Ознакомление с явлениями социальной действительности. Презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) на тему: Ознакомление дошкольников с социальной действительностью

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Средства приобщения детей к социальной действительности

Для того чтобы реализовать свой потенциал во взрослой жизни, маленькому человека, пришедшему в детский сад, необходимо изначально успешно адаптироваться в мире людей. В наше время проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Для педагога очень важно творчески подойти к проблеме ознакомления с социальной действительностью.

Знания о возрастных и психологических особенностях позволяют эффективно знакомить их с социальной действительностью.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детейдошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети : чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери» …

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род» , подготавливает детей к труду. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Средства приобщения детей к социальной действительности:

Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу. Не любой объект социального мира средство воспитания, а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.

Предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человека, уровень развития общества, технического прогресса.

Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная) . Через игрушку малыш познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств.

Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.

Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает.

В первую очередь педагог знакомит детей с предметным миром, а точнее знакомит детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).
Далее р ебенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей. На последнем этапе в освоении ребенком предметного мира (спонтанно-исследовательский и преобразующий) дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

В детском саду для приобщения детей к социальной действительности используют различные дидактическии игры.

Дисциплина: Педагогика
Тип работы: Реферат
Тема: Социальная действительность – это средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу

Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки

Творческая работа на тему:

«Социализация личности ребенка через трудовую деятельность»

Языкова О.Ю.

Воспитатель

АСТРАХАНЬ 2007

Социальная действительность – это средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу.

Ко второй младшей группе можно отнести те виды деятельности, которые дают ребёнку возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. В эту группу входят предметная деятельность,

труд, наблюдения.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как

мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки

мыть, подметать, стирать и т.п.

Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребёнка можно рассматривать с нескольких позиций.

Во-первых, овладение трудовыми навыками, трудовая деятельность позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых

умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека.

И чем раньше он начинает испытывать удовлетворение от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретёт уверенность в своей способности преодолевать

трудности.

И, наконец, необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне

получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребёнок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных

возрасту.

В последние годы из программ воспитания детей дошкольного возраста исчезли задачи трудового воспитания. Это обстоятельство может привести к серьёзным отрицательным

последствиям.

К.Д. Ушинский говорил: «Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, - научить его трудиться».

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей, придаётся особое значение. В

старшем дошкольном возрасте необходимо показать детям многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные

потребности людей. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Особенно ярко это видно на примере труда хлеборобов. Знакомство детей с трудом взрослых осуществляется через разные

виды деятельности: занятия, чтение художественной литературы, наблюдения, дидактические игры и упражнения.

Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость.

Экскурсии, наблюдения во время прогулок, рассказы воспитателей помогают воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное

отношение к результатам труда.

Возникает вопрос: А зачем ему это уметь?

Наша повседневная жизнь за последние 15 лет изменилась на столько, что многим кажется: всё в ней теперь следует делать иначе. В том числе и воспитывать детей. С этим

трудно поспорить – действительно, взрослые должны научить детей отвечать на новые вызовы жизни. Что толку, например, если современный городской ребёнок будет уметь запрягать коня? Где и

зачем пригодится ему этот экзотический навык? Пусть лучше научится ремонтировать автомобиль. Впрочем, может, и это ни к чему: ведь есть автосервис… Пусть уж учится в школе, в институте,

становится докой в своей профессии! А труд в том смысле, в котором его понимали во времена родительского детства, это теперь атавизм.

Однако родители, которые пришли к такому выводу, должны быть готовы к тому, что жизнь однажды опровергнет их убеждение. И хорошо, если это произойдёт сравнительно рано,

когда ребёнок ещё поддаётся воспитанию. К сожалению, понимание того, что дитятко, у которого нет разве что луны с неба, всё-таки следует приучать к обыденному труду, приходит тогда,

когда родители вдруг видят: их чадо, совершенно не способно на какое бы, то ни было усилие. Ни в учёбе, ни в той самой престижной профессии, ради которой оно когда-то было освобождено

от любых обязанностей по дому… Да оно, это чадо, попросту не понимает, что жизнь сама по себе требует ежедневного, последовательного усилия! А затем проявляются и другие следствия

неприученности ребёнка к труду: он не знает, чем себя занять, ему скучно, у него депрессия, от которой он «лечится» алкоголем или, того страшнее, наркотиками…

«Лучше бы мы в своё время потребовали, чтобы он научился запрягать коня! – в отчаянии думают родители. – Или готовить обед, или убирать квартиру, или полоть грядки на

Между тем подобные требования никогда не являлись сногсшибательным педагогическим открытием. Достаточно обратиться к книгам о жизни состоятельных людей прошлых веков. В

престижнейшем, предназначенном для мальчиков из лучших семей Тенишевском училище (его окончил, к примеру, писатель Владимир Набоков) обязательным предметом было столярное дело. Девочка

из дворянской семьи обязана была уметь делать любую работу по дому. Хотя, как только она выходила замуж (а к этому, собственно, её и готовили), ей приходилось разве что руководить

прислугой, которая эту работу и выполняла.

Всё дело в том, что «во вкусе умной старины» было заложено понимание: без привычки к труду человек не вырастит полноценной личностью. И в будущем его ожидают лишь вот

эти самые депрессии (неважно, как они назывались 100 лет назад), и жизнь его пойдёт прахом.

Привычка к труду прививалась самыми разными способами, и, конечно, воспитывалась не сама по себе, а в единстве с пониманием того, что человек с ранних лет должен сам

отвечать за своё благосостояние. Хорошо, если родители понимают: проблемы, возникающие с воспитанием, мало изменились за последние два-три века… Так же, как и навыки, с помощью которых

эти проблемы решаются. Дело в том, что жизнь, как она есть, во всех её проявлениях может оказаться для подросшего ребёнка непосильной.

Так, может, стоит последовать советам предков и вовремя приучить ребёнка к повседневному труду? Не спрашивая, зачем это надо. Просто надо, и всё!

Язык: Русский

Скачиваний: 316

Формат: Microsoft Office

Размер файла: 7 Кб

Скачать работу...

Забрать файл

Ребенок и социум

Информационное сопровождение темы: В педагогическом словаре-справочнике социализация (лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Процесс социализации включает совокупность четырех составляющих:

Стихийная социализация человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями;

Относительно направляемая социализация - когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных и (или) социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в вооруженных силах, возраст выхода на пенсию и т.д.);

Относительно социально контролируемая социализация - планомерное создание обществом и государством организационных, материальных и духовных условий для развития (воспитания) человека;

Самоизменение человека (более или менее сознательного), имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям его жизни.

В отечественной педагогике проблему «социализации» раскрывали: Л.С. Выготский, Л.В. Коломийченко, В.Т. Кудрявцев, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, Т.Д. Репина, Д.И.Фельдштейн и др. Л.С. Выготский, как и многие психологи, вслед за Ж.Пиаже пытался из индивидуального поведения ребенка вывести социальное. Заслуга Л.С. Выготского в том, что он первый заявил, что социальное и индивидуальное в развитии ребенка не противостоят друг другу как отдельно функционирующее внешне и внутреннее. Это две формы существования одной и той же высшей психической функции. Поэтому в процессе социализации ребенок не прямо подражает взрослым, а организует собственное поведение по тому социальному образцу, которые освоил во взаимодействии со взрослыми, как выражается Л.С. Выготский, «сотрудничество сознания». А.Б. Залкинд, в отличие от Л.С.Выготского утверждал, что ребенок – прямой продукт средовых влияний, они обуславливают и социализацию и воспитание. По его мнению, социализация заключается в приспособлении к среде ребенком, в выработке навыков соответствующего поведения, чтобы установить некоторое равновесие со средой.



Исследования П.А. Кропоткина, Н.А. Рубакина, Э.Дюркгейма, М.Вебера, С.Г. Шацкого и других показали, что превращение человека из биологического существа в социальное есть специфический процесс социализации, который имеет свои особенности и закономерности. И.С. Кон определяет процесс социализации как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. А.В. Мудрик понимает социализацию - как, «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром».

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, то есть усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живёт. Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Важное место в разработке проблем социализации детей дошкольного возраста занимают работы И.С. Кона. По его утверждению: «Многозначный термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребенок усваивает и производит определенную сумму знаний норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности ребенка. Современные исследования позволяют уточнить термин «социализация» с точки зрения субъект-субъектной позиции индивида в процессе его приобщения к социально-историческому опыту. Во-первых, социализация может быть представлена как процесс освоения и реализации растущим человеком социального содержания; во-вторых, она рассматривается как реальное содержание взросления ребёнка, в котором осуществляется становление значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального действия. В первом случае ребёнок в большей мере выступает объектом усвоения и приобретения социального опыта, во втором – субъектом собственной творческой деятельности.

Г.М. Андреева. Е.П. Белинская, Б.П. Битинис, Л. Колберг, И.. Кон) в качестве основания содержания социализации выделяют социальные идеи, символы, ценности и установки, социальные навыки поведения и модели поведения. Л.В. Коломийченко считает, что социализация – это 1)процесс освоения и реализации растущим человеком социального содержания и 2) реальное содержание взросления ребёнка в котором осуществляется становления значимого в индивидуальности субъектов активного творческого социального действия. В первом случае ребёнок выступает как объект усвоения и приобретения социального опыта. Во втором случае субъектом собственной творческой деятельности. Результатом, средством одного из аспектов социализации, Л.В. Коломийченко, считает социальное развитие личности.

Эти составляющие содержания обобщенного социального опыта в процессе социализации преобразуются во внутренние преобразования личности – интериаризуются (процесс освоения ребенком выработанных обществом норм, ценностей, установок, представлений). У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов (Образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни) и т.д. Интериаризуясь, социальные идеи и образы не просто усваиваются ими на когнитивном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание личности. Констатируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что процесс становления человека сложен: каждый отдельный индивид становится человеком в результате социализации.

Социализация ребенка дошкольного возраста – это его способность адекватно ориентироваться в социальном окружении, осознавая самоценность собственной личности и других людей, выражая чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Вопросы внутреннего самоопределения ребенка, соотношения внешних воздействий и внутренних условий их реализации, внешних и внутренних детерминант, механизмы социального развития ребенка поднимались в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, К. Обуховского и др.

А.В. Запорожец большое внимание в своих исследованиях уделял мотивационно-смысловой ориентации как особой внутренней деятельности и ее роли в развитии взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Исследования М.И. Лисиной, Т.Д. Репиной, Е.К. Золотаревой, А.Д. Кошелевой, Л.В. Коломийченко позволяют рассматривать социальную ориентацию отправным моментом взаимодействия. В ее структуре определяются следующие компоненты: социальная перцепция, осуществляемая по разным основаниям (видовые, родовые, половые, национальные, этнические особенности), предвосхищающее воображение, связанное с мысленным «пристраиванием» хода развития ситуации взаимодействия, «запускающие» эмоции (либо провоцирующие, либо блокирующие дальнейший ход взаимодействия).

По мнению В.А.Сухомлинского познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности, ребенок включается в общество становится его членом. Этот процесс приобщения ребенка к обществу, следовательно, процесс формирования личности и называется социализацией: «Опыт убеждает, что правильная социализация основывается на богатстве, идейной полноценности эмоциональной жизни».На начальных этапах социализации, то есть в дошкольном детстве, по мнению В.А. Сухомлинского в сознании детей еще трудно утвердить стойкие взгляды и тем более идейные убеждения. Поэтому семья - по его мнению, была одним из значимых факторов социализации детей дошкольного возраста.

По мнению Д.И. Фельдштейна, процесс присвоения ребенком социальных норм и по своему содержанию представляет единство и одновременно постоянное воспроизведение противоречия двух сторон: социализации и индивидуализации: социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение, (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта. Личность представляет собой постепенное поэтапное индивидуальное приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития.

Социальное развитие - «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества». Социальное развитие – это сложное явление в ходе, которого происходит усвоение ребёнком норм человеческого общежития и утверждения себя как социального субъекта. Основная цель социального развития - это адаптация индивида к общественной социальной действительности.

При рассмотрении дошкольного детства правомернее использовать понятие «социальное развитие», так как в дошкольном возрасте мы имеем дело с постоянно растущей личностью ребенка. При этом развитие понимается как совокупность закономерных изменений в личности, которое приводит к появлению нового качества. По мнению многих ученых, истоки развития ребенка заложены в его биологической природе в виде наследственных механизмов. При этом изменения в личности в дошкольном детстве происходят как под воздействием внешней среды (под влиянием родителей, педагогов, предметно-развивающей среды, и др.), так и внутренней работы индивида над собой. В присвоении общественной сущности человека заключается главный смысл социального развития ребенка – от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризированных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем». Таким образом, социализация – это процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого индивид адаптируется к внешним условиям, а также формируется как субъект общественных отношений. В этом процессе личность не только усваивает социальный опыт, но и активно его перерабатывает, избирательно относится к внешним воздействиям.

При этом под социальным развитием дошкольника понимается процесс непрерывного и органического социально контролируемого вхождения ребенком в социум, процесс присвоения им социальных норм и культурных ценностей под непосредственным участием значимого взрослого, на основании чего происходит самоизменение человека уже на раннем этапе онтогенеза.

А.В.Мудрик выделяет три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные социально-психологические. Рассмотрим каждый из них в аспекте формирования социальной компетентности дошкольника.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикета, символики, связанные с телом, полоролевым поведением, осваивает элементарные гигиенические навыки, развивает и реализует физические задатки. В связи с этим необходимо выделить из социальной компетентности общекультурные, физические компетенции, на основе которых формируются такие качества, как ловкость, гибкость, быстрота, аккуратность, вежливость, самопознание своего «Я» как определенного пола.

Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. В этом возрасте происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых. Как поступают взрослые – так и ребенок, он всей душой и зрением открыт на то, чтобы брать пример со взрослых. Дошкольник может проявлять доброту, внимание, заботу, уметь просить о помощи и оказывать ее, осваивать трудовые навыки, проявлять желание вести себя правильно по отношению к окружающей жизни, контролировать свое поведение. Но это произойдет на качественном уровне только тогда, когда рядом оказываются значимые взрослые. Многие пороки взрослых исходят из дошкольного детства, когда происходит духовное становление личности, доминантное новообразование под влиянием взрослого. Решение данных задач позволяют выделить познавательные, ценностно-смысловые и коммуникативные компетенции, формирование которых предполагает становление таких качеств, как милосердие, взаимопонимание, взаимовыручка и взаимопомощь, сотрудничество.

Социально-психологические связаны со становлением сознания личности. На этапе дошкольного детства самосознание можно рассматривать как достижение определенной меры самопознания и определенного уровня самоуважения. Внутренние источники развития определяют саморазвитие личности. Для социального развития это наиболее значимый компонент, так как он связан с самостоятельным осмыслением социально-культурного опыта. При этом личностное всегда принадлежит носителю внутреннего, субъектного мира, выделяющего человека из ряда живых существ, благодаря деятельности его сознания, способности личности к рефлексии собственного «Я». Полное управление развитием личности извне нерезультативно, так как не учитывает желание и возможности самого ребенка, поэтому его необходимо сочетать с управлением изнутри, подразумевающего организацию деятельности, общение, проектировку отношений, возникающую в среде, в которой находится растущая личность. На основании этого можно выделить личностные компетенции, которые связаны с формированием таких качеств, как самостоятельность, инициатива, креативность, самопознание, социальная активность, способность к самоизменению.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие осуществляется под воздействием значимого Другого, ведущего малыша в общество. «Речь идет не о потребительской зависимости растущих людей (физической, материальной, социальной и пр.), а об отношении к взрослым как посредникам, открывающим им будущее, и как к соучастникам их деятельности». Детство – это не «социальный питомник» (Д.И.Фельдштейн), а социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые. Дошкольник, познающий жизнь, особенно нуждается в обретении взрослых смыслов жизни. Активное постижение смыслов жизни у ребенка данной возрастной группы происходит через вопросы к взрослому или в игре как ведущей деятельности дошкольника. Внешне это выражается ролевыми играми во взрослых: в дочки-матери, продавцов-покупателей, автомобилистов и др. - они постигают жизнь взрослых и постигают ее по самой сути.

Лучшие достижения дошкольника в области освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми. Дошкольник как член социума постоянно включен в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит постоянный диалог личностей, ценностных установок. Ребенок «включен» в другого человека и через эту включенность развивается как личность. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединено у ребенка со значимым Другим: родителями, воспитателями, сверстниками. Исходя из вышесказанного, социальное развитие ребенка можно определить как количественные и качественные изменения социальных знаний, социально ценностных качеств и свойств, позволяющих ребенку ориентироваться в различных ситуациях и добиваться позитивной самореализации путем обретения ребенком собственного опыта общения и взаимодействия.

Итак, анализ теоретических трудов и практики по проблеме социального развития детей позволяет сделать следующие выводы:

Социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;

Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в активной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми, формирующей навык в процессе многократного повторения способов совершения отдельных действий;

Социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном образовательном процессе;

Эффективность социального развития каждого ребенка предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов с учетом особенностей дошкольников.

С.А Козловой разработаны подходы к ознакомлению дошкольников с социальной действительностью. Она выделяет:

Задачи, направленные на развитие ребенка :

Формирование у детей представлений о социальном мире и о самих себе в нем;

Воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру, событиям и явлениям, фактам в нем происходящим;

Формирование активной позиции, оптимистического мироощущения и способности к преобразованиям, творчеству.

Задачи, направленные на разработку педагогического механизма воздействия на ребенка:

Разработка эффективных методов и приемов, способствующих развитию когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка при ознакомлении с социальной действительностью;

Использование при построении педагогического процесса всех видов деятельности ребенка и разных форм организации.

Методы ознакомления с социальной действительностью (по С.А.Козловой)

Группы методов Виды методов и приемов
1.Методы, повышающие познавательную активность Элементарный и каузальный анализ, сравнение, метод моделирования и конструирования, логические задачи, экспериментирование и опыты, вопросы, повторения
2.Методы, направленные на повышение эмоциональной активности Игровые приемы, сюрпризные моменты и элементы новизны
3. Методы, способствующие установлению связей между разными видами деятельности Прием предложения и и обучения способу установления связи, перспективное планирование, прием опосредованного переключения на другую деятельность
4.Методы коррекции и уточнения представлений о социальном мире Методы повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирования, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, прием повторного выполнения задания, ситуация выбора
С Е М И Н А Р - П Р А К Т И К У М

для воспитателей

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ»

(старший воспитатель Ревина Н.П.)

I семинар: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПОЗНАНИЯ ДЕТЬМИ

СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность познавать окружающий мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность дает возможность ребенку усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Так как каждый вид деятельности активизирует разные стороны личности, то воспитывающий эффект достигается при использовании в педагогическом процессе комплекса деятельностей, логично связанных друг с другом.

Деятельность, особенно совместная является своего рода школой пере-

дачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает,

как взаимодействуют между собой люди, какие правила и нормы делают это взаимодействие наиболее благоприятным. Ребенок имеет возможность в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками наблюдать за ними в естественных условиях. Деятельность дает возможность ребенку быть самостоятельным в познании социального мира.

Деятельность также обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств, которые и характеризуют ребенка как существо высшее, социальное.

И наконец, деятельность служит своего рода школой чувств. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных формах (возрасту) и продуктах деятельности.

Важным условием является то, что деятельность должна быть содержа-

тельной. Иначе говоря, ее содержание должно нести ребенку какую-то развивающую информацию и быть для него интересным.

Полезна также деятельность, которая стимулирует творчество.

Можно выделить три педагогические задачи, которые решаются через целенаправленную организованную деятельность детей:

закрепление формирующих оценок, углубление знаний, воспитание качеств личности;

приобретение ребенком опыта жизни среди людей- сверстников, взрослых; осознание им важности и необходимости владения нормами и правилами взаимодействиями и деятельности;

удовлетворение стремления ребенка к образу жизни взрослых, к участию в ней.

С учетом названных задач все виды деятельности можно объединить в две группы. К первой группе относятся те виды деятельности, которые позволяют ребенку "входить" в социальный мир в воображаемом плане. Содержание и мотив подобной деятельности всегда связаны с реализацией потребности ребенка делать то, что в реальной жизни ему не доступно. Эта деятельность является результатом познания, которое осуществляется в ходе наблюдения, слушания, просмотра и др.

К первой группе можно отнести игру и изобразительную деятельность. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение недосягаемой для него действительности. Игровая роль определяет своим содержанием действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим участникам игры. Роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют положительное отношение к другим людям и вещам, событиям, т.е. необходимо обогащаться таким содержанием, которое обладает воспитательным потенциалом. В играх ребенка отражается наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у подрастающего поколения. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка заключена сила воспитательного воздействия игры.

Творческой переработке впечатлений, которые ребенок получает из окружающей жизни, способствует изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность становится источником проявления социальных эмоций, но порождаются они не изобразительной деятельностью как таковой, а социальной действительностью. От того, того как ребенок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось к ним отношение, будут зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов, их взаимосвязь и т.д.

"Деятельность отражения" позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вживаться в мир взрослых и познавать его, однако она не дает ему возможности реально участвовать в социальной жизни.

Ко второй группе можно отнести те виды деятельности, которые дают ребенку возможность приобщаться к миру людей в реальной жизни. В эту группу входят предметная деятельность, труд, наблюдения.

Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогают ориентироваться в окружающем мире.

Социальный опыт ребенка обогащается освоением трудовой деятельности.

Ребенок рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослых.

Ребенок начинает подражать взрослым не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п.

Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребенка можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяют ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретений трудовых навык ребенок эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели. Трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества.

Особое место в познании ребенком социального мира занимает наблюдение. Часто наблюдение осуществляется детьми не осознанно. Однако и дошкольник может наблюдать за событиями, конкретными проявлениями человека (его деятельность, взаимоотношения с другими людьми) осознанно. Наблюдение обогащает социальный опыт детей. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства, подготавливает почву для поступков.

Общение как деятельность берет на себя существенную нагрузку в социальной личности ребенка. Общение объединяет взрослого и ребенка, помогает взрослому передавать ребенку социальный опыт, а ребенку- принимать этот опыт, который преподносится ему в облегченной форме, с учетом уровня его развития. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др.

В дошкольном возрасте зарождается учебная деятельность, которая также важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который и организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Осознанности усвоения помогает именно то, что воспитатель опирается на процесс формирования учебной деятельности и учитывает особенности обучения детей дошкольного возраста.

Выделяется четыре характерные особенности обучения дошкольников.

Первая особенность - это обучение словом. Здесь большое значение имеет речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей.

Второй особенностью является то, что в обучении слово должно опираться на непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт.

Обучение дошкольников должно также затрагивать эмоции ребенка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний.

Еще одна особенность обучения детей дошкольного возраста заключается в том, что оно организуется взрослым, проходит под его непосредственным руководством

^ II семинар: СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.
Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог.

Первым, самым объемным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воз-

действующее на ребенка, питающее его ум и душу.

Не любой объект социального мира является средством воспитания, а

лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики.

Поэтому важными педагогическими задачами является анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Воспитатель составляет "социальный портрет" окружения, в котором находится социальное учреждение. В "такой социальный портрет" входят: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека и т.д.); перечень улиц, площадей, с указанием названий и кратким обозначением содержания названий, указание знаменательных дат, которые в текущем году будут отмечаться городом (день города, масленница и т.д.) и в которых дети смогут принять участие; перечень событий, которые будут иметь место в ДОУ и группе (день рождение д/с, озеленение участка т.п.)

Затем педагог выделяет по каждому пункту то, что доступно и педагогически целесообразно для детей его возраста, и закладывает соответствующую работу в перспективный план.

Кроме того, воспитатель продумывает, как, используя реальную жизнь,

можно познакомить детей с деятельностью людей их взаимоотношениями.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить

предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или

которые видит в своем непосредственном окружении.

Но не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если находится в поле зрения детей, Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст ребенку условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно, для данного ребенка, станет средством познания мира.

Предметный, вещный мир оказывает большое влияние на формирование потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Через нее ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества.

Техническая игрушка помогает ребенку знакомиться с достижениями технической мысли, со способами управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на окружающий мир. Игрушка сюжетная, обогащает представление детей о мире взрослых, их деятельности.

Народная игрушка, помогает приобщить ребенка к его национальным корням, к его народу, что также очень важно для социализации личности. Особое место среди игрушек отводится кукле, потому что она стимулирует развитие социальных чувств. Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют художественные средства: литература, изобразительное искусство музыка.

Художественная литература является одновременно и источником знаний и источником чувств. Для того чтобы литература стала средством приобщения детей к социальному миру, необходимо грамотно определять круг чтения дошкольников. Важно отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, стихи и разного содержании - познавательные. юмористические, на темы морали. Восприятие текста дошкольниками тесно связано, а часто и зависит от иллюстраций. Картинки в книге тоже могут стать средством приобщения детей к социальному миру...

Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Когда речь идет об изобразительном искусстве как о средстве познания социального мира, имеется в виду именно искусство, а не картинки и картины, которые использует воспитатель в дидактических целях. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребенка и способны не только "информировать" о каких то предметах, явлениях, но и вызвать высокие нравственные чувства. Отбор произведений осуществляется на основе учета возраста ребенка, его интересов, уровня развития восприятия изобразительного творчества.

Таким образом, ребенок, знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств. Все средства как источники получения информации можно разделить на три группы. Первая группа - источники, получение информации из которых, вполне контролируется и управляется взрослым.

Вторая группа - источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка.) при этом влияние взрослого- педагога, родителя- на сам источник, как правило, отсутствует. Производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообразности. И наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять практически не может (случайная "информация", которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности".

Задача педагога - сделать так, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из первых двух источников и, при необходимости, своевременно корректировать информацию, получаемую из источников третьей группы.

МЕТОДЫ.

Метод как способ передачи информации и влияние на формирование личности, имеет важное значение. Он определяет эффективность приобщения детей к социальной действительности. Поэтому педагогу необходимо осознанно подходить к отбору методов, соотнося их с целью и задачами воспитания и обучения. Выделяются две большие группы методов - методы воспитания и методы обучения. Группа методов обучения направлена на познание. Эти методы классифицируются по основным источникам передачи и восприятия информации (это словесные, наглядные, практические методы.)

Можно в основание классификации положить логику усвоения знаний, и тогда это будут индуктивные и дедуктивные методы.

Если же в основании классификации лежат типы познавательной деятельности, то это будут репродуктивные, проблемно-игровые, поисковые, исследовательские методы.

Особое значение классификации и отбору знаний необходимо придавать при ознакомлении детей с социальным миром. Это связанно с тем, что детям не только сообщаются знания. Одновременно у ребенка формируется отношение к себе, другим людям, событиям социальной жизни; создаются условия для активного его приобщения к социальной действительности; повышается личностная значимость для подрастающего человека того, что происходит вокруг...

Дети дошкольного возраста способны осознанно воспринимать социальные явления. Однако данная способность проявляется в небольшой мере при такой организации процесса усвоения знаний, которая стимулирует ребенка к проявлению любознательности, творчества, к выражению чувств, в активной деятельности.

Для решения подобной триединой задачи методы ознакомления детей с социальной действительностью можно представить четырьмя группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции, уточнение представлений детей о социальном мире.

Рассмотрим каждую группу методов отдельно.

^ МЕТОДЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе.

Методы данной группы: ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ И КАУЗАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

Умение ре6ализировать помогает усваивать знания осознанно. В процессе элементарного анализа дети уясняют внешние признаки, как бы расчленяют изучаемое явление на видимые составляющие. Соответствующий такому анализу синтез, тоже как метод познания, помогает представить предмет или явление в целом. Например, дети рассматривают картину с изображением строителя с рабочим инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым дети определили профессию этого человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного КАУЗАЛЬНОГО анализа. Данный анализ позволяет причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения. Так продолжая рассматривать названную выше картину, воспитатель предлагает детям поду-

мать, зачем строителю мастерок, который он держит в руке, почему подъемный кран такой высокий, зачем строить такой большой дом, кого может порадовать работа строителя, и т.п. С помощью таких вопросов ребенок начинает вникать в сущность явлений, приучается задумываться над внутренними взаимосвязями, как бы видеть то, что не изображено на картине, приобретает умение делать самостоятельные выводы.

Метод анализа и синтеза тесно связаны с МЕТОДОМ, или методическим приемом, СРАВНЕНИЯ.

В занятия включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Дети могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), игры, поступки и др. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений и чувств, становится более эффективным и осознанным процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим людям, к событиям и явлениям социального мира. Освоенный детьми прием сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Например: "Разложи картинки на две группы - в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую- все, что нужно для работы врачу" и т.д.

Проявлениям самостоятельности, творчества, выдумки содействует МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ и КОНСТРУИРОВАНИЯ. Этот метод необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Целесообразно научить детей составлять план - карту. Это может быть план - карта улицы, дороги в детский сад, участка ДУ и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, "читать" карту. Моделирование и конструирование развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира и глобуса.

МЕТОД ВОПРОСОВ: постановка вопросов детям и воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

Детей нужно стимулировать к постановке вопросов на занятиях прямым предложением ("Вы хотите еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Спрашивайте я постараюсь ответить."). В конце занятий можно оставить 2-3 минуты для вопросов детей. Задача педагога при этом быстро и разумно реагировать на вопросы: на один ответить сразу (если это касается темы сегодняшнего занятия), о других сказать, что эта тема следующего занятия и ребенок услышит ответ позже, на третий предложить ответить кому-нибудь из детей или поручить ребенку поискать ответ в иллюстрациях книги, а потом рассказать всем. Приучать ребенка к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы очень важно. Но от воспитателя требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание задавать вопросы взрослым.

^ МЕТОД ПОВТОРЕНИЯ.

Повторение - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. Возможны три формы организации повторения на занятиях по ознакомлению с социальной действительностью.

ПРЯМОЕ ПОВТОРЕНИЕ - от детей требуется повторить то, что они усвоили. Повторение идет на уровне воспроизведения в той форме и в тех формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала... Этот вид повторения не предполагает творческого отношения к усваиваемому материалу, поэтому его используют наряду с другими видами.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В СХОДНОЙ СИТУАЦИИ. Данная форма повторения основана на ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов, предметов. "На что похож этот предмет? Какую сказку русского народа напоминает вам украинская сказка "Рукавичка"? Такая форма повторения приводит к проявлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

ПОВТОРЕНИЕ НА ОПОСРЕДОВАННОМ УРОВНЕ - третья форма повторения. К усвоенным ранее знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно не на конкретные примеры, а на сделанные ранее обобщения, выводы.

^ МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ УСВОЕНИИ ЗНАНИЙ О СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ.

Эмоциональная активность- это заинтересованное восприятие познават ельного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях.

Эмоциональный потенциал занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью зависит от взрослого. Педагог, не умеющий "заражать" своими эмоциями детей, не сможет вызвать их эмоциональной активности, да-

же пользуясь для этого социальными приемами. Поэтому так важно понимать, что умение педагога передавать свое отношение к содержанию знаний является необходимым условием влияния на эмоциональную сферу ребенка; а специальные методы и приемы лишь помогают воспитателю активизировать этот процесс.

^ НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ .

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из таких приемов может быть ВООБРАЖАЕМАЯ СИТУАЦИЯ: воображаемое путешествие, встреча с воображаемыми героями и т.п. Игровое "как будто..." раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например, воспитатель предлагает: "Давайте мысленно представим, что мы прилетели на другую планету. Там никто не знает какие люди живут на Земле. Что мы расскажем им о нас и нашей планете?" Или: "Как будто бы к нам приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем, куда поведем?..."

К этому приему близок прием ПРИДУМЫВАНИЕ СКАЗОК.

Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включить в занятия.

СЮРПРИЗНЫЕ МОМЕНТЫ И ЭЛЕМЕНТЫ НОВИЗНЫ эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку и просто порадоваться, удивиться. Очень важно, чтобы занятия были интересными, эмоциональными. Тогда у детей сразу появляется желание узнавать. В качестве сюрприза могут выступать предъявление новой игрушки, показ слайдов, появление ребенка или взрослого в необычном образе и мн.др.

Новизну для детей могут создать форма и место проведения занятия и, конечно, его содержание. Разнообразие форм делает занятия привлекательными для детей. Так, можно по-разному проводить итоговые занятия в виде экскурсии по помещениям группы или всего детского сада, составляя программу концерта, отбирая картины для выставки, придумывая коллективный рассказ.

К методам и приемам повышения эмоциональности обучения можно отнести ЮМОР И ШУТКУ. Воспитатель всегда должен быть готов улыбнуться ребенку, вместе с ним посмеяться, пошутить. Веселый, мажорный настрой не только располагает детей к воспитателю, но и к тому, что он предлагает делать. Важно только чтобы шутки были доброжелательными, не обижали детей. Необходимо учить ребенка без обиды принимать и понимать шутки и самому использовать их в общении со сверстниками и взрослыми.

^ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЮ

СВЯЗИ МЕЖДУ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитывающий и развивающий эффекты знаний о социальном мире повышается, когда они усваиваются в разных видах деятельности при условии, что эти виды содержательно и логически связаны между собой. Для того чтобы установить связь между разными видами деятельности, нужны "дидактические мостики". Уже в процессе занятий воспитатель использует ПРИЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ОБУЧЕНИЯ способу установления связи между разными видами деятельности. Важно, чтобы ребенок понял смысл и необходимость устанавливать такие связи, тогда он откликается на предложение воспитателя учиться способу установления связи. Так на занятии по ознакомлении с техникой воспитатель не только эмоционально рассказывает о творчестве человека, но и вызывает у детей желание самим попробовать свои силы в изобретательстве, выражает уверенность в их возможностях, предлагает научить, помочь. Обучение происходит уже не на занятии; например, в процессе труда, изобразительной деятельности.

Эффективную роль играет ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Суть его состоит в том, что детям предлагают подумать, где, зачем и как могут пригодиться то или иное умение, те или иные знания. Например, воспитатель говорит: "Дети сегодня мы научились лепить овощи и фрукты. Как вы думаете, где мы сможем их использовать? А когда вам пригодится умение хорошо лепить? Рассуждая о возможностях переноса навыков или использование результатов деятельности, дети одновременно видят перспективу развития другой деятельности- игры в магазин, изготовление подарков для кого то и др.

Связующим звеном, "дидактическим мостиком" может служить БЕСЕДА с детьми о том, как можно "в это" поиграть, что можно сделать из рисунков, ковриков и др.

^ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ И УТОЧНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ.

В процессе наблюдений, усвоение знаний о социальном мире у детей формируются оценки и представления о людях, их взаимоотношениях и деятельности социальных явлениях и событиях, о самих себе.

Всю работу с детьми в данном направлении можно разделить на два

больших блока: уточнение представлений об объективных явлениях социального мира, личностно не затрагивающих ребенка, и уточнение и коррекция не адекватных оценок и представлений о явлениях, событиях, фактах непосредственно касающихся жизни ребенка и его личностного развития.

Работа по первому блоку - это работа на занятиях и в повседневной жизни.

Ведущими методами здесь служат ПОВТОРЕНИЕ, УПРАЖНЕНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ и ОПЫТЫ т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании. Например, на занятии детям рассказали о технике, созданной руками человека, и ребенок не понял, что такое рычаг и как "простая палка становится техникой".

После занятий воспитатель предлагает ребенку провести опыт с использованием рычага, самому ответить на свой вопрос и объяснить ответ педагогу.

Смысл такой работы в том, чтобы вовремя выяснить, что дети не усвоили, что оказалось для них трудным, и найти такие методы и приемы, которые сделают материал доступным их пониманию. При этом очень важно, чтобы воспитатель хорошо знал, что именно такие знания нужны ребенку, и принимал причину неусвоения их. В отдельных случаях, когда воспитатель заведомо уверен, что дети не могут понять суть вопроса, да это им пока и не нужно, он использует МЕТОД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ НА ДРУГУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ или МЕТОД ОБО-БЩЕНОГО ОТВЕТА на вопрос. Подобная ситуация появляется, например, когда дети пытаются сами объяснить процесс рождения человека или происхождение жизни на Земле. Воспитатель прибегает к ОБЪЯСНЕНИЮ, УТОЧНЕНИЮ, но уводит детей от излишних деталей, которые трудны для понимания дошкольников.

Способствует уточнению представлений ПОВТОРНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ ("Еще раз нарисуй, но уже точнее...., еще расскажи... еще раз сделай и т.п.")

Представления детей уточняются и в ситуациях ВЫБОРА: "Как бы ты поступил?... Почему ты думаешь, что мальчик поступил плохо?..." и т.п.

Периодически раз в три месяца, воспитатель проводит контрольные подгрупповые и индивидуальные занятия, цель которых уточнение представлений детей и динамика их развития.

Второй блок направлен на коррекцию и уточнение представлений, при-

обретенных детьми при стихийном получении информации (собственные наблюдения ребенка за взаимоотношениями людей, их деятельностью, событиями и др.) Как правило, взрослым не удается контролировать содержание такой информации и влиять на оценку ее детьми, и поэтому остается в дальнейшем выявлять такие представления и по возможности их корректировать. Уточнение или изменения представлений детей целесообразно проводить в ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЕ. Сравнительный анализ, оценка, разъяснение, воображаемая ситуация, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия- все эти методы и методические приемы используются в случае необходимости в работе педагога. Эта часть деятельности воспитателя наиболее сложна, так как связана с источником негативной информации, которым могут быть и близкие ребенку люди. Поэтому для достижения реального успеха важно вести работу с родителями.

Методы ознакомления детей с социальной действительностью используются воспитателем в разных формах педагогической работы, в разных видах деятельности. Они повышают воспитательно - образовательный потенциал экскурсий, наблюдений, занятий.

^ III семинар: РОЛЬ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил общежития, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения ребенка.

И первая и вторая функция реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно.

Первая функция – взрослый - носитель ценностей - может реализовываться и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношения, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным " наглядным пособием". Эта первая функция чрезмерно значима для развивающейся личности.

В основе механизма воздействия на ребенка лежат такие особенности детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей.

Связующими являются методы, которые способствуют реализации данной функции в целенаправленной форме. Для ребенка- это наблюдение, а для взрослого - организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.

При стихийной форме передачи социального опыта в первой функции для ребенка значимым остается наблюдение, а для взрослого - иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира. Воспитатель должен помнить, что ребенок постоянно наблюдает за ним и всегда готов к подражанию.

Вторая функция взрослого в социализации личности ребенка - функция организатора процесса передачи социального опыта. И эта функция реализуется как целенаправленно, так и стихийно.

Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность.

Взрослый человек является посредником между ребенком и окружающим его социальным миром.

Всех взрослых, которые так или иначе общаются с ребенком, можно условно подразделить по разным "уровням приближенности". Каждый уровень характеризуется тремя показателями: частотой контактов взрослых и детей, эмоциональной насыщенностью контактов, информативностью. К первому уровню следует отнести родителей. Здесь имеют место все три показателя при ведущей роли эмоциональной насыщенности. Близок к этому уровню второй, куда можно было бы и воспитателя дошкольного учреждения.

Для третьего уровня приближенности характерны ситуативные, даже, может быть, единичные контакты, разная степень эмоциональной и информативной насыщенности. Здесь можно говорить о людях, которых дети наблюдают на улице. в транспорте, а также тех которых они видят редко и наблюдают их в какой то определенной деятельности.

Наконец, к четвертому уровню приближенности можно отнести тех взрослых, о существовании которых дети знают, но ни когда не встречали их непосредственно, а может быть, и не могут встретить, если эти герои литературные, из кинофильмов и т.д. В этой форме общения отсутствуют отвлекающие моменты повседневной жизни, и ребенок более глубоко чувствует образы этих людей. Взрослые четвертого уровня приближенности оказывают влияние на социализацию личности ребенка. Их воздействие может быть эмоционально насыщенным и богатым информацией.

^ МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ВЗРОСЛЫМ

Выделяются ведущие ознакомления детей со взрослыми разного уровня приближенности.

Первый и второй уровни. Так как для этих уровней характерна эмоциоальная близость ребенка и взрослого, ведущим методом являются организация совместной деятельности различных форм и различного содержания, а также индивидуальное общение взрослых с детьми. Это могут быть совместный труд (х/б труд, труд в природе,"мастерская по ремонту книг, игрушек"); совместная художественная деятельность (подготовка совместного концерта, подарков- сюрпризов, рисование единой картины), праздники (дни рождения родителей, воспитателей, спортивные и др. праздники); совместные игры (сюжетно-ролевые игры с участием взрослых, игры- драматизации, где часть ролей берут на себя взрослые).

Индивидуальное общение происходит и в процессе совместной деятельности, и как самостоятельная форма, имеет собственную ценность. Это разговоры на интимные темы, сочинение сказок, чтение и др.

В педагогическом процессе названные выше методы работы с детьми логично сочетаются и дополняются другими: рассказы детей о своих близких

(в форме воспоминаний о приятных минутах, загадок); рисование (мамы, папы, воспитателя); чтение детям художественных произведений о родителях ("Трудный вечер" Н. Артюховой, "Посидим в тишине" Е. Благининой и др.), этические беседы на разные темы, обогащающие и уточняющие представления детей об отношении к родителям и воспитателю ("Кто как любит маму", " Что может обрадовать твою воспитательницу" и др.), упражнение ребенка в проявлении заботы и внимания, обучения способам их проявления.

Когда воспитатель организует работу по воспитанию отношения взрослым третьего уровня приближенности, ведущим становится метод организации наблюдений. Наблюдение может осуществляться в процессе экскурсий, в специально созданных ситуациях, когда дети знакомятся с деятельностью взрослых. Важно, чтобы дети знали, что наблюдать.

Эффективны и подключение детей к деятельности взрослых, этические беседы, чтение художественных произведений, рисование на темы наблюдений игры, труд по аналогии с наблюдением и др.

Определенное место в методике занимает работа по уточнению и формированию представлений ребенка о взрослом как таковом. Как о человеке, на которого и он, ребенок, похож, и от которого он пока еще существенно отличается. С этой целью в методику включается блок под названием " Кто такие взрослые люди".

Назначение данного раздела методики - поддерживать и развивать у детей интерес к миру взрослых, знакомить их с разнообразной деятельностью, личностными качествами, вызвать у ребенка желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности взрослых.

Мир взрослых людей привлекает ребенка. Он даже еще не осознавая этого, видит во взрослом человеке перспективу собственного развития, ищет свой идеал, выбирает для подражания из многообразия наблюдаемой деятельности вполне определенную и присущую конкретному человеку. Малыш подражает не всем и всему, а тем, кто ближе к его подсознательному идеалу, который и служит своеобразной призмой восприятия окружающего.Например, группа детей наблюдает за работой водителя автобуса. если взрослый не направляет их внимание, то каждый наблюдает как бы по собственной программе: один видит," как водитель крутит большой руль", другой - что "дядя все время пел и нам улыбался", а третий- что "в автобусе много педалей и рычагов". И в последующих играх, рисований, рассказов об увиденном дети отразят то, что их больше всего поразило, оказалось личностно значимым.

В силу того что ребенок - дошкольник еще мал многие склонны думать, что он не в состоянии объективно оценивать взрослого человека, его поступки, действия. Долгие годы педагоги считали целесообразно создавать для ребенка образ взрослого как идеальный, непогрешимый, не подлежащий критике. Ребенку внушалось, что все, что делает или говорит взрослый, единственно верно. Однако изучение представлений детей об окружающем, о взрослых людях подсказывает, что дошкольники очень рано начинают дифференцировать свое отношение к людям. В 4-5 лет уже появляются довольно правильные оценки: "Мне нравится этот человек, а этот не нравится ". В 5-6 лет дети аргументируют свои оценки, и их осуждения заслуживают самого внимательного анализа. Ребенок ценит во взрослых людях доброту, умение общаться с ним, отношение к животным, внешнее обаяние, красоту. Дети понимают, что не все взрослые одинаковы, что и они могут совершать отрицательные поступки и действия. При этом желание быть взрослым не пропадает, но образец для подражания становится конкретным, связанным с определенной личностью. задача педагога - сделать для ребенка привлекательными лучшие черты взрослого человека; не закрывая глаза на недостатки, показать то, что делает человека Человеком, и вселить веру в то, что и он, ребенок, может стать таким же. И для ребенка это должен быть по возможности реальный, конкретный человек.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ознакомление дошкольников с социальной действительностью

Окружающий мир - это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле - это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок.

Природный мир - живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира. Социальный мир - люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями.

Социальная действительность - конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества. Главная функция, которая возлагается на это средство, - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки.

И грушки различны по назначению и по своим потенциальным возможностям как средства познания детьми социального мира. Техническая игрушка помогает малышу знакомиться с достижениями технической мысли, со способами управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на окружающий мир.

Игрушка сюжетная обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности. установки.

Народная игрушка помогает приобщить ребенка к его национальным корням, к его народу, что также очень важно для социализации личности. Особое место среди игрушек, которые способствуют приобщению детей к социальному миру, отводится кукле, потому что она стимулирует развитие социальных чувств.

Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка. Художественная литература является одновременно и источником знаний, и источником чувств. Поэтому так важно как можно раньше приобщать детей к литературе.

Восприятие текста дошкольниками тесно связано, а часто и зависит от иллюстраций. Картинки в книге тоже могут стать средством приобщения детей к социальному миру, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Уточняет и расширяет представления детей о мире изобразительное искусство.

Таким образом, ребенок знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира.

В детском саду ознакомление с окружающим - это, по сути, самостоятельный предмет обучения. Оно систематически проводится и на специальных занятиях (экскурсии, беседы, чтение и рассказывание педагога, рассматривание картин, показ диафильмов), и в ходе обучающих игр. На этих занятиях предметы и явления общественной жизни стоят в центре внимания; важны именно они, их особенности.

Постепенно и последовательно у детей вырабатываются правильные представления о доступных им, близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей. Воспитатели стремятся, чтобы дети учились понимать общественные явления, чтобы у них развивалось уважение к человеку и его труду на благо общества.

Спасибо за внимание Подготовила воспитатель Лушникова Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальной действительностью

Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это позн...

Ознакомление с социальной действительностью «Серия упражнений, помогающих ребенку почувствовать свои внутренние органы»

Серия упражнений, помогающих ребенку почувствовать свои внутренние органы...

конспект НОД по ознакомлению с социальной действительностью во второй младшей группе «Мой любимый детский сад»

Вивчарь Лина Анатольевна - воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад №6 ст. Старощербиновская...