Методика обучения лепке в подготовительной группе. Лепка в подготовительной группе

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.

Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития о творческого воображения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

1.2 Методы и приемы обучения лепке в подготовительной группе детского сада

Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет – приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.

Дети понимают, что руки и ноги фигур для изображения шага и других действий можно не только расставлять и поднимать, но и сгибать, в результате чего вылепленные фигурки делаются выразительнее. Кроме того, они могут сразу определить, в каком положении должен находиться изображаемый предмет и соответственно установить основную часть. Например, ребенок сразу определяет положение куска глины при изображении бегущего зайца, крадущейся лисы.

Значительно более высокие требования по технике лепки воспитатель предъявляет к детям подготовительной к школе группы. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки предмета» четко, правильно изображать объемную форму предмета, точнее соблюдать пропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основного куска глины .

Дети должны научиться утяжелять нижнюю часть фигуры, прочно устанавливать фигуру на ногах, на подставке. Дети должны передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу. Нужно подвести детей к иллюстрации в лепке несложных эпизодов из сказок или рассказов, научить их самостоятельно намечать содержание лепки. Чтобы обеспечить выполнение этих программных требований, воспитатель учит детей понимать характерные особенности строения предмета, объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях.

Воспитатель учит детей, помимо установки фигур на ноги и на подставку, находить опору для вылепленной фигуры в дополнительных точках (лыжник опирается на палки, мальчик в зимней одежде - на снежный ком, дети держатся за руки).

Работу со стекой воспитатель вводит здесь с первых занятий. Сначала учит использовать стеку для прорисовки деталей острым концом, затем примазывать мелкие части, позднее - разрезать кусок глины для выделения частей фигуры (ноги, лапы), вырезать углубления, чтобы расширить его, вынимать лишнюю глину. С середины года он показывает детям, как делать украшающие насечки, каким концом стеки и как их наносить для получения красивого орнамента, узора.

В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ - показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы.

В этой группе во время сюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель подбирает такие темы, чтобы детям встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уже неоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного они учатся изображать в разнообразных позах, движении, что позволяет им достаточно выразительно передавать несложные сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды из знакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценки приобретают характерные черты, объединяются в определенной ситуации, выраженной направлением, позой. Работа со стекой позволяет усилить выразительность, добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд изделий.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития воспитанников

№35 «Цветик-семицветик»

Консультация

«Методика проведения НОД

по лепке»

Составила: Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №35» г.Саров

Нестеренко О.А.

Лепка – это вид скульптуры из пластичного материала (глины, пластилина и др.).

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Первая младшая группа

Занятия лепкой начинаются в группе детей третьего года жизни. Прежде всего необходимо познакомить детей с материалом (глиной или пластилином). Наиболее целесообразно проводить знакомство детей с материалом в процессе выполнения элементарного действия, при помощи которого дети могут сразу получить видимый результат. Воспитатель, показывая детям пластилин, говорит: «Это пластилин. От него можно отделить кусочек». Таким образом, знакомя детей с материалом, воспитатель обучает детей первому приему – отщипывание. Для закрепления этого приема детям можно предложить темы: «Корм для птиц», «Зёрнышки», «Конфетки». Затем нужно учить детей придавать комочку пластилина более определённую форму, раскатывая между ладонями, сначала прямыми прямыми движениями. Происходит обучение детей первому формообразующему движению – раскатыванию. Для закрепления детям предлагаются темы: «Палочки», «Колбаски», «Соломка», «Конфеты». Часто малыш, положив комочек пластилина между, не может придать ему нужную форму, т.к. не знает, что для того нужно слегка надавливать на него. Воспитатель должен, взяв ладошки ребенка в свои, показать, как надо сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и силу. Одновременно воспитатель обращает внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы: надо раскатывать между ладонями.

После того как дети освоят формообразующее движение по созданию цилиндрической формы, следует научить детей преобразованию цилиндра – сделать из палочки кольцо. Дети обязательно рассматривают готовое кольцо, а затем воспитатель последовательно показывает, как его лепить. При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. Дети знакомятся со следующими приёмами – свертывание и соединение.

Далее обучают детей изображению предметов округлой формы – скатыванию кругообразными движениями шара. Это наиболее сложный вид движения. Сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик. Воспитателю желательно произвести это действие вместе с руками малыша. Только после овладения скатыванием можно перейти к изображению округлых предметов. Детям предлагаются следующие темы: «Мяч», «Яблоко», «Шарик», «Неваляшка».

И еще один прием, которым детям необходимо овладеть – сплющивание (создание диска). Взрослый показывает, как нужно отделять кусок пластилина и сплющивать его пальцами. Темы для закрепления: «Блинчики», «Лепешки».

В первой младшей группе лепка носит предметный характер. Подбирая предмет для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста. Предмет должен быть хорошо знаком детям, вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него, и, наконец, должен быть прост по форме и строению, состоять не более чем из двух частей.

Прежде чем обучить малышей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение следует вести через показ реального предмета или игрушки (не картинки).

Обследование предмета следует проводить, исходя из принципиально важной последовательности, а именно:

  1. восприятие целостного образа предмета,
  2. вычленение основных частей этого предмета,
  3. повторное целостное восприятие.

Эти принципы надо соблюдать всегда при обследовании предметов, которые выбираются для изображения.

Для успешного проведения занятия требуются определенные условия. Воспитатель занимается с подгруппой детей, учит детей лепить, сидя за столом, не разбрасывать материал. Детям для лепки следует подкладывать специальные доски, пластилин давать в виде колбаски длиной 5-6 см. Пластилин дают детям после объяснения задания. После занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает, что у них получилось, дает положительную оценку работам, сравнивает их с изображенным предметом, еще раз уточняет его основные части.

Вторая младшая группа

Технические умения, которые дети приобрели в первой младшей группе, закрепляются в первом полугодии. Затем детей обучают новым, более сложным умениям: раскатыванию под углом и в вертикальном положении рук, соединению, прищипыванию; учат регулировать силу нажима руки на материал, координации и плавности движений; развивают произвольность движений ладоней с постепенным включением пальцев, особенно указательного и большого.

Тематика занятий в этой группе имеет в основном предметный характер. Дети лепят ягоды, фрукты, овощи, печенье, конфеты, булочки, блины, чашки, блюдца, вазы, мячи, шары, башенки, неваляшек и т.д. Основное требование к заданию в этой группе – множественность и повторность изображения одной формы.

Именно в этой группе закладывается фундамент многих навыков и умений, на основе которых будут формироваться умения более сложные.

Детей второй младшей группы постоянно подводят к сложной лепке. Первые сюжеты воспитатель придумывает сам, после того как малыши вылепят какой-либо предмет.

Декоративная лепка в этой группе не проводится, но детей следует учить элементам украшения вылепленных предметов.

В начале года во второй младшей группе проводится занятие «Мы умеем лепить», которое ставит цель выяснить, чему научились дети, что могут вылепить, как пользуются материалом, какие приемы изображения предметов помнят по прошлому году.

Первые занятия посвящены закреплению и обучению детей техническим приемам (раскатывание, скатывание, свертывание, соединение).

В дальнейшем упражнение связано с получением шарообразной формы. Детей учат скатывать материал между ладонями кругообразными движениями. Они лепят яблоки, орехи, мячи, конфетки, ягодки.

Одновременно с обучением умению изображать решаются и воспитательные задачи. Детей учат аккуратно пользоваться материалами (глиной, пластилином), закатывать рукава перед работой, лепить на дощечке, выслушивать объяснения воспитателя до конца, отвечать на его вопросы.

Следующий этап обучения – видоизменение шара (расплющивание и сплющивание шара между ладонями для получения диска: лепешки, печенье, пряники и т.д.). Изображая эти предметы, дети могут самостоятельно украшать их, накладывая на поверхность различные мелкие формы, из которых составляются узоры.

Далее переходим к лепке более сложных предметов, состоящих из 2 – 3 одинаковых по форме, но разных по величине частей: игрушки, изображающие животных, людей (кукла – неваляшка, снеговик), предметы (башенка, самолет, лесенка).

В лепке игрушек-животных дети учатся делить кусок пластилина на три неравные части (большая – для туловища, поменьше – для головы, совсем маленькая – для ушей, хвоста) и составлять предмет из отдельных частей (конструктивный характер лепки).

Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев. Это очень важный этап, так как в последующих группах дети лепят в основном пальцам. Поэтому наряду с приемами прищипывания, оттягивания можно учить детей защипывать края формы или украшать форму с помощью защипывания, как, например, при лепке батона, пирожка.

Важно продумать организацию занятия. Перед лепкой нужно собрать ребят, предложить им закатать рукава и посадить за приготовленные для занятия столы.

Объяснение задания не должно занимать более 3 – 4 минут.

После объяснения воспитатель вместе с детьми рассматривает предмет, выделяет его форму, составные части, величину, предлагает взять в руки, обвести рукой его форму, при этом четко называет ее. Для того чтобы проверить, как дети усвоили движение, можно предложить всей группе произвести его в воздухе.

Показ способа изображения – это наглядное объяснение, как последовательно лепить предмет, какими техническими приемами пользоваться, как располагать предмет в пространстве. Полный показ используется в тех случаях, когда дети овладевают новым способом изображения, новым техническим навыком. Первый показ производится в медленном темпе, второй быстрее. Пояснения во время показа должны быть краткими, точными и вместе с тем выразительными.

Дети этой группы нуждаются в положительной оценке работы. К анализу выполненных работ следует привлекать и детей. Пусть это будет еще очень общее суждение: красиво – некрасиво, нравится – не нравится, но оно помогает малышам осознавать свое отношение к работе.

Воспитатель рассматривает с детьми все работы, отмечает образность, качество изображения, подводит детей к определенному критерию в оценке работы, учит их оценивать работы товарищей.

Средняя группа

Дети закрепляют и уточняют технические приемы, полученные в предыдущих группах, и овладевают новыми.

Тематика заданий становится сложнее – дети изображают животных и человека, всевозможную посуду и другие сложные предметы, форма которых представляет собой овоид (фигура в форме яйца. Этот термин детям дошкольного возраста не дается), конусы, цилиндры, шары.

Дети овладевают такими приемами, как оттягивание и сглаживание.

Основное содержание заданий носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке. Первые задания они выполняют совместно с воспитателем. Позднее ребята самостоятельно выполняют небольшие эпизоды по сказке, стихотворению, рассказу.

В первом квартале не учат новым приемам лепке, а закрепляют старые, усложняя и уточняя их.

Первым занятием по лепке может быть занятие по замыслу детей. Оно дает педагогу возможность выяснить уровень умений каждого воспитанника и в соответствии с этим построить дальнейшую работу.

В начале года закрепляются ранее изученные приемы, но при этом подбирается более сложная, чем раньше тематика.

Знакомим детей с лепкой животных, птиц, рыб, форма туловища которых близка к овоиду. Темы для занятий: «Ёж», «Заяц», «Рыбка», «Кит», «Поросенок», «Игрушечный мишка», «Птичка».

В средней группе детей учат лепить человека в самом элементарном изображении (девочка в длинной шубке, Дед Мороз, Снегурочка и т.д.).

Построение и лепка всех перечисленных фигур одинаковы:

  1. Кусок пластилина делят на две равные части.
  2. Из первой части лепят конус (основание его выравнивают о доску).
  3. Вторую часть делят пополам.
  4. Из одной половины скатывают круглую голову, которую присоединяют

к вершине конуса.

  1. Вторую половину делят на две равные части: из одной раскатывают удлиненный цилиндр – это будут руки, другую дети используют для деталей – шапочки, воротника, пуговиц.

В средней группе знакомим детей с изображением бегущего животного, туловище которого – вытянутый цилиндр. Темы для занятий: «Заяц», «Лиса», «Белка», «Кошка», «Собака».

Дети учатся лепить посуду. Им показывают способы:

  1. Создание полых форм путем вдавливания пальцем в шарообразной или цилиндрической форме (чашка, миска, стакан, кружка);
  2. Отгибание краев у расплющенной формы (тарелки, блюдце, поднос);
  3. Наложение друг на друга колец и их скрепление (корзинка, пирамидка).

Такие детали, как ручки, украшения ребенок выполняет, присоединяя и примазывая отдельные части к общей форме.

Вводится декоративная лепка (игрушки по типу народных – птичка-свистулька, козлик-свистулька и т.п.).

Важным моментом руководства является объяснение задания и выделение в нем учебной задачи, т.е. объяснение того, что дети должны выполнить, как и чему научиться.

В объяснении можно условно выполнить три этапа:

I этап – определение и название цели лепки. Здесь могут быть использованы различные приемы: игровые, приход персонажа, загадки, прослушивание мелодий или песенок, стихи, напоминание, обращения к прошлому опыту детей. Иногда воспитатель просто сообщает детям, что они будут лепить.

II этап – рассматривание натуры, которую дети будут лепить, ее активное восприятие и обследование, уточнение знаний о ее свойствах.

Для рассматривания используется подлинный предмет. Иногда вместо подлинного предмета воспитатель использует скульптуру, игрушки, муляж, чучело, образец. Дети рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя, рассказывают, ощупывают предмет рукой, говоря о его форме.

Для рассматривания можно предложить образец, т.е. лепную работу, выполненную воспитателем. Если для рассматривания детям предлагается образец, он должен быть из того же материала, с которым работают дети, выполнен грамотно и художественно, быть крупнее детских работ.

III этап – объяснение и уточнение того, как дети должны действовать, какие технические приемы использовать, чтобы вылепить предмет.

Объясняя новый прием, воспитатель предлагает детям совершить это движение с ним, повторяя его действия.

После объяснения начинается этап выполнения задания. Воспитатель может помочь тем, кто затрудняется, показывает прием еще раз.

За 5 минут до конца занятия нужно предупредить детей об этом. Так воспитывается внимательность, четкость в выполнении требований, вырабатывается чувство времени.

В конце занятия проводится анализ работ. Воспитатель первое время дает свой образец анализа. При анализе работ воспитатель отмечает не только их положительные стороны, но и указывает на общие ошибки. К анализу работ в средней группе воспитатель привлекает и детей. Анализ детских работ можно проводить сразу после занятия, а можно и отсрочить его, провести после прогулки или вечером. Об этом нужно предупредить детей, чтобы они знали, что их труд будет оценен.

Старшая группа.

В программе старшей группы присутствуют три вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная.

Предметная лепка дается с натуры и по представлению. Когда основной задачей является овладение новой формой, даем лепку с натуры. Если решаются задачи творческого характера, то лучше предлагать лепку по представлению.

Подводя ребят к сюжетной лепке обычно детям предлагают вылепить несколько однородных предметов: кошка с котятами, утка с утятами и т.п.

К декоративной лепке можно отнести изображение декоративных пластин, посуду с несложным декоративным узором, народные игрушки.

В старшей группе усиливается внимание к изображению формы и динамики фигур. Вначале дети лепят наиболее простые и знакомые для них предметы (это могут быть фрукты, овощи). Основную форму этих предметов дети знают, их внимание нужно направить на более точное изображение.

В старшей группе несколько по-иному решается лепка фигуры человека. Дети лепят по частям и из целого куска. Сначала можно предложить лепку дымковской куклы. Во время изображения этой фигуры дети знакомятся с основными пропорциями, учатся лепить голову и туловище из целого куска. Подобным способом дети лепят фигуры Деда Мороза, Снегурочки.

Следующий этап обучения – лепка фигурки на ногах. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у фигурок должны быть толстыми и плотными (девочка или мальчик в зимней одежде в шубке, валенках).

Изображения животных требует новых способов лепки: туловище и голова или туловище и ноги из одного куска. Использование этого способа требует умения работать со стекой: сначала делается столбик, затем он сгибается дугой, после чего опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются остальные части. Таким способом дети лепят кошку, собаку, медведя, козлика.

В старшей группе обучаем детей изображать фигуру в движении. Положение фигуры требуется определить в самом начале лепки.

Интересной темой для лепки является изображение птиц. Дети лепят их в основном из одного куска, стремясь передать характерные признаки.

В старшей группе появляется новый способ лепки посуды – соединение диска (дна) и лентообразной стенки – расплющенного цилиндра.

На первом этапе обучения лепке можно использовать лепку с натуры. Рассматривание предметов можно организовать предварительно. В начале занятия остается лишь вспомнить способы изображения.

Лепка по представлению должна основываться на имеющихся знаниях и умениях детей, поэтому показ способов изображения здесь не нужен.

Анализ работ в конце занятия можно провести как беседу. Педагог ставит вопросы, чтобы дети учились оценивать четкость выражения формы, движения, композиционное решение.

Подготовительная к школе группа.

В подготовительной группе лепка носит предметный, сюжетный и декоративный характер. Различные предметы изображаются либо с натуры, либо по представлению – после наблюдения и рассматривания. Дети лепят овощи, фрукты, посуду, животных, человека.

Детям предоставляется простор для творчества, воспитатель направляет, помогает каждому довести начатое до конца.

В течении всего года дети лепят птиц, зверей. Закрепляют умение лепить из целого куска.

Во время лепки с натуры ребята должны сравнить свою работу с предметом, который стоит перед ними.

Лепка по представлению основывается на запасе знаний, представлений детей.

При лепке фигуры человека надо уделять особое внимание изображению пропорций. В подготовительной группе в качестве натуры, как правило бывает кукла. Кроме куклы, можно предложить детям лепить по мотивам работ дымковских мастеров. Применяется несколько иной, чем в старшей группе способ изображения, которым пользуются дымковские мастера: голову и кофту они лепят из одного куска, а юбку отдельно, из расплющенной листообразной формы, короткие концы которой соединяются, а верх собирается воедино. Так получается колоколообразная форма. Затем голову с кофтой прикрепляют к юбке и плотно примазывают. Следующий этап – прикрепление рук и дополнение фигуры деталями. Последний этап – заглаживание поверхности изделия мокрой тряпочкой.

При изображении человека дети лепят не только с натуры (игрушки), но и по представлению. Темы могут быть как предметные, так и сюжетные: «Сказочные герои», «Дети делают зарядку», «Дети идут в школу», «Девочка кормит птиц», «Мальчик гуляет с собакой».

В декоративной лепке дети изображают народные игрушки, посуду, декоративные пластинки.

В подготовительной группе появляется новый способ изображения посуды – лепка из колец: кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой (замазываются места соединения с внутренней и внешней стороны).

Другой способ лепки сосудов приемлем лишь при лепке из глины: выбирание глины стекой из шарообразной или цилиндрической формы.

При лепке декоративных пластинок дети учатся сначала создавать эскиз в виде рисунка, а затем по нему оформлять пластинку углубленным и высоким рельефом. Пластинку делают по размерам эскиза.

Прежде чем лепить дети много наблюдают, рассматривают предметы, картинки, иллюстрации в книгах. Детей водят на выставки, в музеи прикладного искусства.

Осуществляя руководство мы направляем детей на верное самостоятельное решение: вопросами, напоминаниями, предложением подумать.

Используем художественное слово: чтение сказок, рассказов.

Анализ проводится сразу после занятия. Чтобы результат получился интереснее, а обсуждение содержательнее, желательно продумать общее оформление.

Литература

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1985.

Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

Колдина Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

Колдина Д.Н. Лепка с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Дети этого возраста учатся передавать в лепке предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы; осваивают изображение предметов, состоящих из одной или нескольких частей разной величины.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям - сначала простым, а затем более сложным. Это позволит им изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладевает формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического восприятия. Формообразующие движения руки в лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов передаются массой, объемом.

На занятиях лепкой детей сначала учат раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, в результате чего получаются предметы удлиненной формы (палочки, колбаски, конфетки и т.д.); затем - свертывать палочки в кольцо, в завиток (бублики, колесики, булочки и т.д.); соединять палочки (лесенки, самолеты и др.). На освоение приема лепки предметов раскатыванием прямыми движениями можно отвести около 10- 15 занятий. Остальные занятия следует отвести обучению детей изображению предметов округлой формы, предметов, состоящих из частей округлой формы и палочек, а также предметов, состоящих из частей округлой и дискообразной (сплющенный шар) формы: ягоды, шарики, орешки, лепешки, пряники, блюдечки, куколка-неваляшка, грибы и др., а также на занятия по замыслу детей.

Примерный конспект занятия по лепке, на котором дети учатся раскатывать глину прямыми движениями ладоней и свертывать ее в колечко, соединив концы и плотно прижав их друг к другу, приведен в приложении 4.

Когда дети освоят лепку предметов, исходная форма которых представляет собой столбик, колбаску, можно учить их раскатывать глину круговыми движениями ладоней. Этим приемом можно лепить предметы шарообразной формы (орешки, ягоды, шарики и др.). Такой шар является основой для создания многих предметов, не только шарообразных, но и дискообразных. Для того чтобы получить дискообразную форму, нужно сплющить скатанный круговыми движениями шарик, сдавив его ладонями. Это действие не сложное, его можно объяснить детям так: «Скатали шарик, а теперь сдавите его, нажимая обеими ладошками» и показать руками в воздухе (без глины), как надо сдавливать шарик.

Примерный конспект занятия, на котором дети учатся передавать в лепке дискообразную форму, приведен в приложении 5.

На занятиях по лепке важно приучать детей аккуратно обращаться с глиной, класть комочки и готовые изделия на специальные дощечки или клеенки, сохранять порядок в процессе лепки на своем рабочем месте, мыть руки после работы с глиной. Освоив лепку одночастных предметов, дети уже могут составлять изображения из двух-трех частей (неваляшка, маленькая куколка, цыпленок, черепашка и др.). Примерный конспект такого занятия приведен в приложении 6.

2.3 Методика обучения лепке в средней группе

На занятиях по изобразительной деятельности следует развивать у детей пятого года жизни эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы, называть форму, цвет, величину.

Дети пятого года жизни уже способны воспринимать и выкладывать геометрические фигуры (пять-семь), лежащие в основе многих предметов и их частей, в определенной последовательности с учетом их различия по величине, составлять разнообразные предметы из набора бумажных геометрических фигур, преобразовывать их путем разрезания по прямой, по диагонали.

Необходимо приучать детей выполнять все старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату. Здесь очень многое зависит от взрослого. Он должен быть терпеливым тактичным, понимающим; уметь вовремя похвалить ребенка, помочь ему, посоветовать, порадоваться его достижениям; не раздражаться, если что-то не получается, не спешить с упреками, не сравнивать ребенка с его сверстниками, старшим ребенком в семье - в этом случае ребенок теряет уверенность в своих силах и интерес к изобразительной деятельности. Следует помнить: у каждого ребенка свой темп развития, свои достоинства и трудности.

На одном занятии, как и в предыдущей группе, целесообразно предлагать детям лепить не один, а несколько предметов одинаковой формы, например, несколько простых яиц и одно золотое, несколько огурчиков, больших и м аленьких, несколько неваляшек и т.п. Изображая на одном занятии несколько раз один и тот же предмет, дети невольно изменяют его величину, положение в пространстве и одновременно приобретают уверенность, свободу движений. Это способствует проявлению творчества.

Нужно учить детей самостоятельно готовить материалы для занятий и убирать их по окончании работы. Обычно материал для занятия раскладывают дежурные вместе с воспитателем, а остальные дети в это время играют или занимаются своими делами. Более целесообразным представляется такой порядок, при котором дежурные вместе с воспитателем готовят все необходимое на отдельном столе. Затем каждый ребенок по предложению воспитателя берет и ставит на свое рабочее место все необходимое. По окончании работы каждый ребенок убирает свое рабочее место, унося все материалы обратно на общий стол. Такой порядок приучает детей к самостоятельности, ответственности, умению убирать за собой.

В средней группе для лепки детям предпочтительно давать глину, которая в силу своей мягкости, пластичности является лучшим материалом; также можно использовать пластилин, пластическую массу.

Следует продолжать учить детей аккуратно пользоваться материалом, лепить на специальной дощечке или клеенке; приучать действовать аккуратно, не разбрасывать глину по столу, не смахивать на пол; готовое изделие ставить на дощечку или клеенку; после окончания лепки не вытирать руки о платьице или брючки, а мыть их.

Начинать работу по обучению детей лепке следует с закрепления приемов, которые они усвоили в предыдущей группе. Затем детей учат передавать в лепке предметы овальной формы. С этой целью им предлагают на одном занятии лепить предметы круглой и овальной формы.

На занятиях по лепке можно предложить детям следующие темы: «Рыбки», «Рыбки - большая и маленькая», «Уточка», «Птичка», «Девочка в длинной шубке», «Мисочка», «Чашка и блюдце», «Козленок», «Зайчик».

Опыт показывает, что лепка предмета уже знакомой детям круглой формы и в сравнении с ним предмета новой для них овальной формы является эффективным методическим приемом. В сравнении дети лучше познают особенности овальной формы.

В средней группе детям доступна лепка некоторых четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.

В средней группе дети, овладев приемами лепки предметов цилиндрической, круглой, овальной форм, могут лепить более сложные объекты: рыб, птиц, животных

Занятия по лепке способствуют непосредственному познанию предметов, их формы и пропорций. В некоторых случаях лепка того или иного объекта может предшествовать рисованию, позволяя лучше понять и затем передать в рисунке образ предмета, объекта. Особенно это важно, когда дети впервые изображают предмет новой для них формы, например, овальной. Однако такая последовательность нужна не всегда, буквальный повтор может привести к однообразию и скуке.

Примерный план занятий по лепке в средней группе приведен в приложении 7.

2.4 Методика обучения лепке в старшей группе

В этой группе, как и в предыдущей, в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи: изображение предметов, создание сюжетных композиций. Также включается декоративная деятельность, создание изображений по замыслу.

Дети шестого года жизни уже понимают, что в лепке можно изобразить различные предметы и явления; что изображения получаются красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, разнообразных по величине, цвету, расположению на листе. Для них не представляет трудности лепка шаров, овалов, цилиндров, из которых затем составляются более сложные по форме изображения. Полученные знания, умения и навыки позволяют дошкольникам изображать большой круг предметов и явлений, интересующих их; отражать в лепке свои творческие замыслы.

В старшей группе на занятиях по лепке детей учат передавать характерные особенности предметов и объектов. Мелкая мускулатура кистей у детей достаточно развита, чтобы они могли тщательнее, чем в предыдущих группах, оттянуть мелкие детали, сгладить переходы, убрать образовавшиеся от пальцев углубления. Чтобы сглаживание было более эффективным, нужно давать детям на подносиках или блюдцах мокрые тряпочки для смачивания пальцев.

Содержанием лепки могут быть живые объекты (птички, кролики, котята). Детям предлагают лепить посуду, при этом их учат разным способам лепки: чашечку предлагается лепить путем вдавливания середины шара и утоньшения стенок; ручку чашки изготавливают из палочки глины, раскатанной прямыми движениями. Блюдце лепят из диска, края которого поднимают мелкими движениями пальцев обеих рук.

Передача соотношения по величине при изображении животных лучше дается детям в лепке. Они легко усваивают, что у четвероногих животных ноги расположены парами: две передние и две задние; тело как бы лежит на передних и задних ногах; голова овальная, длинная, расположена выше туловища и соединена с ним шеей. Постепенно овладевают способами лепки морды разных животных: зайца, собаки, лисы, медведя и др.

В процессе обучения воспитатель должен направлять их внимание на сравнение и выявление сходства и различия разных животных. Тогда, усвоив способы изображения одного животного, дети смогут вылепить, а затем и нарисовать любое другое животное, сравнив их изображения на картинках, игрушки и т.д.

Предлагая ту или иную тему для лепки, педагог должен неоднократно подчеркивать в беседе, объяснении различия в величине, строении, форме частей, которые придадут работам детей выразительность и правдивость. В процессе выполнения лепки дети должны прилагать усилия для выражения этих отношений, а воспитатель - предъявлять известную требовательность; некоторым детям - индивидуальную помощь.

Технические приемы лепки четвероного животного закрепляются на занятиях по замыслу детей. Для того чтобы они не повторяли уже знакомые образы, полезно сделать в групповой комнате выставку изображений разных животных в скульптуре, игрушках, картинках. Не следует выставлять слишком много изображений: важнее позаботиться о наличии ярко выраженных отличительных признаков. Примерный конспект занятия по замыслу детей приведен в приложении 8.

В течение года на занятиях по лепке дети неоднократно повторяют изображение человека, всякий раз стараясь передать действие, движение, например, изобразить, как малыши танцуют на празднике новогодней елки. Беседуя с детьми о передаче этой темы в лепке, целесообразно вспомнить простые движения танца, вызвать несколько ребят в начале занятия, чтобы они показали эти движения. Следует обратить внимание на положение рук и ног танцующих - это облегчит детям передачу движения. Необходимо обратить внимание на характерные особенности этих персонажей, которые нужно передать в лепке.

Наряду с предметными изображениями дети могут создавать в лепке коллективные композиции, например, на темы сельской жизни (птичий двор, площадка молодняка в зоопарке). Примерный конспект такого занятия приведен в приложении 9.

В процессе их восприятия следует развивать такие мыслительные операции, как сравнение и уподобление, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. На этой основе у детей развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия (по форме, цвету, пропорциям, положению в пространстве).

2.5 Методика обучения лепке в подготовительной группе

В этой группе (как и в предыдущих) надо предоставлять детям возможность широко проявлять инициативу, творчество на занятиях и в свободное время, поощрять поиски самостоятельного композиционного, цветового решения.

В подготовительной группе усложняются задачи обучения детей лепке и развития их творчества. Дети выполняют в лепке разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные и коллективные); создают изображения как из отдельных частей, так и из целого куска. Образцами для лепки могут служить небольшие скульптурные произведения. Воспитатель обращает их внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке.

Хорошо если небольшие скульптурные произведения постоянно находятся в групповой комнате и дети их рассматривают, рассказывают о них. Можно предложить детям вылепить скульптурную группу с человеком и животным или дать темы по литературным произведениям. Например, можно предложить детям создать коллективную картину-панораму по сказке «Царевна-лягушка». Это может быть сценка, где Иванушка приходит на болото за своей стрелой и видит, что ее держит лягушка. Воспитатель распределяет работу: одни ребята лепят деревья; другие - животных, птиц; третья подгруппа детей создает картину болота с кочками, травой. Наиболее умелые ребята лепят Иванушку и лягушку. Предлагая создать такие композиции, воспитатель должен обсудить с детьми пропорциональные соотношения между персонажами, их позы и т.п. Чтобы облегчить детям работу, можно показывать им иллюстрации в детских книгах, а также настольный театр.

Дети учатся лепить фигуры животных и людей из одного куска глины, намечая сначала ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого куска возможно и отделение лишней, а также прибавление недостающей глины к той или иной части фигуры. Основная работа производится движениями пальцев, иногда кистями обеих рук.

На занятиях по лепке дети могут все вместе слепить чайный сервиз для кукольного уголка.

В этой группе продолжается работа по овладению детьми лепкой декоративных изделий по мотивам народной скульптуры: животных по образцам гжельской керамики, дымковских игрушек. Вылепленные скульптурки дети могут расписать специальными красками ангобами, после чего их следует обжечь в муфельных печах. Эти фигурки украсят интерьер групповой комнаты, изостудии, могут стать подарком на день рождения кому-либо из сотрудников детского сада, малышам.

Дети пользуются стекой - ею они надрезают, разделяют части в целом куске глины. Педагог учит их поворачивать создаваемое в лепке изделие на дощечке, чтобы рассматривать фигуру то с одной, то с другой стороны.

Организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в первой младшей группе.

Для успешного овладения лепкой важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов разной формы (зрительное, осязательное, кинестезическое); цвета, начиная с контрастных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и постепенно добавляя другие (без ограничения количества) цвета, не требуя от детей запоминания названий большого количества цветов (однако сам воспитатель должен их называть). Это дает им возможность узнавать и запоминать больше цветов. Особое значение в сенсорном развитии детей, обогащении их сенсорного опыта и на основе этого овладении изобразительной деятельностью имеют рассматривание предметов и явлений окружающего мира и дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах и их свойствах.

В первой младшей группе детей следует познакомить со свойствами глины, пластилина. Лепка привлекает детей новизной материала. Ребенку третьего года жизни легче действовать непосредственно руками, чем каким-либо инструментом. Планируя занятия по лепке, следует большинство занятий отводить на самостоятельное овладение ребенком теми или иными изобразительными движениями, ранее показанными педагогом.

У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются восприятие, мышление, память; постепенно формируются представления о форме предметов, величине, основных цветах. Это позволяет выдвигать новые задачи обучения детей художественно-творческой деятельности. Дети этого возраста учатся передавать в лепке предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы; осваивают изображение предметов, состоящих из одной или нескольких частей разной величины. На занятиях по лепке важно приучать детей аккуратно обращаться с глиной, класть комочки и готовые изделия на специальные дощечки или клеенки, сохранять порядок в процессе лепки на своем рабочем месте, мыть руки после работы с глиной.

В средней группе на занятиях по изобразительной деятельности следует развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы, называть форму, цвет, величину. Дети уже способны воспринимать и выкладывать геометрические фигуры (пять-семь), лежащие в основе многих предметов и их частей, в определенной последовательности с учетом их различия по величине, составлять разнообразные предметы из набора бумажных геометрических фигур, преобразовывать их путем разрезания по прямой, по диагонали. Детям пятого года жизни доступна лепка некоторых четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.

В старшей группе в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи: изображение предметов, создание сюжетных композиций. Также включается декоративная деятельность, создание изображений по замыслу. Дети шестого года жизни уже понимают, что в лепке можно изобразить различные предметы и явления; что изображения получаются красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, разнообразных по величине, цвету, расположению на листе. Для них не представляет трудности лепка шаров, овалов, цилиндров, из которых затем составляются более сложные по форме изображения. Полученные знания, умения и навыки позволяют дошкольникам изображать большой круг предметов и явлений, интересующих их; отражать в лепке свои творческие замыслы. В процессе их восприятия следует развивать такие мыслительные операции, как сравнение и уподобление, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. На этой основе у детей развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия (по форме, цвету, пропорциям, положению в пространстве).

В подготовительной группе усложняются задачи обучения детей лепке и развития их творчества. Дети выполняют в лепке разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные и коллективные); создают изображения как из отдельных частей, так и из целого куска. Образцами для лепки могут служить небольшие скульптурные произведения. Воспитатель обращает их внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке. В этой группе продолжается работа по овладению детьми лепкой декоративных изделий по мотивам народной скульптуры: животных по образцам гжельской керамики, дымковских игрушек.

В конце каждого занятия необходимо рассматривать и анализировать детские работы; отмечать те из них, в которых интересно и выразительно решена тема; поддерживать детей, которые нуждаются в этом.

Заключение

Изобразительная деятельность имеет очень большое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства, способствующего формированию эстетического отношения к действительности.

Цель исследования, заключавшаяся в изучении методики обучения дошкольников лепке, достигнута.

Задачи исследования решены:

Нами изучена и проанализирована основная психолого-педагогическая, методическая литература;

- нами исследована методика (формы, средства), позволяющая обучать детей дошкольного возраста лепке;

- нами обобщены и систематизированы теоретические данные по проблеме исследования;

- нами систематизированы выводы по результатам исследования.

Одна из важных задач воспитателя в руководстве изобразительной деятельностью - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

Организуя работу с детьми, направленную на овладение ими изобразительной деятельностью, педагоги занимаются обогащением педагогического процесса эффективными методами и приемами; следует избегать устаревших шаблонов и стереотипов.

Творчеству детей надо учить, но это особое обучение. Оно должно включать учебные и творческие задания, предложение дополнить созданные изображения интересными деталями.

Список использованной литературы

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. - М., 1984

2. Аракчеев Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. - М., 1980

3. Берсенева Л., Третьякова Н. Научите детей рисовать! // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - с. 70

4. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975

5. Брыкина Т.И. Творчество в работе детей с различными материалами. - М., 2002

6. Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2006. - №2. - с. 9

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991

8. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. - М., 2004

9. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. - М., 2004

10. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995

11. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000

12. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2- 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., 1992

13. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М., 1996

14. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1969

15. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. - М., 1961

16. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1980

17. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). - М., 1985

18. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995

19. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. - с. 80

20. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М., 2007

21. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М., 1991

22. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990

23. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2- 7 лет. - М., 2006

24. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М., 2006

25. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура: Интегрированные занятия с детьми 5- 7 лет. - М., 2009

26. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. - М., 2005

27. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. - М., 2005

28. Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества. - М., 1971

29. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981

30. Лилов А. Природа художественного творчества. - М., 1981

31. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., 1991

32. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. - М., 2005

33. Никитина Э.В. Формирование эстетических суждений у детей старшего дошкольного возраста о природе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2007

34. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство - детям. - М., 1976

35. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., 2007

36. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие силами искусства. - М., 1999

37. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982

38. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М, 1980

39. Сенсорное воспитание в детском саду / По ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. - М., 1981

40. Соломенникова О.А. Радость творчества // Развитие художественного творчества детей 5- 7 лет. - М., 2005

41. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М., 2005

42. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М., 1977

43. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - М., 1947 вып. 2

44. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М., 1961

45. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956

46. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961

47. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. - М., 2005

48. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М., 1984

49. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. - М., 1986

50. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 2007

51. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1972

52. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М., 1996

53. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М, 1985

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников. Разработка методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений города, направленных на эффективное решение задач по обучению дошкольников лепке.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2012

    Процесс рисования дошкольника. Развитие технических умений у детей. Роль образца, показа и подражания в младшей и старшей группе. Задачи обучения детей изобразительной деятельности на материале народного искусства. Средства эстетического воспитания детей.

    реферат , добавлен 20.12.2009

    Теоретические основы проблемы обучения детей дошкольного возраста представлениям о количестве и счетной деятельности. Методические приемы обучения счету детей. Диагностическое обследование детей старшей группы на выявление предматематических знаний.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Знакомство с теоретическими основами детского творчества в лепке детей дошкольного возраста. Особенности диагностики исходного уровня развития творческих способностей детей 3-4 лет. Развитие творчества как одна из главных задач дошкольного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2016

    Значение лепки для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Ее виды и способы (конструктивный, пластический, комбинированный). Основные задачи и содержание обучения технике лепки из пластилина детей различных возрастных групп детского сада.

    презентация , добавлен 20.11.2015

    Характеристика процесса развития мелкой моторики рук у ребенка. Методы и приемы по использованию лепки. Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по лепке, направленной на развитие моторики рук у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2014

    Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме обучения детей 4 лет лепке. Педагогические условия организации индивидуальной работы с ребенком. Основные направления развития воображения дошкольника. Художественно-эстетическое развитие детей.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Характеристика и классификация общеразвивающих физических упражнений. Методика обучения в младшей, средней и старшей группе дошкольного учреждения. Сущность контроля за дыханием, использование предметов. Правила записи общеразвивающих упражнений.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2012

    Выявление возможностей использования лепки в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Технические способы, приёмы работы с пластическими материалами. Разработка конспекта по развитию мелкой моторики рук у детей в процессе обучения лепке.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Психологическая характеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, методы и приемы обучения лепке дымковской народной игрушки, применяемые материалы. Определение уровня сформированности технических навыков.

Елена Костина

Мастер - класс ""

В разных программах дошкольного образования стоит задача лепить фигуру человека в движении . Звучать она может по-разному : «формирование умения передавать характерные движения человека , создавать выразительные образы … девочка танцует, дети делают гимнастику) и др. Возникает проблема при передаче движений, если каждая рука и каждая нога прикреплена отдельно (примазана) . При попытке (а их может быть несколько) изменить положение рук или ног, они могут отломиться. Для себя я открыла способ, который не только ускоряет создание фигурок , делает фигурку намного прочнее и устойчивее, но и позволяет многократно изменять положение рук и ног, передавать различные движения, не боясь их отломить. Повышается качество работы, что придает детям уверенность в себе. Сохраненное время дети используют для украшения, детализации работы.

Покажу этот способ на примере солдата и мальчика в зимней одежде.

Солдат

Раскатываем толстый цилиндр для гимнастерки, для ног – длинный цилиндр средней толщины, черный цилиндр для сапог. Скатываем шарики для головы, рук, головного убора, деталей. Разрезаем стекой верхнюю часть гимнастерки и пополам цилиндр для сапог.

Пальцами формируем два рукава, скругляя и вытягивая их. Важный момент : руки с туловищем получаются одной деталью.

Складываем цилиндр для штанов пополам. Это тоже очень важный момент : получается целой деталью нижняя часть туловища от талии с ногами. Заостряем нижние части штанов. Делаем ямочку в нижней части гимнастерки.


Формируем «клювики» на голове и ладошках. Делаем ямочки в рукавах, воротнике, сапогах.


Собираем части – солдат готов.


Он может маршировать…


Делать зарядку…


Боксировать.


Мальчик в зимней одежде

Готовим толстый цилиндр для куртки, тонкий длинный для штанов, яичко для ботинок.


Разрезаем верхнюю часть куртки, яичко пополам вдоль, штанишки складываем пополам.


Делаем ямочки в рукавах, ботинках, нижней части куртки. Заостряем нижнюю часть штанишек.


Собираем мальчика, добавляем детали. Теперь он может кататься на лыжах…


На санках…


На коньках.


Может толкать санки…


Может кидаться снежками …


Подготовительная к школе группа

Особенности пластической формы, создаваемой детьми

Лепные изделия детей подготовительной группы выразительнее, интереснее и разнообразнее, чем у детей 5 лет. Объясняется это тем, что у них накопился большой запас зрительных образов.

У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие по­лучили речь, мыслительные процессы.

Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают яв­ления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно рас­положить предметы по отношению друг к другу.

Изменения в развитии изменяют и характер изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать фор­му, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и пред­метов, дополняющих образ. Дети способны изменить положение частей фигуры при движении, например, у идущего человека руки и ноги согнуть (в локтях и коленях, а не только развести). Они определяют положение основной части - тела бегущего или лежа­щего зверька.

По сравнению со старшей группой дети все чаще пользуются способом вытягивания из целого куска, широко используют сте­ку, совершая ею многие операции.

Несмотря на то, что весь процесс создания образа более твор­ческий и самостоятельный, форма, вылепленная с большим понимани­ем ее строения, остается очень обобщенной, например голова часто изображается в виде шара, туловище - яйцеобразной (оваль­ной) формы. Следовательно, детям 6 лет еще недоступно полное изо­бражение всех особенностей формы, и они передают лишь ее ос­нову, бессознательно отбрасывая сложности строения. Но для того чтобы дети могли изобразить предмет, даже в таком обобщенном виде сделать его понятным для окружающих, они должны хорошо представить себе облик предмета со всеми его особенностями.

Задачи обучения

Программа обучения детей в подготовительной к школе груп­пе значительно сложнее и разнообразнее по сравнению с програм­мой старшей группы.

Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства , а также овладеть изобразительными и техническими прие­мами .

Дети 6 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основной для них - пластический способ - лепка из целого куска.

Опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конус, шар, овоид, цилиндр), дети одновременно должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов.

Педагог, развивая творческую инициативу, предоставляет им возможность самостоятельно выбирать темы , выразительные средст­ва и способы изображения .

Все перечисленные задачи конкретизируются по кварталам.

Прохождение программы

I квартал

В I квартале перед воспитателем стоит задача - научить детей лепить предметы характерной формы. Для этого в начале года им предлагают изображать овощи и фрукты.

В подготовительной к школе группе задачи усложняются : дети лепят два однородных предмета различной формы , например одно яблоко овальной формы (крым­ское, а другое округлой (антоновское), несколько видов огурцов.

Из вылепленных фруктов или овощей составляется и общая ком­позиция на тарелке, в корзине или в вазе.

Детей учат создавать фигуры по игрушке или скульптуре, изо­бражающих предмет в действии : поющий петух с горделиво подня­той головой, котенок, играющий в мяч, и т. д.

Изображение петушка в разных положениях

Дети лепят животных по представлению . Они должны четко пред­ставить себе характер формы основной части и те особенности , ко­торые отличают данное животное от других . Например, собак разных пород, медведя от волка, утку от гуся, петуха от курицы.

Создавая изображение по представ­лению, дети будут руководствоваться общими знаниями строения жи­вотных и теми, которые они получили во время лепки с натуры. Дети могут передавать довольно тонкие отличия, например по­роды собак по длине и форме туловища, по длине ног, строению головы.

Успешное изображение предмета зависит от способов соедине­ния частей . Кроме примазывания одной части к другой, можно сое­динять их вкладыванием одной части в углубление другой , предва­рительно сделав насечки на конце той части, которая вставляется.

Во время изображения отдельных предметов дети продолжают учиться устанавливать фигурки в вертикальном положении на под­ставках

В I квартале дети продолжают лепить фигуру человека . Снача­ла это несложные фигурки, повторяющие по способу те, что лепили в старшей группе.

Но в подготовительной возрастают требования к изображе­нию формы и пропорций и поэтому постепенно во время лепки с натуры (как пра­вило, куклы) дети уточняют форму, пропорции человеческой фигуры. Воспитатель вместе с детьми сравнивает по размерам части и ус­танавливает, сколько раз голова куклы умещается во всем ее туло­вище.

Фигурки людей можно лепить и по игрушкам дымковских мас­теров. Они сложнее по своим пропорциям прежде всего потому, что в основном изображают взрослого человека, у которого голова ук­ладывается в туловище 7-8 раз.

Вводится способ лепки, которым пользуют­ся дымковские мастерицы : голову и кофту лепят из одного куска, а юбку - отдельно в виде колоколообразной формы из расплющен­ного пласта глины. Этот способ дает возможность сделать юбку по­лой, отчего изделие становится легче. Голова с кофтой и юбка соеди­няются воедино и плотно примазываются друг к другу, а руки при­крепляются по отдельности: сначала - одна, потом - другая. Все мелкие детали - оборки, фартук, рюши, кокошник - выполняются путем налепа.

Изготовление куклы с юбкой-колоколом

Детей учат изображать человека и по пред­ставлению . Темы могут быть разные: «Мальчик (или девочка) держат флажок», «Мальчик идет в школу». Во время лепки на подобные темы дети имеют возможность фантазировать, выбирая образ, переда­вать формы и действия, использовать способ лепки.

Начиная с I квартала дети могут лепить сказочные персона­жи , например Бабу Ягу в ступе, Чиполлино. Это позволяет раз­вивать у них творческую инициативу. Характерные черты сказочных героев помогают детям достичь сходства в изображении, повышают интерес к лепке.

II квартал

Во II квартале отрабатывается умение лепить из целого куска . Детей учат создавать двух-трехфигурные композиции , используя умения, полученные в I квартале.

Передавая сюжет сказки, дети учатся соблюдать взаимосвязь между фигурами , соразмерять их и плотно прикреплять к подстав­ке, которая может быть любой формы, а толщиной не менее чем 1 см. Чтобы все фигуры композиции были устойчивы, детей обучают устанавливать их с третьей точкой опоры. Так, например, фигура медведя с коробом на спине может опираться на палку-посох; опорой для мальчика, который лепит снеговика, может явиться снеж­ный ком

В декоративной лепке дети изображают игрушки по типу народ ­ных (куклы, козлы, кони), а также посуду и пластинки, украшен­ные узором.

В подготовительной к школе группе детей обучают лепке по­суды из колец , а также путем выбирания глины из цилиндрической или шарообразной формы стекой .

В первом случае кольца, сде­ланные из валиков, укладывают одно на другое и плотно соеди­няют, замазывая места соединения с внутренней и внешней сторон.

Лепка посуды из колец

Во втором случае левая рука держит изделие, а правая рука стекой (или стекой-петлей) делает углубление, постепенно увели­чивая его

Лепка посуды способом выбирания глины

Первым способом можно вылепить кружку, миску, солонку, ва­зу для цветов, а вторым - горшочки, кувшины, округлые и цилинд­рические вазы

Одновременно детей учат обрабатывать поверхность изделия, заглаживая ее мокрой тряпочкой для последующего украшения рель­ефом или росписью ангобом или гуашью. Кроме сосудов, дети мо­гут делать декоративные пластинки, при изготовлении которых они учатся заранее создавать эскиз в виде рисунка, а затем по не­му лепить изделие из глины.

III квартал

В III квартале воспитатель обучает детей коллективной лепке .

На основе ранее полученных знаний и умений дети создают коллективные композиции : футбольное или хоккейное поле, где пер­сонажи находятся в разных положениях, птицеферму, зоопарк и т. д.

В процессе коллективной лепки они учатся соразмерять свою ра­боту с работами других, сопоставляя фигурки на глаз, или пристав­ляя к большой фигурке маленькую, или с помощью палочек (мерок), соответствующих по длине и высоте тем фигуркам, которые они бу­дут лепить. Дети учатся проявлять инициативу, внося свои предложения для решения общей композиции, стараются делать свою работу так , чтобы она была как можно лучше . Те, кто хорошо лепит, могут по­могать своим товарищам .

Таким образом, коллективная лепка , кро­ме задач обучения изобразительным и техническим приемам , пре­дусматривает задачи воспитательного характера .

Программа III квартала строится на изображении по представле­нию , но это не отменяет лепку с натуры, по картинке.

По представлению изображаются звери для игры в зоопарк. Это задание требует предварительной работы по накоплению у детей зрительных образов. Кроме того, детям предлагают лепку животных непосредственно с игрушек, например слона, жирафа, бегемота, медведя.

Лепка жителей зоопарка

Игрушка, как правило, статична; поэтому на последующих занятиях педагог предлагает изображение этих живот­ных по картинкам, где звери представлены в динамике.

IV квартал

В IV квартале дети совершенствуют свои умения в лепке, соз­дают предметы , которые используют во время игры , занимаются де­коративной лепкой , создавая посуду для игр, вазы для цветов и пластинки, которые объединяют в декоративные фризы.