Культурно воспитанный. объектная направленность воспитания, при которой школьник выступает главным образом в качестве объекта воздействия со стороны взрослых

Быть грамотным

еще не значит быть культурным

В наше время немало обсуждается проблем, связанных с духовной деградацией общества – войны, насилие, терроризм, религиозная и этническая нетерпимость. Пути решения этих и других проблем, а также всевозможных разногласий и споров ищут в юридической и экономической областях, умножая и без того бесчисленное количество правовых документов, тщетно пытаясь прописать все случаи жизни в законодательных актах и нормативах и надеясь на их исполнение. О самом же реальном, важном и неотложном обычно не говорится, и главная причина всех конфликтов – этико-психологическая – остается без внимания. Ученые пытаются искать ответы и в психологии, но безуспешно, поскольку в поиске решений по оздоровлению общества не выходят за пределы житейских проблем, бытового взгляда на жизнь. И перекраиваются старые методики, в основе которых давно отжившие представления о жизни – предрассудки.

Но утверждающийся новый век приносит новое мировоззрение и новое решение проблем. Решение заложено в самой основе человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея сослужения Общему Благу, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.

«Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной, преобразить собственную природу, внешний мир и обрести бессмертие?». Этот вековечный вопрос-мечта землян был в центре внимания представителей космического направления философской и научной мысли России. Творчество этих мыслителей основывалось на глубоком знании, вытекающем из целей и задач природной, космической эволюции.

Преобразить природу человека возможно лишь его неутомимой и упорной работой над собой. И начать такую деятельность – НАЧАТЬ С СЕБЯ – нужно с осознания цели и смысла существования, законов взаимосвязи всего сущего, тех особенностей, которые заключают в себе характер человека и его поведение, значения привычек в нашей жизни. И главное в такой работе – освобождение от старых представлений о мире, углубление и утончение сознания, изменение взглядов на жизнь, что вызвано объективной необходимостью – развитием самой жизни, утверждением новой научной парадигмы и нового подхода к изучению человека – как целостного космопланетарного явления.

«Через миропонимание и самопознание – к преобразованию себя и мира» – такова эволюционная задача человека, таков путь развития личности.

И путь этот – путь Культуры.

Культура – это исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый в качестве инструмента беспрерывных преобразований – как человека, так и окружающей среды, – обеспечивающий человеку и человечеству перспективы социального и духовного развития в его наиболее благоприятных и наименее кризисных направлениях,– такое определение культуры дают отечественные ученые-культурологи, обозначая тем самым ее миссию. Однако, в обществе эта Миссия еще далеко не осознана, несмотря на то, что культура пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни, отражая общественное коллективное сознание (коллективное сознание – понятие, введенное Дюркгеймом, и изучаемое социологами; о значении коллективного сознания см.: Давыдов А.А. Системный подход в социологии: Законы социальных систем – М.: Едиториал УРСС, 2004. –С. 66-67) и, вместе с тем, формируя его. Влияя через ценностные ориентации, общее коллективное сознание является мощным духовным фактором общественного развития, а ориентиром в этом процессе является культура.

Наверное, вряд ли найдется среди нормальных людей такой человек, который не хотел бы быть культурным. Однако, под этим часто подразумевают лишь знание приличий и умение быть обходительным. Несомненно, вежливость – одно из условий, составляющих многокомпонентное качество культурности, характеризующее человека, по духу соответствующего высокому понятию Культуры. Однако вежливость еще не есть культурность, и этикет еще не Этика.

На протяжении многовековой истории развития человеческой мысли этические положения исходили из тезиса о единстве Сущего и Должного. Положения этики, нравственные нормы выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в т.ч. человека, что связано с космическим характером существования самого человека, как это отмечалось в восточной и античной философии. Понятие должного (этического, нравственного) существовало всегда и везде как основа жизни, и та «свобода», которую установило для себя «цивилизованное» человечество от нравственных, духовных законов бытия, давно уже переступила границы дозволенного, перешла в распущенность; это пошатнуло опору, нарушило равновесие, прекратило поступательное развитие общества. Все это заставляет самым серьезным образом обратиться к Основам жизни, глубоко вникая и пересматривая свое отношение к привычным понятиям: долгу, чести, совести, достоинству, составляющим этическую основу человеческого бытия и формирующим культуру личности.

Чем дальше развивается цивилизация, тем более актуальным становится вопрос о формировании культуры личности, поскольку и управление сложными техническими средствами, и использование высоких технологий требуют так же и высокого уровня развития человека, осознания им своей ответственности перед обществом.

Безответственный человек не может быть культурным.

Но разве может быть культурным эгоист? Себялюбивому нет дела до других, и чувство самоотверженной любви ему незнакомо, так же как и понятие Общего Блага. Но без этого нет Культуры. Недаром в Лицее, где воспитывался А.С. Пушкин и откуда вышли многие выдающиеся личности, был девиз: «На пользу общую».

Умение самоотверженно трудиться на благо Общее отличает культурного человека в ряду других людей, и такое желание возникает лишь у того, кому свойственно сердечное устремление к совершенствованию. Без самосовершенствования нет Культуры, как и без качества сердечности нет культурности. Внешняя, показная вежливость не скроет жестокосердия, и не зря говорится: бессердечие есть ничто иное, как а-культурное состояние сердца. Особенность заключается в том, что сердце нужно воспитывать. Не будем принимать эти слова как отвлеченное поучение, но отметим для себя, что нельзя образовать мозг без утончения сердца.

Быть культурным, значит быть способным к сотрудничеству, а это есть самый быстрый путь к совершенствованию. Без этого качества человечеству не переступить порог Новой эпохи, в которой сотрудничество будет основой творчества.

Однако, умение ладить с людьми вовсе не означает беспринципности, так же как и великодушие, атрибут культурности, не означает попустительства всякой пошлости и безнравственности. Именно пошлость, эгоизм, лицемерие являются противниками Культуры, и управляет ими все та же невежественность.

Невежество недаром считается причиной всех бед, поскольку благодаря ему расцветает эгоизм и основанные на нем нетерпимость, зависть, обидчивость, ложь и многие другие отвратительные свойства человеческой натуры, препятствующие культурному развитию не только человека, но и всего общества.

О том, что «невежество есть тягчайшее преступление», люди знают давно, и многие из великих указывали человечеству на этот недуг. Однако, до сих пор даже те, кто считают себя культурным, позволяют себе враждебно относиться ко всему, что выходит за пределы установленного уровня мышления.

Отрицательное отношение к новому не может являться принадлежностью развитого сознания. Именно, стремление к Знаниям и открытость ко всему новому, эволюционно-строительному – в этом еще одна особенность и характерная черта культурного человека.

От невежества до высокого качества культурности человеку надо пройти, как известно, немало ступеней и для начала надо стать цивилизованным – овладеть так называемой функциональной грамотностью, уметь пользоваться основными современными техническими средствами. Можно сказать, что культурный человек всегда цивилизован, но, как известно, не каждого цивилизованного человека можно назвать культурным.

Продвигаясь к вратам Культуры, мы получаем образование, но, становясь образованными, становимся ли при этом (автоматически) культурными?

Образованность, безусловно, внушает уважение общества, ибо много труда и старания надо вложить, чтобы овладеть, как это подобает современному культурному человеку, большими знаниями, ориентируясь в различных сферах Культуры: не только в искусстве, но в науке – быть в курсе последних научных достижений, а также быть знакомым с особенностями мировых религий, проявляя при этом особый интерес к отечественной Культуре, ибо небрежение к Родине было бы прежде всего некультурностью.

Однако многим известно, что не каждого образованного, просвещенного человека можно назвать интеллигентным – что же свойственно этому понятию? Кроме интеллектуальности, это: честность и порядочность, достоинство личности и умение уважать человеческое достоинство в других, отзывчивость, сдержанность и многое другое. Все качества, характерные для интеллигентного человека, содержат нравственный, духовный аспект, и их охотно перечислят и назовут сами учащиеся на диспуте, посвященном теме культурности и интеллигентности в человеке.

Но и интеллигентному человеку еще много над чем остается работать в стремлении овладеть ключами, которыми открываются двери входа, ведущего к высокой Культуре. Нужен постоянный рост и утонченность духа.

Расширение и утончение мышления, а также чувство красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Ограниченное отрицание не имеет места в его кругозоре, и все, что может облегчать эволюцию, приветствуется им.

Тема формирования качеств культурного человека заставляет задуматься над многими вопросами, в том числе и над такими: может ли культурный человек быть равнодушным к историческому прошлому своей Родины и ее будущему? Может он ли он относиться без уважения к понятию Учитель и не быть благодарным ко всем, научившим его? Может ли он позволить себе быть неискренним или нетерпимым?

Эти и многие другие вопросы не раз поставит перед собой человек мыслящий, человек культурный.

Так что же отличает культурного человека?

– цивилизованность и образованность,

– интеллигентность и ответственность,

– умение ценить высокие достижения и почитание Высшего начала,

– любовь к Природе и Родине,

– признательность и умение быть благодарным,

– преклонение перед Прекрасным и утонченность вкуса,

– почитание Знания, творческий труд и стремление к высокому качеству,

– истинное понимание сотрудничества и доброжелательство,

– сердечная преданность ко всему новому, созидательному,

– утонченность и культура сердца…

Без этих качеств нет культурности, но более всего отличает человека высокой культуры то, что:

– он никогда не солжет,

– сохранит самообладание и достоинство в любых обстоятельствах и поможет другому,

– и каждый день он учится чему-нибудь, а красота – критерий этих знаний.

Пусть дети помнят, что не словами, но поступками определяется истинная культура человека.

Сколько бы ни говорилось о Культуре, но «только по делам познается человек», поэтому, обязанность каждого, для кого просвещение и культура не пустой звук, по мере сил бороться в своей области с невежеством и бескультурьем, проявляя волю в действии.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта »Дети и внуки».

Хочу сегодня с вами поговорить о такой важной теме, как воспитание культуры у детей.

Сейчас очень не хватает у людей культуры. Глядя на детей, можно определить, какие у него родители, как и о чем они разговаривают в семье друг с другом.

Слово »культурный » можно заменить словом»воспитанный».

Семья-это очаг культуры.

В культурной семье никто не на кого не кричит. Крик- это признак некультурности человека, особенно сильно действует на детей. Ребенок видит, что его не любят, а тот, кто кричит, вего глазах просто опускается. Если постоянно на ребенка кричат, то он становится злым и скрытным.

Культура ребенка рождается в семье. Если в семье царит грубость, то никакая школа не сможет привить ребенку культурное поведение. Когда в семье садятся за стол ужинать, все едят, хвалят еду, а потом благодарят хозяйку. А если ребенок ест неопрятно, родители на него кричат грубыми словами, то о чем здесь можно говорить.

Некультурная семья отличается тем, что в ней каждый думает о себе, и при малейшем конфликте расцветает хамство. Есть случаи, что отец или мать могут дать ребенку подзатыльник, вырвать книгу, нагрубить. Дома на ребенка кричат, по телевизору показывают насилие, драки. А потом мы удивляемся. что дети растут грубыми и жестокими. А кто их такими делает? Не мы ли, родители?

Воспитание культуры- это воспитание человека.

Воспитывать ребенка надо всегда и везде. И главное- побольше положительных примеров. Ведь дети хотят видеть мир красивым и добрым. А добро и красоту ребенок должен видеть вокруг себя постоянно. У детей с детства должен формироваться идеал человека, к которому надо стремиться. И в то же время ребенку надо объяснять, какие качества делают человека плохим.

Хороший человек видит в людях только хорошее, рад чужому счастью. Плохой не понимает, как можно радоваться счастью других людей. Хороший человек чужую боль воспринимает как свою.

Если ребенок с детства это усвоит, то и в зрелом возрасте будет следовать этому.

Роль книги, музыки.

Кроме примера родителей и окружающих большое значение в воспитании культуры имеют искусство, музыка и литература. Горький писал: » Всем хорошим во мне я обязан книге.»

Книги формируют в душе ребенка идеал человека. Чтобы была польза, нужны хорошие книги.

Бывает, что дети читают что попало, а есть произведения, которые детям просто необходимы. Если ребенок любит перечитывать книги, то это хорошо. Книги учат культуре речи, учат выражать свои мысли.

Многие подростки, не умея выразить свои мысли словами, делают это кулаками. А виноваты взрослые, которые не развили их речь, не приучили к чтению.Речь развивается лучше, если с ребенком беседовать о прочитанном, о музыке, о фильмах.

Музыка играет тоже важную роль в развитии культуры детей. Но заставлять насильно играть на музыкальных инструментах нельзя. Принуждение убивает желание.

Научить детей понимать прекрасное с детства-это наша цель.

Все малыши очень любят рисовать, лепить. Рисуя, ребенок начинает видеть и понимать красоту окружающего мира.

Живая природа тоже действует на душу ребенка благотворно. Пение птиц, шелест пшеницы, шум волны_ это все запоминается надолго.

Трехлетний карапуз, стоя по грудь в цветущем лугу, оборачивается к маме и с сияющими глазами восклицает: ‘Ой! Цветы так вкусно пахнут, что даже есть захотел!»

И чем больше будет таких минут, тем лучше.

Итак, подведем итоги:

Основы культурного воспитания закладываются в семье.Большую роль играют родители, показывая пример культурного человека.

А также огромная роль принадлежит книгам, музыке и искусству.

Если Вам есть что добавить — приглашаю к обсуждению. Тема очень обширная.

С уважением, Ольга.

Одно из лучших достояний для людей есть воспитание.

Платон

Традиции спортивного воспитания как элемент народной культуры

Мораль как особая форма общественного сознания, имеющая регуляторы в виде неписаных законов, норм и предписаний, наиболее ярко выражается в отношениях между людьми, особенно когда эти отношения проявляются в условиях высокого психического напряжения. Игры и состязания как раз моделируют такие стрессовые ситуации, поэтому соревновательная деятельность в значительной мере содействует моральному совершенствованию личности человека.

Люди еще в древности заметили, что состязательный поединок нейтрализует агрессию не только участников, но и зрителей. Агрессия, в определенной степени имманентно присущая человеку, которую 3. Фрейд представлял как сублимацию сексуальной энергии, Ш. Летурно, К. Гросс, Г. Спенсер и др. - как наследие от животного мира, А. Брилл - как почти законченный врожденный комплекс, может явиться причиной не только локальных личностных столкновений, но и глобальных социальных катаклизмов (например, войн). Поэтому в древности враждующие племена иногда разрешали свои разногласия не с помощью войн, а посредством борцовских, кулачных, фехтовальных или другого рода поединков.

Сторона победителя принимала дань со стороны побежденного, и дело обходилось без кровопролития. У некоторых северных народностей этот обычай сохранялся вплоть до XVIII в. История показывает, что разнообразные и многочисленные народные соревнования, проходившие на Кавказе, способствовали укреплению межнациональных связей. Во время их проведения прекращалась вражда. Подобное было и на Севере, что замечательно описал В. Г. Богораз-Тан в рассказе «Восемь племен».

Заботу о нравственности подрастающего поколения в традиционной культуре демонстрирует пример Тувы, где на народных праздниках молодежи до 25-30 лет запрещалось употреблять спиртные напитки и курить. Юноши и девушки весело проводили время, участвуя в состязаниях, играх и забавах. В Бурятии запрещали употреблять спиртное до 40 лет.

В традиции многих народов было почитание чемпионов в борьбе, кулачном бою, в поднимании различных тяжестей и т. и. В честь победителей складывались песни, которые воспевали их благородное, уважительное отношение к противнику и зрителям.

Состязания, как правило, проходили в духе уважения к сопернику, содержали ценные для воспитания молодежи ритуалы, утверждали наполненные высоким гуманизмом благородные традиции, многие из которых не утратили своего значения до нашего времени. Так, грузинское фехтование палашевидными клинками («парикаоба») могла остановить любая женщина, бросив между противниками платок. В Средней Азии перед схваткой борцы должны были символически принять пищу из одного блюда.

В Средней Азии и Туве победитель в борьбе обязан был подать руку побежденному, помогая ему встать на ноги. На праздничных играх горных черемисов (народность правой, горной, стороны Волги) победитель получал испеченный из сдобного теста приз («уяцу»), который он тут же делил со своими товарищами. Теплая, дружеская атмосфера царила во время проведения тувинских спортивных игр. Зрители беззлобно подтрунивали над неудачными действиями игроков, причем обижаться на шутки запрещалось. Проигравшие должны были рассказать сказку, либо что-нибудь спеть. У аборигенов Австралии до сих пор мальчишки любят играть в войну или охоту, применяя игрушечное оружие. Если во время игры кто-то нечаянно причинит сопернику излишнюю боль

(к «обычной» боли детей приучают с раннего возраста), то он должен отдать пострадавшему свое оружие или чашку риса.

Дружеский характер народных соревнований, как правило, сочетался с требованиями четкого выполнения правил. Так, участник молдавской борьбы «трынтэ», не подавший сопернику руку, снимался с соревнований. В узбекской борьбе судьями были зрители. Если борец положил на лопатки соперника по правилам, зрители кричали «халол» («честно»). В калмыцкой борьбе специальные секунданты строго следили за тем, чтобы участники не хватали друг друга за волосы, не царапали и не душили друг друга. Словацкий кулачный бой («битка») прекращался после появления крови или падения одного из соперников. Опоздавшие участники рождественских игр донских казаков подвергались строгому наказанию. Они должны были под смех и шутки зрителей пробежать через всю улицу рядом с дорогой по глубокому снегу. При вторичном нарушении правил виновник лишался права участвовать в состязаниях. Для воспитания гуманного отношения к сопернику у коренных народов Якутии существовала система запретов, направленных на предотвращение жестокости, нечестности, обмана, недобросовестности во время состязаний.

Традиционному нравственному воспитанию способствовало участие авторитетных людей старшего поколения в публичных состязаниях, а также в играх. Например, на Кавказе все споры, возникающие на публичных состязаниях, решал совет старейшин. Нарушить правила, проявить нечестность, недобросовестность считалось позором. В Грузии на фехтовальных поединках запрещалось нанесение тяжелых рай и увечий. Хевсуры за это даже преследовали нарушителя вплоть до кровной мести.

Вспомним также палочные и кулачные бои на Руси, которые не раз запрещались (и снова разрешались) царями из-за их высокой травмоопасное™. Вместе с тем на этих боях царил жесткий кодекс чести для участников и зрителей. Неписаные традиционные правила палочных боев гласили: «биться полюбкам», «не по злобе», «до охоты», «не иметь сердца» (т. е. не сердиться на соперника), «не бить по голове и ногам», «не бить сзади», «не бить лежачего», «не бить мазку» (г. е. того, у кого потекла кровь). Последние три правила существовали и в кулачном бою. Кроме того, в кулачном бою запрещалось зажимать в кулаках какие-либо отягощения. Нарушение правил строго каралось, причем бойца-нарушителя наказывал нс только противник, но и свои. Кстати, дети и подростки перенимали этот кодекс и переносили его правила на свои непростые взаимоотношения. В мальчишеских и юношеских драках было не принято бить лежачего, нападать сзади, выяснять отношения разрешалось только один на один и «до первой крови», а нарушители правил вызывали презрение и подвергались наказанию. Епифаний Сла- винецкий (ум. в 1676 г.) в книге «Гражданство обычаев детских» отмечал, что «играние» украшает «честное веселие», «крепость смысла», что играть следует «истинно и правдиво», «верно, добротно», а побеждать надо «не кознию и ухищрением». В этих словах просвещенного монаха отражены нравственные черты славянских народных игр.

У каждого народа существовало огромное количество подвижных игр. К примеру, известно свыше 430 подвижных игр только народов Дагестана, а в университете г. Тарту хранятся записи более 1500 эстонских национальных игр, значительная часть которых относится к подвижным. Большое воспитательное значение имели многочисленные сюжетно-ролевые подвижные игры. Так, у чеченцев и ингушей до нашего времени сохранились ролевые подвижные игры «Охрана очага» и «Охрана гостя», которые воспитывают присущее жителям Кавказа гостеприимство и учат соблюдать традицию неприкосновенности гостя в доме.

Традиция многих народов - устраивать во время свадебного обряда состязания между гостями со стороны жениха и невесты. Это позволяло воспитывать у подрастающего поколения уважение к своей семье и роду, служило проверкой жизнестойкости и сплоченности рода. Так, в ритуал свадьбы у бурят непременно входило состязание «нара буляолдаха» - своеобразная борьба на лошадях, у донских казаков - борьба, у белорусов - борьба и перетягивание палки. В Средней Азии это было перетягивание ковра. У ногайцев (Северный Кавказ) существовал обычай «аглыаяв», когда всадники со стороны невесты стремились заехать в комнату жениха. «Кучерг куназир» - тувинская свадебная игра, во время которой молодежь со стороны жениха и невесты борется на лошадях за кожаную флягу с вином. На североосетинской свадьбе всадники из свиты невесты старались сдернуть папаху с кого-нибудь из друзей жениха, а те, в свою очередь, пытались стащить всадников с лошади.

У ассирийцев, армян, турок-месхетинцев любой встречный мог остановить свадебную процессию и вызвать на борьбу мужчину из сопровождения невесты, причем отец невесты должен был раскошелиться в случае поражения своего борца.

У некоторых народов устраивали также состязания жениха и невесты. Например, в Дагестане в первую брачную ночь между женихом и невестой проводили различные состязания, в том числе в борьбе. В Средней Азии такой обряд имеет давнюю историю. Как свидетельствует древнегреческий автор Эман, у саков парень не имел права жениться, не победив девушку в борцовском поединке. Более того, в случае поражения он становился ее рабом. Подобное испытание предстояло и кандидату в мужья у чукчей и коряков, причем, если мужчина терпел поражение, он просил девушку убить его или взять в пастухи.

В старину физическим воспитанием детей занимались либо вожди племени, либо опытные воины. У многих народов было принято отдавать мальчиков в обучение людям, знающим толк в обращении с оружием. У шведов таких наставников звали «фор- стерфадерами». Сам же обычай славяне называли «дядькованием», хорваты - «храничеством». Наставники отвечали не только за физическую подготовку, но и за духовное воспитание детей, в том числе за формирование морально-нравственных качеств личности. Спортивные наставники пользовались огромным уважением. Как правило, ими становились бывшие чемпионы. Однако одних спортивных заслуг было недостаточно. К примеру, стать учителем борьбы у таджиков («фотихом») или узбеков («усто») мог не каждый чемпион, богатырь («пахлавон»), а только тот, кто мог быть не просто тренером, но и духовным наставником молодежи. А. Мандзяк перечисляет несколько требований, которые предъявлялись к узбекскому «усто»: «быть «чистым», без недостатков; руководить «в целомудрии»; не быть скупым и ничего не жалеть для учеников; быть к подопечным «сострадательным», обучать их по их способностям; не лицемерить с учениками, обращаться с ними мягко» .

Согласно тем же традиционным узбекским законам ученики обязаны были быть правдивыми, благочестивыми, добродетельными, нравственными, благожелательными, воспитываться в повиновении Всевышнему, слушаться учителя, никому не завидовать, не быть скупыми с друзьями и жить с ними в мире, не гордиться своей силой, не радоваться поражению врага. В Таджикистане после окончания обучения борьбе ученик готовил угощение, приглашал на него своего наставника («фотиха») и 4-5 учеников этой же «школы». Учитель благословлял новоиспеченного борца, наказывал ему быть в борцовских поединках не только сильным и ловким, но также добрым и честным.

В традиции киргизского народа было присвоение лучшим воинам почетного звания «батыр», которое имело 7 категорий. Наивысшая категория - «Адамын шери баатыр», т. е. «воин, удаль которого не знает предела и который не считается с опасностью». Этой категории предшествовала категория «Кара кок баатыр» или «Кок жал баатыр батыр», т. е. «боец, не оставляющий поля боя даже при ранении». Примечательно, что здесь упомянуты только личностные качества. Очевидно, само понятие «батыр» по умолчанию подразумевает хорошую воинскую выучку и высокие физические кондиции.

У казахов есть выражение «ел ушин енреген ер», что переводится примерно как «герой ради своей страны». Традиционный кодекс воспитания казахов обязывал формировать из каждого мальчика именно такого героя, при этом подразумевалось наличие не только патриотизма и чисто воинских качеств (смелость, мужество, и т. п.), но также и общегуманных черт, которые воспитываются у каждого казахского мальчика и девочки (доброта, отзывчивость, почтительное отношение к старшим, готовность к защите сирот, вдов, обездоленных и бедных).

Нравственному воспитанию способствовал героический фольклор, в котором воспевались люди, наделенные невероятными физическими качествами, побеждающие врагов и в то же время совершающие высоконравственные поступки. Так, в хакасском эпосе «Албынжи» сестра советует брату-богатырю расходовать данную ему Богом невероятную физическую силу только для блага народа. А заглавный герой бурятского эпоса Гэсэр, которого называют «заступником добра», одержав победу над многочисленными врагами в честном бою, признается, что ему противны «обман и навет», что он не ведает «зависти-зла».

Часто богатырь помогает людям в тяжелом физическом труде. Например, герои «Давида Сасунского» братья Санасар и Багдасар помогали в строительстве города, используя «камни огромные, камни безмерные». Благодаря своим сверхъестественным физическим кондициям они за четыре дня возвели сорок домов. Герой белорусских сказок Асплак проявляет свою огромную физическую силу на пашне, сенокосе, корчевке пней.

Безвестные авторы эпоса прославляют богатырей - защитников родного края, бедных и униженных, воспевают борцов за правду и справедливость. Подлинно народный герой в глубине своей души миролюбив, поскольку большинство народов хотят мирно жить и трудиться на своей родной земле. В народе презирается подлость, измена, даже в бою богатырь должен вести себя честно и побеждать достойно.

В традиционной культуре каждого народа одной из форм нравственного воспитания была самостоятельная подготовка детей к занятиям физической культурой (изготовление спортивного инвентаря, соответствующей одежды, устройство площадки для игр, подготовка животного к предстоящим состязаниям и т. д.). У ненцев, хантов и народности манси мальчик в 6-7 лет сам изготовлял себе лук и стрелы. Взрослея, он несколько раз переделывал это оружие с учетом своих физических возможностей. В 10 лет его лук уже отличался от взрослого только размерами. Русские или скандинавские мальчики и девочки должны были приложить немало усилий, чтобы натаскать нужное количество воды и залить ледяную горку или каток. Малолетний казах сам готовил себе лошадь к скачкам: кормил, ухаживал, изготовлял конское снаряжение, а в 7 лет уже участвовал в настоящих скачках.

  • Мандзяк Л. Воинские традиции народов Евразии / под общ. ред. А. Е. Тараса.Минск: Харвест; М.: ACT, 2002. 384 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т. 1. - С. 165 . По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

В конечном счете это привело к построению такой системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, которая характеризуется рядом черт, снижающих эффективность ее воспитательного влияния:

объектная направленность воспитания, при которой школьник выступает главным образом в качестве объекта воздействия со стороны взрослых. При этом подавляются внутренние силы саморазвития и самовоспитания человека;

стандартизация воспитательного процесса как следствие упрощенной трактовки понятия "личность", сведения ее к некоей усредненной совокупности качеств, детерминированных социальным заказом. Была сведена на нет практика изучения ребенка, выявления его природных задатков, физиологических и психологических особенностей. Воспитательный процесс без учета половозрастных и индивидуальных особенностей ребенка превратился в унифицированный конвейер, деформирующий человека;

формализм и мероприятийность воспитания (обязательность для всех "эстафет", "маршрутов", "заветов");

авторитарный стиль воспитания, основой которого являются словесное воздействие, требование, насилие, преобладание монолога воспитателя, вызывающие, как правило, внутренний, а нередко внешний протест и сопротивление молодых людей;

разрыв обучения и воспитания, подход к ним как к двум параллельным процессам, нерациональный подбор базового компонента общего среднего образования, слабо учитывающий основные накопления общечеловеческой культуры, его низкая гуманитарная и воспитательная насыщенность; взгляд на воспитание как на сопутствующую учению второстепенную деятельность;

нарушение преемственности в организации учебно-воспитательного процесса в семье, детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, ПТУ, вузе;

слабая координация деятельности учебных заведений, внешкольных учреждений, средств массовой информации в воспитании подрастающих поколений.

Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром. Однако эти отношения опосредованы взрослыми людьми, семьей, коллективом, обществом. В то же время только анализ содержания развивающейся деятельности ребенка может объяснить ведущую роль воспитания, воздействующего на деятельность ребенка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего развитие его психики и сознания.

культура воспитание нравственный педагогика

Закономерности воспитания. Принцип культуросообразности

Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип в системе гуманистических метапринципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности . Ведущий он потому, что все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его осуществления. Именно в это смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в том случае, если, согласно Л.С. Выготскому, оно ориентировано на "зону ближайшего развития" Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2002 . Данная ориентация требует движения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на этой основе обеспечить развитие всех сторон личности, учитывая благоприятные субъективные (потребности личности) и объективные условия, связанные с материальной базой и кадровым потенциалом образования.

Закономерностью воспитания, связанной с его центрацией на развитие личности, обусловлен и такой метапринцип, как природосообразность воспитания . Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.

Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы Я и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания - принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.

Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и Региональной культур: решать задачи приобщения человека к Различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного подхода как метапринципа гуманистического воспитания.

Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход как метапринцип воспитания требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству - это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

Саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход . Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией и такого метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности . Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует такого уровня внутренне детерминированной активности личности, при котором и педагоги, и учащиеся не идут на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, могут творить сами эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

Сущностная специфика выделенных метапринципов воспитания состоит не только в передаче некоторого содержания базовых знаний и формировании соответствующих им умений, но и в совместном личностном и профессиональном развитии участников педагогического процесса.

Культурологические функции воспитания

Направления этого процесса:

Исходя из глобальной, общечеловеческой направленности культуры, преодолевающей классовую, национальную ограниченность, педагогическая наука призвана под новым углом зрения рассмотреть культурологические функции воспитания.

Направления этого процесса:

истоки разработки принципа культуросообразности, его соотношения с принципом народности, природосообразности в различных исторических условиях;

своеобразие осуществления культурологической функции воспитания и влияние этого процесса на содержание образования;

соотношение ценностных ориентаций учащихся с системой ценностей, задаваемой содержанием образованием;

понятие ценностей жизни и культуры с позиций общего, особенного и единичного в развитии той или иной национальной и межнациональной общности;

массовая культура и характер культуросообразности массовой школы;

процессы гуманизации, демократизации школы как государственной системы и возможности осуществления принципа культуросообразности;

влияние традиций народа в сфере культуры на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения;

осуществление языковой культуры общения детей, подростков, юношества на основе принципа культуросообразности;

взаимосвязь экологических и культурологических процессов;

влияние общественного сознания на ценностные ориентации учителей как представителей творческой интеллигенции в сфере нравственности и культуры;

пути и средства интеграции ценностей культуры различных народов в условиях общеобразовательной школы;

проблемы воспитания в семье на основе принципа культуросообразности;

новые формы связи культуры и религии, влияние их на формирование миросозерцания и мировоззренческих знаний учащихся;

деформация эмоций в условиях массовой культуры и их преобразование на основе усложнения духовной жизни детей и взрослых, нравственность и культура.

Формирование основ нравственной культуры личности

Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и не безразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или справедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении "этика" употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоен и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности . Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению - хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы . Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, - нравственные принципы . Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями . В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль - это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определение отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Содержание воспитательной работы учителя, классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.

Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе требует бережного отношения к ее богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований.

Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества.

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения . Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина предполагает организованность, порядок в той или иной области, жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах (самоопределение) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки (О.С. Газман). Обладая самодисциплиной, школьник защищает себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной свободы.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах. В семье и школе необходимо позаботиться о знакомстве детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др.

Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль; из соблюдения правил личной гигиены, из особенностей жестикуляции, мимики, походки, движений. Культура речи - это умение школьника вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка. Одно из направлений работы по формированию культуры поведения составляет воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни - рациональной организации своего жилища, аккуратности в ведении домашнего хозяйства, поведения за столом во время приема пищи и т.п. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, старших школьников, традиций, общественного мнения, сложившихся в школе и семье.

Экологическая культура учащихся . Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. В современной науке понятие "экология" характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделение социальной, технической, медицинской экологии, рассматривающих поведение человека в природе.

Цель формирования экологической культуры школьников с стоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природу; экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.

В целостном педагогическом процессе решается ряд задач формирования экономической культуры школьников. Важнейшими из них являются: формирование у учащихся экономического мышления; воспитание качеств характера рачительного хозяина-гражданина (бережливости, практичности, хозяйственности); овладение учащимися элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости. Указанные задачи могут быть решены при соответствующей работе по формированию экономических знаний о труде и производстве об отношениях собственности, предпринимательстве, коммерциализации и др., умений и навыков в организационно-экономической деятельности.

В системе формирования экономической культуры используются многообразные формы и методы: беседа, рассказ, лекция, решение производственных задач, экскурсии. Большое место уделяется игровым формам проведения занятий и творческим работам в учебной и внеучебной деятельности (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.).

Экономическое воспитание учащихся обогащает целостный педагогический процесс, придает ему предметно-жизненную, личностно-ориентированную направленность.

Понятие об эстетической культуре личности . Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление.

Задачи и содержание воспитания физической культуры . Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение следующих задач:

содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;

развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается гармоничным развитием всех физических качеств - силы, выносливости, ловкости и быстроты. Особенно следует сказать о выносливости. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, болевые ощущения, мы тем самым воспитывая у них не только физические, но и моральные качества;

формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.

воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы;

приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получить четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п.

К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

Таким образом, мы рассмотрели только основные виды воспитания, так как в рамках одного реферата невозможно описать всю многогранность этого процесса.

Заключение

Педагогика востребована везде, где осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие граждан (в специализированных педагогических учреждениях и в процессе труда, досуга, семейной жизни) независимо от их возраста и социального положения, где обнаруживаются проявления их результатов (положительные и негативные), а также влияние на эти процессы и результаты факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда). Везде, где это есть, педагогика в состоянии принять конструктивное участие в совершенствовании дела и улучшить его по вопросам своей компетенции.

Изучение педагогики в системе высшего образования призвано вооружить студентов знаниями, умениями и способностью использовать ее данные в жизни и профессиональной деятельности, а также сформировать понимание необходимости и желание делать это постоянно, лично совершенствоваться педагогически. Педагогика - одна из самых практичных наук.

Педагогика располагает рекомендациями, интенсивными педагогическими технологиями, богатым педагогическим опытом, которые нужны практически всем.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Список литературы

1. Воспитание // Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. - М.: Советская Энциклопедия, 1998. - С.248.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2002

3. Немов Р.С. Психология.: В 3-х т. Т.2. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Психология и педагогика / Сост.А. А. Радугин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 1999.

5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000.

6. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т.1. - С. 165

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. - М.: Академа, 2004

8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1952. - Т.2. - С. 52-53.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Философско-мировоззренческая подготовка школьников. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Патриотическое воспитание. Правовая культура. Формирование основ нравственной культуры личности.

    реферат , добавлен 24.04.2007

    Теоретические основы культурологического воспитания на уроках технологии и предпринимательства. Формирование основ нравственной культуры личности, гуманности. Задачи и содержание трудового воспитания. Система интеллектуально-творческого развития учащихся.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2010

    Понятие и сущность процесса воспитания. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Закономерности, средства и методы воспитания, их характеристика. Стили семейного воспитания (отношений): авторитарный, демократический и попустительский.

    реферат , добавлен 28.03.2012

    Становление музыкального воспитания в педагогике в России с древнейших времен до второй трети ХIХ века. Формирование культуры личности. Реализация просветительской, пропагандистской, гедонистической и общесоциологической функций музыкального искусства.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2014

    Воспитание как социальное явление и вид профессиональной педагогической деятельности. Человек как предмет воспитания. Базовая культура личности и ее компоненты. Формирование эстетической культуры у школьников. Методы, формы и средства воспитания.

    лекция , добавлен 21.06.2015

    Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Система воспитательной работы по формированию политической и правовой культуры, патриотизма, культуры межнациональных отношений. Реализации гражданского воспитания учащихся.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Воспитание культуры толерантности у детей младшего возраста. Формирование навыков толерантных отношений. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей. Принцип взаимозависимости и приобщение к культуре мира.

    методичка , добавлен 19.12.2009

    Воспитание как социальное явление, усвоение культуры, общественных ценностей и норм. Закономерности, критерии и принципы воспитания. Роль педагога в формировании личности. Содержание и система методов воспитания и самовоспитания в педагогическом процессе.

    презентация , добавлен 02.11.2016

    Методика и анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников ДО

    дипломная работа , добавлен 27.12.2007

    Понятие нравственной культуры в философии и педагогике. Особенности подросткового возраста, влияние социокультурных условий на формирование ценностных ориентаций. Тенденции современного тестирования в школьной практике, проведение рейтинга и портфолио.

Иногда, находясь в общественных местах, мы видим детей, которые, не обращая внимания на окружающих, делают то, что им хочется. Это не говорит о их некультурности и отсутствии стыда. Просто они еще не усвоили для себя границы дозволенного и недозволенного.

Усвоение «правильного поведения» начинается в раннем возрасте и становится более осознанным к 6 - 7 годам, но это происходит при условии, что родители с пеленок устанавливают для своего ребенка нормы поведения, сознательно учат малыша пользоваться вежливыми словами и вести себя культурно.

Ребенок развивается постепенно. Поэтому каждому возрасту соответствуют свои требования в обучении навыкам культурного поведения.

Примерно к двум годам ребенок может произнести «здравствуй» и «спасибо». Лексикон трехлетнего ребенка уже должен содержать слова «пожалуйста», «извини», до свидания». Кроме того, малыш должен знать, когда применяются эти слова, и уметь правильно их употребить.

После 4 лет ребенок будет пытаться оценить поведение других с точки зрения усвоенных им этических норм. Например, когда кто-то поступил не лучшим образом, ребенок может спросить у родителей: правильно ли он осудил это поведение? И если взрослый подтвердит его правоту, то следование этой норме будет закрепляться в поведении ребенка.

К 6 - 7 годам ему будет важно, что подумают о нем окружающие, поэтому он будет стараться произвести хорошее впечатление, осознанно применяя усвоенные нормы вежливости.

Как же помочь крохе разобраться в многообразии правил взрослого мира и усвоить нормы поведения? Как сделать это наиболее эффективно?

Прежде всего нужно помнить, что правилам вежливости и культуры, которые приняты в обществе, необходимо обучать малыша, начиная с самого детства, буквально с младенчества. Ребенок быстро их усвоит, если будет видеть, что так общаются между собой и с ним его родные.

В игре с любимыми игрушками используйте вежливые слова и показывайте малышу, как надо разговаривать.

Важно привить ребенку уважение к людям, понимание разницы в общении со сверстниками и теми, кто старше. Научите своего ребенка вежливому обращению к старшим. Постарайтесь научить ребенка высушивать других до конца. Объясните малышу, что нельзя перебивать разговор старших. Если в транспорт зашел пожилой человек, уступите место и объясните, что пожилых людей необходимо уважать, к тому же все люди становятся старенькими и им тоже когда-то будут уступать место. Обратите внимание своего ребенка на то, что в гостях без разрешения ничего нельзя трогать и надо спрашивать у хозяев дома, если ему хочется посмотреть какую-то вещь. Посоветуйте ребенку обращаться за «подсказкой» к родителям, когда он оказывается в затруднительном положении и не знает, как себя вести в какой-то ситуации.

Обучая ребенка вежливости, вы должны быть последовательны. Когда поведение ребенка то осуждается, то «спускается на тормозах», у него не формируется четкой границы дозволенного. Обязательно отмечайте похвалой те случаи, когда он поступил правильно. Если вы считаете нужным сделать ребенку замечание незамедлительно, то никогда не отчитывайте ребенка на людях. Дети к этому чрезвычайно чувствительны. Отведите малыша в сторону и все объясните.

Для того, чтобы ребенку было легче усвоить понятия «хорошо» и «плохо», почаще играйте с ним в сюжетные игры. Игра — это один из лучших способов показать малышу эффективные способы общения и разрешения различных проблем.

Читайте ребенку сказки, в которых подчеркивается ценность вежливости. Например, у Ш. Перро есть замечательная сказка про двух сестер, одна из которых была вежливой, а вторая грубой. Можно придумать сказку или историю специально, чтобы проиллюстрировать ту или иную форму вежливого поведения. Эти сказки должны быть простые и достаточно короткие. Важно, чтобы в истории были не только отрицательные проявления, но и правильные поступки, одобряемые ребенком, и он научится оценивать, что хорошо, а что плохо.

Также тему культурного поведения можно рассмотреть в мультфильмах и в детских фильмах. Обсуждайте с ребенком сказочных и мультипликационных героев, обращая его внимание на этические моменты.

Не забывайте о том, что пример родителей является одной из главных направляющих. Учтите, что ребенок как губка впитывает в себя то, как ведут себя его родители в повседневной жизни. Показывайте малышу на собственном примере хорошие манеры: в поведении за столом, в гостях, в кинотеатре, в кафе, в отношениях с родственниками и посторонними. Прививая своему ребенку с детства правила хорошего тона, вы окажете ему неоценимую услугу, тем самым сформировав его характер, заложив в него правильные ценности и научив располагать к себе окружающих.