что Бесстрастный Бог Иисус Христос имел любимого ученика Иоанна Богослова. Мы часто забываем, что Христос не только Совершенный Бог, но и Совершенный Человек. И, возможно, что Его человеческой природе в психологическом отношении был ближе именно апостол Иоанн как ученик, последователь, друг. И в нашей жизни мы наблюдаем то же самое. Поэтому конечно, Господь для Паши С. не творит специально Машу Н., подразумевая, что сии два индивидуума могут создать семью только в случае уникальной встречи друг с другом и не с кем иным. Конечно, таких «назначений» Господь не делает, хотя Своим Промыслом и направляет человека в правильную сторону. И решение, как и с кем создать семью – это решение в первую очередь самого человека, а не каких-то (пусть и Божественных) мистических перипетий. Конечно, семья не может быть создана людьми, которые не испытывают обоюдной симпатии или постоянно ругаются и спорят друг с другом. Люди встречаются, люди влюбляются, женятся, т.е. создают семьи с теми, к кому, во-первых, испытывают симпатию и, во-вторых, с теми, с кем чувствуют психологический комфорт – с кем легко говорить и легко молчать. Это сложно объяснить словами, но это всегда чувствуется.

О «самом низшем»

В наши дни стихийно распространено языческое мнение о том, что исцеления заслуживает только маленькая «аристократическая» частичка человека («душа» или «дух»), все же остальное выбрасывается на «свалку» (в I-III вв. эту идею широко декларировали т.н. гностические секты). Христос же исцелил всего человека, не только душу, ум или совесть, а всего человека, в том числе и телесность. Даже то, что в светском обществе называли «самым низшим» – человеческую плоть – Христос вводит в Царствие Божие. Во Христе происходит преображение и духа, и плоти, в отличие от плотоненавистнических, космоненавистнических гностических идей.

В этом отношении имеется потребность сказать слово об интимных отношениях. В Церкви (по причине, возможно, и невостребованности) не существует единого выверенного мнения касательно этого вопроса во всех его аспектах. Многочисленные церковные писатели современности высказывают различные суждения по этому вопросу. В частности, можно прочитать, что для христианина секс вообще неприемлем, что это принадлежность нашей греховной сущности, и супружеские обязанности существуют исключительно для деторождения и что такие желания (в лоне супружеской жизни) следует, по-возможности, подавлять. Однако Священное Писание не дает никаких оснований полагать, что сами по себе интимные отношения есть нечто грязное или нечистое. Апостол Павел говорит: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15). 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Так же и правила 1, 4, 13 Гангрского Собора (IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак (в частности, и в аспекте интимных отношений) недостойным христианина.

«Именно любовь позволяет человеку оставаться целомудренным»

Нигде в Священном Писании мы не можем прочитать каких бы то ни было суждений, из которых следовало бы, что Церковь в интимных отношениях видит что-то грязное, нехорошее, нечистое. В этих отношениях может происходить разное: и удовлетворение похоти, и проявления любви. Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни. Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих. И, вместе с тем, не стоит сводить эти отношения исключительно к цели деторождения, ибо в таком случае человек становится подобным животному, ибо у них все точно так, а вот любовь есть только у людей. Полагаю, что супругов влечет друг к другу все-таки не желание, чтобы в результате этого влечения появились дети, а именно любовь и стремление быть совершенно едиными друг с другом. Но при этом, конечно же, высшим даром любви становится и радость деторождения. Именно любовь освящает интимные отношения, именно она позволяет человеку оставаться целомудренным. Святитель Иоанн Златоуст прямо пишет, что «разврат происходит не от чего иного, как от недостатка любви». Борьба за целомудрие - самая тяжелая борьба. Церковь устами святых отцов и даже устами Священного Писания пользуется этими отношениями как неким образом для изображения более возвышенной любви, любви между человеком и Богом. Одна из самых прекрасных и удивительных книг Библии - это Песнь Песней.

Известный педагог протопресвитер Василий Зеньковский оставил нам такие слова: «Тонкость и чистота взаимной любви не только не стоят вне телесного сближения, но наоборот, им питаются, и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая расцветает лишь в браке и смысл которой заключается в живом чувстве взаимного восполнения друг друга. Исчезает чувство своего «я» как отдельного человека… и муж, и жена чувствуют себя лишь частью какого-то общего целого – один без другого не хочет ничего переживать, хочется все вместе видеть, все вместе делать, быть во всем всегда вместе».

Зачем нужна гражданская регистрация, если можно засвидетельствовать свои отношения перед Богом?

Многих молодых людей несколько смущает тот факт, что таинство Венчания в Церкви может произойти только в случае наличия документа, подтверждающего гражданскую регистрацию семейного союза. Спрашивается, неужели Богу нужны какие-то штампы? И если мы даем обет верности друг другу перед Богом, то на что нам какие-то печати? На самом деле этот вопрос не такой сложный, как кажется. Просто нужно понять одну простую вещь. Человек в этом мире ответствен не только перед Богом, но и перед окружающими его людьми, и первое невозможно без второго. Семья состоит минимум из двух персон, а в перспективе состав семьи может увеличиться и до трех, четырех, пяти, шести, семи и т.д. человек. И в данном случае семья – это часть общества, и общество должно знать, что это его часть, что это именно семья (в смысле «мама-папа-я»). Ведь общество предоставляет семье определенный статус, определенные гарантии (в аспектах распоряжения и наследования имущества, образование, медицинское обслуживание детей, материнский капитал), а, соответственно, данные люди должны засвидетельствовать перед обществом: «Да, мы хотим быть семьей». В случае если эти два человека утверждают, что не чувствуют своей взаимосвязи с обществом и отрицают вышеназванные обоюдные обязательства (по типу «да нам плевать»), то в таком случае они должны полностью и бескомпромиссно отказаться от всех видов общественных связей и социальных услуг (грубо говоря, уйти отшельниками в глухие леса). Но они же этого не делают. А значит, в самой основе их позиции лежит лукавство. Будучи неспособны ответствовать перед людьми, лукаво относясь к общественным обязательствам, смогут ли эти люди ответствовать перед Богом? Очевидно, что нет. Во что же тогда превращается для них таинство Венчания? В театральную постановку? До 1917 года именно Церковь юридически регистрировала брак (браки инославных и иноверных регистрировали их религиозные общины), но в советскую эпоху эту обязанность выполняли Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы). И Церковь не противопоставляет себя государственному устройству и, соответственно, церковное венчание – браку государственному, и первое является закреплением второго, его венцом. Если же «домостроители» не способны возвести фундамент, то не рано ли им возводить купол?

Говоря о семье, хотелось бы закончить вот чем. Церковь в своей литургической традиции совсем не говорит, что семья – это легко. Скорее наоборот. Таинство, в котором Господь благословляет мужчину и женщину, называется «Венчание». Слово «венчание» и «венец» — однокоренные. О каких венцах идет речь? О венцах мученических. Когда священник во время таинства Венчания второй раз обводит молодоженов вокруг аналоя, то возглашает: «Святые мученики!» А в одной из молитв священник, обращаясь к Господу, просит Его сохранить супругов, как «Ноя в Ковчеге,.. как Иону в чреве кита,.. как трех отроков в огне, послав им росу с неба» и т.д. Требования в отношении семейных обязательств (в частности, запрещающие разводиться) Самого Иисуса Христа показались апостолам настолько строгими, что некоторые из них в сердцах воскликнули: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». И тем не менее, христианский опыт свидетельствует, что настоящую радость человеку дает не то, что просто, а то, что сложно! Известный французский католический писатель Франсуа Мориак как то заметил: «Супружеская любовь, которая проходит через тысячу случайностей, самое прекрасное чудо, хотя и самое обыденное». Да, семья – это сложно, да, это путь, состоящий из испытаний и даже соблазнов, но своим венцом этот путь имеет неописуемую благодать. И все мы это знаем, вспоминая еще те, крепкие, настоящие семьи наших предков, которые преодолевали все трудности и препятствия и являли собой образец по-настоящему любящих, счастливых людей.

Вконтакте

«Любовь - это привидение, которое никто не видел, но все о нем говорят»!?

В тот момент, когда вы читаете эти строки, миллионы людей пытаются изо всех сил найти свою «половику» в этом мире. Они её находят, а через некоторое время расстаются, разочаровавшись. Затем поиск начинается вновь.

Одним из первых духовных чувств, которые испытывает человек, является любовь. Сначала – это любовь к своей матери, затем (со взрослением) появляются нежные чувства к другим представительницам прекрасного пола или сильной половины человечества, но эти чувства далеко не те же самые, какие мы испытываем к нашим матерям.

Любовь мужчины к женщине

Начинается все с симпатии

Опасность её состоит в том, что она кратковременна и оказывает свое влияние быстро под воздействием только лишь внешнего образа, при условии, что этот образ соответствует нашим лично сложившимся критериям красоты и привлекательности.

Симпатия имеет свойство как быстро появляться, так и быстро исчезать…

Один из исследователей межличностных отношений С.В.Петрушин называет симпатию «эмоциональной реакцией на «маску» партнера», отмечая при этом её кратковременность. Но нередко до того как пройти, она успевает трансформироваться во влюблённость, которую ещё можно охарактеризовать, как «любовь с первого взгляда». Но это тоже ещё не то, что называют светлым и романтичным словом «любовь».

Что такое настоящая Любовь?

Это потрясение чувств, это - счастье? – Или подделка?

Для периода влюбленности характерен яркий «всплеск» чувств, но затем такой же резкий спад.

Этот период можно еще описать поговоркой: «Любовь слепа…».

Ошибочно полагая, что это и есть «она», «чистая», «настоящая» мы склонны идеализировать свои партнеров, закрывая глаза на их недостатки и ошибки, если это схоже с нашими представлениями о жизни, поведении, красоте и т.д., принимая тем самым желаемое за действительное. Своеобразным «антидотом» здесь может быть время. Влюбленность хотя и сродни слову «любовь» является одной из основных причин разводов.

Но есть и другие «подделки» любви между мужчиной и женщиной

Например, привязанность (когда существует просто привычка), увлеченность (мы замечаем и начинаем ценить человека за его «изюминку», какое-то особенное, индивидуальное качество). Зависимость (возникает из-за постоянной боязни одиночества и патологической потребности в опеке) и др.

Как же оказывается трудно определить Любовь

На самом деле, испытываем ли мы настоящее чувство любви или упиваемся её подделкой?!

А может быть все дело в том, как мы понимаем это слово. Ведь когда мы говорим, что любим, то представляем себе картину «настоящей любви» на свой вкус и манер. Но наш партнер вовсе не обязательно понимает это также, как и мы.

Может быть в этом кроется та глобальная «заноза», которая, прорываясь, приводит к выплескиванию раздражения в виде многим уже знакомой фразы: «Я то думал (а), что ты меня любишь, а ты!,»

Интересно, ведь не каждому так уж легко дается вообще это признание в любви. Некоторые люди не могут сделать это своим близким. Но далеко не по тому, что они не испытывают этих чувств на самом деле, а потому что, по мнению психологов, «любовь» для них связана с серьезными обязательствами и долгом, и оно на столько велико, что выразить его так бывает до невыносимости сложно.

Другие же делают это легко и непринужденно. Но очень часто в их понимании такое признание приравнено к подтверждению хорошего отношения к человеку, т.е. более поверхностно. Вся трудность в том, что это понятие слишком широкое и приправлено сугубо личными переживаниями, поэтому выразить словами его в полном смысле практически нельзя.

А может быть, основная загвоздка как раз таки и состоит в том, что мы не можем открыто и честно говорить о любви, так как разучились доверять своим чувствам, полагаясь более на разум в решении наших «сердечных» проблем. Мы так привыкли во всем находить рациональное объяснение, так, например, «любовь» сегодня трактуется как не нечто божественное, священное, а как химический процесс, протекающий в нашем организме и посылающий импульсы в наш мозг.

Следовательно, им можно управлять, сдерживать или, наоборот, развивать и усиливать с помощью новых изобретений нашей цивилизации.

От таких мыслей, честное слово, пробегает мороз по коже. Ведь таким образом на наших глазах растает и расплывётся в тумане величайшее таинство на Земле, уступая место прагматичному химико-биологическому анализу человеческих отношений. Однако не все так печально, так как - как бы не хотели наши ученые все объяснить чисто с научной точки зрения, далеко не все люди к ним прислушиваются.

С чем ассоциируется Любовь? Исследования…

Так из 8 тысяч опрошенных исследователями Дюссельдорфского университета (Германия) на вопрос:

«С каким словом по Вашему мнению на сегодняшний день ассоциируется понятие любовь между мужчиной и женщиной?»

  • 73% заявили не раздумывая «романтика»;
  • 19% связали его со словом «брак»;
  • 8% назвали «интимные отношения».

Порадовали ответы и на следующий вопрос:

«Есть ли сегодня по Вашему мнению настоящая любовь?»

  • 59% дали положительный ответ;
  • 26% заняли противоположную позицию «разочаровавшихся» в этом чувстве;
  • около 15% решили пока повременить с ответом.

Однако вот большинство, как оказалось, еще не успели встретить свою настоящую и может быть единственную любовь. И это в прагматичной Германии! Значит не все так уж плохо.

Мужчина и Женщина, как ни крути, притягиваются друг к другу словно два полюса у магнита

Женщина, как изначально слабое существо (прошу простить мне это замечание, здесь не имеется в виду какое-либо уничижение женщины, но так все-таки предусмотрено природой, хотя в моральном духе они легко дадут большую фору полу мужскому) - всегда ищет подсознательно поддержку и опору.

А мужчине недостает нежности и заботы, которую они находят у представительниц прекрасного пола. Воистину противоположности притягиваются! Дело здесь, как видим, не только в физиологии (гормонах и т.д.), но и в том, что, любовь – это чисто человеческое качество, которое включает в себя и нежность, и заботу, и помощь, и милосердие, и…и…и…

О любви продолжать можно почти бесконечно…

Т.к. «любовь между мужчиной и женщиной» - такая, какой видим её мы! А сколько людей, как гласит истина, столько и мнений.

Главное, в процессе любви две половинки становятся одним целым.

Но по мнению некоторых философов, и на мой взгляд сравнение замечательное.

Почему?

Это связано с тем, что - «Любовь», между мужчиной и женщиной, можно представить в виде прекрасного цветка, аромат которого так пьянит и дает силы жить, но цветка очень нежного, настолько, что любое грубое движение может его уничтожить.

Вывод

Поэтому, чтобы взрастить именно любовь, а не её подделку, дайте себе время, разберитесь в своих чувствах, и если вы понимаете, что это именно она, питайте её вниманием и нежностью, лелейте этот чудный цветок, когда он у вас появится. А он в свою очередь, будет радовать вас каждый день и может принести великолепные бесценные плоды.

38 972 0 Здравствуйте! В этой статье мы обратимся к вопросу о том, что такое любовь. В чем её суть? Какая бывает любовь? Обо всем об этом кратко и ясно мы поговорим в этой статье.

Любовь - это предмет споров учёных из области философии, психологии, физиологии и других наук. Это вопрос, с годами не теряющий актуальности и для умудрённых опытом семейных пар.

Если провести опрос населения относительно данного явления, то, вероятнее всего, большинство ответов будет из разряда: «Любовь – это когда…» То есть говоря о ней, мы всегда обращаемся к сердцу, описывая разные ощущения, которые испытываем, когда любим. А как же иначе? Ведь что бы ни утверждали, но любовь – это чувство, и с этим уж точно никто не поспорит.

Любовь в разных науках

Если говорить кратко, то любовь – это чувство глубокой симпатии к другому человеку или объекту. В ней всегда присутствует заинтересованность в том, кого (что) любишь, желание проявлять заботу о нём, что-то ему отдавать и посвящать своё время.

Биологическая трактовка

В каждой науке свой подход к изучению любви. Химики и биологи утверждают, что в её основе лежат обычные процессы, происходящие в организме человека. В частности, антропологи выяснили, что в период страстной любви вырабатывается дофамин, позволяющий испытывать удовольствие и дающий ощущение удовлетворённости. Кроме того, пребывание в данном состоянии снижает чувство страха, подавляет негативные эмоции вследствие воздействия на соответствующие зоны мозга.

Существует также теория, что мы притягиваемся друг к другу по запаху, который сознательно не ощутим.

Эволюционная концепция указывает на то, что любовь выступает инструментом выживания, поскольку помогает поддерживать долгосрочные отношения, объединяться и поддерживать друг друга, противостоять угрозам.

Психология

В психологии есть несколько определений любви и концепций относительно её природы.

Любовь, с точки зрения этой науки, — это высшая степень эмоционально положительного отношения к объекту, ставящего его в центр собственных интересов и потребностей. А также это сильное устойчивое чувство, обусловленное сексуальными потребностями. Любящий человек стремится занять ключевую роль в жизни объекта привязанности, чтобы вызвать у него интерес и ответную симпатию.

По мнению психолога Р. Стернберга , любовь включает в себя три компонента:

  • страсть (сексуальное влечение);
  • интимность (близость, эмоциональная поддержка, помощь, доверие);
  • обязательства (верность друг другу).

В классическом психоанализе З. Фрейда любовь отражает исключительно сексуальное влечение, выступающее мощным стимулом развития человека.

Э. Фромм выделяет два вида любви: плодотворную и неплодотворную .

  • Первая выражается в проявлении интереса, заботы, предполагает воодушевление, наслаждение, познание друг друга и саморазвитие. Это зрелая любовь, основанная на взаимном уважении.
  • Вторая – неплодотворная любовь – связана с наличием жёсткого контроля над другим человеком, желанием полностью им обладать. Это незрелая эгоистическая любовь. Она не приводит к взаимному развитию, а, наоборот, разрушает его. Такие отношения обычно наполнены различными негативными чувствами.

По мнению А.В. Петровского , любовь основана на интимном влечении и характеризуется внешними проявлениями этого чувства по отношению к другому человеку, желании вызвать ответную любовь к себе. В ней обязательно должны присутствовать открытость и доверие. Лжи в ней не место.

Э. Хатфильд выделяет страстную любовь (сексуальное влечение и эмоциональные вспышки) и сострадательную (основанную на общности интересов и ценностей, дружбе, приятном совместном общении и взаимной поддержке). Идеальное развитие отношений – это переход страстной любви в сострадательную.

Любовь, влюблённость, страсть, привязанность: в чём отличия?

Безусловно, все эти понятия переплетаются и не всегда удаётся поставить чёткие границы между ними. Но всё же существуют весомые различия.

Любовь и страсть

Страсть предполагает резкое возникновение сексуального влечения к представителю противоположного пола. Протекает она бурно, насыщена сильными эмоциями и требует немедленной разрядки. Страсть часто является начальным этапом любовных отношений, но может и сопровождать их длительное время, вспыхивая в определённых ситуациях.

Страсть возможна и без любви, она возникает только между половыми партнёрами с целью удовлетворения сексуального желания.

Любовь – явление более широкое и многогранное. Её можно испытывать и к мужу (жене), и к ребёнку, и к родителям, и к другу, и к питомцу, и к стране, и к человечеству в целом. Поэтому любовь без страсти тоже встречается довольно часто.

Любовь и влюблённость

Влюблённость практически всегда является началом создания романтических отношений. Она предполагает бурное возникновение чувств и сексуального желания. Очень часто влюблённость основана на внешней привлекательности. В отличие от страсти, она может не быть настолько интенсивной и всепоглощающей и обычно более продолжительна по времени и более возвышенна. Именно такой обычно является первая любовь, которая часто и заканчивается на стадии влюблённости.

Влюблённость более поверхностна и менее осознана, чем любовь. В ней ещё может не быть общности интересов, взаимной поддержки и уважения. В идеале с развитием отношений влюблённость должна плавно перейти в любовь.

Существенная разница между этими явлениями в том, что, влюбляясь, мы идеализируем образ объекта симпатии, неосознанно усиливаем его желаемые для нас стороны личности, не замечаем недостатки. Мы любим в нём то, что нас «зацепило» и то, что сами додумали. Со временем этот образ меняется, и если мы разочаровываемся и не находим других ценностей в человеке, то отношения заканчиваются. Если же мы находим новые интересные стороны друг в друге, сближаемся духовно, то наступает новый этап в их развитии – любовь.

В отличие от влюблённости, любовь не предполагает идеализацию друг друга и самообман. Любя, мы принимаем другого человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и слабостями.

Любовь и привязанность

Любовь и привязанность довольно часто находятся в тесном союзе, и чем дольше длятся отношения, тем крепче этот союз. Но путать их не следует, поскольку нередко бывает так, что любви между мужчиной и женщиной вроде как и нет, а вот привязанность сильная.

Любящий человек всегда чувствует свободнее того, кто просто привязан к кому-либо. Привязанность отличают такие черты, как: зависимость от другого человека, страх его потерять, привычка быть рядом с ним, которая выражается примерно так: «Совершенно не представляю жизни без него».

Привязанность более пассивное явление, чем любовь. Люди могут никак не проявлять свои чувства, они просто готовы быть рядом и терпеть друг друга. Любовь предполагает активные отношения: духовную и физическую близость, заботу и взаимную поддержку, совместный досуг, личностное развитие друг друга.

В привязанности довольно часто стираются личные границы, человек как бы растворяется в своём партнёре. А тот, кто любит, никогда не теряет своего «Я» и внутреннюю свободу. Любящие люди уважают личное пространство и интересы друг друга.

Как отличить любовь от привязанности? Что такое любовь и зависимость.

Именно союз любви и привязанности всегда положительно сказывается на отношениях, даёт и тому и другому чувство защищённости, надёжности и спокойствия. Главное – чтобы каждый испытывал истинное счастье, находясь рядом друг с другом.

Виды любви

С древности любовь разделяли на несколько видов в зависимости от того, как и по отношению к кому она проявляется.

«Эрос» страстная любовь, предполагающая следование сексуальным инстинктам, интенсивные чувства, самоотдачу и полное растворение в объекте любви. Длится она обычно непродолжительный период, после которого либо уходит, либо перетекает в другой вид любви.
«Филиа» любовь, основанная на дружбе, в ней на первое место ставится духовная составляющая отношений, общие интересы и ценности, уважение друг друга. Она может возникать между членами семьи и друзьями.
«Сторге» любовь, предполагающая доброе, нежное отношение к другому человеку, взаимопонимание и поддержку. Развивается она длительное время и связывает родственников (мужа и жену, сестёр и братьев, родителей и детей).
«Агапэ» бескорыстная любовь, выражающаяся в самопожертвовании ради любимого человека. В христианской религии таковой является любовь Бога к человеку.
«Людус» половое влечение, предполагающее флирт и получение удовольствия.
«Прагма» любовь, которую контролирует разум. Обычно она связана с некими корыстными интересами и выгодами.
«Мания» любовь, связанная с одержимостью, ревностью, желанием полностью обладать объектом привязанности и во всём его контролировать.
«Филаутиа» любовь к себе, основанная на принципе: чтобы любить других, нужно нравиться себе и уметь о себе заботиться.

Кого мы любим?

  • Любовь к романтическому партнёру (парню/девушке, мужу/жене) предполагает влюблённость и страсть как составляющие сексуального удовлетворения. Со временем они перестают доминировать и уступают место (но и сами полностью не уходят) другим качествам любви: уважению, взаимной поддержке, преданности, сопереживанию. Романтическая любовь имеет важное биологическое значение, создавая и поддерживая благоприятные условия для продолжения рода.

А что такое любовь для мужчины? В первую очередь, это гарант стабильных отношений, возможность заботиться о хрупкой и милой избраннице, быть рыцарем рядом с ней, восхищаться ею и страх её потерять. Также любовь для мужчин выражается в комфортной и уютной атмосфере в семье, регулярном и интересном сексе и уважении личного пространства.

  • Любовь к себе выражается в понимании себя, самопринятии, адекватной самооценке и удовлетворённости собственной личностью. Любовь к себе выступает основой для других видов любви, поскольку если мы постоянно недовольны собой и испытываем внутренний дискомфорт, то не можем полноценно дарить искреннюю любовь окружающим и притягивать к себе людей. Поэтому один из самых универсальных советов по созданию и улучшению разного рода отношений – наладить, прежде всего, контакт с собой и начать себя уважать.
  • Любовь к детям основана на взаимной привязанности, проявлении заботы, нежности по отношению к ребёнку, умении жертвовать своими интересами ради его здоровья и развития. Чем сильнее вклад в воспитание, чем доверительнее и теплее детско-родительские отношения, тем более гармонично развивается личность малыша.

Материнская и отцовская любовь различаются. Мать и дитя связаны биологически и социально (так как были единым целым до рождения). Отец и ребёнок имеют только социальную связь. В этом смысле матери открыт больший опыт в познании и понимании малыша. Отцу обычно сложнее даётся улавливание его потребностей, он склонен подключать разум (но такая тенденция характерна отнюдь не для всех).

  • Любовь к родителям основывается на привязанности, которая сформировалась ещё в младенчестве, и на благодарности за заботу и воспитание.
  • Любовь к людям , которая в действии называется альтруизмом. Это бескорыстная помощь всем вокруг, самопожертвование ради других. Человек, испытывающий такую любовь, всегда готов заниматься благотворительностью.

Этапы любви

Это чувство всегда находится в развитии и с момента возникновения проходит ряд этапов.

Этапы любви Название этапа Описание
1 Влюблённость
Чаще всего это самое романтичное время в жизни пары. Объятия, поцелуи, подарки, комплименты, учащённое дыхание и биение сердца – признаки, которые наиболее ярко выражены именно в этот период. Преобладает сильная увлечённость друг другом. Эта стадия может длиться от нескольких месяцев до двух лет.
2 Пресыщение, привычка Отношения становятся более спокойными, страсть уже не так сильна. Влюблённые привыкают друг к другу, идеальные образы постепенно рассеиваются, происходит реальное осознание черт друг друга.
3 Отчуждение, конфликты Этот этап – настоящее испытание для пары! Недостатки друг друга могут начать раздражать. Происходит выяснение отношений, ссоры. Растут взаимные требования, снижается терпимость друг к другу. Либо влюблённые расстаются (печальнее всего то, что эта стадия обычно застаёт пару в браке), либо находят друг в друге новые ценности и общие интересы, и отношения начинают развиваться в другом ключе.
4 Терпение, примирение Пара учится принимать друг друга со всеми достоинствами и недостатками, прощать и уважать личное пространство каждого. Важный вывод и навык этой стадии – не пытаться переделывать друг друга, а создавать условия для взаимного развития и совершенствования отношений.
5 Самоотдача, бескорыстие Мы чувствуем в себе желание больше отдавать, чем получать, не требуем ответной реакции на свои действия так, как это было раньше. Хочется безвозмездно дарить удовольствие друг другу.
6 Дружба Супруги уже научились многому: жертвовать собственными интересами ради семьи, уважать и поддерживать друг друга, преодолевать конфликты, совместно создавать уютный быт. Дети уже подросли, и пара снова может посвятить больше времени друг другу.
7 Истинная любовь Наступает стадия, когда супруги достигают духовной близости. Отношения стабильны и гармоничны. Взаимопонимание, принятие и спокойствие превыше всего, требовательности и недовольствам здесь нет места. Даже спустя годы такая пара на вопросы: «Любите ли вы друг друга?» и «Счастливы ли вы вместе?» — утвердительно ответит «Да!»

Признаки того, что человек влюблён

Как понять, что нахлынуло это сильное чувство? Обычно человек меняется и физически, и психологически.

  1. Начинает тщательнее следить за своей внешность, ведь хочется выглядеть привлекательнее, чтобы вызвать у объекта любви ответную реакцию.
  2. Улыбается и старается поддерживать контакт глаз с тем, в кого влюблён.
  3. При встречах с любимым человеком может испытывать волнение, которое иногда бывает трудно скрыть (покраснение кожи, дрожь в конечностях и т. д.)
  4. При общении старается сократить дистанцию, хочет прикоснуться.
  5. Желание постоянно находиться рядом с возлюбленным (возлюбленной): ищет встречи, пишет, звонит. Любым способом старается напомнить о себе.
  6. Поведение может кардинально измениться. Человек может резко поменять привычки, увлечься новыми видами деятельности и пр.
  7. Он стремится проявлять заботу о том, кого любит: жертвует собственными интересами и временем, хочет сделать приятное.
  8. Готов постоянно говорить о том, кого любит в кругу друзей и подруг.
  9. Интересуется всем, чем живёт его объект любви (факты из биографии, хобби, предпочтения и т. д.)
  10. Искренне делится своими мыслями, эмоциями, рассказывает о себе.

Любовь всегда интересна во всех её аспектах и проявлениях. Но сколько бы мы о ней ни говорили, понять, что это такое, мы сможем лишь тогда, когда сами испытаем это чувство. Любите и берегите ваши отношения, если внутренний голос подсказывает, что «вот она – пришла настоящая любовь!»

Любить двоих возможно?! Полигамия. Моногамия.

Полезные статьи: