Физическое воспитание в общеобразовательной школе. Организация физического воспитания учащихся

Обеспечение эффективных занятий по физическому воспитанию и сохранение здоровья учащихся входит в должностные обязанности руководителей и учителей школы. Ведущим в процессе физического воспитания учащихся является учитель физической культуры .

Его основные обязанности:

Несет ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками на уроках физической культуры, за проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;

Ведет систематический учет физической подготовленности учащихся;

Организует внеклассную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в школе;

Обеспечивает подготовку учащихся к сдаче различных норм и спортивных разрядов;

Организует внутришкольные соревнования и физкультурные праздники, а также соответствующую подготовку учащихся к внешкольным спортивным соревнованиям;

Содействует профориентации учащихся и т.д.

Но учитель физической культуры сможет успешно выполнить все свои обязанности лишь при условии содействия каждого члена педагогического коллектива.

В первую очередь это директор школы , на которого возлагается:

Обеспечение необходимых условий для проведения уроков физической культуры, организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, внеклассная спортивно-массовая работа;

Обеспечение систематического контроля за работой по физическому воспитанию учащихся;

Организация регулярных медицинских осмотров учащихся.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы :

Несет ответственность за организацию и проведение внеклассной физкультурно-оздоровительной работы;

Предусматривает в планах внеклассной работы мероприятия по физическому воспитанию;

Участвует в организации и работе коллектива физкультуры школы.

Классные руководители и учителя :

Добиваются соблюдения учениками режима дня, выполнения ими утренней гимнастики, участвуют в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня;

Содействуют вовлечению учащихся в секции, клубы по видам спорта, обеспечивают соблюдение гигиенических требований к проведению урока по своему предмету, следят за правильной осанкой учащихся.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности.

В процессе физического воспитания решается три группы задач:

- оздоровительные — содействие укреплению здоровья, всестороннему гармоничному развитию, обеспечение оптимального уровня развития физических качеств и физической работоспособности (в соответствии с возрастом), содействие закаливанию организма;

- образовательные — формирование жизненно важных умений и навыков в естественных движениях (бег, ходьба, прыжки, метания, лазания, подъем и переноска тяжестей), развитие способности управлять движениями собственного тела, формирование системы знаний, способствующих повышению общеобразовательной культуры школьника;


- воспитательные — содействие нравственному, трудовому, эстетическому, умственному воспитанию.

Формы организаций физического воспитания в школе :

Классно-урочная;

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

Ежедневные занятия физическими упражнениями в группе продленного дня;

Внеклассная работа.

Эти формы дополняются организацией физического воспитания во внешкольных учреждениях :

Систематические учебно-тренировочные занятия, спортивные соревнования;

Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в летних и зимних лагерях отдыха;

Массовые игры, конкурсы, спортивные развлечения, экскурсии и походы, организуемые на спортивных и туристических базах.

Формами организации физического воспитания детей в семье могут быть:

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;

Самостоятельные занятия физическими упражнениями по типу спортивной тренировки, выполнение домашних заданий по физическому воспитанию;

Самодеятельные игры, прогулки, походы, спортивные развлечения, в том числе с участием взрослых;

Участие семей в соревнованиях по месту жительства.

По признаку обязательности все формы физического воспитания делятся на обязательные (классно-урочная форма) и добровольные.

По признаку организации обучения — на урочные и неурочные.

Основные признаки урочной формы :

Наличие квалифицированного педагога;

Определяемое программой содержание урока;

Обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки;

Обязательная оценка результатов деятельности;

Систематичность проведения занятий по стабильному расписанию;

Относительно стабильный и однородный по возрасту и подготовленности состав занимающихся.

Эффективность решения задач физического воспитания обуславливается комплексностью его содержания. Задачи и содержание физического воспитания школьников, осуществляемого в рамках уроков физической культуры, внеклассной работы, физкультурно-оздоровитель-ных мероприятий в режиме учебного дня определяются "Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы". В основе программы лежит комплексное решение задач физического воспитания.

В пояснительной записке изложены цели, задачи физического воспитания, общие рекомендации распределения и планирования учебного процесса и т.д.

Программа состоит из пяти отдельно оформленных частей .

1. "Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня" . Представлены общие рекомендации по определению содержания мероприятий в трех возрастных группах учащихся (1-4, 5-8, 9-11 классы).

2. "Уроки физической культуры" . Представлена учебная программа по предмету "Физическая культура" — типовой учебный материал теоретического и практического характера, дифференцированный в соответствии с возрастными особенностями учащихся для каждого класса, а также учебные нормативы и требования уровня физической подготовленности.

3. "Профессионально-прикладная физическая подготовка" — дополнительный (к учебной программе) подбор средств, способствующих углубленному совершенствованию физических и психических качеств, двигательных умений и навыков, повышающих сопротивляемость организма. Подбор средств осуществлен на основе профессиональной ориентации с учетом профессий, которые могут быть выбраны учащимися. В разделе выделены группы профессий (однородных), психофизиологические требования и рекомендуемые средства профессионально-прикладной физической подготовки.

4. "Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом" . Представлено содержание занятий в школьных кружках физической культуры (1-4 классы), группах ОФП, секциях по видам спорта.

5. "Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия". Даны общие рекомендации по определению содержания ежемесячных дней здоровья и спорта для учащихся 1, 2-7, 8-11 классов, внутришкольных соревнований, туристических походов.

В конце комплексной программы представлены две таблицы.

Таблица 1 — примерный объем двигательной активности учащихся каждого из классов 11-летней школы.

Таблица 2 — перечень видов физических упражнений, рекомендуемых для развития физических качеств учащихся конкретных классов.

Формы организации физического воспитания в школе

Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры.

Учебный материал (физические упражнения и связанные с ними знания);

Организационно-управленческую и контролирующую деятельность педагога (постановка задач, объяснение учебных заданий, показ, помощь, замечания, указания, руководство, оценка, подведение итогов);

Учебно-познавательную деятельность учеников, результат которой является главным критерием оценки качества проведения уроков.

Урок физической культуры состоит из трех частей:

1. Вводно-подготовительная часть (5-12 мин). Цель — организация класса, сообщение цели, задач урока, подготовка организма к решению задач основной части урока. Используются строевые упражнения на месте и в движении, различные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры и эстафеты.

2. Основная часть (30-35 мин). Цель — углубленное решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач, обучение технике выполнения упражнений, формирование специальных знаний, развитие основных двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков. Содержание этой части урока определяется комплексной программой.

3. Заключительная часть (3-5 мин). Цель — приведение организма в оптимальное, для последующей деятельности, состояние. Задачи и содержание применяемых средств направлены на снижение физиологического возбуждения, регулирование эмоционального состояния. Включаются малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на внимание, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания.

Решающее значение при проведении урока имеет обеспечение общей и моторной плотности урока (формулы расчета показателей ОП и МП представлены в гл. 5, с.66).

Классификация уроков физической культуры.

В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физической культуры, основанной на каком-либо одном признаке. Каждый урок обладает несколькими характерными признаками.

С учетом основной направленности:

- урок общей физической подготовки — организуется с людьми любого возраста от детского сада до групп ОФП для взрослых и характерен разнообразием учебного материала, умеренными физическими нагрузками;

- спортивно-тренировочные уроки типичны для занятий избранным видом спорта (легкая атлетика, гимнастика и т.д.) и требуют специфической методики проведения;

- урок профессионально-прикладной физической подготовки проводится для обучения прикладным двигательным действиям и воспитания способностей, адекватных содержанию профессионального труда;

- урок лечебной физической культуры применяется при каких-либо заболеваниях, включает специальные и общеразвивающие упражнения, оказывающие положительное воздействие на пострадавший орган и весь организм больного.

По характеру учебной работы выделяют:

- урок освоения нового материала , характеризуемый относительно малой моторной плотностью, вследствие большой траты времени на объяснение, демонстрацию, исправление первых грубых ошибок в движениях;

В уроках совершенствования и закрепления учебного материала моторная плотность возрастает до максимальных величин;

- контрольные уроки проходят обычно по типу соревнований (проверка знаний, умений, навыков, уровня физической подготовленности);

- урок смешанного типа наиболее характерен дляфизического воспитания, поскольку совмещает в одном занятии изучение нового материала, совершенствование и проверку ранее освоенного.

По признаку преимущественного использования конкретных видов упражнений выделяют уроки гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр и др., а также комплексные уроки (сочетающие гимнастику и легкую атлетику, гимнастику и игры и др.).

В младших классах уроков смешанного типа 60-90%, в старших классах — только 9-10%. Одноцелевых уроков в младших классах 17-40%, а в старших — до 80-90%.

В младших классах противопоказан однообразный учебный материал, так как он не обеспечивает повышенную эмоциональность, высокую эффективность, дети быстро утомляются. В младших классах до 90% уроков могут содержать в себе одновременно 2-4 вида учебного материала программы.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня включают гимнастику до учебных занятий, физкультминуты, физические упражнения на удлиненной перемене. Они используются как элемент рациональной организации учебного труда учащихся. Значение их повышается с увеличением интенсификации учебного процесса.

Гимнастика до учебных занятий проводится ежедневно перед первым уроком каждой смены. Она способствует организации учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учащихся, сокращает время врабатывания. Комплекс включает 5-8 упражнений, которые меняются через 2-3 недели.

Физкультурные минутки включают 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5-7 мин). Первые упражнения даются преимущественно для мышц шеи, спины и плечевого пояса, далее — для мышц туловища и ног. Физкультминутка позволяет снять утомление, активизировать внимание учащихся. Физиологический механизм физкультминутки аналогичен активному отдыху. Она проводится, когда появляются признаки утомления учащихся, обычно через 20-30 мин после начала урока. Особое внимание физкультминутке необходимо уделять во второй половине дня и недели.

Физические упражнения на удлиненных переменах проводятся преимущественно на открытых площадках (в это время в классе проводят проветривание). Цель этого оздоровительного мероприятия — организация отдыха учащихся в процессе учебного дня для повышения работоспособности и снятия утомления. Могут быть использованы подвижные игры, простейшие игры-соревнования (прыжки в длину с места, метания в цель и т.п.), упражнения игрового характера с мячами, скакалками.

Внеклассные формы занятий физическими упражнениями — этот система организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время. Они способствуют более полному и качественному решению задач физического воспитания, содействуют проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом физических упражнений.

Отличительные особенности — добровольное начало. Мероприятия проводятся на основе широкой активности занимающихся при контроле и руководстве их деятельностью со стороны членов педагогического коллектива и родителей. Внеклассные занятия физическими упражнениями организуются в двух формах — групповые занятия и массовые физкультурные мероприятия.

Групповые занятия проводятся по твердому расписанию с относительно постоянным составом занимающихся (кружок физической культуры, секции ОФП, спортивные секции по видам спорта).

Кружок физической культуры организуется для учащихся младших классов группой 20-30 человек. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 45 минут. Основное внимание уделяется формированию правильной осанки и навыков выполнения основных движений. Материал заимствуется в основном из школьной программы и проводится преимущественно в игровой форме.

Секции ОФП являются переходной ступенью к занятиям спортом. Группы организуются по 20-25 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 45-60 минут. Направленность занятий — повышение уровня общей физической подготовленности школьников.

Спортивные секции организуются предпочтительнопо видам спорта, не требующих сложного оборудования (легкая атлетика, спортивные игры, туризм). К занятиям в спортивных секциях допускаются школьники, относящиеся к основной медицинской группе.

Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия , чаще всего традиционные, носят эпизодический характер, в них участвует неоднородный контингент, охватывается или вся школа, или часть классов, или один класс (туристические походы, соревнования, праздники физической культуры). Главный признак — простота условий участия, доступность содержания каждому учащемуся школы.

Туристические походы способствуют разностороннему воспитанию физических качеств, закаливанию, формированию прикладных навыков. Наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения (пешие и лыжные походы).

Туристические походы делятся на самодеятельные и плановые. Самодеятельные путешествия организуются и проводятся отдельными группами туристов или учебных заведений. Этот вид путешествий отвечает целям и задачам туристической работы в школе. Плановый туризм — это путешествие по путевкам по заранее разработанному маршруту под руководством опытного инструктора.

Соревнования в школе могут проводиться внутри класса (кружка физической культуры, секции ОФП или спортивной секции), между классами одной параллели, между различными классами (гандикап) и по виду могут быть личные, командные и лично-командные.

Соревнования наиболее эффективны при соблюдении следующих условий:

Своевременное ознакомление учащихся с положением о соревновании;

Простота организации соревнований и системы зачета;

Красочное оформление и подготовка мест соревнований;

Быстротечность соревнований и квалифицированное судейство;

Соблюдение санитарно-врачебных требований.

Праздник физической культуры — массовое зрелищное мероприятие показательного и развлекательного характера, чаще всего приуроченное к какому-нибудь событию. В программе праздника необходимо предусмотреть торжественное открытие и закрытие, показательные выступления спортсменов, массовые соревнования, конкурсы, аттракционы, подвижные игры, награждение физкультурного актива и победителей соревнований. Общую продолжительность целесообразно планировать в пределах 1,5—2 часов.

Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к определенной профессиональной деятельности.

Цель ППФП — достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

С древних времен физическое воспитание активно использовалось для подготовки к охоте, труду, военной деятельности. С течением времени в зависимости от разнообразных условий труда и быта изменялись направленность и содержание ППФП, но необходимость ее для подготовки подрастающего поколения к жизни оставалась постоянной.

Каждая профессия требует не одинакового уровня развития психофизических качеств, умений, навыков, поэтому в военном вузе профессионально-прикладная подготовка будет одного содержания, в педагогическом — другого. Основу этого раздела должна составлять общая физическая подготовка, направленная на достижение минимально необходимой готовности человека к труду вообще, безотносительно к особенностям условий и характера труда представителей той или иной профессии.

Задачи ППФП — приобретение, воспитание и формирование прикладных знаний, прикладных физических качеств, прикладных психических и личностных качеств, прикладных умений и навыков.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

Формировать необходимые прикладные навыки;

Осваивать прикладные умения и навыки;

Воспитывать прикладные психофизические качества;

Воспитывать прикладные специальные качества.

Наиболее важным физическим качеством для представителей любой профессии является выносливость, необходимая для поддержания оптимальной интенсивности труда в течение всего рабочего дня. Для представителей гуманитарных профессий хорошая общая физическая подготовка решает почти все задачи обеспечения специальной психофизической готовности к будущей профессии.

Основными факторами, определяющими конкретное содержание ППФП к будущему труду, являются:

Формы труда специалистов (физический, умственный, смешанный);

Условия и характер труда (продолжительность, комфортность, вредность, величина физической и эмоциональной нагрузки);

Режим труда и отдыха (начало и окончание работы, график отпусков, организация внутрисменного отдыха);

Динамика работоспособности в процессе труда, специфика профессионального утомления и заболеваемости;

Дополнительные факторы, включающие индивидуальные особенности, климатогеографическое своеобразие региона и др.

Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

Прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

Прикладные виды спорта (их целостное применение);

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

Вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

Средства физической культуры в процессе ППФП могут активно воздействовать на совершенствование отдельных функций не только в период обучения студентов, но и со значительным отдаленным эффектом, обеспечивая качественную работу специалиста. Подбор отдельных физических прикладных упражнений или видов спорта для решения задач ППФП осуществляется по принципу адекватности их психофизиологического воздействия с теми физическими, психическими и специальными качествами, которые предъявляются профессией.

Так, для представителей гуманитарных профессий необходима общая выносливость, устойчивая работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, следовательно, прикладными видами спорта для них могут быть циклические виды спорта (легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, велоспорт), различные виды туризма и т.д. Кроме этого будущие учителя должны овладеть в вузе знаниями по методике проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми, по организации занятий спортом и др.

Учитель должен не только сам регулярно использовать средства физической культуры, активно применять их в организации своего труда, но и быть умелым организатором массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе. Укрепление здоровья, повышение работоспособности школьников, привитие им потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями зависят не только от учителей физкультуры, но и от участия в решении этой задачи всего педагогического коллектива школы.

Многие учителя регулярно планируют и проводят физкультурно-оздоровительные мероприятия, организуют подвижные игры, экскурсии, туристические походы, беседы на физкультурные темы, физкультурные паузы и минутки, подготовку и комплектование команд к соревнованиям. В условиях дефицита дипломированных преподавателей физической культуры часто этот учебный предмет ведут преподаватели другого профиля. К этому они должны быть в достаточной степени подготовлены.

К особенностям учительского труда, сказывающимся на состоянии здоровья и работоспособности, можно отнести отсутствие двигательного компонента в работе, статическую нагрузку на ноги, неустойчивый режим дня, повышенную нагрузку на голосовой аппарат, зрение, слух. Работа учителя требует четкого взаимодействия анализаторных систем, памяти, мышления, внимания, воображения. И все это порой в условиях дефицита времени.

Учительская деятельность является причиной различных патологических состояний нервно-психической сферы, заболеваний органов дыхания, слуха, зрения. Большинство учителей в конце рабочего дня отмечают усталость, снижение внимания, слабость, головокружение, головные голи и боли в области сердца. У многих нарушается сон. Примерно половина учителей имеют какие-либо расстройства нервно-психической сферы.

Некоторые заболевания имеют тенденцию к распространению уже в студенческие годы. В последние годы значительно увеличилось число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе. К заболеваниям, наиболее часто встречающимся у студентов, относят функциональные заболевания нервной системы, гипертонические состояния, заболевания органов пищеварения и дыхания.

Специальной заботой учителя должно стать укрепление здоровья, закаливание, формирование умения не только работать, но и отдыхать. Деятельная сущность физической культуры личности учителя выражается как в собственной активности в занятиях физическими упражнениями, так и в проведении воспитательной работы с учащимися средствами физической культуры.

Регулярно занимающиеся физическими упражнениями более активны в общественной жизни, рациональнее используют свое свободное время, более коммуникабельны, быстрее адаптируются в коллективе. В то же время отмечается низкий уровень физкультурной активности и слабая вовлеченность учителей-предметников в работу по физическому воспитанию учащихся.

В общей структуре бюджета времени учителя значительное место занимает его рабочее время. У учителей-предметников оно составляет до 11 часов в день, а у многих руководителей школ — до 12 часов. При длительном умственном труде в организме могут возникать функциональные изменения, обусловленные главным образом малой подвижностью.

Выражается это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кровеносных сосудов, появлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Специфика педагогического труда такова, что даже после прекращения работы мысли о ней не покидают человека. При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны постоянное чувство усталости, отсутствие интереса к работе, повышенная раздражительность, потливость, потеря сна и аппетита, снижение защитных сил организма.

Для такой напряженной деятельности необходимы крепкое здоровье, оздоровительная направленность всего режима учебно-трудовой деятельности, быта и отдыха студентов и учителей, обеспечивающие поддержание высокого уровня умственной и физической работоспособности на весь период обучения в вузе и после его окончания.

Профессиональную направленность физического воспитания будущих учителей не следует понимать как направленность лишь на работу с учащимися. ППФП должна также решать задачу овладения знаниями, умениями и навыками, важными для самих студентов.

Уже на первом курсе студенты должны научиться анализировать свои антропометрические показатели и физическую подготовленность. Уровень освоения знаний и умений в области физической культуры должен постоянно контролироваться, поскольку в соответствии с приказом Госкомвуза РФ (№ 777 от 26.7.94) на всех годах обучения вводятся семестровые зачеты, а по завершении — итоговая аттестация.

Зачетные требования по разделу профессиональной подготовки устанавливаются с учетом будущей деятельности специалистов. Для будущих педагогов они включают следующие знания, умения и навыки.

Знания :

1. Роль физической культуры как учебной дисциплины высшего педагогического образования и всестороннего развития будущего учителя.

2. Правила судейства соревнований в беговых видах легкой атлетики (бег 100 м, кросс).

3. Основы здорового образа и стиля жизни, содержание и формы самостоятельных физкультурных занятий, методы самоконтроля.

4. Основные команды управления строем, способы подбора комплексов физических упражнений и подвижных игр для детей разного школьного возраста.

5. Гигиенические требования к рациональному распорядку дня, двигательному режиму с учетом места проведения занятий, природных условий, объема и вида движений и других факторов.

6. Современные системы физических упражнений и критерии индивидуального выбора системы занятий студентами с учетом учебного режима в вузе и особенностей будущего труда учителя.

7. Возрастные особенности развития детского организма и влияние физических упражнений на его динамику.

8. Система физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

9. Положение о соревновании, правила судейства и методика проведения занятия по избранному виду спорта.

10. Самоанализ физической подготовленности и контроль за эффективностью тренировочного процесса, развитием физических качеств.

11. Психофизическая характеристика труда учителя, профессионально значимые двигательные умения и навыки.

12. Причины производственного утомления и профессиональных заболеваний учителя, их профилактика средствами физической культуры и спорта.

13. Организационно-методические основы оздоровительной физической культуры в школе и детском лагере отдыха.

Умения и навыки :

1. Управлять строем с выполнением строевых, общеразвивающих и специальных упражнений при проведении физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в учебной группе, в школе и детском лагере отдыха.

2. Подбирать и проводить упражнения для развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости.

3. Составлять и проводить комплексы утренней гимнастики и физкультминуток, подбирать и применять комплексы физических упражнений для самостоятельных занятий.

4. Проводить подвижные игры, организовывать личный рациональный двигательный режим с использованием самостоятельных форм физкультурных занятий.

5. Составлять конспект и провести подготовительную часть занятия.

6. Судить соревнования и вести протоколы по избранному виду спорта.

7. Составлять положение о соревновании по избранному виду спорта.

8. Уметь организовывать и проводить лыжную и пешую прогулку; овладеть основными туристическими умениями и навыками.

9. Владеть методами самоконтроля и оценки физического состояния.

10. Уметь оказывать первую доврачебную помощь при травмах на физкультурных занятиях.

11. Уметь вести и анализировать дневник недельного двигательного режима и самостоятельной физической подготовки.

Наряду с применением физических упражнений в качестве средства компенсации недостатка движений и решения других важных задач, они должны максимально использоваться учителями для активного отдыха в течение рабочего дня как средство производственной физической культуры.

11.8. формы организации физического воспитания школьников

11.8.1. Формы организации физического

воспитания в школе

В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями.

1. Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40–45 мин каждый. Их основное содержание – двигательная деятельность.

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относят несколько разновидностей (форм) занятий.

Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий – это комплексы из 7–9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6–7 мин (в младших классах – не более 5–6 мин). Комплексы упражнений обновляются через 2–3 недели, т.е. 2–3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде – в помещении (в проветренных коридорах, рекреациях). Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в данном классе.

Физкультминутки и физкулътпаузы на уроках. Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3–5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4–6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1–2 мин.

В старших классах проводятся физкультпаузы во время занятий в учебно-производственных мастерских (на уроках труда).

Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.

Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час) направлены на решение следующих задач:

укрепление здоровья; закаливание организма учащихся; повышение уровня физической и умственной работоспособности; поддержание ее устойчивости на протяжении всего учебного года;

совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры; формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Физкультурные занятия в группах продленного дня проводятся, как правило, на свежем воздухе. Они не регламентируются так строго по структуре и времени, как уроки физической культуры. Распределение времени выполнения различных упражнений и игр зависит от климатических условий, материальной базы, подготовленности детей. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть – подготовительная (10–15 мин). Состоит из построения, Разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих или подготовительных упражнений. Вторая часть – основная (от 30 до 60 мин, в зависимости от общего времени занятия). Она содержит в себе подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а также самостоятельную двигательную деятельность (игры, физические упражнения). Третья часть – заключительная (5–7 мин). В основном направлена на организованное окончание занятий, включает общее построение, спокойную ходьбу, малоинтенсивные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятия обеспечивается постепенное нарастание физической нагрузки в начале его и постепенное снижение к концу. Организация физкультурных занятий возлагается на воспитателей групп продленного дня.

3. Внеклассные формы организации занятий. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся: 1) спортивные секции по видам спорта; 2) секции общей физической подготовки; 3) секции ритмической и атлетической гимнастики;

4) школьные соревнования; 5) туристские походы и слеты; 6) праздники физической культуры; 7) дни здоровья, плавания и т.д. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы: а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»; б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта; в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

11.8.2. Формы организации физического

воспитания в системе внешкольных учреждений

В нашей стране функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста.

1. Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР).

2. Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.

3. Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (прогулки, водные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в общелагерных спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.

4. Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

5. Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).

6. Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на туристско-экскурсионных базах).

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях, для специализированного учебно-материального обеспечения физкультурно-спортивной базы, высокой квалификации специалистов по физической культуре и спорту, которыми располагают внешкольные учреждения.

11.8.3. Формы физического воспитания в семье

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся:

1) утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

2) физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий. Проводятся после 30–35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40–45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста;

3) индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях:

– силовая (атлетическая) гимнастика;

оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг);

стретчинг, калланетика и др.;

4) активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.;

5) участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конкурсах (типа «Мама, папа, я – спортивная семья) и викторинах;

6) семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;

7) закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.


51. Задачи, содержание и построение педагогического анализа урока физической культуры в школе

Преподаватель должен оценивать каждый проведенный урок. Это органическая сторона его деятельности, побуждающая совершенствовать педагогическое мастерство и определяющая удовлетворенность своим трудом. Объектами педагогического анализа могут выступать: занимающие, нагрузки, поведение педагога и т.д.

Главным показателем качества урока (при прочих равных условиях) служит степень решения его конкретных задач. Лучшим вариантом будет, конечно, если учебный материал освоят все учащиеся, однако следует учитывать, что их состав в группах обычно бывает неоднородным по способностям и уровню подготовленности. Поэтому при изучении единого для всех материала, что типично для широкой практики, отставание некоторых учеников далеко не всегда может считаться признаком плохого проведения урока, особенно если задания успешно выполнены абсолютным большинством занимающихся.

Обоснованное суждение о степени решения задач урока требует:

а) объективного учета показателей выполнения заданий с помощью оценки техники, измерения количественных результатов изучаемых упражнений или посредством специальных тестов для опре деления уровня развития физических качеств;

б) фиксации этих данных в протоколах;

в) расчета соотношения числа занимавшихся, выполнивших и не выполнивших задания. Степень овладения учебным материалом и, следовательно, качество урока могут быть разными:

в одном случае учащиеся правильно выполняют задания, вплоть до деталей, в другом - с ошибками, упущениями, нечетко, неуверенно. Это необходимо учитывать при оценке уроков, подразделяя их на отличные, хорошие, посредственные. На сегодняшний день во всех образовательных учреждениях существует 10-ти бальная шкала оценок успеваемости учащимися.

При окончательном заключении о степени решения задач на уроке необходимо учесть его оздоровительное и общевоспитательное значение. Обеспечение чистоты мест занятий, систематический контроль за осанкой и функциональным состоянием организма учащихся, высокая дисциплина на уроке, сознательная активность занимающихся и т. п., все это - признаки хорошего проведения урока.

Методическую подготовленность преподавателя определяют, планомерно анализируя построение занятия, его плотность, методы, дозирования нагрузки и организации занимающихся, помощь, страховку и другие стороны деятельности. Наблюдения должны дополняться по возможности количественными оценками.

О рациональности избранной преподавателем структуры урока судят по соответствию упражнений закономерностям динамики работоспособности, по соотношению между трудностью отдельных задач и временем, выделенным на их решение, по логике взаимосвязи частей урока.

Плотность урока определяют, наблюдая за распределением времени на различные компоненты урока. Для большей точности используют хронометраж урока, состоящий из измерения времени компонентов урока, вычисления показателей общей и моторной плотности, анализа и оценки.

Умение преподавателя дозировать нагрузку оценивается по реакции занимающихся на выполнение заданий (внимание, дыхание, цвет лица, степень потоотделения, ЧСС и т. д.), оцениваемой визуально и на основе кривой работоспособности по данным пульсометрии.

Для характеристики деятельности преподавателя анализируют также его непосредственную подготовленность к уроку {качество плана-конспекта), речь, манеру обращения с занимающимися, внешний вид и другие признаки, характеризующие его педагогический такт, любовь к своей профессии, умение работать творчески, опираясь на актив и весь коллектив воспитанников. Полный педагогический анализ урока и всесторонняя его оценка должны осуществляться по предварительно разработанному плану(анкеты, карта анализа), где четко определяются задачи, организация и методика обследования.

Организация:

1 .должен проводиться в соответствии с временными задачами (урок, четверть и т.д.)

2. должен использоваться определенный метод, тесты

З.стендартизированные (четко обозначенные, одинаковые, постоянные)

52. Организационно-методические основы физического воспитания учащихся по месту жительства, в семейном быту

Формы физического воспитания в семье

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье

относятся:

    утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

    физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий (проводятся после 30-35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40-45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста);

    индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях: силовая (атлетическая) гимнастика; оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг); стрейтчинг, калланетика и др.;

    активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время (он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.);

    участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конурсах (типа «Мама, папа, я - спортивная семья) и викторинах;

    семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные)

    выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;

    закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

53. Организационно-методические основы внешкольной работы по физическому воспитанию учащихся

Внешкольная работа способствует более широкому развитию различных форм занятий по физическому воспитанию, повышает интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

На сегодняшний день функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста.

    Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР)

    Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.

    Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (про-п* и „одные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.

    Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

    Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).

    Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на турист-ско-экскурсионных базах).

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях, для специализированного учебно-материального обеспечения физкультурно-спортивной базы, высокой квалификации специалистов по физической культуре и спорту, которыми располагают внешкольные учреждения.

54. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и их организация в режиме учебного и продленного дня школы.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня включают в себя:

    Гимнастика до уроков;

    Физкультурные минутки и физкультурные паузы на уроках;

    Подвижные (динамические) перемены и др.

Гимнастика до начала уроков способствует повышению функционального уровня организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем), обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику.

Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем отрезке урока. По проведению физкультминуток и физкульт-пауз учителям физкультуры необходимо:

    разработать упражнения для проведения физкультминуток на различных уроках;

Подвижные перемены, ежедневный активный отдых на удлиненных переменах и в группах продлённого дня обеспечивают детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.

Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортзале, на коридорах или в рекреациях школы. Также динамическую перемену можно проводить на тропе «Здоровье» Для контроля по проведению подвижной динамической перемены необходимо.

Опыт показывает, что физическое воспитание школьников по месту жительства эффективно при следующих условиях: а) наличии в микрорайоне единой системы управления внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой; б) активном участии молодежных, профсоюзных и физкультурных организаций, органов образования в проведении физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы; в) вовлечении детей в общественно полезную и трудовую деятельность по физической культуре и спорту; г) проведении систематических физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий при активном участии шефов промышленных предприятий, учебных заведений, спортивных обществ, родителей; д) организации агитационно-пропагандистской работы по физической культуре и спорту; е) создании соответствующей материальной базы для занятий физической культурой и спортом (помещения для физкультурно-спортивного клуба, плоскостные спортивные сооружения, площадки для игр и т. п.); ж) обеспечение врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками, занимающимися физической культурой и спортом.

Задачи физического воспитания школьников по месту жительства таковы: воспитание нравственности; содействие укреплению здоровья и закаливанию детей ; формирование, совершенствование и закрепление двигательных умений, навыков и развитие двигательных качеств; развитие организаторских умений и навыков, воспитание устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом; привитие школьникам навыков и привычек самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Для эффективного физического воспитания детей школьного возраста и учащейся молодежи во внеучебное время необходимо четко определить уровни управления и функции должностных лиц. В воспитании школьников по месту жительства в настоящее время участвуют различные организации: административные, общественные, педагогические и др. Каждая из них представлена самостоятельным управленческим уровнем, и в то же время они находятся в тесной связи между собой.

Рассмотрим вопросы управления физическим воспитанием по месту жительства на опыте г. Чайковского Пермской обл. Это молодой, современный развивающийся город, в котором 11 общеобразовательных школ. В нем четко выделены 12 крупных микрорайонов, имеются прекрасные естественные условия (близость лесных массивов, открытых водоемов, спортивных сооружений), позволяющие успешно осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу среди школьников, учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ.

В каждом микрорайоне города созданы и активно действуют советы микрорайонов, которые возглавляют руководители промышленных предприятий, строек. Руководит деятельностью советов микрорайонов городской штаб по работе с населением по месту жительства. В составе городского штаба функционирует пять комиссий: воспитательная, по работе с детьми и подростками, охраны общественного порядка, по благоустройству и озеленению, физкультурно-массовая. При советах микрорайонов созданы общественные советы физической культуры и спорта. Координирует их работу физкультурно-массовая комиссия при городском штабе по работе с населением по месту жительства. В ее состав входят представители организаций города.

В основном вся физкультурно-оздоровительная работа среди детей школьного возраста проводится на специально оборудованных детских площадках, созданных при домоуправлениях и ЖКО (таких площадок в городе - 27, каждая из них объединяет от 5 до 10 жилых домов). За детскими площадками закреплены шефы - работники Комбината шелковых тканей, управления «Воткинскгэсстроя», заводов синтетического каучука и точного машиностроения, ремонтно-эксплуатационной базы речного флота, Воткинской ГЭС и других организаций. Шефы проявляют постоянную заботу о благоустройстве детских площадок и развитии материально-спортивной базы, выделяют общественных тренеров и инструкторов физической культуры, оказывают материальную помощь.

Заслуживает внимания опыт управления физическим воспитанием по месту жительства в микрорайонах № 3 и 5, где проживают в основном семьи тружеников комбината шелковых тканей. Здесь четко прослеживаются три уровня управления: административный, общественный и педагогический.

Административный уровень управления представлен директорами и организаторами внеклассной и внешкольной воспитательной работы школ № 9 и 11, с одной стороны, и администрацией ЖКО комбината шелковых тканей, с другой. Директора школ и руководство комбината шелковых тканей заключили договор, в котором отражены все мероприятия, для проведения которых требуются совместные усилия. В договоре зафиксировано, что школы представляют спортивную базу для организации кружковой и спортивной работы с детьми и подростками в субботние и воскресные дни. В свою очередь, профсоюзный комитет комбината и администрация ЖКО изыскали возможность для оказания конкретной материальной помощи школам. Было решено, что часть средств 2-процентных отчислений от квартплаты и 5-процентных отчислений от арендной платы нежилых помещений, выделяемых для проведения культурно-массовой и спортивной работы, будет использована для приобретения спортивного инвентаря, музыкальных инструментов, которые безвозмездно передаются школам и детским клубам «Ровесник», «Гайдаровец», «Олимпиец». Кроме того, администрация ЖКО выделила помещение, где разместились эти детские клубы.

Как сказано в договоре, на этом уровне управления решаются многие вопросы, в частности установление контактов с общественными организациями в масштабе города, составление плана воспитательной работы с детьми, выявление возможностей школ и микрорайонов для проведения работы по месту жительства (наличие материальной базы, педагогических кадров, привлечение общественного актива и т. д.). Договор предусматривает непосредственное проведение организационных мероприятий, создание соответствующего психологического настроя у взрослых по отношению к проводимой спортивно-массовой работе, контроль и учет выполнения принятых решений. Такое взаимодействие наглядно показало, что именно на административном уровне управления закладываются основы успешной деятельности во всех сферах воспитательной работы, в том числе и в физическом воспитании школьников по месту жительства.

Таким образом, на административном уровне управления работа осуществляется по нескольким направлениям. А именно: а) установление контактов и выполнение решений партийных, советских, государственных и общественных органов в масштабе микрорайона, района; б) совместная постановка задач как в плане воспитательной работы с населением, так и в плане решения различных хозяйственных вопросов; в) выявление возможностей общеобразовательных школ и ЖЭКа для проведения работы по физическому воспитанию (наличие материальной базы, педагогических кадров, привлечение общественности и общественных организаций к работе); г) непосредственное руководство и проведение организационных мероприятий (собраний, совещаний, субботников и др.); д) создание соответствующего психологического настроя у взрослого населения по отношению к проводимой спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе; е) контроль за выполнением принятых решений и их учет; ж) постановка новых задач перед коллективами.

Следующий уровень управления представлен общественными организациями, имеющимися в каждом микрорайоне (депутатские группы, советы микрорайонов, родительская общественность, ветераны спорта и др.).

Участие широкого круга шефствующих предприятий (основных производств и служб комбината) и общественности в спортивно-массовой работе в микрорайонах оказалось возможным благодаря созданию специальных органов управления, которые руководят всей воспитательной и спортивно-массовой работой по месту жительства. Таким органом стали общественный совет по спортивно-массовой и оздоровительной работе микрорайонов № 3 и 5, советы детских площадок.

Объединение общественных сил позволило более успешно и эффективно проводить воспитательную и спортивно-массовую работу с детьми и подростками не только в школе, но и по месту жительства . В состав совета были избраны представители администрации школ, ЖКО и комбината, физкультурные работники ДСО «Труд», общественные тренеры, родители, ветераны спорта, школьные учителя физической культуры. Совет координирует работу школ микрорайона, выступает как связующий орган между школой и ЖЭКами, советами коллективов физкультуры школ и советом физкультуры комбината. Таким образом, он не только руководит практической деятельностью клубов по месту жительства, но и определяет содержание, направленность физкультурно-оздоровительных мероприятий в микрорайонах.

Сергей Бажуков

Необходимость расширять физкультурную и спортивную работу, улучшать ее организацию по месту жительства и учебы является одной из актуальных проблем физического воспитания в школе. Большое значение здесь имеет формирование у школьников стремления к физическому самосовершенствованию.
В основных направлениях реформы общеобразовательной школы нашел свое отражение вопрос о необходимости организации ежедневных занятий всех учащихся физической культурой на уроках и во внеурочное время. Решение этой проблемы во многом зависит от умения учащихся использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыков самостоятельных занятий.

В нашем городе неуклонно расширяется сеть спортивных сооружений, увеличивается количество квалифицированных кадров. Однако вовлечение учащихся только в специально организованные секции, группы недостаточно для охвата абсолютного большинства школьников систематическими занятиями физическими упражнениями. Поэтому большое значение приобретает обучение учащихся умению заниматься физическими упражнениями. Этим и обусловлено выделение в программе по физической культуре для 5–11-х классов раздела «Навыки и умения самостоятельных занятий», способствующего активизации работы по внедрению физической культуры и спорта в быт школьников, повышению двигательной активности учащихся.

Следует отметить, что обучение этим навыкам и умениям не только способствует внедрению физической культуры в быт, но и развивает у молодежи качества самостоятельности. Бесспорным является то, что люди, обладающие развитой с детства самостоятельностью (имеется в виду качество личности), в различных жизненных ситуациях более решительны, не ждут подсказки со стороны, умеют отстаивать свое мнение, собственную позицию. Это прямо относится и к данной теме – умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Человеческая деятельность существует в форме действия или цели действий. По словам психолога С.Л. Рубинштейна, произвольное действие человека – это осуществление цели, и, прежде чем действовать, надо осознать цель, для достижения которой действие предпринимается.

Однако, как ни существенна цель, одного осознания цели недостаточно. Для того, чтобы ее осуществить, надо учесть условия, в которых действие должно совершенствоваться.

Решение промежуточных задач по самоконтролю

Под деятельностью понимается совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию. Обязательной предпосылкой всякой деятельности является наличие потребности. Именно потребности направляют и регулируют конкретную деятельность. Одна из основных задач физического воспитания в школе – формирование у школьников потребности в личном физическом совершенствовании.

Достижение этой цели возможно лишь при решении ряда промежуточных задач:

– воспитания у школьников устойчивого интереса к физической культуре;
– формирования у них навыков и умений самостоятельных занятий;
– содействия внедрению занятий физической культурой в режим дня.

Первой ступенью на этом пути является заинтересовывание учащихся. Причем в практической работе учителю важно, имея дело с различным по возрасту контингентом учащихся, различать интерес непосредственный (интерес к самому процессу деятельности) и опосредованный (интерес к результатам деятельности).

Младшего школьника мало волнует, как отразятся его сегодняшние упражнения на его завтрашнем самочувствии, состоянии. Для него главное – получать сиюминутное удовлетворение своих потребностей. Поэтому в начальной школе большое значение имеют эмоциональная окрашенность упражнений, их образное объяснение. Учитель должен исподволь, постепенно прививать ребятам навыки и умения, которые учащиеся впоследствии будут осознанно применять для достижения более отдаленных целей. Это свойство психики учащихся младших классов обуславливает ограничения в обучении их самостоятельным занятиям по физической культуре.

Для начальной школы предусмотрены виды занятий, которые содержат лишь элементы самостоятельности. Например, домашнее задание: учитель конкретно указывает, какие упражнения, сколько раз, в какое время, как нужно проделать. Ученику остается следовать данным рекомендациям и выполнять дома задания (повторение упражнений и является элементом самостоятельности).

Перед младшими школьниками нужно ставить такие цели, достижение которых возможно за относительно короткий промежуток времени. Поставленные цели должны быть эмоционально окрашены, достижение их должно приносить ощутимые, конкретные результаты. При изучении сложных двигательных элементов их следует разбивать на несколько более простых. Тогда деятельность учащихся, подкрепляясь видимыми сдвигами, будет более результативной.

Следует также учитывать, что любая задача, поставленная перед школьником, должна приобретать для него личностный смысл. Он должен быть заинтересован в результатах своего труда и, самое главное, видеть эти результаты не в отдаленном будущем, а сейчас, сегодня.

Главным в воспитании привычки у учащихся к самостоятельным занятиям является четкое разъяснение, объяснение, доведение до сознания учеников, что нужно долго и упорно трудиться, чтобы получить ощутимые результаты.

Итак, чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы. Прежде всего учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий.

Это, во-первых, общеразвивающие упражнения. Они являются содержанием утренней гимнастики, динамических пауз во время приготовления уроков, входят в содержание самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств.

Во-вторых, прочные навыки ходьбы и бега. С них начинается, ими и заканчивается каждое самостоятельное занятие. Важно, чтобы учащиеся умели правильно ходить и бегать, изменять скорость и темп движения, длину шага, силу отталкивания в упражнениях, навыки и умения в упражнениях, связанных с висами и упорами. Это прежде всего подтягивание в висе, перевороты в упор, лазание по канату и шесту.

Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям должна начинаться с четкого, немногословного инструктирования школьников о цели и задачах конкретных самостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями о системе самотренировок, привития необходимости технических и организационных навыков. С первых же занятий нужно требовать от учащихся соблюдения дозировки времени и нагрузки.

Другим важным моментом является выработка у ребят простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку. Но задача формирования у школьников навыков и умений самостоятельных занятий не будет эффективно решена, если ориентировать ребят только на результат их деятельности. Важно, чтобы учитель с помощью оценок, различных видов морального поощрения переводил школьников с ориентации только на результат к ориентации на процесс, способ деятельности.

Что же конкретно должна включать деятельность учителя при подготовке к работе по обучению школьников навыкам и умениям самостоятельных занятий?

Во-первых, следует определить, чему учить школьников. Что имеется в виду? Взять, например, программу для 4-го класса, в ней сказано: «Выполнение утренней гимнастики. Контроль за амплитудой и скоростью движений». В связи с этим учителю нужно четко себе представить, какими знаниями и умениями должен обладать ученик, чтобы выполнить требование программы.

Во-вторых, учителю нужно решить, в какое время урока удобнее сообщать учащимся необходимые им сведения, когда учить навыкам и умениям самостоятельных занятий.

В-третьих, очень важно наметить способы поэтапного контроля за освоением учащимися материала «Навыки и умения самостоятельных занятий».

Примерно по такой же схеме должна протекать и деятельность учителя при выполнении этого раздела. Сначала следует дать школьникам знания, необходимые для самостоятельного выполнения конкретных упражнений, убедить ребят в значимости, важности и полезности этих занятий. Затем необходимо довести до учащихся знания о самом процессе самостоятельной деятельности.

Несколько слов надо сказать о самостоятельном выполнении упражнений. Чтобы самостоятельно выполнить упражнения, например утреннюю гимнастику, или развивать физические качества, ученик должен уметь контролировать свои движения. Это представляет определенную трудность: при отсутствии внешнего контроля, оценки он должен руководствоваться своими ощущениями, главным образом мышечным чувством, которое Сеченов недаром называл «темным мышечным чувством». Если ребят специально не учить этому, они испытывают большие затруднения при различении пространственных, временных и динамических параметров движения. Как их научить этому?

Прежде всего следует обращать внимание учащихся на оценку таких положений, т. е. когда ученик выполнил упражнение, учитель не должен спешить сам оценивать правильность выполнения, следует попросить сделать это ученика (тем самым сосредоточить внимание на этом вопросе).

Учить думать при выполнении упражнений, самостоятельно подбирать упражнения можно, давая школьникам соответствующие возрасту задания. Например, школьники делают наклоны касаясь – следует спросить ребят, какие разновидности наклонов они знают (наклоны в стороны, назад, наклоны с различными положениями рук), учить школьников подбирать сходные, типичные упражнения, развивать творчество, критическое отношение. Ведь самостоятельность близка к двум свойствам личности: критичности и творчеству.

Важно не только обучать учащихся воспроизведению каких-либо движений самостоятельно, но и знакомить их с основными положениями, правилами самостоятельных занятий. Только тогда учащиеся в соответствии с теми условиями, в которых они будут заниматься, смогут правильно подобрать упражнения, спланировать свои знания.

Определяя сложность того или иного задания, учитель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся, их склонности, с тем, чтобы, с одной стороны, задание было посильно, доступно для них, а с другой – имело определенную трудность, требующую известного напряжения для преодоления.

Организация самостоятельной деятельности

Очень важными моментами являются вопросы организации самостоятельной деятельности. Они тоже многоплановы: от элементарных – организация самостоятельных занятий при выполнении утренней гимнастики (гигиенические условия, меры безопасности, подготовка инвентаря и т. п.) – до таких, как организация условий выбранных средств, способов выполнения. Начинать обучение этому нужно с простых элементов, например при организации условий проведения учебных и внеклассных занятий систематически привлекать в помощь учеников. Причем использовать их не как простых исполнителей, а советоваться с ними по различным вопросам.

Самостоятельность – это всегда в какой-то мере творчество. С этих позиций самостоятельная деятельность различается по уровню творческого подхода:

– есть виды самостоятельной деятельности, когда ученику достаточно воспроизвести то, что ему показал или о чем рассказал учитель; наиболее простой, низший уровень;
– второй уровень самостоятельной деятельности – когда известное, хорошо знакомое, освоенное ученик применяет в других ситуациях, отличных от обычных, в иной обстановке;
– третий (высший) уровень творческого подхода заключается в том, что на основе знаний, прежнего опыта ученик находит иные способы выполнения задания, придумывает другие средства, приводящие в конечном счете к той же цели.

Вместе с тем, непосредственное обучение навыкам и умениям самостоятельных занятий – не единственный путь воспитания привычки к занятиям физической культурой. Достижению этой цели способствуют приемы, обеспечивающие осознанное усвоение знаний, умений и навыков на уроках физкультуры, повышающие интерес к физическим упражнениям, воспитывающие привычку к активному отдыху, а также развитие у школьников самооценки движений, учет индивидуальных особенностей учащихся при определении для них домашних заданий по физкультуре.

К методам и приемам, способствующим формированию привычки у школьников регулярно заниматься физическими упражнениями, относятся, в частности, методы убеждения – беседы, лекции, информации, объяснения и т. п. Применяя эти методы, учитель формирует социально значимые мотивы возникновения привычки к занятиям физической культурой, развивает к ним интерес, вооружает учащихся необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта. Беседа, например, может выполнять и образовательную, и воспитательную функции, когда ученик получает определенную информацию, пополняет свои знания, знакомится с теми или иными требованиями.

Беседа помогает убедить учащихся в необходимости воспитывать в себе положительные качества личности. Постановка перспективы усиливает метод убеждения, конкретизирует цель приобретения знаний и навыков, дискуссия активизирует их на самосовершенствование.

Наряду с методами убеждения важную роль в формировании привычки к занятиям физической культурой играют практические методы – показ, демонстрация, инструктаж, проверка знаний и умений, консультирование, пример, корректировка и стимулирование деятельности учащихся (поощрение и порицание).

Приведенные методы необходимо применять при сообщении теоретических сведений – о разделах программы по физической культуре, при обучении двигательным действиям.

Учитель, руководствуясь целью и задачами урока, должен строить свою работу в следующей последовательности: разъяснение, доказательство, показ, практические упражнения с обязательным инструктажем о дозировке, темпе, ритме исполнения. В зависимости от возраста учащихся последовательность работы может меняться.

Проводя вводную беседу, учитель должен коротко рассказать об основных воспитательных и образовательных задачах физической культуры. Например, объясняя содержание «Тест-программы мэра Москвы», следует раскрыть ее значение, показать важность выполнения всех норм программы. Пользуясь методом примера, следует чаще рассказывать школьникам о спортивных путях выдающихся рекордсменов, чемпионов Олимпийских игр, мира и Европы.

Прежде всего у школьников надо пробудить интерес к самому процессу занятий физкультурой. Поэтому уроки следует проводить так, чтобы они оставляли в сознании подростков глубокий след, приносили удовлетворение и были эмоционально притягательными, что создает благоприятные возможности для все больших волевых напряжений при преодолении трудностей во время занятий физкультурой. Следует заметить, что целенаправленная работа по физическому совершенствованию школьников, которая ведется главным образом учителем на уроках, включает в себя и элементы самостоятельности учащихся, в основном это выполнение домашних заданий или периодические дополнительные занятия с целью подготовки к сдаче каких-либо нормативов.

Однако в связи с тем, что вооружение ребят знаниями, формирование соответствующих умений и навыков, без которых невозможны самостоятельные занятия, – важное условие для внедрения физической культуры в быт, для акцентирования внимания на этих вопросах в программе выделен специальный раздел. В нем с учетом возраста и реальных возможностей школьников дан материал, для изучения которого нужно приложить немало усилий при формировании у ребят навыков и умений самостоятельных занятий.

Например, развитие качества выносливости предопределено наличием учебных нормативов в беге на 500–1000 м уже с 1-го класса. Естественно, преподаватель на уроках учит школьников сохранять определенную скорость бега, распределять силы на дистанции, правильно дышать, дает конкретные задания на дом. В течение всех лет обучения он развивает у школьников выносливость, и наряду с этим учащиеся понемногу получают сведения о приемах, способах воздействия на это качество, у них формируются определенные умения и навыки.

Гармоническое физическое развитие, воспитание основных физических качеств должны осуществляться с начальных классов. Однако выполнение упражнений для развития физических качеств требует достаточно точной дозировки физических нагрузок и контроля за реакцией организма.

Теперь перейдем к содержанию самостоятельных занятий, какие упражнения можно (и нужно) рекомендовать школьникам для самостоятельных занятий.

Но прежде нужно выяснить отличие самостоятельных занятий от домашних заданий. Давая задания на дом, учитель говорит школьникам, какие упражнения надо делать, сколько раз их повторять, с какой интенсивностью, последовательностью, на какой период (неделю, месяц или больше) рассчитано задание. Кроме этого, учитель рассказывает учащимся, в каких условиях следует выполнять заданные упражнения и как эти условия создать. Через обусловленное время учитель проверяет качество освоения упражнений и с учетом этого дает другие задания.

Самостоятельные задания схематично представляют собой следующее. Перед учеником ставится определенная цель, например выполнить норматив в подтягивании. Ученик должен сам подобрать средства, спланировать тренировки, обеспечить себе соответствующие условия, самостоятельно контролировать свое состояние, нагрузку, изменение подготовленности на каждом занятии и через определенные им самим промежутки времени анализировать свою деятельность. Учитель может рекомендовать школьнику примерные комплексы упражнений для самостоятельных занятий, но выбрать из этих комплексов необходимое с учетом своих индивидуальных особенностей учащийся должен сам.

При выполнении комплексов на самостоятельных занятиях школьники должны строить занятия по следующей схеме. В начале занятия идет подготовка к выполнению комплекса – общеразвивающие упражнения типа разминки: движения рук с постепенно увеличивающейся амплитудой, наклоны и круговые движения туловища, приседания и поочередные взмахи ногами вперед, в стороны, назад, медленный бег или подскоки на месте, ходьба на месте. Каждое упражнение разминки выполняется 6–8 раз. Если в комплексе имеются особо трудные упражнения, следует специально к ним подготовиться. В основной части занятия желательно планировать следующую их очередность: упражнения для развития быстроты, гибкости, ловкости, силы и выносливости. В конце занятий следует обязательно предусмотреть упражнения, способствующие постепенной перестройке работы систем и функций организма от напряженной деятельности к спокойному состоянию.

Ориентируя школьников на самостоятельные занятия по физической культуре, нужно рекомендовать им заниматься не реже двух раз в неделю. Продолжительность зависит от содержания и интенсивности тренировки (но не более полутора-двух часов). Постепенно переходя от конкретных домашних заданий ко все более общим задачам, учителю следует создавать учащимся такие условия, чтобы затруднения не охлаждали их стремления заниматься. Для этого применяют различные варианты. Например, использовать для своих целей спортивный зал. Таким образом, он может консультировать школьников, помогая им разрешать возникающие сомнения, исправлять ошибки. Другой вариант – объединение ребят в небольшие группы, когда имеется лидер – квалифицированный спортсмен, инструктор-общественник.

Учитель физкультуры В.А. Зинченко внедряет домашние задания среди учащихся 1–6-х классов, а начиная с 7-го класса – самостоятельные занятия физическими упражнениями. Им разработана система заданий: общих для юношей и девушек (одни и те же упражнения, но разная нагрузка); общие только для юношей; общие только для девушек; индивидуальные – в зависимости от подготовленности.

Общие для всех упражнения учащиеся выполняют ежедневно, включая их в зарядку, в физкультурные паузы между приготовлением домашних заданий по другим предметам, в самостоятельные тренировочные занятия. Учащимся предлагается перечень упражнений, из которого они по своему усмотрению выбирают 3–5 упражнений на каждый день.

Индивидуальные задания направлены, как правило, на подготовку к сдаче учебных нормативов, на ликвидацию отставания в развитии двигательных качеств. Поэтому в каждом конкретном случае их планируют особо, на определенные промежутки времени.

Общие задания рассчитаны на месяц. После повторения их в течение этого времени они обновляются, изменяется нагрузка. В конце каждой четверти определяется эффективность самостоятельных занятий – показатели двигательной подготовленности каждого учащегося сравнивают со специально разработанными требованиями к учащимся данной школы, которые отражены в таблицах.

А.К. Атаев советует в самостоятельные занятия, проводимые с целью физического совершенствования, включать упражнения, укрепляющие основные мышечные группы, развивающие ручную ловкость, гибкость и другие качества, формирующие правильную осанку, способствующие подготовке к освоению на уроках сложных двигательных навыков. Тренировочное занятие должно включать 2–3 серии по 4–8 упражнений в каждой. Заниматься нужно 2–3 раза в неделю.

Эффективность выполнения заданий значительно повышается при коллективных занятиях. В этом случае увеличивается эмоциональность занятий, школьники имеют возможность получать срочную информацию от товарищей. Кроме того, коллективные занятия благотворно влияют на стеснительных, не уверенных в себе учащихся, которым самим трудно регулярно тренироваться.

Нельзя оставлять без внимания и такое благоприятное для самостоятельных занятий время, как летние каникулы. Практика показывает, что, если школьники пассивно проводят свой летний отдых, у них, несмотря на увеличение роста, веса, существенно снижаются результаты, отражающие их подготовленность. Поэтому очень важно убедить ребят в необходимости для них летних занятий.

Содержанием таких занятий должны быть общеразвивающие упражнения типа зарядки. Но в связи с тем что летом распорядок дня у школьников не насыщен различными обязательными делами, как в течение учебного года, можно увеличить число повторений упражнений, разнообразить их. Каждому ученику необходимо хотя бы поддерживать свой уровень развития силы, выносливости, систематически выполняя соответствующие упражнения.

Для поддержания быстроты, скорости бега, ловкости надо убеждать мальчиков и девочек в преимуществе активного отдыха, рекомендовать им играть в спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис, ручной мяч. Одним из ведущих дидактических принципов, на которых строятся занятия физической культурой и спортом (в том числе и самостоятельные), являются постепенность в повышении нагрузок и регулярность их выполнения. При чрезмерной нагрузке не произойдет роста тренированности, а будет накапливаться утомление. Это состояние можно определить по субъективным показателям. При утомлении, как правило, отмечается чувство усталости, снижается работоспособность, ухудшается качество выполнения движений.

Для того чтобы предотвратить нежелательное отрицательное влияние самостоятельных занятий, целесообразно использовать методы самоконтроля. Самоконтроль – это систематические самостоятельные наблюдения школьника, занимающегося физическими упражнениями и спортом, за изменениями своего здоровья, физического развития и физической подготовленности. Важно объяснить значение самоконтроля при самостоятельных занятиях школьников физическими упражнениями и родителям, заинтересовать их, привлечь к этому важному средству воспитания целеустремленности и трудолюбия, ответственного отношения к своему здоровью.

В качестве показателей самоконтроля, как правило, используются субъективные и объективные признаки изменения функционального состояния организма под влиянием физических нагрузок.

В качестве субъективных показателей самоконтроля чаще всего используются самочувствие, степень усталости, настроение, сон, аппетит, а объективных – частота сердечных сокращений, динамика массы тела, силы кисти и пр. Показатели самоконтроля следует вносить в специальный дневник.

Учет содержания нагрузки и режима занятий, анализ динамики результатов и роста тренированности в сопоставлении с данными самоконтроля помогут педагогу оценить правильность режима тренировочных занятий, своевременно устранить отрицательное влияние чрезмерных нагрузок, а самому школьнику убедиться в эффективности занятий и их благотворном влиянии на физическое развитие и состояние здоровья.

Таким образом, самоконтроль, регулярный и правильно организованный, может стать большим подспорьем учителю в воспитании здоровых и хорошо физически развитых школьников.

Г.А. ГУСЬКОВА,
школа № 761,
Москва