Для чего нужны игры и игрушки? Нужны ли детям игрушки.

Зачем нужны игрушки?

Какие бывают развивающие игрушки

В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Развивать детей стремятся как можно раньше и наиболее всесторонне. Но, порой весь процесс развития сводится к обучению. Как соотносятся эти понятия? Какие игрушки действительно нужны для всестороннего развития?

Считается, что игрушки, предназначенные для детского развития, должны быть обязательно обучающими. Ребенок должен уметь собрать, соотнести, сделать что-то по образцу и т.д. Тем самым, игрушки, которые не предполагают подобной цели (обычные машинки, куклы, мячики и мишки) в разряд развивающих вроде бы и не вписываются.

В продаже появилось много игрушек, которые позиционируются как развивающие. Это «игровые развивающие центры» с различными звуковыми и световыми эффектами, известные кубики Никитина и Зайцева, пособия Монтессори, разнообразные карточки, рамки и вкладыши. а также всевозможные наборы для творчества, необычные конструкторы и даже технически оснащенные погремушки. На этикетке, как правило, присутствует само слово «развивающий» и указан возраст, на который эта игрушка рассчитана.

Но возрастные рекомендации на упаковках зачастую пугающе похожи - от 3 лет. И бывает очень сложно понять, когда игрушка действительно необходима. Поэтому возникают вопросы: почему иной раз так быстро иссякает потенциал игрушки? И почему малыш не поддерживает инициативу взрослых его развивать?

А мой малыш не хочет играть!

Очень скоро после покупки выясняется, что ребенок не желает или не может использовать игрушку по ее прямому назначению. Вероятно, подобная ситуация знакома многим. И тут есть две проблемы. Одна из них - непопадание в возраст. Например, хитрые доски с движущимися по проволочным дорожкам фигурками и звенелками-гремелками могли бы подойти двухлетнему малышу, которому хочется пробовать всевозможные виды движения и звучания. Но следовать сложной траектории ему пока не под силу, а к тому времени, когда он будет достаточно подготовлен для этого, игрушка перестанет казаться интересной.

Вторая проблема - несоответствие задачам развития. Двухлетняя девочка получила шнуровку-ботинок, попробовала одеть на ногу, но, поняв, что это важнейшее с ее точки зрения свойство ботинка не выполнимо, моментально потеряла к нему интерес. При этом она не расстается с папиными ботинками и весьма искусно их шнурует.

А пятилетний мальчик наотрез отказывается видеть в кубиках с буквами что-то другое, кроме материала для строительства, выкладывает великолепные крепости для своей армии, как заправский каменщик, и к складыванию из кубиков конкретных слов относится без энтузиазма.
Что такое раннее развитие?

В раннем возрасте, да и в дошкольном тоже, акцент на яркую азбуку вместо кукол и машинок приводит ребенка в сферу, совершенно чуждую его потребностям. Наверное, многие замечали, что чаще всего смысл букв-значков до малыша просто не доходит и остается невостребованным.
Безусловно, на определенном этапе овладение языком письменного и цифрового общения необходимо. Но чем больше внимания мы уделим формированию у ребенка собственного игрового багажа и творческих способностей, тем больше шансов, что при знакомстве с языками мира взрослых они окажутся действительно востребованы. Ведь прежде всего ребенок должен научиться творить и выражать результаты своего творчества собственными знаковыми системами.
Поэтому под ранним развитием правильнее было бы понимать своевременное развитие предметной и игровой деятельности. Контактируя с миром вещей и явлений, миром людей и отношений, ребенок развивает свой собственный внутренний мир - желания, вкусы, интересы, возможности и невозможности. Из этого, казалось бы, хаотичного эмпирического опыта ребенок вынесет неизмеримо больше, чем из всех самых прекрасных упражнений, вместе взятых. Это и станет тем ценнейшим багажом, который сам же ребенок захочет и сможет систематизировать, будет стремиться применять его, причем осознанно, подключая творческое воображение и интуицию.
Развивающий эффект игрушки определяется прежде всего свободным от директивных указаний характером игры. Главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной детской деятельности.

Что же касается дидактических игрушек, то в большинстве своем они не могут органично вписываться в пространство свободной игры. Дидактическая игрушка предполагает определенные рамки, «воротца», достаточно узкие, в которые должен попасть ребенок в процессе действий. Над воображением и волей ребенка начинает довлеть воля заложенного в пособии способа действия, то есть, в реальности это воля взрослого, подводящего ребенка к этому алгоритму. Предметы, предполагающие узко-стереотипные действия, могут стать материалом для тренировок, но не игры. И если в раннем возрасте такая практика полезна, то позже она препятствует развитию.
Сфера игры - это сфера образов, условностей, раскрываемых фантазией ребенка возможностей. Таким образом, при попадании дидактических материалов в игру у них есть два способа проявления себя: либо в свободной игре они могут использоваться ребенком как предметы-заместители и таким образом теряют свое главное предназначение. Исключением, пожалуй, здесь будут материалы М. Монтессори, если дать возможность употреблять их детям в свободной игре с присущей им выдумкой. Тогда в игре так или иначе главные свойства будут востребованы и освоены. Либо дидактические материалы становятся предметами для занятия с определенными правилами. Т.е. ребенок должен для достижения результата выполнить определенную последовательность действий. Таким образом, предполагается, что ребенок имеет уже достаточно высокий уровень произвольности и психологически готов следовать предъявленным извне правилам. А между тем, здоровое развитие дошкольника предполагает формирование правил добровольно, внутри широкого спектра возможностей, в котором действия будут придумываться и изменяться самим ребенком.

Значение свободной детской игры

Психологами давно доказано, что развитие человека происходит в его деятельности. Создавая, придумывая, преобразовывая что-то, человек строит, творит, изменяет не только окружающие предметы, но и самого себя. Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является предметная и сюжетно-ролевая игра. Именно в ней развиваются те качества, которые становятся основой успешного обучения - самосознание, воля и произвольность, целеустремленность, способность планирования и последовательности действий.
Главное для ребенка - это эмоции, практические действия и образные представления. Удовольствие в этом случае не развлекает малыша, а является необходимым условием и одновременно признаком его развития.

В раннем возрасте все окружающие предметы зовут малыша к исследованиям. Он строит и разрушает, гремит, стучит и передвигает все, что способно двигаться. Этот опыт дает ему познание себя, своих возможностей и свойств ближайшего окружения.
Позднее появляется главное качество, характеризующее новый этап развития. Это способность создать условное пространство. Когда годовалый малыш колотит ложкой по столу — это он просто стучит, ему нравится звук, нравится движение. А вот трехлетний малыш стучит ложкой по стулу и говорит, что это молоток, он ремонтирует стул. Это уже игра. Ребенок ощущает себя мастером, действует, как мастер, и обижается на резкое «положи ложку на место». Игра пока совсем простая, но представьте себе, с какими переменами во внутреннем мире ребенка это связано! Он уже понимает и создает условности. Замещение одного предмета другим формирует воображаемое пространство, и начинает развиваться символическая функция сознания.

В возрасте 3-5 лет ребенок буквально впитывает все происходящее и воплощает свои впечатления о событиях и отношениях людей в играх. В 5-6 лет играющий ребенок пользуется завидным багажом знаний и жизненных наблюдений. Играя, малыш проявляет познавательный интерес и благодаря участию взрослого его удовлетворяет. Формирующим началом в данном случае являются, с одной стороны, впечатления, получаемые малышом, а с другой - неотъемлемые возможности через собственную свободную творческую игру их усвоить, сделать этот опыт своим. Настоящая игра для маленького ребенка - это необъятный опыт успешности и поражения, социализации и одиночества, лидерства и подчинения, исследований-открытий и их последствий, которые бывают самыми неожиданными

Главное качество игры - это возможность представить то, чего в данный момент в реальности нет. Играя в морское путешествие, маленький «капитан» просит помощи в создании карты, причем не желает воспользоваться готовой, т.к. она слишком непонятна, а стремится нарисовать сам и запечатлеть его собственное представление. Пассажиры «его корабля» (куклы или другие дети) обеспечены провизией и спасательными жилетами на случай шторма. Дельфины сопровождают корабль. Можно наловить съедобной рыбы и приготовить из нее обед. Чем не познавательное развитие?

Именно в формате свободной сюжетно-ролевой игры с ее условностями, подвижным сюжетом и небольшим количеством атрибутов и развиваются самосознание и произвольность. Ребенок уже способен играть конкретную роль (врача, шофера, кассира и т.д.), он учится добровольно принимать ограничения и правила поведения. Активизируется мыслительная деятельность - внимание, восприятие, концентрация, выделение общих и существенных признаков, способность к обобщению.
«Правильные» развивающие игрушки
Исходя из этого, развивающими можно считать те игрушки и игровые материалы, которые дают импульс к самостоятельной и свободной творческой игре. Игрушки можно условно разделить на те, что относятся к формированию навыков предметной деятельности, и те, которые развивают социально-личностную сферу ребенка. Первая группа больше востребована в раннем возрасте, вторая - в дошкольном и младшем школьном.
Младенец.

Развитие восприятия происходит в общении и наблюдении за отдельными, не теряющимися среди прочих предметами и действиями. Хороши подвесные игрушки: объемные фигурки, простые погремушки, колокольчики, бубенчики. Подвесить можно и тряпичный мячик, Это первое, что малыш сможет взять в руки

Сенсомоторная координация предполагает согласованность восприятия глазами и действий руками. Помимо кухонной увари, так любимой малышами, пригодятся погремушки и игрушки с подвижными частями, желобок и шарик для скатывания, открытые коробки с кубиками и шариками для вынимания и вкладывания,коробки с крышкой,стержень с 3-4 кольцами (диаметр отверстия в кольцах больше диаметра стержня по крайней мере в 2 раза больше диаметра стержня) и игрушки-вкладыши (по 2-3 формочки с явными различиями в размерах). Отличной игрушкой для развития моторики и движений является мяч.Он может быть резиновый или большой надувной; прозрачный и перекатывающимися внутри шариками; тряпичный или плетеный Кроме того, мяч - замечательное средство для общения и способности принимать и отдавать.

Для социально-личностного развития незаменима кукла. Пусть она будет совсем простой. Ребенок узнает в ней образ человека. Ее хорошо класть или сажать около ребенка или подвешивать над кроваткой. Это может быть узелковая кукла, неваляшка или кукла-голыш в одежде.

На втором и третьем году жизни

Моторика, внимание, речь, и мышление формируются во многом благодаря предметной деятельности. Малыш познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для ребенка этого возраста нужны пирамидки из 3-5-7 колец в спокойной цветовой гамме, стаканчики-вкладыши разной формы и размера, матрёшки -3-4 местные, динамические игрушки - клоун акробат, бычок на дощечке и народные игрушки с подвижными частями, шнурок и крупные бусины для нанизывания, желобок и шарики для скатывания, кубики деревянные, «коробки форм», нужны ведерки и незатейливые, удобные для маленьких рук совочки, лопатки, водяная мельница, сачки для «вылавливания» игрушек из ванны. Совершенно необходимы и бытовые вещи - ложки, чашки, полотенца, тряпочки, расчёски и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу.

Играя с такими вещами, с песком и водой малыш открывает для себя их качества. Здесь таится начало познавательного интереса - поиск и открытие различных свойств и способов действия, формируется целеустремлённость и настойчивость.
Как девочке, так и мальчику для здорового личностного развития необходима кукла (мальчику - кукла мальчик). Желательно, чтобы она была похожа на самого ребенка. Это может быть тряпичная кукла в пришивной одежде, или кукла-голыш с комплектом одежды. Кукле требуется кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом и ванночка-корзинка. Высокая уютная коляска не только желанна, но и очень полезна для игры и для движения ребенка. Нужна также и кукольные утварь, посуда, одежда с простыми застежками.

Совершенно необходимы и вещи, способные стать в игре предметами-заместителями, которые способствуют развитию фантазии ребенка. Например, деревянные брусочки разных размеров, кусочки ткани, каштаны, и пр.

Для развития движений нужны мячи разных размеров, лошадка-качалка, качели, горки, лесенки, бревна и скамеечки для ходьбы.

Для развития речи полезно рассказывание простых народных сказок с повторением в течение нескольких дней подряд, рассказывание по картинкам. Для этого нужны крупные художественно выполненные картинки в книжках с достоверными, узнаваемыми изображениями животных и людей.

От 3 до 7 лет и старше

В качестве игрушек прибавляются различных размеров лоскуты тканей, деревянные чурбачки и коряги и многообразные предметы неопределенного назначения (брусочки, куски коры, орехи, ракушки, корзины, шнуры, подушечки) - игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей). Наиболее удачными материалами для крупномасштабного строительства являются столы, стулья, шлифованные доски, ширмы, лестницы. Для настольного строительства - это деревянные наборы для конструирования.

Нужны также простые маленькие куколки (пупсики, солдатики), куклы неопределенного пола и возраста (без лица), и животные (размером 5-15 см), пальчиковые куклы и куклы для театра.
Для ролевой игры требуются куклы-дети разного пола 30-50 см, кукольная мебель, посуда, одежда, атрибуты для игры в парикмахера, доктора, магазин, детали костюма, транспортные игрушки. Именно такие игрушки помогают принять и удерживать игровую роль.
Мозаики, материалы для лепки, аппликации и рисование должны быть использованы для свободного творчества, без ограничения ребенка рамками чужих образцов.

Слишком проработанные игрушки, их изрядный ассортимент будут лишь тормозить действительно всеохватный развивающий потенциал свободной игры. Главное качество хорошей игрушки с точки зрения развития - это ее открытость. Чем менее проработан образ - тем больше остается возможности представить, домыслить. Куклы (как и животные) должны иметь только существенные признаки, тогда одна и та же фигурка может изменяться: к примеру, смеяться и плакать, спать и бежать, огорчаться и гневаться. Именно такие игрушки будят и питают воображение, позволяют малышу реализовать свой замысел. Незавершенность образа игрушки важна еще и для того, чтобы ребенок мог видеть в ней те черты и проявлять те качества, которые ему требуются в данный момент.

Материал игрушек имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания. Они трогают всюду разные поверхности и структуры. Слушают звучание, исследуют разные другие свойства. Дети, которых окружают только пластмассовые вещи, живут в обедненном мире. И сенсорные эталоны тут не спасут. Если кукла не отличается на ощупь от кораблика, машинки или детали конструктора, ребенок лишается множества живых впечатлений. Как правило, игрушки, качественно выполненные из натуральных материалов, более долговечны, их легче починить, а это для ребенка - некое подтверждение его уверенности в окружающем мире, в его значимости и надежности.
Качественной, наполненной смыслом и приносящей удовлетворение игра может быть только в том случае, если у детей есть возможность и соответстующим образом огранизованное пространство для приложения сил фантазии

Еще одним важным условием для ее развития является наличие достаточного времени и покоя у ребенка. Примерно полтора часа - это то время, которое требуется для развития и преобразований в игре до того момента, как игровой импульс иссякнет. А под покоем подразумевается ежедневная возможность в опеределенное время дня посвятить себя игре, не отвлечекаясь на TV, радио, резкие голоса и эмоции в доме.
Гимн организованной уборке

Уборка имеет не меньший развивающий потенциал. Организация пространства при крупномасштабном строительнстве и размещение всех игрвых материалов по местам - это два противоположных процесса, требующие от ребенка внутреннего плана действий и представления о конечном результате, внимания и произвольности. А раскладывание многочисленных мелочей по коробочкам-корзиночкам - это великолепное ежедневное упражнение в классификации и тренировка мелкой моторики, соразмерности предметов в пространстве. Если это дело не перекладывать на ребенка, а с увлечением выполнять лет до шести в одно и то же время вместе, то вы сформируете ценнейшую привычку к порядку.

Следует упомянуть и об игрушках, тормозящих развитие ребенка. Это многочисленные электронные транспортные и музыкальные игрушки, интерактивные животные и куклы. Их всех объединяет иллюзия собственной активности. Нажал на кнопочку - получил результат. Но для развития логического мышления малыш должен иметь возможность наблюдать прозрачные для детского понимания процессы и прослеживать закономерности сам. Откуда в этом ящике такое изобилие музыкальных инструментов? И почему машины никто не касается, а она едет? Ведь главное, наверное, что заботливые родители желают внушить своему чаду, состоит в следующем: «все в твоих руках, ты - творец. Ты можешь делать все, что доступно твоему пониманию и даже больше. Твои возможности в твоем творчестве и свободе.» А в данном случае нажатие на кнопки обманывает понимание. Программа дает иллюзию свободы и фантом деятельности. Парадокс в том, что при видимой вариативности действий и свободе выбора ребенок является приставкой к игрушке. Игрушка манипулирует им и задает программу действий. Нажал на кнопку - машина поехала, нажал другую - сделала поворот. Места для деятельности малышу, для его представления, фантазирования и преобразований не остается.

Особая статья - животные и куклы, которые на покачивание и поглаживание, равно как и на долгое невнимание отвечают то, обниманием, то репликами, то плачем. Здесь искаженному развитию подвергается сфера эмоций и чувств малыша.

Может быть хорошо, что все за человека кем-то продумано, изготовлено. Пожалуйста, пользуйся! Но ведь мы хотим, чтобы наши дети выросли творческими личностями, отзывчивыми и активными, не так ли? Так когда же и на чем он будет сам учиться изобретать несуществующее, применяя свой опыт и наблюдения, делать открытия, общаться, любить не виртуально, а реально и заботиться. Напрашивается вывод, что чем более сложной и завершенной является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества и самостоятельных игровых действий.

Много позже, взрослея, ребенок будет свободно реализовывать себя как деятеля самостоятельного, активного, смелого и адекватного. Это ли не главная задача родителей?
Поэтому ищите хорошие игрушки, которые прежде всего побуждают ребенка действовать и творить.

Игра наряду с работой и учебой занимает важное место в жизни человека. И не только как развлечение: игры развивают и учат. С глубокой древности до нас дошло множество игр. В культурах разных народов присутствуют веселые, полные танцев, шуток и смеха карнавалы, балы и маскарады - излюбленные развлечения коро­левских дворов Европы, Издавна хорошо известны и пользуются популярностью демократичные народные забавы: народные гулянья и ярмарки. Мы с удовольствием посещаем аттракционы и луна-парки, где каждый может что-то найти для себя - карусели и американские горки, кегельбаны, тиры, комнаты страха, «королевства кривых зеркал» и лабиринты.

Во что играть?
Мир игры привлекает споим разнообразием: подвижные групповые игрына свежем воздухе, сооружение песочных замков на пляже, лепка на пластилина, развивающие ролевые игры (например, игра в магазин, школу или дом), решение кроссвордов или компьютерные игры. Посредством игры мы удовлетворяем потребность я движении и действии. Кроме этого, общение с ровесниками в ходе игры или решение кроссвордов развивает коммуникабельность, формирует сообразительность и воспитывает личность. Подвижные игры (например, догонялки) развивают физически, а игры на природе по­могают ориентироваться на местности.

В мире животные
Играют не только люди, но и многие другие живые существа. По­наблюдаем за нашими братьями меньшими: собаки любят во время прогулки гоняться за своими четвероногими приятелями или подавать хозяину бросаемые им предметы, а кошки могут часами играть склубком ниток.

История куклы
Куклы были известны детям еще в древности. Их делали из дерева, камня, глины или ткани. В Европе XVIII в. кукол лепили из смеси глины, бумаги игипса. Девочки из королевских и аристократических семей играли дорогами куклами, головы которых были сделаны из слоновой кости или фарфора, а глаза - из стекла. Наряды для них были сшиты из лучших тканей и украшены драгоценными камнями. Существуют специальные куклы дли театральных представлений. Они бывают разных видов: куколки, посаженные на рычаг, с помощью которого их приводит в движение снизу; марионетки, управляемые сверху нитями или проволокой; бибабо, которые надеваются на руку подобно перчатке, и актер с помощью пальцев манипулирует их головой и руками.
В XIX в. куклы часто служит миниатюрными манекенами для показа модной одежды.

Как появились мишки Тедди?
В 1902 г. президент США Теодор Рузвельт на охоте не позволил убить маленького медвежонка. Событие это стало известно благодаря рисовальщику, отразившему его в комиксе и опубликовавшему комикс в газете. Рисованный мишка так понравился одному владельцу игрушечного магазина, что он сшил для своих детей нескольких плюшевых медвежат и назвал их в честь Президента - Тедди. Очень быстро нашлось много желающих их купить и с тех нор мишка Тедди уже много лет является любимой игрушкой американских детей.

Машинки
Мальчики любят играть металлическими машинками, у которых есть резиновые шины, рессоры, открывающиеся дверцы и пассажиры внутри. Многие из них оснащены дистанционным управлением и питаются от батареек. Машинки бывают разных размеров, однако в школу мальчики берут самые маленькие модели, которые можно спрятать в карман. Но есть и настолько большие игрушки, что их водителем может быть ребенок. Широкой популярностью пользуются гоночные автомобили, пожарные и полицейские машины, а также экскаваторы, которыми можно играть в песочнице.

Кубики
Кубиками играют, прежде всего, маленькие дети, поскольку постройки из кубиков не требуют большого умения и точности. Раньше кубики были деревянными, а сейчас их делают из пластмассы. Часто это разноцветные многогранники, которые соединяются друг с другом специальными зубчиками. Современные наборы кубиков бывают очень сложными и позволяют строить множество разных объектов (средневековые замки, космические станции, города). Большой популярностью пользуются наборы, оснащенные электроникой, благодаря чему построенные из них модели могут двигаться. С развитием компьютерных игр появились виртуальные кубики. Их можно складывать только в виртуальной реальности на экране монитора.

Электронные игрушки
Современные игрушки значительно превосходят своих предшественников по сложности. Зачастую в них используются электродвигатели и системы, действующие на радиоволнах или инфракрасных лучах. Существуют управляемые на расстоянии транспортные средства и роботы, которые могут самостоятельно двигаться и даже говорить и реагировать на голос своего хозяина. Новейшие электронные игрушки представлены виртуальными животными и симуляторами жизненных функций и чувств. Эти игрушки должны «есть» и «спать» в определенное время. Например, японское изобретение «тамагочи», называемое еще яйцом, нуждается в постоянной заботе, а если о нем забыть, оно может даже «погибнуть». «Тамагочи» напоминает о своих жизненных функциях, например, о голоде с помощью надписей, высвечивающихся на маленьком экране.

Барахолка детских товаров представляет качественные игрушки на разный возраст, тут вы можете купить детские качели, интерактивные игрушки, различные констрокторы, велосипеды и многое другое.

Краткое содержание: Детские игры и игрушки. Какой должна быть полезная детская игрушка? Подбор игрушек. Развивающий потенциал игрушки, психологическое влияние на развитие ребенка.

Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая, с одной стороны, позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать себя. С другой стороны, игрушка - это товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.

В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно. Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки - динозавры, трансформеры, пауки, покемоны и т. п. Как сориентироваться в этом море игрушечной продукции? Как выбрать то, что нужно вашему ребенку? При существующей стихии рынка разобраться в этом непросто. В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить малышу). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую "полезность" родители либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. В результате детские комнаты нередко завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития - нигде нет. Поэтому при выборе игрушек чрезвычайно важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможное психологическое влияние на развитие ребенка.

Начнем наш разговор с того, для чего нужны игрушки и что каждая из них может дать для детского развития.

Главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка (как внешнюю, так и внутреннюю). Развивающий и образовательный ее эффект определяется прежде всего характером игрового действия. Этот аспект должен отчетливо осознаваться при покупке игрушек: выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ваш ребенок будет с ней делать.

Вполне очевидно, что с игрушкой дети играют. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Для ролевой игры хорошо иметь наборы для игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).

Для режиссерской игры нужны небольшие и, по возможности, симпатичные игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами, - мишки, зайчики, собачки - и конечно же куклы со всевозможной кукольной утварью. О куклах хотелось бы поговорить подробнее.

Дело в том, что в последнее время кукольный мир наших детей стремительно меняется. Появляются куклы все более детализированные и автоматизированные, т. е. как бы живущие самостоятельной жизнью. Например, выбор ставших уже традиционными Барби сегодня значительно расширился и конкретизировался: Барби с собачкой, Барби на велосипеде, Барби на лыжах, Барби - учительница географии и т. п. В каждом варианте к кукле прилагается обширный набор и соответствующих аксессуаров (например, к собачке - поводок, мисочка, щеточка и даже корм). Ребенку практически уже ничего не надо придумывать - нужно просто открыть коробку и использовать все это богатство по назначению. Вершина натурализма - кукла, ожидающая малыша: "дверца" в животе открывается, и оттуда достается ребенок-малыш со всеми анатомическими подробностями.

В самое последнее время Барби "успешно" дополнили куклы Брац (Bratz). Эти куклы создают образ жесткой, видавшей виды девочки-подростка, с ярким макияжем, томным взглядом и вызывающими, ультрамодными туалетами. К ним тоже почти всегда прилагается богатый набор всевозможных атрибутов: зеркало, помада, мобильник, карманный компьютер, гардероб в стиле унисекс, аксессуары и мебель бизнес-леди. Иногда в такие наборы включаются еще и буфет с баром, шикарный автомобиль, мотоцикл или велосипед и т. п.

Большой популярностью у девочек пользуются пупсы, подробно воспроизводящие живого младенца (Baby born). Розовое тельце со складочками, перевязочками и признаками пола создает полную иллюзию настоящего новорожденного. Они "умеют" кушать и справлять естественные надобности. Такие пупсы технически совершенствуются буквально на глазах. У них появляются растущие зубы, которые можно "задвинуть" обратно, раздувающееся (и затем уменьшающееся) тело. Особо впечатляют интерактивные куклы и звери, начинающие по определенной команде или сигналу петь, танцевать, махать руками и совершать всякие забавные действия, например медвежонок, котенок или щенок, который умеет обниматься, вилять хвостиком, узнавать голос хозяина и реагировать на него. "Вот кто станет твоим настоящим другом!" - написано в аннотации. Другой пример - робот, изображающий эстрадного певца: при нажимании на разные кнопки он с горящими глазами-лампочками начинает очень громко и надрывно петь шлягеры на разных языках, со страшной скоростью передвигаясь при этом по полу. Выглядит впечатляюще и забавно.

Совершенно шокируют так называемые наборы визажиста. Это женская голова (в натуральную величину или уменьшенная копия), предлагаемая в качестве тренажера для обучения искусству макияжа или парикмахерскому искусству. Разумеется, принадлежности для создания причесок и макияжа тоже прилагаются. Хранятся они иногда внутри (!) головы, которая открывается как коробка на петлях, а то и вовсе рассеченная пополам для легкости действия воссоединения и разъединения.

И таких "новых кукол" появилось достаточно много. Это и разного рода трансформеры, и монстры, и покемоны и т. д. Все они обладают известной привлекательностью и для детей, и для взрослых, кажутся очень современными, поскольку хорошо оснащены технически, имеют яркий, порой шокирующий внешний вид и соответствуют последним модным тенденциям. Как же относиться к этим новинкам игрушечного рынка с точки зрения детского развития? Что они несут ребенку? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вернуться к существу кукольного вопроса и посмотреть - что такое кукла и для чего она нужна дошкольнику.

Кукла - это прежде всего образ человека. Эта игрушка больше всего вызывает и оживляет представление ребенка о его собственной человеческой сущности. Поэтому кукла в детской игре может и должна действовать как человек. Осуществляя действия с куклами, малыш включается в мир людей: он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. В такой игре происходит одновременно два взаимосвязанных, но противоположных процесса. С одной стороны, ребенок вкладывает в уста и "организм" куклы свои слова, мысли, переживания, т. е. она является как бы внешним выражением его внутреннего мира, его своеобразным "рупором". С другой стороны, та же кукла задает образ человека, который становится для малыша моделью для уподобления, образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка "входят" представления о человеке и связанных с ним категориях (красивом и уродливом, хорошем и плохом, добром и злом).

Дошкольник видит в кукле самого себя. Ребенок с достаточно развитым воображением может представлять одно и то же лицо веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Малыш оживляет куклу, и она обретает способность действовать и проявлять свой характер. Но для воображения и фантазии требуется пространство. В данном случае именно отсутствие избыточных деталей, недостаток подробностей и являются той благодатной почвой, которая питает развитие детской фантазии.

Что же происходит, когда ребенок имеет в игрушке четко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Первое - это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребенка. Куклы с подробно прорисованными лицами, позами, аксессуарами навязывают малышу нечто раз и навсегда заданное, заранее кем-то определенное - то, что не имеет отношения к его собственным игровым идеям. Если дошкольник с хорошо развитой игрой еще может быть в некотором смысле независим от навязываемого образа и способен развивать собственную игровую линию, то дети с неразвитой игрой (а таких сейчас большинство) воспроизводят именно тот характер поведения, который выражен в кукле. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби - это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Данная тема в известном смысле дополнена новинкой - куклой Bratz, для которой дом - это всего лишь компьютерный стол и бар, а досуг - далекая от домашних забот молодежная "тусовка" на "крутых" автомобилях. Игра с младенцем-роботом превращается в тренировку условных рефлексов: чтобы он засмеялся - нужно нажать на голову, чтобы начал танцевать - качнуть один раз, заплакал - качнуть три раза и т. п.

Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребенка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть . Эти куклы сами предлагают строго определенные действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остается только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, - при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Вместе с тем дети быстро привыкают к таким красивым и "укомплектованным" игрушкам и просят их еще и еще. Ребенок, получающий все новые и новые игрушки подобного рода, практически в них не играет, а всего лишь манипулирует ими. Он начинает зависеть от того, что "заложено" в такой игрушке, и охотно подчиняется ее требованиям. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определенные действия.

В последнее время все острее встает проблема зависимости детей от различного вида игр: компьютерных, игровых приставок, игровых автоматов и т. п. Дети не хотят и не могут преодолеть "магнетизм" этих занятий, они оставляют друзей, книги, учебу и уходят в мир острых виртуальных ощущений, теряя, таким образом, свою свободу и живя по навязанным правилам игры. Можно предположить, что первый шаг к подобной независимости - это игра с игрушками, которые лишают детей инициативы, навязывая им собственные "правила игры".

Еще одна опасность, которую несут последние достижения игрушечной промышленности, связана с самим образом куклы. Дело в том, что через игру с человеческими образами формируется модель поведения ребенка не только в игре, но и в обыденной жизни вне игры. Кукольные фигуры буквально телесно воздействуют на детей в раннем и дошкольном возрасте. На этот феномен, к сожалению, обращается крайне мало внимания. А между тем он чрезвычайно важен, поскольку непосредственно оказывает глубокое формирующее физиологическое воздействие на телесный облик ребенка.

Приведем для примера интересный случай. Девочка трех с половиной лет получила в подарок тряпочную куклу, сшитую мамой. Мама торопилась и недостаточно тщательно сделала кукле глаза и рот. В результате лицо получилось несколько асимметричным, глаза разной величины. Кукла очень полюбилась девочке, она назвала ее своим именем, играла с ней, укладывала к себе спать. Спустя пару месяцев мама заметила, что дочка прищуривает тот глаз, который у куклы получился меньше, и немного кривит рот. Пришлось переделать лицо кукле. Через некоторое время в мимике дочери искривления пропали.

Замечено, что дети воспроизводят выражение лица, позу и осанку любимой куклы. Иногда они потирают или почесывают поясницу или спину в том месте, где у любимой куклы штамп изготовителя. Такое проецирование и телесное подражание объясняется тем, что ребенок именно в первое семилетие жизни пластически строит свое тело. Внешнее воздействие запечатлевается не только в его сознании, но и буквально в организме. Впоследствии эти запечатленные воздействия будут только расти со всеми правильностями и неправильностями, заложенными в раннем и дошкольном возрасте. Поэтому "страшное", агрессивное или надменное выражение лица куклы, недостатки ее фигуры могут прилипнуть к вашему ребенку, буквально "впечататься" в него. Получается, что от вашего сознательного подхода к выбору куклы зависит как душевное, так и телесное здоровье собственных детей.

Однако куклы, хотя и важные, но далеко не единственные игрушки, нужные дошкольникам для игр. Кроме них, существует огромное количество других игровых материалов: всевозможные кубики, пирамидки, конструкторы, пазлы, мозаики, лото, домино, настольно-печатные игры и т. п. Все они, безусловно, необходимы детям и могут принести им не только удовольствие, но и пользу для развития, поскольку способствуют развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей детей. Однако развивающий эффект той или иной игрушки зависит от того, что и как ребенок может делать с ней.

Возможность (или невозможность) активного действия ребенка зависит от многих качеств игрушки. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно является и паровозиком, и телефоном, открывает, казалось бы, разнообразные возможности для детской активности. Но такое "разнообразие" дезориентирует малыша - он не знает, что нужно делать с этой сложной игрушкой - возить, разговаривать по телефону или же кормить слоника. Причем полноценное выполнение перечисленных действий весьма ограничено: перевозить что-либо на таком слоне невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь); телефонная трубка все время падает; слон не является в полной мере слоном, поскольку он - телефон на колесах. Гораздо полезнее было бы в данном случае разъединить эти функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета.

В последнее время появляется большое количество новых необычных, интересных по замыслу наборов для детского творчества. Такие наборы предполагают разнообразные продуктивные виды детской деятельности: вышивание, составление узоров или фресок из крупы или цветного песка, изготовление гравюр, рисование красками на любых поверхностях (стекле, глине, ткани и т. п.). К сожалению, подобные наборы слишком ограничивают выбор материалов для самостоятельной свободной творческой деятельности детей. А ведь именно такая деятельность в наибольшей мере развивает творческие способности ребенка и самостоятельность мышления.

Большим разнообразием отличаются современные конструкторы. Различные варианты замечательного конструктора "Лего", гибкий конструктор "Такеши", разные виды "строительного материала" - от мелких наборов до крупногабаритных конструкций, - все они, безусловно, полезны для дошкольников, в том, конечно, случае, если позволяют самостоятельно создавать разные постройки и конструкции - домики, мебель, замки, парки и т. п. Особенно важно при этом, если созданные малышом постройки будут впоследствии включены в игры - с куклами или с друзьями.

Однако "полезность" игрушки далеко не единственный критерий ее оценки. Игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Она должна быть увлекательной и привлекательной, что, собственно, и делает ее игрушкой, а не дидактическим пособием. Интересы и предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота игрушки, ее сложность, богатство деталей или же описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие "приоритеты". Они могут предпочитать ту или иную игрушку, потому что видели подобную у своих друзей. Однако главное достоинство игрушки, привлекающее малыша, - это возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если игрушка вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки и т. п.), ребенок захочет скорее взять ее в руки и начать игру.

Чтобы игрушка несла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для проявления разнообразных форм активности ребенка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но стереотипные однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, только не игры. Если материал детской игры будет хотя и привлекательным, но жестким, предполагающим строго определенный способ употребления (как, например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то сама игра окажется просто упражнением или времяпрепровождением, а не активной, творческой деятельностью. Чем более определенной по способу употребления и завершенной по своей конструкции является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. С игрушками, напичканными техническими новинками, ребенку не нужно ничего придумывать и воображать. Игрушки, более простые в конструктивном решении и менее определенные в способах действия с ними, допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открытой для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, обычные куколки и т. п., не могут наскучить ребенку, так как благодаря своей простоте они чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения и тысячи новых комбинаций с ними. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важнейшие требования для хорошей игрушки.

Игра ребенка должна быть самостоятельной (конечно, когда он уже умеет играть). Поэтому игрушку нужно рассматривать как особый предмет, позволяющий малышу ощутить уверенность в своих силах, как опору для самостоятельных действий детей, помогающую им ощутить собственную компетентность и автономность. Материал игры должен позволять постановку и самостоятельное разрешение все более сложных задач. Наличие в игрушке не только "загадки", но и подсказки вызывает к ней интерес и желание действовать. Предмет игры должен содержать понятные для ребенка ориентиры для его самостоятельной деятельности. В качестве примера можно привести такие известные народные игрушки, как пирамидки, матрешки, вкладыши, которые сами "подсказывают" правильный способ действия. Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают "подсказки" для самостоятельных действий и скорее испугают их, чем вызовут желание играть с ними. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для ее решения - важное качество игрушки, стимулирующее детскую активность.

Итак, действия ребенка с игрушкой должны быть осмысленными, вариативными и самостоятельными. Все эти требования к игрушке родители могут использовать при выборе нужного предмета для игры детей. Важно, кроме того, оценивать также технические качества игрушки: ее прочность и качество изготовления. Если у машинки, скажем, отваливаются колеса, а у куклы вылезают волосы или болтается голова, это сделает невозможной нормальную игру с ней и принесет малышу серьезные переживания.

И наконец самое главное. Ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Игрушка может только помогать настоящей детской игре или мешать ей, превращать игру в автоматические манипуляции. Но если ребенок не умеет играть, если у него отсутствует воображение, желание думать, преобразовывать и создавать новые образы и сюжеты, - никакие игрушки не помогут. Только в руках старшего и умеющего играть партнера игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.

Другие публикации по теме данной статьи:

В каждом ребенке с самого рождения заложены индивидуальные способности и таланты. Если мама и папа внимательные и заботливые родители, они понимают, что недостаточно малыша обогреть, накормить, одеть и обуть в красивые вещи. Такие родители всегда замечают способности своего ребенка и готовы развивать их, совершенствовать в будущем. Но как? И так ли это необходимо? Не всем же дано стать гениями!

Давайте порассуждаем с вами. Действительно ли надо развивать таланты детей на будущий ошеломительный результат? Покупать дорогие развивающие игрушки с рождения, водить грудничков в детские развивающие центры, осваивать модные методики раннего развития. Благо в интернете информации на этот счет много.

Да, все это прекрасно, не стоит сбрасывать со счетов никогда все новое и прогрессивное.

А если, финансовые возможности не позволяют это делать? Как поступать таким родителям? Ведь, если не заниматься с ребенком, он не то что не достигнет выдающихся результатов, но и вообще остановится в своем развитии.

На своем сайте я буду рассказывать о личном опыте и опыте других людей, о том, как создавать развивающие игрушки своими руками . Таких, которые не требуют особых навыков, умений у мамы, не отнимают много времени и не нуждаются в больших финансовых затратах.

Развивающие игрушки помогают младенцу знакомиться с окружающим миром, в который он пришел. Через тактильные и слуховые ощущения он начинает узнавать окружающую обстановку и людей . С трехнедельного возраста мама сама может создать младенцу развивающую обстановку, прямо в квартире, в его кроватке.

С возрастом развивающие игрушки помогают учить ребенка говорить, логически мыслить. Они через мелкую моторику рук, способствуют развитию мозга. Согласитесь, что это важный орган, без которого немыслимо развитие вообще.

Дети, у которых есть развивающие самодельные игрушки , успешнее обучаются, быстрее овладевают практическими повседневными навыками, проявляют творческие наклонности, практичнее ориентируются в детском коллективе.

Не будете же вы спорить, что это приходит само собой у всех детей без исключения? Тогда откуда проблемы адаптации в детском садике, отставание в учебе у первоклассников, душевная черствость? А ведь это отдаленные последствия того, что развитие малыша было либо неправильным, либо недостаточным. Поэтому винить будет некого, кроме себя.

Развитие головного мозга, закладка связей закладывается в возрасте до трех лет . Потом идет только совершенствование и оттачивание всего заложенного. Не зря же отпуск по уходу за ребенком маме дают на три года.
Давайте вместе с вами поразмышляем, для чего нашему ребенку нужны развивающие игрушки и игрушки, созданные своими руками, в частности?

Нет похожих статей.