Проект (младшая группа) на тему: Проект в первой младшей группе «Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника


Занятие знакомство с фольклорными произведениями в 1 младшей группе.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах.
Расширять ориентировку в окружающем. Формировать познавательную активность.
Побуждать детей выполнять игровые действия по показу воспитателя.
Воспитывать доброе отношение к животным.
Предварительная работа:
1. Заучивание потешек.
2. Рассматрмвание иллюстраций в книгах «Потешки».
Методические приёмы:
1. Сообщение цели (загадка про кота) .
2. Чтение потешек про кота.
3. Мелкая моторика (шнуровка сапожек) .
4. Поездка в гости к петушку на поезде.
5. Чтение потешек про петушка, курочку, цыплят.
6. Игра «Курочка и цыплята».

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку: «Мягкие лапки, а в лапках царапки, кричит «мяу».
Дети: Кот.
Воспитатель: Правильно. А вот он и в гости к нам пришёл. Ночью кот мышей ловит, а днём греется на солнышке и мурлычет. Как он мурлычет?
Дети: Мур-мур-мур.
Воспитатель: Давайте прочитаем про нашего кота потешку:
Как у нашего кота,
Шубка очень хороша,
Как у котика усы удивительной красы,
Глазки смелые, зубки белые.
Воспитатель: А теперь, Лена прочитает про киску:
Киска, киска, киска брысь.
На дорожку не садись,
Наша деточка пойдёт
Через киску упадёт.
Воспитатель: Дети, киска приглашает нас в гости к петушку, но прежде чем отправиться, давайте поможем ему зашнуровать сапожки, которые он нам принёс. (дети садятся за столы и шнуруют) .
Молодцы, с заданием справились, теперь можно отправиться в гости к петушку. Поедим на поезде, я буду паровозом, а вы все вагончики. Застучали колёса, «чух-чух-чух, мчится поезд во весь дух». Приехали. А вот и петушок нас встречает «ку-ка-ре-ку».
Дети рассказывают потешки про петушка и про курочку, играя пальчиками.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, громко песни поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Курочка моя, умница моя, вот пшено, водичка,
Дай ты мне яичко, умница моя.
Воспитатель: А как курочка зовёт цыплят?
Дети: Ко-ко-ко.
Воспитатель: Какие цыплята? А какая курочка?
Дети: Цыплята маленькие, а курочка большая. Расскажите потешку про цыплят.
Цып-цып-цыплятки, есть водица в кадке.
Кто меня боится, тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки, не боятся кадки,
Возле кадки блюдце, все они напьются.
Детки, вы все молодцы, хорошо играли, рассказывали потешки. Я очень вами довольна.
1111111111111
Автор: Шурыгина С.Л., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 55 «Чудесница» (Республика Коми, г. Воркута).
Программное содержание:
Закрепить у детей знания произведений малых фольклорных форм (потешек, пестушек, прибауток); знакомить детей с русской традиционной игрушкой; воспитывать у детей сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней; развивать любовь к русским народным потешкам, пестушкам. прибауткам; воспитывать коммуникативные навыки, стремление к сотрудничеству.
Материал: деревянные ложки, красивые платочки, плошки с маленькими ложками, русские традиционные игрушки, игрушка петушок.
Предварительная работа: разучивание потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песен, народных игр.
Методы и приёмы: сюрпризные моменты; игры, направленные на организацию детской деятельности с воображаемым предметом; применение выразительных средств речи; использование музыкальной наглядности.
Ход занятия:
Дети, одетые в русские народные костюмы, заходят в «Русскую избу» и садятся на лавочки вокруг стола. На столе на подносе лежат платочки и ложки, деревянные игрушки.
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Здравствуйте, мои пригожие! А мальчики у нас как ясные соколы! А девочки как аленькие цветочки! Расселись удобно? Вот и хорошо! Сегодня хочу вам показать, как можно найти игрушку в предметах, которые нас окружают. Давным-давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках. У детей было столько игрушек, как у вас сейчас. Дети придумывали себе игрушки сами.
Воспитатель поднимает платок с подноса, на котором стоят разные деревянные игрушки. Дети их рассматривают и играют с ними. Воспитатель предлагает им сделать самим себе игрушку.
Воспитатель: Вот у меня ложка и платок, я сейчас сделаю куколку.
Воспитатель берёт платок, раскладывает его на столе и заворачивает в него деревянную ложку с глазками. Просит детей тоже смастерить для себя куколку.
Воспитатель: Вот и получилась у нас куколка. Давайте каждый назовёт свою куколку именем, побаюкаем её и поиграем с ней.
Дети называют имена своих куколок и поют им вместе с воспитателем колыбельную:
Баю-баю-баиньки,
Маленькие заиньки,
Катеньку качали.
Кате напевали:
Баю-баю! Баю-бай!
Спи малютка, засыпай!
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что наступило утро, встало солнышко, и мы нашу куколку будим.
Катя, Катенька, проснись!
Да с кроватки–то спустись!
Слышишь, крикнул петушок.
Дети пальчиками показывают петушка, воспитатель показывает игрушечного петушка и нараспев исполняет потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Кате спать не даёшь?
Как поёт петушок?
Дети: Ку-Ка-Ре-Ку!
Воспитатель:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, моя Катя!
Встань, моя дочурочка!
Потягушки, потянись.
Поскорей, скорей проснись!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться
Водичка, водичка!
Умой моё личико!
Чтобы глазки блестели!
Чтобы щёчки краснели!
Чтоб смеялся роток!
Чтоб кусался зубок!
Воспитатель: Наша куколка проснулась, умылась и ей пора позавтракать. Сварим для неё кашку - малашку?
Дети: Да!
Дети берут плошки и ложки.
Воспитатель:
Варись, варись, кашка,
Варись, варись, малашка,
Кашка, кашка,
Кашка – малашка.
Кашку мы сварили –
Катю накормили.
Дети кормят куколку.
Воспитатель вместе с детьми читает потешки:
Эта ложечка за мамочку,
Эта ложечка за папочку,
Эта ложечка за дедушку,
Эта ложечка за бабушку,
Эта ложка за тебя!
Расти большой, вот такой!
Катя, Катя маленька.
Катенька удаленька.
Пройдись по дорожке,
Топни, Катя, ножкой.
Воспитатель предлагает детям пойти погулять с куколкой и поиграть с ней.
Проводится игра «Куколка и хоровод».
Воспитатель:
Вот присела на ворота
Говорливая сорока:
«Кра – кра –кра – кра,
Маленькому спать пора!»
В окна голуби взглянули
«Гули – гули – гули - гули,
Надо маленькому спать,
Чтобы утро не проспать».
Надо положить наших куколок в люльку и спеть колыбельную песенку, чтобы они быстрее уснули.
Воспитатель и дети исполняют колыбельную песню.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
Надо маленькому спать.
Чтобы утро не проспать.
Воспитатель: Наши куколки уснули. Давайте отойдём, не будем их будить. Вот какую игрушку можно сделать из простой ложки и платочка. На прощание хочу вас, гости дорогие, угостить сушками. Кушайте, на здоровье!
Воспитатель надевает сушки на пальчики детям, при этом приговаривает:
Этот пальчик - дедушка, (на большой палец)
Этот пальчик - бабушка, (на указательный палец)
Этот пальчик – папа, (на средний палец)
Этот пальчик – мама, (на безымянный палец)
Этот пальчик – я!
Вот, и вся моя семья! (Дети сжимают и разжимают кулачки).
Дети благодарят хозяйку и прощаются.
11111111111111111
Фольклорное занятие для детей 1-й младшей группы "В гостях у Вани"
Иванова Тереза Гундыновна, воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками
Задачи:
Обучающие: Закрепить у детей знания малых фольклорных форм.
Развивающие: Развивать любовь к русским народным потешкам, песенкам.
Воспитательные: Воспитывать у детей сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа: Чтение потешек, рассматривание картинок, разучивание колыбельных песенок, прибауток.
Демонстрационный материал: Игрушки: кукла Ваня, кот, собака. Деревянные ложки, плошки, русские традиционные игрушки. Интерьер русской избы, салфетки, музыкальные инструменты.
Методы и приемы:
Сюрпризные моменты.
Игры, направленные на организацию детской деятельности с воображаемым предметом.
Использование музыкальных инструментов.
Звукоподражание.
Ход занятия
Дети заходят в “Русскую избу”, рассматривают (печку, стол, лавочку, на столе стоят плошки, игрушки, деревянные ложки). Гостей встречает воспитательница в национальном наряде:
Уж вы, гости дорогие, добро пожаловать,
Милости просим – заходите.
Как уютно в нашей горнице
Спозаранку печка топится
Котик лапкой умывается
Наша сказка начинается.
Стоит люлька. В люльке спит Ванюша.
Ведущий: В гости мы пришли к Ванечке. А где же Ванечка? (Подходят к люльке) Он еще спит. Наступило утро, встало солнышко. Давайте и нашего Ваню разбудим.
Дети: Разбудим.
Ведущий:
Ваня-Ванечка, проснись, да с кроватки ты спустись
Слышишь, крикнул петушок, просыпайся мой дружок. (Кричит петушок.)
Как закричал петушок?
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Ведущий:
Вот проснулся петушок, встала курочка.
Просыпайся мой дружок, встань мой Ванечка.
Потягушки, потянись, поскорей скорей проснись. (Наливаем в тазик водичку.)
Выходи, водица! Мы пришли умыться.
(Ванечка умывается, читаем потешку.)
Водичка, водичка! Умой мое личико!
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок.
(Дети проговаривают вместе с воспитателем.)
Ведущий: Ванечка умылся, поиграем с ним в ладушки?
Дети: Да. Поиграем.
(Хором поют и инсценируют песенку “ Ладушки”.)
Ладушки, ладушки.
Где были? – У бабушки. (Хлопают в ладоши.)
Что ели? – Кашку.
Пили простоквашу. (Возят пальчиком по ладошке.)
Кашу поели.
Шу! – полетели! (Машут руками, изображая птичек.)
На головку сели,
Сели – посидели (Кладут ладошки на голову.)
Прочь улетели! Да! (Изображая птичек, разбегаются по залу.)
Ведущий: Как вы хорошо поете и весело играете. Устали? Мы немножко отдохнем и сварим кашу.
Ваню нашего накормим. Берите ложки и плошки.
(Дети берут ложки и плошки.)
Ведущий:
Варись, варись, кашка,
Варись, варись, малашка,
Кашка, кашка,
Кашка – малашка,
Кашку мы сварили –
Ваню накормили.
Дети: дети кормят куколку и приговаривают:
Эта ложечка за мамочку, это ложечка за папочку,
Это ложечка за дедушку, Это ложечка за бабушку
Это ложка для тебя.
Расти большой, вот такой!
(Поднимают куколку вверх.)
Ведущий: Ваня с нами поиграл и кашку поел. Он устал немножко, нужно ему отдохнуть. Уложим Ванечку в люльку и споем ему колыбельную.
(Дети качают люльку и поют колыбельную.)
Баю-баюшки-баю,
Баю Ванечку моего
Приди, котик, ночевать
Нашего Ванечку кочать,
Нашего Ванечку качать,
Качать, прибаюкивать
Спи, усни,
Угомон тебя возьми
Баю-баюшки-баю.
Баю Ванечку моего.
Ведущий: Тише, тише, наш Ваня уже уснул. Давайте отойдем, не будем его будить. На прощание угощаю вас вкусными пряниками. (Воспитатель дает детям корзину с пряниками, идут в группу.)
111111111111111
Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора для детей первой младшей группы.
Тема: «Экскурсия на птичий двор».
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых говорится о домашних птицах. Вызвать у детей радость от повторения знакомой потешки «Наши уточки с утра». Упражнять детей в звукоподражании. Развивать любознательность, память, внимание, речь. Обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к домашним животным.
Материалы к занятию:Птичий домик, мягкие игрушки: курочка, цыплята, петух, гусь, маски с изображением курочек, цыплят, уточек.
Словарная работа: Петушок, курочка- рябушечка, цыплятки, крыша, двери, окна.
Предварительная работа:Чтение потешек, пение песенок, загадывание загадок.
Ход занятия.
Воспитатель:Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию на птичий двор. Становимся друг за другом (паровозиком) и поехали! (Воспитатель поет, дети помогают. Музыкальное сопровождение) .
-Загудел паровоз,
И вагончики повез!
Чух-чух-чу-чу,
Далеко я укачу!
Дети: - Ту-ту-уу!
Воспитатель:Вот мы и приехали на птичий двор. Давайте отдохнем и поздороваемся.
Дети рассаживаются на стульчиках полукругом.
Коммуникативная игра:
-Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп. (Дети хлопают в ладоши).
-Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ. (Дети топают ногами).
-Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх.
-Кругленькие щечки! Плюх-плюх-плюх.(Дети указательными пальчиками трогают щечки).
-Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок. (Дети показывают губки).
-Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк. (Дети показывают зубки).
-Здравствуй, мой носик! Би-би-би. (Дети указательным пальчиком дотрагиваются до носа).
-Здравствуйте, гости! Милости просим. (Дети разводят руки в стороны).
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый домик стоит! Что у домика есть? Дети: Крыша, дверь, окно.
Воспитатель: Интересно, кто в этом домике живет? Давайте постучим: тук-тук-тук.
Дети:: Тук-тук-тук. Кто в домике живет?
Воспитатель: Слышите, кто-то говорит: ко-ко-ко? Кто это?
Дети:- Курочка.
(Воспитатель достает из домика курочку, читает потешку) .
Курица - красавица
У меня жила.
Ах, какая умница
Курица была.
Шила мне кафтаны,
Шила сапоги,
Вкусные, румяные
Пекла мне пироги.
Воспитатель: Как курочку называют?
Дети: Курочка – пеструшка, курочка – тараторочка, курочка- ряба.
Пальчиковая гимнастика: «Курочка»
Мама курочка пришла,(идём пальчиками от локтевого сгиба к кисти).
Лапкой землю погребла. (Гладим ладошку).
Червячка она нашла,(рисуем на ладошке волнистую линию - «червячка»).
И цыплятам отдала.(Пальчики собираем в кулачок).
Воспитатель: Слышите, кто-то пищит: пи-пи-пи.
Дети: - Цыплята!
(Воспитатель достает из домика двух цыплят. Рассматривают их) .
Воспитатель: Цыплята какие?
Дети: Маленькие, желтые.
Воспитатель: Как они пищат?
Дети: - Пи-пи-пи.
Воспитатель:Что курочка им говорит?
Дети:Ко-ко-ко. Не ходите далеко.
Воспитатель: Курочка с цыплятами приглашают нас с вами погулять по двору.
Физкультминутка.
-Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки!
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите!
Зернышки ищите! » (Дети повторяют движения за воспитателем).
Воспитатель: Давайте покормим курочку с цыплятками. (Дети показывают, как кормят, протягивая ладошку).
Воспитатель: Кто еще живет в домике? Тук-тук-тук. (Дети повторяют: тук-тук-тук).
(Слышится ку-ка-ре-ку) .
Воспитатель: Кто так кричит?
Дети: - Петушок.
(Появляется петушок). Дети рассматривают петушка.
-Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он: «Здравствуй! »
На ногах его сапожки,
На ушах висят сережки,
На головке - гребешок,
Вот какой он, петушок.!
Воспитатель: - Какую же песенку он поёт?
Дети: Ку-ка-ре-ку.
Воспитатель: Какой у петушка клюв?
(Далее дети показывают гребешок, бородушку, хвост, шпоры).
Воспитатель: Давайте и петушку насыплем зернышек! Клюй, петушок! (Дети повторяют: «Клюй! Клюй! »).
Воспитатель: Кого еще можно встретить на птичьем дворе? Тук-тук-тук. Кто в домике живет? (Слышится: га-га-га) .
Воспитатель: Ой, ребятки, кто там?
Дети: - Гусь. (Появляется гусь из домика) .
Воспитатель: Белые гуси к ручейку идут,
Белые гуси гусяток ведут,
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси: «Га-га-га».
Воспитатель: Как гусь кричит?
Дети: - Га-га-га.
Воспитатель: Какой гусь?
Дети: - Белый.
Воспитатель: Клюв какого цвета?
Дети: - Красный.
Воспитатель: Как он клювик открывает?
Пальчиковая гимнастика.
Гусь стоит и все гогочет. (Дети показывают пальчиками обеих рук, как гусь открывает клювик.
Ущипнуть, наверно, хочет.
- Га-га-га! Дети: - Га-га-га!
Воспитатель: Давайте вспомним и расскажем потешку:
Наши уточки с утра… Дети: - Кря-кря-кря.
Наши гуси у пруда… Дети: - Га-га-га.
Наши курочки в окно… Дети: - Ко-ко-ко.
Наш индюк среди двора… Дети: - Бал-бал-бал.
Наши гуленьки вверху… Дети: - Гру-гру-гру.
А наш Петя поутру нам споет… Дети: - Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Кого же мы видели из домашних птиц?
Дети: Курочку - ко-ко-ко, цыплят – пи-пи-пи, гуся - га-га-га, петушка - ку-ка-ре-ку.
Воспитатель: Мы угощали птичек зернышками, они тоже приготовили нам корзинку с баранками.(Воспитатель раздает баранки, читает потешку).
Ах, качи-качи- качи,
Все баранки- калачи,
Все баранки-калачи
С пылу, с жару, из печи!
Воспитатель: Теперь нам пора, уезжаем детвора! (Дети встают друг за другом, паровозиком.
Загудел паровоз,
И вагончики повез!
Чух-чух-чу-чу,
Далеко я укачу! Дети: - Ту-ту-ууу!

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области, структурное подразделение «детский сад «Росинка»

Проект « Путешествие по фольклору »

в первой младшей группе.

Вид проекта : творческий, речевой, познавательный, краткосрочный.

Возраст и состав участников : 15 семей воспитанников младшего дошкольного возраста.

: 1 неделя.

Проблема: В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.

Цель проекта : Развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.

Задачи проекта :

1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2.Формирование и обогащение словаря;
3.Развитие художественно-творческих способностей;
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.

:

· Рисование иллюстраций к русским народным сказкам и потешкам;

· Заучивание закличек, потешек;

· Закрепление пальчиковых игр;

: Речевое развитие; Физическое развитие; Художественно-эстетическое развитие.

1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле, который называется -"Русское народное творчество".

2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадками.

Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, который назвала Русское народное творчество и поместила туда иллюстрации по этой теме.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к РНС, которые были оформлены мною в общую папку.
Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Юре (Наташе) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».

При причесывании:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырани не волоса…»
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням,они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Формируется образ голубей, которых ласково называют гуленьки
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, деревянные ложки, балалайка,дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Ходит Ваня», «Зайка серенький сидит», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.

3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области, структурное подразделение «детский сад «Росинка»

Проект « Путешествие по фольклору »

в первой младшей группе.

Подготовила и провела: воспитатель Бондаренко Е. В.

2017 г.

Вид проекта : творческий, речевой, познавательный, краткосрочный.

Возраст и состав участников : 15 семей воспитанников младшего дошкольного возраста.

Время, планируемое на реализацию проекта : 1 неделя.

Проблема: В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.

Цель проекта : Развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.

Задачи проекта :

1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2.Формирование и обогащение словаря;
3.Развитие художественно-творческих способностей;
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.

Совместная деятельность детей и родителей :

  • Рисование иллюстраций к русским народным сказкам и потешкам;
  • Заучивание закличек, потешек;
  • Закрепление пальчиковых игр;

Реализуемые образовательные области : Речевое развитие ; Физическое развитие; Художественно-эстетическое развитие.

1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле, который называется -"Русское народное творчество".

2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадками.

Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, который назвала Русское народное творчество и поместила туда иллюстрации по этой теме.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к РНС, которые были оформлены мною в общую папку.
Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Юре (Наташе) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».

При причесывании:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырани не волоса…»
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням,они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Формируется образ голубей, которых ласково называют гуленьки
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, деревянные ложки, балалайка,дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Ходит Ваня», «Зайка серенький сидит», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.

3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» Выполнила: Воспитатель Бондаренко Е.В.

Актуальность использования фольклора Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». В этом я увидела актуальность темы: «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Главная цель работы – развитие различных способностей детей в процессе знакомства с малыми фольклорными формами. Задачи: Развитие творческой индивидуальности. Эмоциональное развитие. Развитие музыкальных способностей. Развитие духовной сферы. Развитие самостоятельности. Физическое развитие. Воспитание эстетических чувств.

Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; потешки; прибаутки; заклички; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры.

Детский фольклор используется: в период адаптации; в режимных моментах; на прогулке; в непосредственно образовательной деятельности: в игре; в свободной деятельности.

Использование фольклора в период адаптации. Пальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка.

Использование фольклора в режимных моментах. «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки горели…»

Использование фольклора в театрализованной деятельности. «…колобок, колобок, я тебя съем...» «…внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку…»

Использование фольклора в НОД. "…Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, желтые цыплятки…»

Народные игры. «Заинька, выйди в круг, серенький, выйди в круг… Еще не балуйся, лучше поцелуйся…»

Свободная деятельность детей. «Эта девочка Маша. А это её тарелочка. А в этой тарелочке... Нет, не каша Нет, не каша И не угадали: Села Маша, Съела всю кашу»!

Вывод 1: Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

Вывод 2: Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.

Всем спасибо за внимание. Говорим вам – до свидания!


МК ДОУ Порошинский детский сад № 12

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

МЛАДШАЯ ГРУППА № 2

Визитная карточка проекта

Место проведения :

МКДОУ «Порошинский детский сад №12

Срок проведения: с 15.01.2018 по 25.01.2018

Воспитатели младшей группы № 2:

Васильева Елена Геннадьевна

Кузова Алина Константиновна

Паспорт проекта

Тип проекта : познавательно – творческий

Тип проекта по количеству участников : групповой

Продолжительность проекта : краткосрочный

Ожидаемый результат:

Развивать интерес к народному творчеству , желание рисовать и лепить народную игрушку , слушать сказки, учить песни, потешки. Воспитывать любовь к Родине.

Участники проекта

Проект проводится с детьми младшей группы при участии родителей .

Актуальность и выбор темы

проекта

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Цель проекта:

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с народным творчеством и промыслами.

2. Дать представление о народных игрушках

3. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

4. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

5. Привлечь родителей и детей к совместному творчеству «

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный

. составление и обсуждение поэтапного плана работы;

Постановка цели, задач, актуальность проекта;

Подбор методической, справочной и

художественной литературы по данной теме;

Подобрать фото и видиоматериалы;

Подбор необходимого оборудования и

пособий для практического обогащения

проекта.

Подбор материала для организованной деятельности с детьми, иллюстраций с изображением народных промыслов, народных игрушак (матрешки, дымковская игрушка).

2 этап – Реализация проекта

Игровая деятельность:

. Сюжетно- ролевые игры

«В гостях у Матрешек» .

. Дидактические игры:

«Золотые ложки. Отгадай предмет» .

«Украсим матрешку» ,

пазлы на тему русских народных сказок .

«Подбери цвет» .

. Подвижные игры и эстафеты

«Карусель» , «Наседка и цыплята» , «Гуси – лебеди»

Учебно- познавательная деятельность:

Рассматривание картинок, иллюстраций по теме, беседы

Беседы с детьми и показ иллюстраций народных игрушек . Альбомы народных промыслов

. проведение с детьми группы тематических НОД:

Рассказы и беседы об игрушке- матрешке.

ИЗО:

Народная игрушка «Матрешка»

лепка. «Крендельки- баранки»

беседы о быте и традициях древней руси.

Интегрированное занятие:

«Путешествие в сказку Колобок»

ИЗО: дымковская игрушка «Уточка»

Художественно – речевая деятельность

Пересказ сказки «Репка» , чтение Русских народных сказок. «Бычок – черный бочок, белые копытца» . «Волк и семеро козлят» «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

Разучивание песен и потешек «Курочка – рябушечка» , «На улице три курицы» , «калачи», Слушание народных песен «Петушок» , «Ладушки» .

Театрализация сказок

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей « Роль фольклора в развитии речи детей»

Папка- передвижка «Народные промыслы России»

. Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок

3 этап - Заключительный

Подведение итогов работы

Составление отчета о проекте

Игра –путешествие « В гостях у бабушки Авдотьи»

Результат

Познакомились с русскими народным творчеством

Расширение представления о народном искусстве

Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки;

Дальнейшее развитие проекта

Продолжить работу по формированию познавательной активности детей

Расширять и систематизировать знания детей по этой теме

Я работаю с самыми маленькими посетителями детского сада, самыми очаровательными. Многие, придя в детский сад, плохо говорят, а кто – то и вовсе молчит, поэтому самым главным в своей работе считаю развитие речи малышей. Ни для никого ни секрет, что развитие ребенка во многом зависит от наших усилий, стараний. Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический. Надо как можно больше разговаривать с ребенком, каждое наше действие должно сопровождаться словом, будь то сборы на прогулку, игры, умывание, неплохо, если в течении дня ребенок будет слышать короткие стишки, потешки, песенки, прибаутки. Стихи являются тем объектом, помощью которого можно пополнять словарный запас крохи, давать новые знания о той или иной вещи, так к примеру, стихотворение об овошах поможет познакомить с дарами природы, а стих про вкусную кашку, поможет накормить кроху без каприз.

Каждое утро мы начинаем с приветствия не только друг другу, но и солнышку за окошком.

Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем,
С добрым утром,
С ясным днем,
Вот как славно мы живем!

Потягуни – потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянимся – потянимся,
Маленькими не останемся.

Вот уже растем, растем, растем!

Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами:

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко.

Знаем, знаем – да – да – да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!

Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пенится
И грязь куда – то денется!

Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли -
Бело-набело отмыли.

Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:

Идет коза рогатая за малыми ребятами.
Кто кашу не ест, кто молоко не пьет -
Забодает, забодает, забодает.
Чтоб веселее одевалось на прогулку, повторяем:

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики – ура!
Одеваться нам пора.

А уж сколько на прогулке всего интересного и на все есть свои стихи и песенки. Важно разнообразить прогулку.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко нарядись,
Красное покажись!

Ждут тебя детки, ждут малолетки.

В руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек.
Помогай мне, не ленись!
Наш куличик, получись!

Дождик, дождик,
Кап – кап – кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки.

Стучат колеса: тук-тук-тук,
И под веселый этот стук
Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.

Обедаем с аппетитом, если услышим знакомые стишки.
Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!
Чтобы силы были, супчик мы сварили.
Мой хороший аппетит в животе один сидит.

Ножками топочет - он обедать хочет!
Вот несет мне ложечка супчик из горошка
И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.
Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт» .

Глубоко – не мелко,
Корабли в тарелках.
Луку головка,
Красная морковка,

Петрушка, картошка,
Крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!

При помощи потешек знакомимся с собой.
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать – моргать,
Ручки – все хватать – хватать.

Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!

А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это это глазки, ушки,
Щечки толстые подушки,

А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи – ка язычок,
Пощекочим твой бочек,
Пощекочим твой бочек.

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток:

Ветер дует нам в лицо - закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше.

Сел на ветку снегирек. Брызнул дождик - он промок,

Ветерок, подуй слегка, обсуши нам снегирька.

Хомка, хомка, хомячок - полосатенький бочок,

Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять - Хомка хочет сильным стать.

Чтобы дружно собрать разбросанные игрушки, повторяем любимый стишок.

Мы с тобой построим дом

И игрушки соберем,

Ты поставь их в шкафчик рядом,

Чтоб на полке был порядок.

Завтра с ними ты опять

Будешь весело играть.

Во время укладывания на сон:

Баю-бай, баю-бай!

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули.

Моих деток не буди!

Спать пора. Уснул Бычок - лег в коробку на бочок.

Сонный Мишка лег в кровать. Только Слон не хочет спать.

Головой кивает Слон - он Слонихе шлет поклон.

Баю-баюшки-баю, не ложися на краю

Придет серенький Волчок и укусит за бочок.

Ай, люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать, стали детки засыпать.

В волшебном мешочке у нас тоже живут зверята, рассматривая их, тоже читаю любимые стихи.

У козы растет ребенок –

Белый маленький козленок.

Пьет козленок молоко

И не бродит далеко,

Не окрепли ножки, не пробились рожки.

Наши уточки с утра кря – кря – кря,

Наши гуси у пруда га – га – га,

Наш индюк среди двора бал – бал – да,

Наши курочки в окно ко – ко – ко,

А как Петя – петушок

Рано – рано по утру

Нам споет ку – ка – ре – ку!!!

Приятно хрюшке – маме

Смотреть на поросят,

Как землю пятачками

Они в саду рыхлят,

А после моют носик,

Пыхтя ка паровозики.

Хорошо ягненку с мамой,

С самой доброй,

С теплой самой,

К ней бочком прижмется он

И увидит теплый сон.

Сон в колечках шерстяных,

Теплых, маминых, родных.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, пестушки.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Рассказывая потешки, использую на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствую свою речь, помните, что подражание - движущая сила в развитии ребенка!