«Все начинается с семьи. Все начинается с семьи! Классный час на тему "все начинается с семьи"

Лето – не только время отпусков, грибы да ягоды. Лето – это еще и пора выпускных балов. На один из них, в школу № 1150 города Зеленограда, “сподобилась” попасть и я. Девушки в вечерних изысканных туалетах, мальчики в костюмах с иголочки. Трогательные речи, песни – посвящения любимым учителям, слова пожеланий. Новая жизнь, новые задачи, новые горизонты. В украшенном сотнями воздушных шаров актовом зале сидят рядышком и учителя, и ученики, и родители. Конечно – волнуются. Конечно, смахивают с глаз слезинки. Конечно, вспоминают, и – надеются. На счастливый билет в институт, на то, что новая жизнь будет интересной, удачливой, благополучной, на то, что дети-выпускники займут достойное место в жизни, будут образованы и уважаемы.

А я смотрела на этих красавиц и красавцев и гнала от себя подкатывающий к сердцу страх. Да, жизнь, в которую они с нетерпением вступают, интересна и многообещающа. Но ведь все они – и будущие юристы, и переводчики, и менеджеры, и филологи – в своей новой жизни будут женами и мужьями. И сегодняшний выпускной вечер – как стартовый сигнал. Им предстоит самая ответственная “карьера” – создать крепкую семью, стать родителями. Вряд ли кто из ребят думал об этом на выпускном вечере. Ведь журналистика – это так здорово, а семья – так обычно. Но моя услужливая память уже высвечивает имена распрекрасных знакомых журналистов, мыкающихся в неустройстве и одиночестве: не сложилась личная жизнь. Проглядели они ее в погоне за блестящими миражами карьеры.

Интересно, а есть ли среди красавиц-выпускниц хоть одна девочка, которая хотела бы стать просто верной женой и любящей матерью. Чужая душа – потемки. Может вон та, в элегантном черном платье, с золотыми рассыпанными по плечам волосами, а может вон та, с короткой мальчишеской стрижкой и озорными, смеющимися глазами. О сокровенном не говорят вслух, потому и не узнать мне ответа.

Помню свою давнюю командировку в лётную воинскую часть. Надо было написать об офицерских женах, боевых подругах. Начала с генеральши. Располневшая женщина с гладко зачесанными волосами смотрела на меня, молоденькую тогда журналистку, умными глазами много повидавшего на своем веку человека. А я все наивно допытывалась:

– Наверное, это очень тяжело быть женой лётчика?

– Быть женой вообще тяжело. Муж уходил на учения и очень часто его не было до утра.

– Вы его ждали?

Ждала. Я лежала с открытыми глазами и вслушивалась в гул самолетов, – мы жили рядом с аэродромом. До утра не смыкала глаз. Но как только слышала, что он вставляет ключ в замочную скважину, с облегчением вздыхала и отворачивалась к стене. Будто сплю.

– Зачем?

– Так научила меня моя мама. Хорошая жена, говорила она, никогда не станет демонстрировать мужу свои переживания.

На другой день я попала в гости к молоденькому летчику, недавно назначенному в часть. Его жена-тростиночка, весело рассказывала, как познакомилась она с своим суженым, показывала альбом свадебных фотографий. Я спросила о ночных учениях:

– Наверное, не спите всю ночь, мужа ждете?

– Сплю, – ответила она. – Мой муж человек деликатный, он так тихо дверь открывает, что я и не слышу… Мне мама всегда говорит, меньше будешь за него переживать, – больше любить станет…

Это теперь я понимаю, насколько мудра была жена генерала и недальновидна “лейтенантова” жена. А ещё понимаю я теперь – как важен, определяюще важен материнский совет и родительское наставление. Вот и опять подтверждается старая как жизнь истина – всё начинается с семьи.

Но нет таких институтов и академий, где учат быть доброй женой. Самоучками постигаем мы высоты прописных истин. Самоучками набиваем шишки и в шишках и ссадинах разводим мы, двоечники-самоучки, руками – не получилось… И есть все основания у нас заявить официально: нет ничего сложнее, чем семейная жизнь. Но можно также официально заявить и другое: проще, чем семейная жизнь, ничего не бывает. Как так? А вот так.

Есть жития святых. И есть среди святых те, кто именно благочестивой семейной жизнью стяжал свою святость. Среди них благоверный князь Петр и княгиня Феврония, – Муромские чудотворцы. 1228 год. Древняя Русь. Глубина веков, за которой не разглядеть нам уже наших соотечественников. Но, слава Богу, есть жития святых. Из них и узнаем мы о Петре и Февронии. Князе и княгине. Это уже позже – княгине, а сначала красивой да разумной крестьянской девушке, ставшей судьбой благоверного князя. Не сразу захотел он признать в Февронии свою супругу, мучался сомнениями да боялся молвы – не пара, мол… Господь через скорбь и болезнь указал Своим перстом на Февронию. Крестьянская девушка исцелила молодого князя от тяжелого недуга.

И стали они жить-поживать, да добра наживать. Это хмурые дни тянутся долго и уныло, а солнечные – бегут в радости и благодарении. Добро наживали супруги не в сундуки да закрома, а в душах своих возводили хрустальные замки. Зависть людская не терпит чужого счастья. Но верные супруги с кротостью и смирением переносят хулу и наветы. Княгиня Феврония утешает и поддерживает мужа, князь Петр заботится о жене. Они не совершали аскетических подвигов, не брали на себя непосильных духовных трудов. Они просто любили друг друга христианской любовью, были единой плотью, достойным образцом истинной христианской семьи. И когда пришел конец их земной жизни, они оставили ее в один день, приняв перед смертью иноческий постриг. Князь Петр – с именем Давида, а княгиня Феврония – с именем Евфросинии. Незадолго до смерти святые супруги сделали для себя общий гроб, завещав похоронить их вместе. Но их положили в отдельные гробы. И оставили в церкви. Наутро тела супругов оказались в одном гробу. Поудивлялись люди произошедшему чуду, да и опять положили тела Петра и Февронии отдельно. И вновь наутро оказались святые в одном гробу. Так и похоронили их вместе.

Удивительная история. Из глубины веков она пришла к нам, подтверждая старую как жизнь истину: супружеская верность – понятие святое, и подвиги семейной жизни значимы у Господа и щедро одарены. Вот почему и дерзнула я сказать, что проще, чем семейная жизнь, ничего не бывает. Никаких особых секретов, никаких особенных условий, ничего – кроме… верности и любви.

Житие святых Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, учат нас великому и простому – верности, способности нести тяготы семейной жизни не как обузу, а как радость и желанный крест.

В Муромские края к святому благоверному князю Петру и княгине Февронии (в иночестве Давиду и Евфросинии) едут отовсюду. Здесь, у святых их мощей, молятся о семейном благополучии, о вразумлении заблудших чад, об устройстве личной жизни. Святым супругам молятся со слезами и упованием. Понимают православные люди: с помощниками всегда легче. Тем более что помощники – Божьи угодники.

…Яркие шарики, музыка, слова напутствия. Выпускной бал. Громкое биение сердец в ожидании новой взрослой жизни. Карьера…

Девочки и мальчики. Будущее нашего Отечества. Как нужны ему, Отечеству, журналисты и хлебопеки, дипломаты и сапожники, переводчики и фармацевты. А еще Отечеству позарез нужны здоровые крепкие семьи, в которых бы подрастали на радость всем крепкие здоровые дети. Дети, знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети, выросшие в любви и воспитанные в благочестии. Святые древней Руси идут на помощь нашему истосковавшемуся по любви поколению. Они протягивают нам свою руку и поспешают с молитвой. И нам бы – к ним поспешать.

Тропарь благоверным князю Петру и княгине Февронии

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, в миру Богу угодивше и преподобных житию сподобистеся.

С ними же молитеся Господеви сохранити без вреда отечество ваше, да вас непрестанно почитаем.

Министерство образования Пензенской области

ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

Методическая разработка

классного часа

на тему:

« Всё начинается с семьи»

Разработала: Г.М. Солдатова

Пенза, 2017г.

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МЦК физическая культура, Зам. директора

безопасность жизнедеятельности и

дополнительного образования ________/А.Н. Фомин/

Протокол №___ от «____» __________ 2017г.

Председатель ____________/C.С. Меньшова/

Введение

Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование .

Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление - первый вид общения людей. В некотором отношении каждая семья - это уникальная система, обеспечивающая своим членам уникальную среду.

Тема семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегда актуальной и для многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений, поэтому семья заслуженно является объектом изучения многих академических величин.

В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.

Семья является клеточкой социального организма, живущей с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели.

Проблема семьи занимает центральное место в ее изучении. Родители должны уметь максимально прилагать усилия для того, чтобы сформировать у своих детей стремление быть коллективистами, патриотами, гражданами своей Родины. Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на него влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию сверстников, житель города. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив семья. Первая причина особой роли семьи в воспитании устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая - ее разносторонность. Семья настоящий университет человеческих отношений. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.

Семья является предметом изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Обобщающее представление о семье дает социологическая наука, рассматривающая ее одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.

Продолжительность: 45 мин.

Участники: студенты группы 15 ОУЗР 11, классный руководитель.

Цели :

формировать мотивацию к нравственному осознанному поведению и уважительному отношению к семье и семейным традициям как базовой ценности общества

приобщение к миру национальных традиций

Задачи:

Личностные:

формирование нравственного долга подростков перед родителями, чувства гордости за свой род;

развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой;

развитие этических чувств: доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания к чувствам других людей;

развитие коммуникативного общения.

Основные понятия : «семья», «род», « родословная»

Методы : словесный, наглядный, эвристический, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности

коллективная;

фронтальная;

групповая;

ТСО: словари, компьютер, раздаточный материал.

Оборудование: карточки с заданиями;

высказывания великих людей о семье;

пословицы о семье.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

(Л. Н. Толстой)

«Семья - это маленький ковчег»

Пословицы:

1.«В гостях хорошо, а дома лучше».

2.«Не красна изба углами, а красна пирогами».

3.«Дом вести - не бородой трясти».

4.«Не нужен клад, коли в семье лад»

Ход мероприятия.

Классный руководитель.

Добрый день, дорогие ребята!

Нашу встречу хочется начать с притчи:

Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош. И к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжёг дотла их жильё и всё имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повёл. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли всё, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».

(Классный руководитель задает вопрос слушателям)

1. Какие чувства вызывает притча у присутствующих?

2. Так что же такое дом?

Дом, как известно всем давно, -

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Это не дом.

Дом - это то, куда готов

Ты возвратиться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом - это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,-

Это твой дом. (Е. Куменко )

«Мой дом - моя крепость», - гласит английская пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья.

Какова роль семьи в современном мире? (Вопрос студентам)

Семья, дом - это крепость, которая не поддаётся волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование.

Сегодня мы поговорим о семейных традициях, укладах.

На доске:

Родословная - перечень поколений одного рода.

Род - ряд поколений, происходящий от одного предка.

Предок - это древний предшественник по роду.

Какова роль семьи в современном мире?

Издавна на Руси существует хорошая традиция: составлять свои родословные. И в прошлые учебные годы вы приобщились к этой традиции, составили родословную, рассказывали о своих предках. Конечно, у вас не 5000 исторических имён, как в родословной А. С. Пушкина. Пополняйте своё дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение, и, может быть, в вашей семье зародится традиция. И пусть это будет хорошей вашей семейной традицией.

Одной из традиций было также то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье.

Задание 1

Познакомьтесь с легендой:

В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старшины семьи: «Как вам удаётся жить в мире согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово.

- Какое слово назвал старейшина? (Вопрос студентам) (Терпение)

- Составьте правило для себя и своих товарищей, выполнение которого поможет вам регулировать свои отношения с родными.

(Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать свои отношения с родными.)

Задание 2. А теперь скажите, какая у вас семья?

На каждую букву слова семья вы пишите слово, характеризующее вашу семью.

Задание 3. Написать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» ДОМА. Например: взаимопонимание,…. (Понятия, которые необходимы для крепости семейных отношений).

Задание 4. Создайте «ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ» в конфликтных ситуациях, которые, к сожалению иногда возникают.

Что Можно…..

Что Нельзя….

Задание 5. На «кирпичиках, предложенных вам, записать как можно больше слов, которые приходят в голову» в связи с данным словом ДОМ. Например: ДОМ - это ….. очаг, крепость…

Задание 6. «Сироту пристроить, что храм построить». Объясни, почему народ сложил такую пословицу?

Классный руководитель: А теперь поговорим о следующей традиции. Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, военных, строителей, артистов, учителей. А в ваших семьях есть династии? (Называют)

Классный руководитель:
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам - церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник в том месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо в честь кого-то из членов семьи. Поднимите руки, кого назвали в честь родственников?

Расскажите, почему вам дали это имя?

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья… История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды - это дети.

Существует такая заповедь - наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.

Многие писали о том, что навещают бабушек и дедушек. Заботиться о престарелых родителях - это тоже одна из традиций в наших семьях.

Семья - священный союз людей, поэтому все святые отцы благословляли семейных людей и говорили о том, что у семьи есть небесные, святые покровители. Кто они, когда отмечаются их дни, мы сегодня и попытаемся узнать.

(демонстрация слайдов)

В первую очередь - это святые Петр и Феврония , ставшие в нашей культуре олицетворением супружеской любви и верности.
Муромские чудотворцы Петр и Феврония, память которых чтят 8 июля, издавна считаются покровителями семейного благополучия.
Князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Они завещали похоронить себя вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час - 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года. Вопреки воле усопших, их тела были положены в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они оказались вместе. Через три века Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Сегодня их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

8 июля у православных верующих принято молиться Петру и Февронии, которые считаются покровителями семейного благополучия. В своих молитвах молодые люди просят Бога об искренней любви, а люди постарше ‑ о семейном согласии.

II. Семейный праздник Покров.
Еще один праздник, во время которого православные молятся о даровании благополучной семейной жизни, - это Покров Пресвятой Богородицы.
Происхождение праздника связывают с событиями 910 года. Церковное предание повествует о том, что на Константинополь напали сарацины, и многие жители на коленях и со слезами молились, чтобы миновала беда. Когда полчища врагов уже были готовы ворваться в город, произошло чудо: Святой Юродивый Андрей увидел, что сама Божья Матерь спустилась с небес по ступеням и, встав на колени, молилась со слезами на глазах о спасении народов.
Вскоре после этого на Руси был принят праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С Покрова дня - 14 октября - начинали отмечать свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, чтобы Господь послал им хороших женихов. Они считали, что белый покров, это тот самый омофор, которым Небесная царица, покрывает землю и защищает.
По примете, чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году.

III. Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы
Святыми покровителям семейного благополучия считается благочестивая пара - Иоаким и Анна, в семье которых родилась Богородица. В христианстве они выступают как идеальная супружеская чета, как наиболее полное выражение брака как мистического таинства, в котором присутствует чудо.
Иоаким и Анна отличались праведной жизнью и добрыми делами, но главной их скорбью была бездетность. В то время у израильтян считалось, что если у семьи нет ребенка, значит, люди сильно прогневали Бога своими грехами.
Но однажды, как повествует предание, Господь услышал молитвы супругов и послал архангела Гавриила возвестить Анне, что она родит девочку. И, действительно, вскоре Анна родила дочь, которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.
21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник - великое утешение для бездетных супругов.
Захоронены Иоаким и Анна вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.

Классный руководитель:

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди вынуждены были покидать дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

Демонстрация классных фотографий «По волнам моей памяти»

Классный руководитель.

- А что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (Вещи)

Человек живёт, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими-либо событиями в его жизни. И вот уже нет человека, а вещь остаётся. Мы продолжаем её хранить. У каждого дома в гараже, в чуланчике, на чердаке - хранится много старинных вещей.

Расскажите о них.

Эти реликвии интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но они дороги и потому, что это память о родных. История вещи - это история человека, история семьи, история народа. История Отечества. Эта традиция есть во многих семьях.

Вывод: Наши семьи сильны памятью о предках, традициями, обычаями, укладом.

Продолжите пословицы:

Не нужно клад, (когда в семье лад).

Дом вести, (не бородой трясти).

Не красна изба углами, а (красна пирогами).

В гостях хорошо, а (дома лучше).

Хозяюшка в дому, (что оладушек в меду).

Каково в дому, (таково и самому).

Классный руководитель: расскажите, что означают следующие пословицы.

1. Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.
2. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
3. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
5. Дерево держится корнями, а человек семьёй.
6. Намёки да попрёки - семейные пороки.
7. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
8. В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
9. В хорошей семье хорошие дети растут.
10. На что клад, коли в семье лад.
11. Не прячь свои неудачи от родителей.
12. Согласье в семье - богатство.
13. В гостях хорошо, а дома лучше.
14. В дружной семье и в холод тепло.
15. В семье разлад, так и дому не рад.
16. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Рефлексия

Классный руководитель: Подведение итогов. Сегодня наш разговор был посвящён семье и семейным традициям.

Заключение

Изучению семьи не сводится к пониманию семьи как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семья как социальный институт - активный элемент и агент социальных изменений. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность — арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и специализации.

Активная роль семьи в изменении социальных отношений и всего строя жизни отображается и в анализе семьи как малой социальной группы, в которой у человека все начинается.

Отношения в семье, состояние каждого человека в ней, семейные роли влияют не только на родственные связи, но и на стиль поведения, характер, наклонности человека, растущего в семье. Общественный долг, прежде всего, проявляется по отношению к тем членам общества, с которыми он встречается раньше всего, - родителями, братьями, сестрами и т.д.

В основе семьи лежат брачные отношения. Брак - совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. Брак - институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Важнейшими характеристиками семьи являются её функции, структура.

Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей. Различают: репродуктивную, экономическую, воспитательную, хозяйственно-бытовую, функцию духовного общения, функцию эмоциональной поддержки, досуговую и функцию социальной регуляции.

Структура семьи - это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений между ними. Она тесно связана с функциями. Они взаимно влияют друг на друга.

Но каждая семья характеризуется различной сопротивляемостью воздействие проблем брака, т.к. обстоятельства могут быть самыми разными. Из этого следует, что каждая семья индивидуальна и подлежит изучению со стороны различных наук, отсюда актуальность и неисчерпаемость темы семьи.

Список используемой литературы

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи/А.И.Антонов, В.М.Медков.- М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 2014 —304с.

2. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя/С.В. Ковалев.-М.:Просвещение, 2008.-208с.-(Психол.наука - школе).

3. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия/В.А. Сысенко.-М.: Мысль, 2009.-210с.

4. Сысенко В.А. Супружеские конфликты/В.А.Сысенко.- М.:Мысль, 2010.-280с.

5. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: заметки психолога/В.П. Меньшутин.-М.:Мысль, 2011.-203с.

6. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония/И.В.Дорно.-М.:Педагогика,2010.-272с.

7. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России/Т.А. Гурко.- М.:Институт социологии РАН, 2006.-223с.

8. Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья//СоЦис.-2001.-№2-С.67-73.

9. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи//СоЦис.-2009.-№3-С.109-113.

10. Балабанов С.С. Типология мотивов иметь или не иметь детей// СоцИс.-2009.-№7-С. 129 -136.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?
(Ответ: родители мамы или папы).

2. Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы?
(Ответ: тётя).

3. Вопрос: А кто такой дядя?
(Ответ: брат мамы, папы или тёти).

4. Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?

5. Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?

6. Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?

7. Вопрос: Свекровь и свёкор. Кто это?
(Ответ: родители мужа)

8. Вопрос: Тесть и тёща. Кто это?
(Ответ: родители жены)

9. Вопрос: Кто такие шурин и свояченица?
(Ответ: брат жены и сестра жены)

10. Вопрос: А как называют брата мужа и сестру мужа?
(Ответ: деверь и золовка)

11. Вопрос: Кто такие свояки?
(Ответ: мужья сестёр)

12. Вопрос: Кто такие невестки?
(Ответ: жёны братьев)

13. Вопрос: Кого называют зятем?
(Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)

14. Вопрос: К вам пришли невестка и сноха. Кто это?
(Ответ: это одно и тоже лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка

Сценарий общешкольного праздника «Всё начинается с семьи…»
Цели: *
Развитие сотрудничества семьи и школы; *Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; *Формирование представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Оформление актового зала: шары, выставка семейных фотографий, детских рисунков, плакаты с афоризмами , презентация. Музыкальное оформление. * * * 1-ый ведущий: Здравствуйте, уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Мы рады вас видеть на нашем семейном празднике «Всё начинается с семьи…»
Всё начинается с семьи... Призывный крик ребёнка в колыбели И мудрой старости докучливые стрелы Всё начинается с семьи... Умение прощать, любить и ненавидеть, Уменье сострадать и сложность в жизни видеть. Всё начинается с семьи... Перенести печаль и боль утрат, Опять вставать, идти и ошибаться. И так всю жизнь! Но только не сдаваться! Всё начинается с семьи...

2-ой ведущий:

Дорогие бабушки, дорогие мамы,

Дорогие дедушки,

Дорогие папы!

Сегодняшний праздник

Мы Дню Семьи посвящаем

И праздник весёлый

Для вас начинаем!

1-ый ведущий :

Семья - это свято,

Семья - это счастье,

Если мир и дружба в семье,

Вам смогут завидовать все!

Семья - это святое слово, И обижать его нельзя! В нём наши корни, наша сила, Наши заветные слова!

2-ой ведущий:

Семья – это главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Чтение стихов о семье: 1.Семья Как важно, бывает, найти свое место,
И жить, размышляя о том,
Что нужен кому-то, что жить интересно,
Что есть и работа и дом.
Что эта работа приносит достаток,
И то, что она по - душе,
Что день перегружен,
Что вечер так краток,
И ждут тебя дома уже,
Что место твое
И в любовном романе,
И в деле, и в близких сердцах,
Что жизнь пролетает не в телеэкране,
А в общих делах и мечтах.
Что планов громадье,
Что чувствуешь силы
И многое можешь отдать,
Что близкие люди здоровы и милы,
И радостей - не занимать.
Счастливое место - не точка на карте,
Не пункт назначения в судьбе,
А там, где вся жизнь пролетает в азарте,
Где рады, и ты... и тебе...!
2. Семья – это счастье, любовь и удача Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья

3 .Семья - это самое емкое слово.
В нем слышится «семя» - жизни основа.
Семь «я» - это семеро, связанных прочно,
И будущих жизней - надежный источник.
Семья - это радостный детский смех.
Семья - то, что в жизни нам дарит успех!
Пусть будут опорой друг другу родные,
И пусть всех минуют несчастья любые!
Семья - нашей жизни надежный оплот,
Что в детстве и в старости нас бережет.
Семья - на любви построенный дом,
Пусть радость и счастье царствуют в нем!
4. «Что для тебя дороже вечности?» -
Не поднимая серых глаз,
Душа, привыкшая к беспечности,
Меня спросила как-то раз.
А я врасплох была застигнута
И не смогла ей дать ответ…
С тех пор немало мной достигнуто
И пережито столько лет…
Теперь душа мудрее, опытней –
Сама все может объяснить.
А мне так жаль, что в мире крохотном
Я потеряла эту нить.
И время болью разрастается,
Едва вмещаясь на краю…
Ах, как мне хочется покаяться
За непонятливость свою,
За то, что в слепоте нечаянной
Простую до смешного мысль
Я не смогла в своем отчаянье
Облечь в необходимый смысл
И, вопреки закономерности
Тянуться в дальние края,
На языке любви и верности
Произнести: «Моя семья».

5.«Семья – это МЫ»
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик - братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом ,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
6. Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. – Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я! – А если есть собака? Выходит восемь «Я»? – Нет, если есть собака, Выходит Во! – семья.

7. Семья - это дружба, стабильность, уют. Семья - это место, где верят и ждут. Где примут любого, поймут и простят, где правят улыбка и любящий взгляд. В семье разделяют всегда всё на всех: проблемы, удачи и радостный смех. Так будьте же крепкой, счастливой семьей, тогда вас печаль обойдет стороной!

1-ый ведущий :

В семейном кругу мы с вами растём, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты вошёл из семьи!

А семья – это, конечно же, неразлучные друзья, взрослые и дети!

Песня: «Неразлучные друзья»(под караоке родители и дети поют песню)

В нашей школьной семье 131 человек - это папы, мамы и дети.

Из них мам - 40 , пап -36 , девочек -30 , мальчиков - 25 .

Многодетных семей - 6 .

Самое популярное женское имя - Наталья.

Мужское имя - Александр.

Самые редкие имена - Данила, Карина, Захар, Нуржан, Аня.

1-ый ученик:

Как много собралось в этом зале

И родителей и детей,

Целый год ребята ждали

Таких важных и почётных гостей.

2-ый ученик: Так хочется, чтобы чаще

Были вместе родители и дети.

Тогда будет лучше всем,

Счастливей и радостней

2-ой ведущий: Пусть взрослых тепло и доброта

Согреют доверчивые ребячьи сердца,

На эту любовь непременно тогда

Откликнется доверчивая детская душа. 3-ий ученик: Дорогие родители, мы любим вас всегда,

Хоть и не слушаемся вас иногда! 4-ый ученик: Но хотим всегда, без сомненья,

Чтобы было у вас хорошее настроение!

1-ый ведущий:

В семье ребёнок больше всего времени проводит с мамой. В благодарность за это он первым произносит слово «мама» И мамам посвящено больше всего песен и стихотворений.

5-ый ученик: Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра

Весна нам дарит звонкий праздник

И главный гость на нём семья!

Песенка « О маме» (исполняют дети)

6-ый ученик: Отцовские руки, отцовские руки!

Они никогда не страдают от скуки!

Им в день выходной не бывает покоя,

Знакомо тяжёлое им и большое.

2-ой ведущий:

О папах спорить мы не будем, о папах просто мы споём «Песенка про папу»(анича. Музыка В. шаинского)

1-ый ведущий:

Как вы думаете, кто в доме главнее - папа или мама?

Сценка «Кто важнее»

Мальчик:

Наш звонок ужасно звонкий, Вылетаю в коридор...

У меня с одной девчонкой

Завязался разговор...

А мой папа - чемпион!

Ходит он на стадион:

Он кидает кверху гири

Будет самым сильным в мире!

Девочка: Хоть мужчины и сильны –

Не умеют печь блины...

Вы, мужчины, недотёпы,

Вас воспитывать, учить,

И петрушку от укропа

Вы не в силах отличить!

Кстати, дома кто стирает?

Богом вам талант не дан...

Телевизор «потребляя»,

Вы ложитесь на диван!

Мальчик: От мужчины нету толку?!

Это нам талант не дан?!

Кто прибил для книжек полку?

Починил на кухне кран?

Девочка: Борщ варить вам неохота,

Не пожарите котлет...

Вам удрать бы на работу,

Ну, а больше толку нет!

Мальчик:

Ты, колючая заноза,

Плохо знаешь нас, мужчин.

То и дело льёте слёзы...

И к тому же без причин.

Ты колючие слов,

Говоришь робея,

Папа в доме голова

Папа всех важнее. Девочка: Да?! Папа в доме голова. Мама в доме…шея!

2-ой ведущий: Тише, тише.

Хватит спорить.

Ребята, давайте скажем, кто в доме главнее? (ответы учащихся)

1-ый ведущий:

А теперь хотят ребятки загадать вам, родители, загадку:

7-ой ученик: Кто на свете много знает,

На ночь сказки нам читает

У кого ушки на макушке

Все: Бабушки - старушки.

Сценка «Бабушки - старушки».

2-ой ведущий:

И своим дедушкам дети шлют привет.

8-ой ученик: Очень дедушку люблю я

И его я берегу.

У него морщинок много,

А на лбу седая прядь.

Так и хочется потрогать, А потом поцеловать.

9-ый ученик : Может быть, и я таким же

Буду стареньким, седым,

И ко мне придут внучатки.

И тогда, надев очки,

Одному зашью я тапки,

А другому - сапоги.

1-ый ведущий: Мы с вами много хороших слов сегодня сказали о всех членах семьи, а откуда появилось слово семья?

Как появилось слово семья? Когда-то о нём не слыхала Земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам: - Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: - Я - Кто пищу сготовит, о радость моя? И Ева всё также ответила: - Я! Кто платье сошьёт, постирает бельё, Меня приласкает, украсит жильё? Ответь на вопросы, подруга моя! На это всё Ева ответила: - Я. Сказала она знаменитых семь я Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ!

2-ой ведущий: Семья - это семья.

Папа, мама и пятеро детей.

У нас нет ни одной такой семьи.

Чтобы попробовать эту ситуацию мы пригласили аиста.

Аист : Всех поздравить вас я рад

Жду от вас ещё заказ

Кто - девчонку?

Кто - мальчишку?

Кто - сестрёнку?

Кто - братишку?

Если захотите, чтобы увеличилась семья, не забывайте родители вы про меня.

1-ый ведущий: -А теперь проведем шуточные конкурсы, которые подскажут нам, кто есть в семье. Отвечают хором по очереди мальчики и девочки.

Про войну читают книжки

Только храбрые…(мальчишки)

Шьют для кукол распашонки

Рукодельницы…(девчонки)

Если я надену шляпу,

Буду я похож на… (папу)

Заявляем твердо, прямо:

Лучше всех на свете…(мама)

Если трудно стало вдруг

То придет на помощь…(друг)

Раньше рифма помогала,

А теперь коварной стала.

Ты дружок не торопись,

На крючок не попадись!

Вот уж готово пышное тесто –

Вкусно накормит внуков…(бабушка)

Для солений наших бочку

Сколотить попросим…(дедушку)

Ох и любитель сладких груш

Нашей Кати младший…(брат)

Чепчик в рюшечках сошьёте

С мамой вместе вашей…(сестрёнке)

2-ой ведущий:

Скажите, кто таков?

1. Сын моей матери. (Брат)
2. Мой родитель. (Отец)
3. Брат отца или матери. (Дядя)

4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (Сестра)
5. Та, что дала нам жизнь. (Мама)
6. Мать мужа. (Свекровь)
7. Сестра мамы или папы. (Тетя)
8. Сын моего ребенка. (Внук)
9. Мой наследник. (Сын)
10. Сын моей сестры или брата. (Племянник)
11. Отец жены. (Тесть)

2-ой ведущий: Сейчас для вас прозвучит весёлая песенка «Резиновый Ёжик» в исполнении учащихся начальной школы.

1-ый ведущий: Слово «семья» понятно всем, как слова «мама» , «хлеб», «Родина». Семья… История идёт от слова «семя» .

Прекрасные слова – моя семья,
Её величество Семья.
Что значат? – каждому по-своему.
Сестры, мама, папа, я
Любимый дом – вот так, по-моему.
Хочу, чтоб семьи жили мирно,
Спокойно, тихо, без войны,
И чтоб горел очаг семейный
Счастливым пламенем любви

Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.

Давайте прочитаем семейные заповеди:

Свято храни честь своей семьи;

Люби свою семью и делай её лучше;

Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

Подари родителям радость;

Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;

Жизнь - это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Жизнь –это, действительно, дорога, полная испытаний. И я хочу, чтобы вы всегда выбирали только дорогу добра.

1-й ученик: Пора, пора заканчивать,

Мы рады всем гостям

Что выбрали вы время и заглянули к нам.

2-й ученик:

Пели мы и танцевали, Как могли - так выступали!

3-й ученик:

Как прекрасно, что сегодня

Были мы все вместе,

Даже папа иногда

Подпевал мне песню!

4-й ученик:

Почаще целою семьёй

Мы выходили б в свет,

Людей ведь ближе, чем семье,

На целом свете нет!

2-ой ведущий:

До свидания, взрослые,

До свидания, детвора.

А теперь, надеюсь, всем домой пора!

По домам!

Ведь завтра снова

Встречаться нам!

1-ый ведущий:

Мы хотим, чтобы птицы пели,

Чтоб весной ручьи звенели,

Чтобы солнце землю грело,

Чтоб берёзка зеленела,

Чтоб у всех мечты сбывались,

Чтоб все вокруг смеялись,

Чтоб детям снились сны,

Чтобы не было войны.

Валентина Мышина
Всё начинается с семьи

«ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ »

Валентина Васильевна Мышина

Воспитатель МБОУ Барановская НШ (дошкольная группа)

«Любая дорога начинается с первых шагов , здание начинается с фундамента , а человек становится человеком в семье ».

Всё начинается с семьи…

Умение прощать, любить и ненавидеть. Уменье сострадать. И сложность жизни видеть …Всё начинается с семьи . И перенесши боль, печаль утрат. Опять вставать,идти и ошибаться, и так всю жизнь! И только не сдаваться. Всё начинается с семьи . (слова неизвестного автора) .

Как писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт : «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй . Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Родился ребенок и от родителей зависит, будет ли его жизнь счастливой.

Заложить основы правильного воспитания, вот задача семьи .

К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной зависимостью от них.

Родители должны помочь детям научиться правильно воспринимать мир, научить их отличать добро от зла. Если ребенок не получит от родителей должного внимания, любви, тепла, он будет искать эти добродетели на стороне.

Известно высказывание Л. Н. Толстого : «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего-страшное расстояние. От зародыша до новорожденного- пучина».

В 2 года в полной мере виден темперамент ребёнка, а в 5 лет вырисовывается в основных чертах характер и появляется контур будущей личности. Если ведущим в становлении темперамента является генетический фактор, то в характере он будет проявляться наряду со средовым, социальным влиянием. Если задать детям 5-7 лет вопрос о том, кем бы они стали в игре «Семья » , то подавляющее большинство отдаёт предпочтение родителю того же пола, т. е. мальчики хотят быть отцами, а девочки матерями. С 7 лет дети предпочитают изображать себя, т. е. ребёнок хочет быть самим собой, у ребёнка выделяется «собственно-коммуникативная деятельность» (М. И. Лисина 1980г)

Таким образом осознанное стремление ребёнка походить на родителя того же пола отличается от подражания в первые годы жизни и является знаком авторитета для детей. Благодаря этому мать и отец могут оказывать наибольшее влияние на детей в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта возможность часто недооценивается или сводится на нет из-за различных проблем в семейных отношениях и личностных особенностей родителей.

Живя в семье , он накапливает большой опыт межличностных отношений : отрицательных, положительных, но все они проходят через призму его Я. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота. Важно, чтобы сами родители были интересными личностями, с которым бы ребенку хотелось обсудить интересующие его темы, рассказать о своих проблемах. Со временем он сам начинает размышлять , нужен ли он родителям, любят ли его, значим ли он для них ? В то же время формируется и отношение ребёнка к родителям : любит ли он сам родителей такими, какие они есть; может быть он чувствует их эмоциональную отдалённость и стремится её уменьшить? В беседах с родителями я стараюсь, чтобы мамы и папы вслушивались, всматривались, осмыслили взаимоотношения с ребёнком, которые проявляются в высказываниях, поступках, настроениях.

Второй семьёй для ребёнка становится детский сад.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей , при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций :

В развитии интересов и потребностей ребенка;

Чтобы родители понимали свою долю ответственности в воспитании

Поддерживать открытость во взаимоотношениях между разными поколениями в семье ;

Способствовать формированию семейных традиций;

Понимать и принимать индивидуальность ребенка, искать потенциальные возможности и всячески их развивать.

Чтобы родители проявили больший интерес к воспитанию своих детей, они должны иметь возможность приобщаться к делам детского сада, видеть результаты творчества детей и доброе отношение воспитателей. Атмосфера творчества, добра, сплочённости, инициативы положительно влияет на родителей.

Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов . Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтовВажнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОУ .

Большинство семей нашего ДОУ –проблемные.

Соответственно, мы выбираем партнёрские формы взаимодействия с семьёй : совместные праздники, фото- и художественные выставки, совместная проектная деятельность. Что позволяет родителям посвящать себя детям, воспитателю ближе познакомиться с семьёй , заручиться доверием, уважением, и создать систему взаимодействия с семьёй , где на первом плане конечно же интересы, потребности детей. Участие каждой семьи в совместных мероприятиях не остаётся без внимания. Взрослые и дети награждаются грамотами, благодарственными письмами, также отмечаем родителей в копилке добрых дел.

В беседах с родителями я стараюсь, чтобы мамы и папы вслушивались, всматривались, осмыслили взаимоотношения с ребёнком, которые проявляются в высказываниях, поступках, настроениях.

Часто родители говорят о детях : «А что я с ним сделаю, он меня не слушает» .

В это же время дети жалуются, что родители их не понимают. Часто слышишь от детей такие высказывания «Я такой, потому что меня никто не любит» , «Я не хочу домой, меня там не любят» .

Следует разговор с родителями, сложный, Но я должна выяснить, а что сами родители сделали, чтобы дети их слушали, чтобы их дети стали людьми, чтобы в их жизнь не вторглись хамство, жестокость и насилие, чтобы детей больше тянуло домой, чем на улицу? Ведь только семья может помочь в трудную минуту и порадоваться успехам. «Такие приличные люди, а ребёнок- ну сущий бесёнок!» , «И в кого ты такой уродился? Мы для тебя всё только самое лучшее, а ты…» . Ребёнок –не объект воспитания, он- Человек. Маленький, но мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий как вести себя, каким быть. Поэтому, для того чтобы понять, почему ребёнок именно такой, какой он есть, поступает так, а не иначе, необходимо знать, как он видит семью ,как интерпретирует происходящее. Его «хорошее» или «плохое» поведение –не навык, который надо поощрять или пресекать, а личностное отношение. Оно является результатом внутренней активности ребёнка и имеет для него определённый смысл, который не всегда очевиден и понятен нам, взрослым. Звучит парадоксально, но ребёнок во многом сам определяет, каким ему быть.

Очень часто я провожу тест –рисунок. Прост в проведении, но сложен для толкования. Итак, ребёнок рисует свою семью . Мама жёлтого цвета, папа чёрного. Ребёнок из детского дома рисует дом, где нет окон, только ступеньки и дверь. Рисуем подарок маме, её портрет, девочки рисуют маму такой как выглядит сама, мальчики всегда нарисуют себя рядышком. Иногда ребенок не рисует себя. Это тревожный симптом : он не видит себя в семье . Или наоборот, рисует только себя, что говорит о некотором эгоизме ребёнка. Примеров множество. Ребёнок отражает свой внутренний мир таким, каков он есть в данный момент, как он чувствует семью , своё место в ней.

Что ещё можно предложить родителям для раскрытия эмоционального мира малыша? Родители обратили внимание, что детям нравятся наши фотовыставки, папки –передвижки, где отражаются главные события группы. Мы пришли к взаимному решению : принять участие в проекте «Традиции моей семьи »

Также, мы раскрываем возможности совместной игры. Принять участие в игре –трудная задача для родителей, но я пытаюсь доказать, что игра в «Дочки-матери» , «К нам гости пришли» и др. -колоссальный социальный опыт. Родители смогут увидеть со стороны те образцы поведения, которые они демонстрируют ребёнку. Хороший пример-величайший помощник в воспитании ребёнка.

Русская народная пословица гласит : «Воспитывают дитя, когда оно лежит поперёк кровати, а не вдоль» .

Хочется привести одну притчу : «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику : «Вырви это дерево из земли!» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже глубокие корни пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, - сказал он, - ты приказал мне сделать невозможное» . И, тогда старец указал ему на совсем ещё молодое деревце, которое послушник без усилия тотчас вырвал с корнем.

Мораль : бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет, так как к чему привык человек с малых лет, «того и дряхлая старость неудобь оставляет» .

Поэтому мудрость гласит : «Есть у тебя дети? Учи их, и с юности нагибай шею их» .

Завершить свое выступление мне хотелось бы еще одной притчей :

Пять качеств карандаша

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает :

Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?

Бабушка перестала писать, улыбнулась и говорит внуку :

Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш…

Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.

Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!

Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.

Во-первых : ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле.

Во-вторых : чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.

В-третьих : если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.

В-четвёртых : в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.

И наконец, в-пятых : карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг.

Поэтому семья должна содействовать закреплению полученных знаний и развитию навыков хорошего поведения, своевременно поощряя ребёнка. Потому что только лишь вместе родители, детский сад и школа можем воспитать достойного Человека.

Литература :

Л. И. Дурандина «Методы и приёмы нравственного воспитания дошкольников»

Л. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»

А. М. Виноградова «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»

С. В. Ковалёв «Психология семейных отношений»

Е. С. Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника»

С. В. Петерина «Воспитание культуры поведения дошкольников в семье »

Л. А. Самарская «Совместная деятельность семьи и дошкольного учреждения по морально-этическому воспитанию детей»

Библиотека для родителей, О. М Дьяченко «О тайнах счастливого детства»

С. Д. Румянцева «Семья глазами ребёнка » .

Н. А. Петрущенко «Детский сад и семья -взаимодействие и сотрудничество»