Дети посещающих детский сад имеют право. Могут ли быть дети школьного возраста посещать детский сад

Вопрос: Добрый вечер! В саду сложилась ситуация следующего характера! Моему сыну 18 сентября 2010 года исполнится 7 лет. На мой взгляд и рекомендации специалистов в частности (педагога, логопеда и офтальмолога) он не готов к школе, в связи с чем была дана рекомендация остаться в саду и пойти в школу с 8 лет , с чем я полностью согласилась и мною был написан отказ (по настоянию мед.сестры, еще в ноябре месяце) от прохождения диспансеризации к школе! Соответственно в связи с этой ситуацией я не отдала ребенка на подготовительные курсы, то есть должна была начаться со следующего года.

Теперь же в середине апреля месяца заведующая настоятельно требует к сентябрю покинуть сад, ссылаясь на достижение моим ребенком школьного возраста (напомню 7 лет исполняется только 18 сентября 2010 года), ссылаясь на устав сада, который не разрешает пребывание детей в данном учреждении после 7 лет! Мы фактически остались на улице! Обращалась в департамент дошкольного образования, где мне тоже дали явно понять, что в данном случае права заведующая! Подскажите, как быть в данной ситуации, куда обращаться?

Отвечает Ирина Гилета, юрист:

Добрый день. Напомню, что дошкольные образовательные учреждения функционируют и комплектуются на основании актов местных органов власти. Потому нет возможности достоверно оценить Вашу ситуацию. Однако, по сложившейся практике комплектование на новый учебный год проводится в срок с 1 мая по 1 сентября ежегодно, в остальное время проводится доукомплектование дошкольных образовательных учреждений. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод: если на момент завершения комплектования учреждения (то есть на 1 сентября) ребенку еще нет 7 лет, то он имеет полное право остаться на обучение в детском саду еще на один учебный год. Кроме того, в соответствии со статьей 19 Федерального Закона «Об образовании» «Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет».

Из всего сказанного, очевидно, что заявления заведующей детским садом, а также отделом образования противоречат закону.

Советую Вам,

  • во-первых, письменно обратиться в отдел образования с изложением ситуации и ссылок на законодательные акты. Потребуйте у них также письменного ответа на Вашу жалобу.
  • во-вторых, в случае, если ответ отдела образования Вас не удовлетворит, Вы имеете полное право обратиться в вышестоящий орган образования либо органы прокуратуры с соответствующим заявлением.

До какого возраста ребенок может посещать детский сад?

Согласно пункту 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 (далее – Типовое положение), дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (включительно).

В соответствии с пунктом 21 указанного Типового положения содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными Минобразования РФ, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 (далее – Требования). Данным нормативным правовым актом устанавливается, что обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обязательная часть образовательной программы должна обеспечивать, в соответствии с пунктом 2.6. Требований, достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Пункт 2.10. Требований подчеркивает, что для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного возраста, в образовательной программе отражается приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

Таким образом, задача дошкольного образовательного учреждения – не обеспечение образования ребенка до 7 лет, а обеспечение достижения дошкольником готовности к школе, а именно – уровня развития ребенка, необходимого и достаточного для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Как указано выше, в Типовом положении подчеркивается, что образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и реализуется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Возрастные рамки дошкольного образования (как и начала школьного образования) установлены законодательством исходя из возрастных особенностей развития основной массы детей в целях проектирования воспитательно-образовательного процесса в соответствии с их возрастными особенностями. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют различные ограничения познавательной, коммуникативной и иных видов деятельности. В связи с индивидуальными особенностями их психофизического развития ориентация при определении их образовательного маршрута, в том числе – и при реализации образовательной программы дошкольного образования, только на возрастные критерии не позволяет решать основную задачу дошкольного воспитания и образования – достижения дошкольником готовности к школе.

Таким образом, если установлено, что ребенок не готов к школе, в том числе – не достиг уровня психофизического развития, необходимого для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования, специалисты, работающие (консультирующие) с ребенком, могут рекомендовать увеличить срок дошкольного образования до достижения ребенком уровня готовности к школе.

На уровне законодательства не определен порядок продления договора, заключенного между дошкольным образовательным учреждением и законными представителями ребенка, посещающего данное учреждение, на следующий учебный год после достижения ребенком 7-летнего возраста в случае необходимости увеличения срока дошкольного образования. В этом случае следует руководствоваться приведенными ниже нормативными актами.

В соответствии с пунктом 27 Типового положения порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Если устав учреждения не содержит искомых положений, то вопрос о порядке продления договора должен быть адресован к учредителю образовательного учреждения. Учредитель может определить основания для продления договора и порядок его продления в уставе образовательного учреждения. До внесения соответствующих дополнений в устав может быть применена аналогия закона. В соответствии со статьей 19 Закона РФ «Об образовании» по разрешению учредителя образовательного учреждения возможно обучение детей до достижения ими возраста шести лет шести месяцев в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования. Таким образом, применяя аналогию закона, продление договора о дошкольном образовании после достижения ребенком 7 лет возможно по разрешению учредителя дошкольного образовательного учреждения.

Основаниями для продления договора могут быть заключения специалистов (как медицинского, так и психолого-педагогического профиля) с рекомендациями о продолжении дошкольного образования или заключение психолого-медико-педагогической комиссии как организации, создаваемой в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. № 95). Для детей-инвалидов основанием может являться и соответствующее заключение индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, т.к. в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» детям-инвалидам обеспечивается образование в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации.

Родители, у которых имеются рекомендации специалистов о продлении дошкольного образования или соответствующее заключение психолого-медико-педагогической комиссии, или заключение индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, обращаются с письменным заявлением с приложением копий рекомендаций (оригиналы предъявляются) к руководителю дошкольного образовательного учреждения (копия заявления с отметкой о приеме родителями сохраняется до получения письменного ответа). Руководитель образовательного учреждения либо продлевает договор о посещении учреждения (в случае если такая возможность урегулирована уставом или учредителем в другой форме), либо дает родителям письменный ответ с пояснениями по порядку продления договора: например, необходимо разрешение учредителя (с указанием куда обращаться).

Отказ учредителя образовательного учреждения в выдаче разрешения на продление договора о дошкольном образовании после достижения ребенком 7 лет может быть обжалован в Рособрнадзор, прокуратуру, суд.

С какого возраста по закону ребёнка обязаны взять в детский сад? И что это за закон?

  1. Может, немного не то, но тоже полезно тем, кому не дали место в саду с 1,5 лет. Или сам закон полностью почитайте:
    Проект федерального закона N 556611-5
    "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"

    Статья 1
    Внести в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 17, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010, N 31, ст. 4184; 2011, N 1, ст. 51) изменение, дополнив его статьей 52.3 следующего содержания:

    "Статья 52.3. Компенсация за непредоставление ребенку места в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
    1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, которым не предоставлено место в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на одного ребенка в размере 5 тысяч рублей.
    2. Предоставление компенсации родителю (законному представителю) не является основанием для снятия ребенка с учета (очереди) по устройству в государственное, муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
    3. Право на получение компенсации утрачивается при определении ребенка в государственное, муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного или начального общего образования.
    4. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
    5. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. "

    Президент Российской Федерации

  2. По закону - с 2-х месяцев, но не один детский сад не имеет возможности создавать группы раннего возраста 1-ю (от2-месяцев до 1 года) и 2-ю (от 1года до 2 лет) . Так что большие детские сады берут детей с 2-х лет (первая младшая группа) , а малокомплектные - с 3-х лет (из-за смешанных групп).
  3. с 2013 года только с 3лет- это у нас в городе так. также смотрят по садикам где берут с 1,5 года, а где только с 3лет
  4. В три года ребёнок должен пойти в детский сад какой закон не знаю! Там вроде по очереди в детсад индивидуально!
  5. Берут только при наличии свободных мест, у нас очереди лет на 10 и никакой закон вам не поможет
  6. нет такого закона... просто нету
  7. Статья 43

    Ст. 43 Конституции РФ: "
    1. Каждый имеет право на образование.
    2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
    3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
    4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
    5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

  8. Не ДОЛЖНЫ! А МОГУТ ПРЕДОСТАВИТЬ МЕСТО ПРИ НАЛИЧИИ СВОБОДНЫХ мест!

  9. See also: