Ольга Ладная: «У моего ребенка аутизм. Ну и что тут такого? – Как вы узнали о том, что с Матвеем что-то не так

Коллектив детей и родителей 3 «Б» класса выражает огромную благодарность Чистяковой Людмиле Андреевне!

Уважаемая Людмила Андреевна!

Спасибо Вам огромное за замечательные уроки чтения, которые Вы проводите с нашими детьми. За отзывчивость, за готовность доносить в доступной форме материал каждому ребенку. За то, что всегда готовы помочь, за Вашу заинтересованность в каждом ученике. За то, что всегда вносите новое и интересное в учебный процесс. За этот год ребята очень продвинулись в понимании речи и в чтении. Мы очень рады, что Вы у нас есть!

Очень хочется верить, что в следующем году у наших детей будет возможность заниматься у Вас и дальше.

Большое Вам спасибо за Вашу энергию, доброжелательность, профессионализм и удивительные человеческие качества!

май 2018 года

Родители и учащиеся 3 «Б» класса выражают огромную благодарность учителю ритмики Лельевр Антонине Александровне!

Уважаемая Антонина Александровна!

Нам невероятно повезло, что у наших детей такой замечательный педагог, который очень неординарно и творчески подходит к занятиям и делает их интересными и запоминающимися. Ритмика стала одним из самых любимых уроков наших детей.

Удивительная метаморфоза произошла с детьми за этот учебный год. Они стали очень любить музыку и танцы. У некоторых ребят, можно сказать, раскрылся талант, о наличии которого никто и не подозревал. С удивительной искренностью и увлечением Вы делаете постановки, которые восхищают оригинальностью и смелостью, но как оказалось вполне доступные нашим детям. Ребята выступают на праздниках уверенно и артистично - мы любуемся ими. Всё четко, блеск в глазах, улыбка - они получают удовольствие. В каждую постановку Вы вкладываете душу и дети это чувствуют и включаются с большим усердием и энтузиазмом. Каждый номер, поставленный Вами - это маленький шедевр, в который вложено немало кропотливого труда. При этом у Вас столько легкости, радости, открытости, что мы не перестаем восхищаться Вами - Вашим жизнелюбием и оптимизмом, желанием делиться хорошим настроением со всеми окружающими. Нам очень хочется, чтобы на будущий учебный год эти занятия с Вами продолжились и дети научились выступать перед публикой еще более непринужденно. Большое Вам спасибо за энергичность, заботу, внимание к нашим ребятам, творческое отношение к своей работе и Ваш высокий профессионализм!

май 2018 года

Родители и учащиеся 3 «Б» класса выражают огромную благодарность любимому тьютору Васильевой Алёне Вячеславовне!

Уважаемая Алёна Вячеславовна!

Огромное спасибо Вам за ответственную работу с нашими детьми, в которую Вы вкладываете душу и проявляете большой профессионализм. Спасибо, что Вы у нас есть. Ребята очень привязаны к Вам, потому, что чувствуют Вашу любовь и доброжелательность.

Спасибо, что всегда готовы прийти на помощь в любой ситуации. За то, что переживаете за каждого. Нам очень приятно, что с нашими детьми работает такой тёплый и искренний человек, готовый заботиться о каждом подопечном.

На Вашем лице всегда улыбка, Вы всегда готовы ответить на все наши вопросы. Все наши дети и мы Вас очень любим.

май 2018 года

Коллектив родителей и учащихся 3 «Б» класса выражает огромную благодарность своему учителю, Загуменной Ольге Викторовне!

Уважаемая Ольга Викторовна!

Спасибо Вам огромное за то, что Вы верите в ребят и ставите перед ними цели, которые нам кажутся недостижимыми, а Вы спокойно и методично помогаете им их достичь. За продуманную до мелочей организацию учебного процесса таким образом, чтобы дети всегда стремились и желали идти в школу. За искренность и неподдельное желание помочь каждому ребенку не только в освоении учебного материала, но и в адаптации к жизни. За желание разнообразить и сделать доступным для каждого учебный материал. За то, что не жалея сил и времени Вы постоянно думаете о том, как улучшить и разнообразить жизнь ребят. И не устаете объяснять нам, родителям, как нужно правильно действовать в донесении учебного материала, всегда оставаясь доброжелательной. За организацию веселых, а главное доступных праздников, экскурсий и внеурочной деятельности для наших детей. За желание всеми возможными способами сплотить детский коллектив. За то, что Вы всегда рядом, помогаете с решением любого вопроса, за доброе отношение к каждому из нас. Уверены, что дальнейшее обучение под Вашим руководством принесет еще много знаний и радостных минут нашим детям и нам от понимания того, что мы находимся в надежных руках.

май 2018 года

Родители и учащиеся 3 «Б» класса выражают огромную благодарность педагогу по фитнесу Пронину Максиму Александровичу!

Уважаемый Максим Александрович!

Мы очень рады, что у нас появился такой замечательный тренер по фитнесу, который неформально и творчески подходит к занятиям, делает их интересными и запоминающимися, вариативно используя свои профессиональные навыки и находящий индивидуальный подход к каждому ребенку. Спасибо Вам, что неустанно пытаетесь найти новые решения, чтобы ребятам было интересно, стараетесь развить и закрепить результат. Благодаря Вашим занятиям наши дети познакомились с интересными комплексами упражнений, освоили новые спортивные тренажеры, развивают умение работать в командной игре. И все это подкрепляется Вашим задорным подходом к занятиям. Ребята идут на занятия с большим удовольствием. Очень надеемся, что наши дети и дальше будут посещать Ваши занятия, где узнают еще много интересного.

Спасибо Вам за Вашу энергичность, доброту, энтузиазм и жизнелюбие, без которых невозможно заниматься с нашими детьми!

май 2018 года

Родители и учащиеся 2 «Б» класса выражают огромную благодарность педагогу творческой мастерской Короткой Татьяне Владимировне!

Уважаемая Татьяна Владимировна!

Спасибо Вам за занятия в творческой мастерской «Весёлая кисточка». Благодаря Вашим занятиям у многих детей открываются творческие способности, вырабатывается вкус, появляются новые навыки. Они становятся более терпеливыми и нацеленными на результат. Только человек с незаурядными творческими способностями и большой душой может так настойчиво и в то же время без нажима вести такие интересные и необыкновенные творческие занятия, не говоря уже о разнообразии техник и материалов, которые используются в этих работах, полёте Вашей фантазии и неисчерпаемости идей. Огромное спасибо Вам за творческий вклад в жизнь наших детей и нас, родителей!

май 2017 года

Родители и учащиеся 2 «Б» класса выражают огромную благодарность учителю физкультуры Исхакову Роману Харисовичу!

Уважаемый Роман Харисович!

Большое Вам спасибо за прекрасные уроки физической культуры. Благодаря Вашим занятиям наши дети очень окрепли физически, учатся соблюдать дисциплину, развивают умение работать в команде. Вам удается найти индивидуальный подход к каждому ребенку и это очень ценно. Спасибо Вам за терпение, энергичность, жизнелюбие, без которых невозможно заниматься с нашими детьми. Особенную благодарность хочется высказать за прекрасные занятия в бассейне, которые жизненно необходимы для здоровья и развития детей.

май 2017 года

Родители и учащиеся 2 «Б» класса выражают огромную благодарность учителю-дефектологу Комаровой Ольге Павловне!

Уважаемая Ольга Павловна!

Мы выражаем Вам Огромное огромную благодарность за работу c нашими детьми. Мы очень рады, что у нас есть такой замечательный дефектолог, который неформально и творчески подходит к занятиям и делает их интересными и запоминающимися. Ваши уроки фитнеса в течение этого учебного года дали превосходный результат. Совмещение различных комплексов упражнений из разных областей очень помогает физическому и умственному развитию. Дети прекрасно ориентировались на уроке благодаря его грамотной организации. Несмотря на то, что не всё получалось, никто не отчаивался и продолжал двигаться вперед. Большое Вам спасибо за энергичность, заботу, внимание к нашим ребятам, за Ваш высокий профессионализм!

май 2017 года

Родители и учащиеся 2 «Б» класса выражают огромную благодарность учителю изобразительного искусства, педагогу-психологу Волгиной Наталье Николаевне!

Уважаемая Наталия Николаевна!

Огромное Вам спасибо за замечательные уроки рисования, которые Вы проводите с нашими детьми.

Также большое спасибо Вам за организацию встреч родительского клуба. Благодаря Вашим занятиям, жизнь родителей становится легче и ярче. А соответственно нашим детям жить становится лучше. Повышается качество их жизни. Ваша активная жизненная позиция, когда мы, родители, приходим в отчаяние, помогает нам преодолеть, казалось бы, неразрешимые проблемы. Спасибо за Ваши участие, отзывчивость, энергичность, неравнодушие и высокий профессионализм.

май 2017 года

Родители и учащиеся 2 "Б" класса выражают огромную благодарность учителю-логопеду Андреевой Светлане Витальевне!

Уважаемая Светлана Витальевна!

Большое Вам спасибо за профессионализм, индивидуальный подход к каждому ребёнку, которые Вы проявляете в ходе логопедических занятий с нашими детьми.

Также мы благодарим Вас за организацию прекрасных экскурсий для наших детей. Благодаря Вам за этот учебный год дети очень многому научились. При посещении каждой экскурсии узнавали что-то новое и интересное: научились смотреть картины, диафильмы, узнали какие интересные книги находятся в библиотеке, познакомились с роботом Чуком, побывали в роли пожарных, врачей-стоматологов, издателей и кондитеров. С большим интересом осмотрели усадьбу Деда Мороза и Снегурочки. Огромное спасибо за Ваш труд, за то, что Вы заботитесь не только об учебном процессе, но и всестороннем развитии наших детей, сплоченности коллектива.

май 2017 года

Мы очень рады, что есть наша школа. Саша начал заниматься в этом центре еще за два года до школы со специалистами и в группе подготовки к школе. Мы благодарны педагогам. Они очень хорошо его подготовили.

Сейчас Саша учится во 2 Е классе. Успеваемость по всем предметам хорошая. Четверки-пятерки. Оценки совершенно объективно отражают его знания. С математикой у него всегда было сложно. Но и по математике его знания соответствуют его удовлетворительным оценкам. Нас это устраивает, потому что математика - это не его предмет.

Главное, Саша хочет учиться. С радостью ходит в школу. Сам ответственно выполняет домашние задания. Когда ему требуется помощь в подготовке уроков, он не успокоится, пока мы ему не поможем.

В школе много кружков, которые Саша с удовольствием посещает после уроков. А мы рады, что есть возможность заниматься чем-то, кроме уроков, потому что наших детей неохотно берут в секции и кружки даже платные (потому что не каждый педагог готов искать к сложным детям особый подход, да и не каждый знает, как с ними справляться).

Также очень приятно, что у Саши в школе есть друзья, с которыми он общается. Их конструктивному общению помогают уроки дружбы, которые ведут психологи.

Благодарим всех педагогов, работающих с нашими детьми. Особенную благодарность выражаем классному руководителю 2 Е Марии Олеговне Мусаевой. Она очень многому научила нашего ребенка, которому нелегко учиться в силу его особенностей. А главное, научила его любить учебу и чувствовать свою ответственность за нее.

ЗОРИНА Мария Александровна, мама Саши Зорина

* * *

Тринадцать лет назад в этот день моя жизнь изменилась раз и навсегда. Потому что родился Тимка. Я ещё тогда не догадывалась насколько мне придется поменяться. И вот, ему тринадцать. И он говорит почти басом. Тринадцать- это оказалось ужасно много. И в то же время - совсем недавно он был маленький, дикий, полевой, неговорящий мальчик.
Я училась вместе с ним: быть мамой, и быть мамой "особого ребенка". Быть собой - тоже училась благодаря ему.
"Аутизм" в нашу жизнь вошёл не сразу вместе с Тимой. Это слово появилось как приговор, когда ему было около трёх лет. Появилось вместе с "никогда", с "не могу", "не получается", "безнадежно", "страшно" и "больно". И больше всего я мечтала и надеялась его вылечить. Металась по врачам, читала все, до чего могла дотянуться, спрашивала, надеялась.
Я и сейчас надеюсь, но совсем на другое. Теперь я знаю, что аутизм будет при нем до конца жизни, но цель сделать так, чтобы при этом он стал счастливым и самостоятельным человеком.
Весь этот долгий и сложный пусть с нами проделали мои родные и близкие, и ставшие нам родными - прекрасные специалисты, занимавшиеся с ним. В фундамент Тимкиной жизни каждый положил свой кирпичик, да и далеко не один порой.
Я благодарна за всю помощь и поддержку, которую мы ощущали и ощущаем каждую минуту. И стараемся делиться ей с теми, кому она тоже нужна.

БАГАРАДНИКОВА Елена Вячеславовна, исполнительный директор РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Член Координацоинного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ.

ФРЦ школа «Рассвет» на Архитектора Власова глазами родителя.

Эта школа обладает огромным опытом, который, конечно, необходимо транслировать. Ее основная, видимая даже по длительности обучения в ней, задача - обучение детей тому, что значит - быть школьником, без потерь в собственно образовательной программе. То есть, в первую очередь это ТРЕНАЖЕР. Вот так выглядит класс. Вот так - учитель. Вот так или примерно так - одноклассники. Да, мама обязательно вернется. А обувь ты должен будешь найти сам (но мама может помочь).

Никто здесь не удивляется тому, что дети с РАС усваивают новую социальную среду гораздо дольше и тяжелее, чем это предусмотрено для обычного школьника. Введены прямо в сетку уроков специальные занятия, на которых психологи учат правильно обращаться с одноклассниками (так и называется «Урок Дружбы»). Между двумя классами расположена игровая, где под присмотром тьютора дети заняты на переменах. В школе есть свой психиатр, которая постоянно мониторит каждого ребенка - насколько он нуждается в медикаментозной коррекции для того, чтобы находиться в классе, слышать учителя, взаимодействовать с одноклассниками конструктивным образом. Но принимать или не принимать ее рекомендации - дело родителей, никаких лекарств школа без вас ребенку не даст.

Обучение детей здесь очень гибко варьируется, исходя из того, какой уровень программы может брать сам ребенок. В идеале классы перетасовываются по соответствию детей уровню программы, но приходится учитывать еще и совместимость детей (если вы посадите в один класс пятерых человек с СДВГ, вы получите только устойчивый ядерный синтез и гарантированно никакого урока). Так что иногда в ходе одного занятия учительница вынуждена давать разным детям разный материал по разным учебникам - кто-то уже учит таблицу умножения, а кто-то еще складывает с переходом через десяток. Но в любом случае, возможностям ребенка уделяется очень пристальное внимание. Школа прилагает действительно огромные усилия к тому, чтобы малейшая возможность вывести ребенка на общеобразовательную программу была осуществлена.

Подготовка учителей, разумеется, тоже предполагает готовность к тому, что стартово дети вовсе не похожи на обычных послушных первоклассничков. Необходимость удерживать внимание детей с РАС требует совершенно особой квалификации - и с точки зрения дикции, и с точки зрения различных педагогических приемов, но в первую очередь это бесконечное терпение и гигантское чувство юмора. Лично я наблюдала реакцию учительницы на высказанное ей в лицо желание «оторвать ей голову». Что делает в этом случае наш учитель? Пожимает плечами и начинает расспрашивать, как именно собирается ученик обучаться и умнеть у учителя, который не сможет ему ничего объяснить (нет рта) и не сможет его ни послушать (нет ушей), ни посмотреть тетрадку (нет глаз)… Ученик обдумывает ситуацию… И отказывается от порочной идеи.

А теперь представьте, что идеи такого же уровня приемлемости подаются почти ежедневно, и не одним ребенком, а каждым из семи-десяти в классе. Конечно, далеко не все дети агрессивны вербально или тем более физически, но проблемные - все. Аутоагрессия ничуть не более желательна, вокализация тоже нарушает урок, и надо не упустить того, кто снова тихо крутит на парте волчок, ничего не видя и не слыша.

И тут мы приближаемся к проблемам школы. Фактически, все они сводятся к страшной, вопиющей нехватке персонала. В школе, где учится около 90 детей с РАС, всего 4 тьютора. Да-да, при том, что где-то у половины детей индивидуальный тьютор вписан в ИПР или заключение ПМПК, не говоря о том, что сопровождение по определению требуется ребенку с РАС, раз уж у него есть этот диагноз.

Наши учителя - волшебники и фокусники, умудряются жонглировать сложной структурой внимания сразу нескольких аутистов (что даже по одному не всегда получается у родителей), гасить очаги истерик или паники. Но даже они иногда болеют, у них бывают срочные телефонные звонки, наконец, им надо бывает сходить в туалет! А оставить семерых непредсказуемых детей одних в классе - страшный риск. И наши учителя несут еще и нагрузку жесточайшего тайминга. У них нет перемен (класс сдается с рук в руки, а сдавшего ждет следующий класс), у них очень остро стоят проблемы больничных (переложить класс заболевшего учителя бывает попросту не на кого). Вы помните, с какой царственной важностью шла по коридору ваша учительница? Забудьте. Наши учителя _носятся, обгоняя второклассников.

Естественно, где тонко, там и рвется, и бывают накладки, которых можно было бы избежать, просто добавив хотя бы по одному взрослому на класс. Но… Школа получает столько финансирования, сколько получает. У родителей есть большие вопросы к МГППУ, который определяет количество ставок школы. И мы, конечно, очень нервничаем каждый раз, когда учительница выходит из школы, покачиваясь и спотыкаясь. Не решит ли она, что с нее хватит?..

Фактически, для кого я, как родитель, рекомендовала бы школу на Архитектора Власова? Для детей, состояние которых позволяет надеяться на то, что они натренируются здесь, как быть школьниками, выучат стандарты правильного поведения, освоятся, и постепенно перейдут в обычную, ресурсную, или школу 8-го вида уже адаптированными. Понятно, что заранее никто сказать не может, кто «возьмет» или «не возьмет» премудрость школьной жизни. И не все наши дети преуспевают в этом, к сожалению. Но даже сама возможность попытаться - огромное благо. О чем легко понять, если поговорить с очередниками - теми родителями, дети которых ждут поступления в первый класс, и которые знают, что мест всем не хватит. Хочется повторить - при всех проблемах школы это опыт, который остро необходимо расширять!

На лица людей, которые знают, что школа для их детей существует, но попасть в нее нельзя, мест нет - очень тяжело смотреть.

МИХЕЕВА

Вот и начались наши первые школьные каникулы., А ребенок уже готовится к следующему учебному году и ждет начала занятий. Как же это замечательно - любить свою школу и учиться с удовольствием! Это уже залог успеха.
Мой внук Егор - аутист. Он учится в школе на улице Архитектора Власова. Путь в школу занимает полтора часа. Если повезет, то можно посидеть в метро и почитать книжку. Но, как правило, мальчик уступает место в транспорте представительницам слабого пола. И мне очень приятно слышать похвалы в его адрес "У Вас растет настоящий мужчина....."
То, что он очень хочет учиться в этой школе, Егор понял сразу, едва переступил порог школы. Вот только забыл, как зовут завуча, проводившего с ним беседу. Потом на вопрос с кем же он все таки общался в школе, написал "Библия". Я поняла. Ассоциации со святыми Марией и Иосифом. Ведь всеми обожаемого завуча зовут Мария Иосифовна.
На тот момент Егор был неговорящим. Тотальное молчание. Ни одного звука. Группа подготовки к школе, которую посещал ребенок, укрепила его желание учиться. В школе на Архитектора Власова.
И вот позади наш первый школьный год. Я верила. Я надеялась. Нет, не на чудо. На учителей. На ребенка. И на себя тоже. Но реальность превзошла ожидания. Егор не только смог учиться, в чем сомневались многие специалисты. Он учился старательно. Хорошо. С интересом.
Знаю, что в столице много хороших учителей. Но, по моему мнению, лучшие педагоги Москвы - это наши любимые учителя. Трудно найти слова, в полной мере отражающие меру той благодарности, что я испытываю к ним. Строгие, но справедливые. Добрые, но требовательные. Всегда на связи, в любое время суток. НИКТО столько тепла и внимания не дарил моему внуку как учителя нашей любимой школы. Светлана Юрьевна - наш ангел-хранитель и по совместительству классный руководитель. Человек, готовый тратить свое личное время на помощь вне урока, помочь советом, поддержать словом и делом.... Логопед Юлия Борисовна. Профессионал с большой буквы! За год работы с ребенком она смогла из неговорящего аутиста создать тихо говорящего ребенка! Недавно я была с Егором на комиссии по усыновлению в Центре психического здоровья детей и подростков. Специалисты были поражены, слушая Егора и рассматривая его школьные тетради! Низкий поклон Вам, Юлия Борисовна!
Светлана Петровна - преподаватель предмета об окружающем мире. Уроки были настолько интересны, что весь 1 класс с нетерпением ждал пятницы. Я научилась делать кормушки)) узнала как зимуют ежики и почему на Южном полюсе холоднее, чем на Северном)) Мне рассказал об этом мой внук. Ученик первого класса школы на улице Архитектора Власова.
Валентина Владимировна - педагог-воспитатель. Сама интеллигентность. Само спокойствие и доброжелательность. С какой радостью дети проводят с ней время.
А уроки дружбы? Наверное, ни водной школе нет таких уроков! Это наше ноу-хау. Это наша Екатерина Игоревна. Умная, добрая и креативная.
Честно говоря, я не знаю, как справляются наши учителя со столь непростыми детками, где берут столько сил и терпения. На ум приходят только известные строчки "Гвозди бы делать из этих людей.....Не было б в мире крепче гвоздей".
Пассажиры в метро иногда спрашивают "А почему он так далеко в школу едет? У вас какая-нибудь особая, элитная школа?" Особая-то точно... Для особых детей. Элитная? Суперэлитная! Самая лучшая!

ШУЛЬТЕ

ШКОЛА «РАССВЕТ»

Школа «Рассвет» - необычная школа!

Девочки, мальчики учатся в ней.

Поверьте, что многие люди не знают,

Что же такое аутизм у детей?

Дети как дети, сидят на уроках

Решают и пишут, считают, поют

Рисуют и лепят из пластилина

И мыслям своим часто волю дают.

Милые детки, но слишком ранимы.

С доброй, открытой душою всегда.

Покажется странным, что машут руками

Будто готовы взлететь в небеса.

Что-то обидное слушать не будут

Громко расплакаться могут при Вас,

эмоции сдерживать тоже не станут

Увидя знакомых, бегут улыбаясь

Пятерка - отлично, тройка - ворчим.

Виновным себя никогда не считаем.

Бывает кому-то все время грозим.

Могут затопать ногами, тем самым.

Протест выражая миру всему.

Порой мы, родители, толком не знаем

Подход как найти к ребенку тому.

Школе «Рассвет» говорим мы: "Спасибо!",

Низкий поклон вам до самой земли,

Только своею любовью, терпеньем

Сдвинуться мы с мертвой точки смогли.

В школе «Рассвет» педагоги от Бога,

Даром особым их Бог наградил.

Каждый ребенок для них прежде - личность

Каждый из них и опрятен и мил!

Знаем, не скоро наступит та осень,

Мы не грустим и не унываем

Мы все готовы и верить и ждать.

Знаем, что нужно упорно трудиться,

Вместе со школой петь в унисон.

Школа «Рассвет», для нас -процветанье,

Это реальность - не быль и не сон!

Вас с Днем учителя мы поздравляем!

Все краски осени к Вашим ногам.

Мирного, чистого, ясного неба

Любви и удачи желаем мы ВАМ!

Ваша профессия требует многого:

Знаний особых - упорства, труда.

Мы пожелаем здоровья сибирского,

Всем вам на долгие Ваши года!

Пусть Вам сопутствует всюду удача

Горит - не сгорает пусть добрый свет!

Пусть же всегда будет мир и солнце

Пусть же всегда будет школа «Рассвет»!!!

Сегодня широко освещается СМИ — публикуются мнения врачей, социологов, общественных деятелей, волонтеров. И все говорят о том, что людям с особенными потребностями нужно помогать, поддерживать. Безусловно, это правильно, однако вы встретились, десять минут поговорили, передали какие-то необходимые вещи и… все? А мы хотели бы рассказать историю тех людей, которые 24 часа в сутки, ежедневно, год за годом воспитывают, поддерживают, лечат, учат детей с особенными потребностями. Историю их мам.

Героиня нашего интервью — Ольга Ладная, организатор и руководитель сообщества родителей детей с особыми потребностями «Мы вместе», мама Тимы (9 лет, аутизм), Стаса (5 лет) и Мирославы (6 месяцев), с которой мы познакомились благодаря фотопроекту Ольги Латий «

Как вы узнали о том, что ваш сын аутист?

Я узнала, что у моего сына аутизм, когда ему было 3,2 года. До этого, конечно, были определенные «звоночки», но так как я была неопытной мамой, — он был моим первым ребенком, — я многого не видела или списывала на особенности характера. Допустим, он не говорил, и я думала «когда-нибудь заговорит»; он не хотел играть с другими детьми, я думала «может, испугался». На чужих взрослых людей он реагировал криком, когда кто-то из чужих близко к нему подходил, он начинал кричать, падал на пол, у него была истерика. И таких «звоночков» было очень много. Если бы я знала, как распознать ранние признаки аутизма, то я быстрее бы их идентифицировала.

Другим мамам, с которыми я общаюсь, я всегда говорю, что особенные – не дети, а мы – их родители. Дети счастливы, они не знают другой жизни. Может быть, к счастью, не знают.

До рождения Димы я жила по-другому. Окончила школу с золотой медалью, получила высшее образование, работала в международной компании по недвижимости. У меня всё было до того, как я вдруг оказалась в совсем другом измерении. Приспособиться к новой реальности оказалось сложно.

Своему ребенку я поставила диагноз по YouTube. Врачи говорили: характер и т.д. Я помню ту ночь, когда Диме было полтора года, и я услышала слово «аутизм». В два года всё стало уже окончательно ясно.

Дима не слышал меня, постоянно бегал из стороны в сторону, не понимал речь, обращенную к нему, не мог ничего пробовать, не признавал новую еду – его тошнило от комочков, например. Он много кричал, были проблемы с пищеварением. Меня утешали. Приводили примеры, как кто-то поздно заговорил… Я недоумевала: «Хорошо, он не говорит, но почему он меня не слышит? Почему он меня не понимает? Почему он ко мне не тянется?» Я для него не существовала, появилась только в четыре года как мама в его жизни.

По законодательству до трех лет ни один врач не имеет права «аутизм». Даже «задержку психического развития» нельзя поставить до трех лет юридически. Когда врач говорит вам: «Похоже на аутизм», – он дает родителям понять, что есть над чем подумать. Но родителям хочется считать, что проблем нет.

Если бы диагноз «аутизм» разрешалось поставить в год, можно было раньше начать реабилитацию.

Существует много градаций, которыми мамам просто пудрят мозги: аутист, сенсомоторный алалик… Слишком много категорий. Бывает, мамы говорят: «Ой, нет, у меня не аутист, у меня алалик». Звучат вопросы: «А у вас атипичный аутизм или обычный?» На самом деле, есть проблемы развития, а есть – отсутствие проблем.

Мне повезло. После постановки диагноза Диме все друзья поддержали меня, от меня никто не отвернулся. Поддерживала меня и семья. С супругом мы разошлись, но причиной стал не только диагноз ребенка. Я продолжала вести нормальную светскую жизнь, ездила с Димой отдыхать. Есть определенные ограничения: мы не ходим в кино, но зато можем пойти в дельфинарий, зоопарк, отдохнуть на море.

Дима знает море, любит его. Перед отпуском я говорю ему: «Завтра самолет, полетим на море, будем купаться». Я всегда рассказываю, что мы будем делать, куда мы сейчас едем – в садик или кататься на лошадках. Ему важно понимать, что сейчас будет происходить. Перед сном я говорю: «Ложись спать, завтра пойдем в бассейн с утра». «Бассейн! Купаться!» – радуется Дима. Он понимает, что надо поспать, и тогда утром будут его любимые занятия.

Я знаю, к сожалению, много историй, когда от женщин отворачивались. Знаю бабушек, которые отказывались от внуков. Знаю тех, от кого отказались друзья. У мам детей с аутизмом очень спорное положение в нашем обществе.

С одной стороны, считается, что у тебя всё нормально, грех жаловаться: ты же не таскаешь на себе ребенка, он может ходить. С другой стороны, откуда черпать ресурсы?

Через некоторое время после установления диагноза Диме я придумала проект «Ты важна!» . Этот проект не был благотворительным фондом, это был, скорее, лозунг против обыденности. Я поняла, что у всех мам особенных детей присутствует личностный трагизм, жалость к себе, отстранение от мира. И мы стали давать возможность мамам уделить время себе, разыгрывать приятные подарки, устраивали акции, куда приглашали косметологов, кулинарные курсы.

Конечно, наши дети могут ходить, но тяжело, когда ребенок не может сказать тебе: «Мама, я тебя люблю, я тебя ценю, я вижу всё, что ты делаешь». Физически ребенок ходит, бегает, прыгает, он даже радуется, но ты всё равно ощущаешь барьер и понимаешь, что во многом ты бессильна, что не получаешь эмоциональной подпитки.

Кроме того, все вокруг начинают давать советы «ты просто неправильно его воспитываешь». Всё это вызывает агрессию, неприятие, замкнутость.

Мне кажется, что мамам даже тяжелее, чем детям. У детей есть проблемы с коммуникацией, но часто они играют, они прыгают в бассейне с шариками, катаются на горках, у каждого свои счастливые моменты. Несчастливы обычно мамы, папы, семьи.

Мне повезло, что, как ищущий человек, я начала искать методику развития – АВА. Я занимаюсь по ней с сыном уже три года и вижу большой прогресс. Дима не играл, не говорил, ничего не делал, шаг за шагом я обучала его всему, самым элементарным вещам! Даже в туалет Дима научился ходить благодаря планшету. У него есть любимый мультик про собаку – «Паркур». Мы поставили условие – ходит в туалет, смотрит мультик. Закрепили поощрением. Дима принимал решение – горшок или туалет и мультик. За месяц выработалась стратегия. Так можно научить ребенка всему!

Со временем я решила начать делиться этой методикой. У меня уже был проект «Ты важна! », в нем мы поднимали психологический уровень мам особенных детей. Этот ресурс надо было куда-то реализовать. Реализовать в помощь детям.

Вслед за проектом «Ты важна» появился проект Центра «АВС», где мы обучаем детей по данной методике, а также их родителей методике ABA-VB, принципам взаимодействия с ребенком в виде практического мини-курса. Когда ты начинаешь обучать родителей, у них появляется инструмент взаимодействия с ребенком, и они могут вести более комфортную жизнь.

Я призываю родителей радоваться маленьким победам! Сама я постепенно к этому пришла. В нашем обществе это не принято. У нас любят категорию крайностей: инвалид, не инвалид. Мой ребенок в три года был . В шесть он остался инвалидом, но это совершенно разные дети! Он понимает речь, он может со мной говорить, пусть одним словом, пусть коротким словосочетанием, он может занять себя, играть, у него много интересов, но он остался инвалидом.

Я думаю, что он никогда не станет «нормой», если честно, но я говорю это без боли! Я была бы рада, если бы Дима стал «обычным», но если не станет, я всё равно буду любить его и стараться помочь.

Такой подход очень развит в европейских странах, в США. Общество не воспринимает такого человека как «ненормального». Там не пытаются сделать из инвалида не-инвалида, они адаптируют инвалида. Надо ставить перед собой реальные небольшие цели и радоваться их достижению.

Проблема наших родителей в том, что они надрываются, не умеют делегировать. Почему, например, в США обучение ребенка на дому поставлено на государственный уровень? Потому что на уровне государства есть понимание того, что родителям нужны проводники и помощники при таком заболевании ребенка.

А наши мамы часто надрываются и унывают. Я ходила на курсы психологической помощи, женщины жаловались: «Ребенок вырос, жизнь кончилась». Я говорила им: «У вас новый пласт, новый жизненный этап, осваивайте его!» Я думаю и о будущем Димы. Думаю о школе и работе, и знаю, что найду выход! Самое главное – делать всё с позитивом и реально оценивать его возможности.

В Центре «АВС»

Мне многое хочется сделать для Димы и для других детей с аутизмом и их родителей. Хочется организовать комплексную помощь, мы планируем выезжать в различные регионы для проведения консультаций, семинаров и практического обучения родителей и детей. Это очень актуальный вопрос, ввиду отсутствия практической помощи на местах. Хочется дать родителям главный инструмент – как взаимодействовать и обучать ребенка. Все ищут волшебную таблетку, а нужна именно методика и постоянная работа! У нас почему-то очень много времени уделяется процессу, но очень мало – главному, результату.

Прошло более 3 лет с начала занятий с сыном, с тех пор многое изменилось.

Сейчас мы с Димой живем по определенному режиму, хотя у детей с аутизмом очень трудно установить режим. Например, ночью Дима стал спать, когда мы отказались от дневного сна. В 23:00 Дима ложится, в 8:00 встает и идет в садик. Утром – государственный детсад, потом занятия дома, и вечером – частный садик для общения. Бывают занятия по иппотерапии, бассейн с тренером. Физически Дима хорошо развит. В четыре года сам научился плавать – прыгнул в бассейн и поплыл. Может проплыть 25 метров в бассейне!

Дима очень любит животных, особенно собак. У нас три ящика маленьких фигурок животных.

А недавно Дима влюбился! Его избранница – одногруппница из садика Ксюша. Он с удовольствием ходит в садик, всё время говорит: «Ксюша, Ксюша…» Ложится спать, я слышу «Ксюша». Встает: «Ксюша. Ксюша прыгать батут». Это значит «Мы с Ксюшей прыгаем на батуте». Я испытываю только гордость за своего сына. Гордость, радость и стремление двигаться вперед! И я всем этого желаю.

Глава из книги «Как я снова начала улыбаться или первые шаги в борьбе с Аутизмом» http://stopautism.ru

В одно окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь.

Другой-листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое.

В одно окно смотрели двое…

Омар Хаям

Аутизм не стал шоком или трагедией для меня. Мне повезло быстро взять себя в руки. Диагноз не стал приговором, он наоборот открыл горизонты и дал новые возможности. Но это не значит, что я никогда не копаюсь в себе, в причине нашей болезни, не представляю своего ребенка без аутизма, не вижу как опережают нас сверстники и не думаю о наших перспективах. Все мысли и страхи и волнения присущи мне как и всем другим матерям особенных детей. Но у меня нет времени на сожаления, не сбывшиеся мечты, на поиски виноватых. Здесь и сегодня моему сыну нужна моя помощь. А значит мне просто необходим положительный настрой. И я его ищу, в чужих книгах, на форумах, в себе. Я верю что все будет хорошо и в этой вере заключается уже половина победы.

Да, жизнь полосатая, но только от нас зависит в какой цвет окрашивать полоски.

Знаю, что есть в мире много скептиков и тех кто не верит в силу мысли. Вы можете пропустить это, если вас смущает термины материнская любовь и сила внушения. Но думаю, большинство мам имеющих в семье аутека хотят не только верить, что все будет хорошо, но и что то для этого делать!

Итак, не буду томить, идея терапии совсем не нова и не является чем то сложный и затратным. Ее может делать любая мама, или бабушка ребенка. Автор идеи и книги на данную тему «Психотерапия материнской любовью», Б.З. Драпкин, известный детский психиатр и психотерапевт.

Он предлагает следующее: лечить своих детей силой мысли и знает способ объяснить ребенку, что мама его любит. Терапия выглядит так, ребенок засыпает, и мама через 20-30 минут после засыпания подходит к кроватке ребенка и говорит ему как она его любит, каким счастливым хочет видеть, программирует его на успех и здоровье. Ничего сложного, более того все уже придумано, эффективные слова и маленькие хитрости. Осталось только поверить и попробовать!

Главное в этом методе, что мы не фиксируем внимание на плохом, то есть настраиваем маму и ребенка на позитив: на развитие, на радость, здоровье и улучшения. Это еще никому не помешало!

Что говорить:

Первый блок.

  1. Я тебя очень-очень сильно люблю.
  2. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
  3. Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
  4. Я без тебя не могу жить.
  5. Мы все тебя очень сильно любим.

Второй блок.

(мысленно представляйте себе своего малыша таким каким он должен стать)

  1. Ты сильный, здоровый, красивый.
  2. Ты хорошо кушаешь, быстро растешь и развиваешься.
  3. У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик(потом можно будет добавить).
  4. Ты легко и красиво двигаешься. У тебя хорошая моторика.
  5. Ты закаленный – мало и редко болеешь.

Третий блок.

  1. Ты спокойный мальчик/спокойная девочка. У тебя хорошие крепкие нервы.
  2. Ты совсем не любишь плакать. (Дальше сюда включаются все, что касается астенических и неврастенических проявлений.)
  3. Ты умный мальчик /умная девочка. У тебя хорошо развиваются головка и ум. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь.
  4. У тебя хорошее настроение. Ты любишь улыбаться.
  5. Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь. Отлично высыпаешься.
  6. Ты очень смелый и храбрый ребенок.
  7. У тебя хорошо развивается речь.

Четвертый блок

Я забираю и выбрасываю твою болезнь (Аутизм). Твое отставание в развитии, твои проблемы с речью и т.д

Завершающая фраза: «Я тебя очень сильно люблю!».

КАК читать: перепишите себе в тетрадку базовую программу, в дневной или ночной сон, после засыпания малыша подойдите к его кроватке и сядьте рядом.Лучше держать руку возле головы или руки, ноги ребенка. Прочитав фразу, по листочку, вы ее затем мысленно проговариваете про себя, как бы передаете ребенку, как бы вкладываете свою мысль в его сознание. Затем ту же фразу повторяете вслух. И так идете по всему списку. Ежедневно, кроме маминого плохо самочувствия, в течении 21 одно дня. И более.

Фразы базовой программы желательно не менять. Все частности именно вашего ребенка, например чтобы не было проблем с горшком, заиканием, агрессией можете добавить чуть позже. В индивидуальную программу.

Итак. Вы завели тетрадку. На первом листочке записываете базовую программу. Читаете в течении недели своему малышу этот текст. Проверяете, нравится ли вам такой метод, хотите ли вы продолжать. Через неделю, если вас все устраивает, вы записываете на втором листочке вашей тетрадке все, что вас волнует и тревожит, все негативное о вашем ребенке. Один единственный листочек. Это ваша отправная точка! Вы это записываете, высказываетесь, забываете и двигаетесь дальше.

Вы больше не возвращаетесь к плохому вообще, вы начинаете вести дневник, в котором никогда не возвращаетесь к тому, что плохо. Записываете только улучшения, только хорошее! Вы любите своего ребенка таким какой он есть, замечая изменения, ожидаете улучшений и записываете их. Вы не фиксируйтесь на проблемах, не думаете о них, подмечаете маленькие победы и ждете больших.

Получается, вы как бы программируйте успех вашего ребенка, ждете лучшего, верите в своего ребенка. Вы ждите это хорошего и оно обязательно скоро придет. Постарайтесь отметить даже небольшие положительные изменения. Записывайте в дневник, что ребенок больше улыбался. Лучше спал, как вам нравится контакт глазами и как он заинтересовался поездом, лучше играет с котом, обратил внимание на ребенка во дворе. Любую мелочь. Только хорошее. И хорошее обязательно придет вновь.

Мысленно проговаривая текст, не забывайте представлять своего ребенка, таким каким он должен стать, формируйте его образ. Ни в коем случае не вспоминайте плохое в вашем прошлом, как можно меньше сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Вы должны начать с чистого листа, так вы поможете и себе и ребенку. У наших детей нет планок и ограничений, они маленькие и очень перспективные. Если мы будем их любить, помогать, верить в них,они непременно используют максимум своих возможностей. Спокойная, любящая и не замечающего плохого мама, разве это не чудесно! Вера в своего ребенка, воистину творит чудеса, давайте это дружно проверим!

Когда Максиму было 2 годика я уже пыталась читать эти мантры, мне не хватило веры, конечно же я сомневалась что все будет хорошо, я сама не знала что с моим сыном и не могла строить прогнозов и с оптимизмом смотреть в будущее. Я не могла лечить, потому что сама была ранена. Я даже, к стыду своему, убрала из базовой программы строчку Я не смогу без тебя жить! Я просто не смогла ее выговорить. Также я немного изменила текст и добавила что то своего сразу, вообще я не очень то углубилась в методику, не прочитала про дневник и проблемы которые надо записать и забыть, отпустить. Я просто записала текст и стала его читать, попыталась сделать хоть что то чтобы помочь сыну, из принципа это ведь не навредит.

Метод мне однозначно помог даже тогда, когда не все я выполняла правильно и четко. Признаваться в любви своему сыну и программировать его на речь и здоровье, было приятно и полезно. Тогда же, дабы хоть как то поднять свою самооценку, я записала себе нечто подобное на листочек, но про себя, что я уверенная в себе женщина, у меня все получается, я замечательная мама, я хорошо выгляжу, бодра, весела. Я так же записала себе то что хотела бы исправить в себе, меньше спать. Меньше сидеть в Интернете, больше играть с сыном, похудеть и т.д. Самое удивительное, что изменения пришли очень скоро. Я очень удивилась, нобуквально через неделю и до сих пор я перестала подолгу спать, мне стало просто некогда, с тех пор как я узнала наш диагноз. Я конечно же не сижу долго в Интернете, более того доступ к нему в скором времени тоже не по моей воле ограничился и я привыкла меньше сидеть в соц.сетях, меньше тратить время на форумы и т.д. А еще за это лето я очень похудела, хотя не прилагала усилий, просто вернулась в свою форму.

Как бы я не была тогда грустна, но метод принес мне тот небольшой толчок для первых улучшений. Я еще не улыбалась, нет, но уже могла думать не только о плохом, хорошее было уже на моем пороге, но не могло найти дверь в печальный дом. Может быть и ваша дверь закрыта?

1 неделя материнской терапии: я начала сначала когда сыну было 2,5 года, но с большим энтузиазмом. Я завела красивую тетрадку, написала программу, ничего в этот раз не пропустив и не поменяв, немного добавив, пару слов, так как я уже знаю наши проблемы и уже работала по данной методике. Выбрала для чтения дневной сон, так как в это время мне намного удобнее. Раньше я пробовала читать на ночь, забывала, заставляла себя, хотела спать. Теперь мне было очень комфортно, я жаждала рассказать сыну как я его люблю и во сне и в течении дня. Не думать о плохом. Записать и забыть. Верить, ждать.

Записывать только улучшения оказалось очень приятно, действительно если искать, то за день набирается 5-7 замечательных улучшений, я записывала их обычно на ночь, иногда раз в два дня или сразу после выходных. Это определенно предавало мне новых сил и укрепляло мою верю в светлое будущее.

Плохое не записывать вообще гениальный ход, так и думаешь об этом меньше и хорошее притягивается проще и быстрее. Именно в этом месяце, с тех пор как я стала вести дневник, меня не покидало ощущение, что сынок стал другим, повзрослел, постоянно чем то нас радует. Глобально сынок ничему новому не научился, не было ни какого скачка в речи или другой функции. Но вот небольших улучшений было много: уснул за 10 минут, реагировал на речь, тянул за руку и объяснял чего хочет, полюбил музыкальные игрушки, повторил новый слог, с интересом листал книжки, кидал тенисный мячик собаке, попросился в горшочек, поцеловал по словесной просьбе, играл в посудку, не хотел уходить из игровой комнаты… Маленькие изменения, но такие важные. Так приятно их подмечать и ждать новых!

Через три недели от начала маматерапии, я немного откорректировала первоначальный текст, добавила нового в основном, немного сократила или обобщила старое. Добавила много важного для меня. Например про горшок, имитацию, общение, появление новых слогов и т.д. Сильно расширила то что я забираю и выбрасываю: не только аутизм, но и задержку развития и речи, горшочные проблемы и пробелы в общении, навязчивые движения и странные игры!

Терапию и по сей день продолжаю достаточно регулярно, уже привыкла и знаю текст наизусть, иногда немного меняю местами, но суть надеюсь не меняется. Записывать улучшения тоже стараюсь регулярно, иногда даже бегу скорее к тетрадочке, дабы записать благую весть о новой букве или каком-нибудь особо долгом взгляде или спонтанной игре. Метод отличный, очень меня подбадривает и дарит ощущение что все не только будет лучше, а что УЖЕ стало лучше, что уже есть чему радовать и чем гордится здесь и сейчас.

Попробуйте, очень скоро вы увидите, как осветится надежной и хорошим настроением ваш путь!


Рисунок Максима Элькинда

Максиму Элькинду тридцать три года. А познакомилась я с ним почти шесть лет назад, в лагере Фонда «Отцы и дети » «Онега», куда он ездит уже много лет. Он подошёл ко мне и говорит: — Как тебя зовут? Маша? Что-то мне это имя не очень-то нравится, лучше ты не Маша будешь, а Сабина. Да… А голос у тебя не то, чтобы громкий, но и что тихий, я бы не сказал. Маша с глазами карими и голосом громким. А как твою маму зовут?

«Что если бы Ирина Навесланова родилась бы в Англии, то она была бы с другим характером. Сулить какую-нибудь женщину за мужа Англичанина. Был бы рад, если бы у меня сосед, который есть на даче, был бы англичанин. Что друг если был бы у меня француз, я этому счастлив был».

Рисунок Максима Элькинда

Максим очаровал меня сразу. Да я, честно говоря, не знаю ни одного человека, на которого он не произвёл бы впечатления. Он подходит к вам, смотрит в глаза своими глубокими карими глазами и говорит что-то из серии: «О! Ты в этой рубашке просто милиционер в кафтане!»

Макс — это бренд. Его цитируют. Его запоминают сразу. Например, мои родители и большая часть моих друзей — заочные поклонники Макса.

«Дайте мне телефон машин или хотя бы кружку мою!»

У Макса есть страничка творчества на сайте «Autism.ru» .

Рисунок Максима Элькинда

Макс живёт вдвоём с мамой. У него есть несколько (не берусь сказать, сколько) профессиональных образований, но нет работы. Максим — аутист, у него серьёзные проблемы с общением, он не может удержаться ни в одном коллективе.

Поэтому он одиннадцать месяцев в году сидит дома, раз или два в неделю занимается с психологом в Фонде, катается на метро и иногда ездит в аэропорт посмотреть на самолёты. Самолёты — большая любовь Макса. «Водитель! Ты почему машину ведёшь, как лётчик?»

Максиму очень, просто очень сильно не хватает общения с людьми. Это только те, кто не знают аутичных людей, думают, мол, он же аутист, зачем ему люди. Это неправда. Аутисты, точно так же, как все люди, нуждаются в общении, дружбе, человеческих контактах.

Поэтому Макс так ждёт лета, когда он поедет на месяц в лагерь, на Онегу. Онега — место, где Максима знают, принимают и любят, где он может с утра до вечера общаться с людьми, и не только про имена, глаза и тембр голоса, ходить в гости и в походы, чувствовать себя своим. Лагерь — это жизнь, а всё остальное время — скука, разговоры по телефону с теми немногими, кто ещё соглашается с ним беседовать.