Национальная стратегия развития в интересах детей. Национальная ювенальная стратегия

В России уделяется большое внимание детям, их здоровью, условиям проживания, образованию, воспитанию. Разработан целый комплекс законодательных актов, регламентирующих правовые нормы, касающиеся всех аспектов жизни и развития подрастающего поколения. В одном из основных документов полностью сформулирована национальная стратегия в интересах детей 2017, она рассчитана на 5 лет и введена с 2012 года. По окончанию срока ее действия, будут внесены изменения, связанные с нововведениями и переменами в жизни страны. Однако основные направления, взятые за основу, останутся незыблемыми.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы

Какие же конкретно вопросы вызывают озабоченность государства, и какие действия предпринимаются для их реализации? В вышеназванном документе подробнейшим образом освещены все проблемы, рассмотрим вкратце их общую тенденцию. Прежде всего, стоит заметить, что основой документа является международная Конвенция о правах ребенка, ведь взаимодействие России с другими мировыми державами должно строиться на общепринятых нормах. Поэтому национальная стратегия в интересах детей 2012-2017 РФ направлена на формирование личности ребенка в комфортной, безопасной и доброжелательной среде. Приоритетными направлениями стратегии государства являются:

  • здравоохранение;
  • качественное образование и воспитание;
  • семейные отношения;
  • защита ребенка от насилия любой формы;
  • культурное развитие;
  • информационная доступность и безопасность;
  • внимание к детям, нуждающимся в особой заботе.

Основой в воспитании ребенка является обстановка в семье, ее ценности, культура, взаимоотношения. Необходимо обеспечить участие в воспитании ребенка обоих родителей и контроль над своевременной выплатой алиментов, планируется также создание государственного алиментного фонда. Воспитание молодого поколения строится на уважении и доброжелательности между различными этническими и конфессиональными группами. Повышенное внимание уделяется детям-инвалидам, обеспечению их бесплатными лекарствами, необходимыми средствами для получения образования. Талантливые дети также не должны остаться без внимания, предусматривается создание национального ресурсного фонда для работы с одаренными ребятами. Намечается открытие новых и поддержка существующих детских театров, библиотек, телеканалов для детей и юношества.

Реализация стратегии действий в интересах детей

Получение каждым ребенком достойного образования становится приоритетом государственной политики, оно должно включать в себя такие направления:

  • для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу, детям дошкольного возраста из малообеспеченных семей должна быть предоставлена государственная поддержка для посещения детских садов, развивающих кружков, лекотек;
  • все дети должны иметь доступ к получению бесплатного среднего образования;
  • национальные и этнические меньшинства не должны быть ущемлены в правах;
  • обеспечение единого подхода к оценке уровня подготовки учеников;
  • выявление талантливых детей в любой сфере образования и предоставление возможности для дальнейшего раскрытия их способностей;
  • воспитание высокого уровня гражданственности, патриотизма, культуры у учащихся;
  • предоставление на бесплатной основе дополнительных условий для творческого воспитания детей;
  • развития детской литературы, театров, кино, библиотек;
  • профилактика межэтнической, межнациональной, социально-имущественной и межконфессиональной розни в детской среде;
  • защита детей от информационных материалов, несущих опасность для жизни и здоровья.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации формируется система, функцией которой является выявление и реагирование на нарушение прав ребенка. Должны быть взяты под контроль семьи, чей образ жизни внушает недоверие, следует не допускать насильственных действий со стороны взрослых по отношению к их детям. Нужно вовлекать ребят в спортивные секции, следить за посещением ими школы, при необходимости, помогать с покупкой одежды и школьных принадлежностей. А с детьми, ставшими жертвами жестокого обращения, проводить реабилитационные мероприятия.

Положение национальной стратегии действий в интересах детей сосредоточено на воспитании здорового, образованного, всесторонне развитого индивидуума. Усилия государства должны быть направлены на формирование у семей потребности в здоровом образе жизни. Каждому ребенку следует обеспечить медицинское наблюдение для раннего выявления опасных заболеваний и получение безотлагательной медпомощи.

В РФ уделяют внимание детям, которые относятся к, так называемым, уязвимым категориям, помогают им в реабилитации и интеграции в социуме. В процессе разработки находится Программа, пропагандирующая семейные ценности, ответственность родителей, защищенность детей от любых форм насилия, обеспечение медицинского надзора и оказание необходимой помощи.

Дети, не зависимо от финансовых возможностей семьи, должны иметь возможность посещать спортивную секцию или заниматься другими видами досуга. Для ребят из малообеспеченных и многодетных семей государство должно предоставлять бесплатные сертификаты. Привлекая детей к спорту или творческой деятельности, мы отвлекаем их от дурных компаний, подворотен и вредных привычек. Национальная стратегия развития в интересах детей должна быть направлена на открытие достаточного количества стадионов, спортивных секций, кружков творчества во всех регионах России. Каждый ребенок должен выбрать для себя и получить возможность заниматься любимым делом. Комитеты по работе с детьми на местах обязаны следить за соблюдением прав юных граждан.

Государство оказывает поддержку культурным центрам – музеям, театрам и кинотеатрам, которые признаны развивать чувство прекрасного в умах подрастающего поколения, доступ в такие заведения всех категорий детей должен быть свободным.

Увеличение количества детских лагерей отдыха, туризма, городских клубов, кружков по интересам и их общая доступность должны иметь место во всех регионах.

Большую озабоченность вызывает проблема, связанная с получением информации из Интернета, которая содержит, кроме полезных материалов, опасные для несформировавшейся детской психики порнографические сайты, ролики особой жестокости, они вызывают нездоровый интерес и желание поучаствовать в подобных действиях. С появлением негативной информации, увеличились случаи суицидов, детской проституции и порнографии. Ужасающая статистика обязывает государственные органы принять необходимые меры по ограничению доступа детей и подростков подобной информации. Необходимо создать и внедрить программу обучения детей правилам безопасного пользования интернет — пространством, постараться оградить их от вовлечения во флешмобы и противоправную деятельность, привлечь их внимание к познавательным ресурсам, использовав услугу «Родительского контроля». В качестве альтернативы, нужно финансировать разработку сайтов, содержащих художественные электронные библиотеки, фильмотеки, театральные и музейные интернет-ресурсы.

В общем и целом, национальная стратегия действий в интересах детей включает в себя все стороны жизни с первых дней появления ребенка на свет. Воспитание здорового и образованного молодого поколения – это успешное будущее страны, поэтому осуществлению намеченных программ уделяется пристальное внимание.

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

2. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации в 2-месячный срок представить на утверждение проект положения о Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и предложения по его составу.

3. Правительству Российской Федерации:

а) в 3-месячный срок утвердить план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы;

б) предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента рф от 1 июня 2012 г. N 761)

I. Введение

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа - Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Национальная стратегия).

Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.

Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА ГОДЫ МБОУ « СОШ 2» г. Емвы Директор Клишева С. В. Материал для родительских слушаний




Проблемы Продолжается сокращение численности детского населения, Заболевания и функциональные отклонения. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Подростковый алкоголизма, наркомании и токсикомании Незащищенности детей от противоправного контента в информационно - телекоммуникационной сети « Интернет » проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. Суицид в подростковой среде Уровень бедности в многодетных и неполных семьях, в семьях безработных родителей.


Ключевые принципы Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Защита прав каждого ребенка. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. Сбережение здоровья каждого ребенка Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. Особое внимание уязвимым категориям детей.


Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. Партнерство во имя ребенка. Национальная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, Национальная стратегия разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы. Участие в реализации положений названной Стратегии Совета Европы, актуальных международных договоров в сфере обеспечения и защиты прав детей и совершенствование российского законодательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права


Реализацию Национальной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Национальной стратегии.


СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ Краткий анализ ситуации Число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет с 31,6 миллиона в 2002 году до 25 миллионов в 2011 году. Для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей. Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. (57,4 тыс. родителей в 2011 году лишены родительских прав). Недопустимо широко распространены жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями.


СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ Основные задачи Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям. Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.


Первоочередные меры Разработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики. Разработка и утверждение стандартов минимальных гарантий доступа к доходам и социальным услугам, Проведение мониторинга законодательства Российской Федерации в сфере защиты детства Формирование законодательной базы для реформирования организации работы органов опеки и попечительства по защите прав детей. Совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих возможность участия обоих родителей в воспитании ребенка при раздельном проживании. Оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, Содействие реализации в субъектах Российской Федерации глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) « Города, доброжелательные к детям ». Создание и распространение информации о правах ребенка, Модернизация государственного статистического наблюдения в сфере защиты семьи, материнства и детства. Формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.


Основные направления принимаемых мер Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства


ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ Анализ ситуации дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, невысокий уровень качества дошкольного образования; дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию; отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения ивоспитания детей, неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг; несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети «Интернет» и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту. низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно- эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.


Основные задачи Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм. Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования Защита образовательных прав детей, принадлежащих к национальным и этническим группам Создание общероссийской системы оценки качества образования Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью Формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, (социализация, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение. Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе Государственная поддержка развития детских библиотек, литературы, кино и телевидения для детей. Организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде Обеспечение информационной безопасности детства от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.


Основные направления принимаемых мер Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства


ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ДРУЖЕСТВЕННОЕ К ДЕТЯМ, И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Анализ ситуации Младенческая смертность Ненадлежащим образом организуется медико - социальная помощь для беременных и кормящих матерей, проведение диспансеризации и иммунизации детей; Бесплатные медицинские услуги подменяются платными медицинскими услугами; Не налажено должным образом обеспечение лекарствами и питанием в учреждениях здравоохранения; Не соблюдаются права обучающихся в образовательных учреждениях на охрану и укрепление здоровья. По распространенности суицидов среди подростков Россия занимает одно из ведущих мест в мире Проблемы подросткового алкоголизма, включая « пивной алкоголизм », наркомании и токсикомании.


Основные задачи Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья. Развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни. Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями. Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства. Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно- профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.


Основные направления принимаемых мер Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно - частного партнерства Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка


РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА Анализ ситуации К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей - инвалидов и ВИЧ - инфицированных детей. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации. Число детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году составило 654,4 тыс. человек (2,6 процента детского населения), из них 82 процента стали социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав, от каждого десятого ребенка родители отказались при рождении. Активная государственная политика, направленная на стимулирование граждан к семейному устройству детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к значительному сокращению числа детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (на 42 процента за последние пять лет; в 2011 году - на 105,7 тыс. детей). Вместе с тем существенно изменился контингент детей в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: около 70 процентов - дети подросткового возраста, 33 процента - дети с ограниченными возможностями здоровья, 40 процентов - дети, имеющие братьев и сестер. При существующей системе материального и нематериального стимулирования граждан таких детей сложно передать в семьи.


Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях. На начало 2011 года в России состояли на учете 544,8 тыс. детей - инвалидов. При этом многие дети - инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности в возрасте от полутора до двух лет, не имеют этого статуса и, соответственно, права на установленные законом меры социальной поддержки, хотя остро нуждаются в реабилитации и помощи. Более 80 процентов детей - инвалидов воспитываются в неполных семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом наличием различных « барьеров инвалидности » и психологической изоляцией в силу равнодушного или нетерпимого отношения окружающих к детям - инвалидам, самоизоляцией семей. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. Часто это является причиной отказа родителей от таких детей и высокого уровня социального сиротства среди детей данной категории (более 12 процентов из них попадают в дома - интернаты).


Около 40 тыс. детей - инвалидов воспитываются в детских домах - интернатах системы социальной защиты населения, которые имеют системные проблемы: устаревшие здания, « перенаселенность » воспитанниками, удаленность от городов и центров реабилитационно - образовательной инфраструктуры, отсутствие специалистов, владеющих современными реабилитационными технологиями, изолированность учреждений от окружающих, в том числе волонтеров, невозможность самостоятельного проживания детей после выхода из домов - интернатов. Сложной проблемой является положение ВИЧ - инфицированных детей (более 5,6 тыс. детей) и детей, родившихся от ВИЧ - инфицированных матерей (около 10 тыс. детей, выявляемых ежегодно): до момента установления ВИЧ - статуса таких детей для них характерны повсеместная дискриминация в доступе к образованию, сфере досуга и отдыха, а в ряде случаев - к медицинской помощи, а также практически полное отсутствие перспектив семейного устройства. В результате реализации в рамках приоритетного национального проекта « Здоровье » комплекса мер по профилактике вертикальной передачи ВИЧ - инфекции частота ее реализации сократилась до процентов, но это не является удовлетворительным результатом. Недостаточно обеспечена защита рожденных детей от вертикальной передачи ВИЧ - инфекции вследствие неполного охвата ВИЧ - инфицированных матерей соответствующей лекарственной помощью, а также не исключена передача вируса в период грудного вскармливания ребенка.


Основные задачи Обеспечение приоритета семейного устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья


Основные направления принимаемых мер Меры, направленные на защиту прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Меры, направленные на государственную поддержку детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья


СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ Краткий анализ ситуации В настоящее время в Российской Федерации отсутствует эффективная система защиты детства, не разработаны стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, механизм планомерного выполнения на межведомственном уровне положений Конвенции о правах ребенка и заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, не определен координирующий федеральный орган исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей. Не отвечает требованиям времени деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей. Ежегодно десятки тысяч российских детей вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации надлежит обеспечить доступ детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса, что будет способствовать созданию дружественного к ребенку правосудия.


Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер. Координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних. Однако правовая основа работы этих комиссий не соответствует стоящим перед ними целям и задачам.


Основные задачи Развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей. Реформирование деятельности органов опеки и попечительства. Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку. Реформирование комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию. Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.


Основные направления принимаемых мер Меры, направленные на реформирование законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия Меры, направленные на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно - исполнительной системы и в постпенитенциарный период Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия


ДЕТИ - УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ Анализ ситуации Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на годы. В Российской Федерации создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления. Многие субъекты Российской Федерации включились в реализацию глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) « Города, доброжелательные к детям », одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы.


Основные задачи Развитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности. Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми. Привлечение детей к участию в общественной жизни. Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека. Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни. Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы,


Первоочередные меры Ратификация Европейской конвенции об осуществлении прав детей. Внесение изменений в Федеральный закон от 28 июня 1995 г. 98- ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний. Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации. Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети «Интернет». ых


Развитие института уполномоченных по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях, образовательных учреждениях. Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях. Разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности. Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей



1 июня, в Международный день защиты детей, Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ, утверждающий Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Данная Стратегия была представлена Президенту Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко на встрече 28 мая. До этого Стратегия прошла слушания в Совете Федерации 29 марта. На этом её публичную историю можно считать исчерпанной.

Иными словами, кулуарно составили документ. Один раз предъявили его народу, чтобы можно было сказать, что документ носит публичный характер. Потом сделали паузу, и стремительно приняли.

Хотя документ называется «Национальная стратегия», своим появлением на свет он обязан не осознанию реальных проблем российского общества, а рекомендациям Совета Европы. Матвиенко так и сказала нашему Президенту, передавая ему готовый и уже согласованный проект Указа: «Совет Европы очень настоятельно рекомендует принятие таких стратегий, и, в общем-то, в большинстве стран они есть. Мы: Совет Федерации, Государственная Дума с участием широкого круга общественных, неправительственных организаций, экспертов и специалистов в этой сфере - такую стратегию разработали, она прошла парламентские слушания. В парламентских слушаниях принимал участие Генеральный секретарь Совета Европы, который очень высоко отозвался об этой концепции ».

Эта зависимость от Европы зафиксирована и в самой Стратегии :

«Национальная стратегия разрабатывается с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2013-2015 годы, которая включает в себя следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особенно уязвимы».