Сообщение как у разных народов принято воспитывать мальчиков и девочек. Как воспитывают детей в разных странах

Как известно, люди любят друг другу советовать. В списке тем, в которых каждый считает своим долгом наставить на путь истинный другого человека, лидируют темы «Как нужно воспитывать ребенка» и «Как нужно лечить болезни». Оставим медицинские темы профессионалам и признаемся в одном: о воспитании детей мы знаем далеко не все. По крайней мере, о зарубежном. Ведь у разных народов традиции воспитания мальчиков и девочек разные.

Немецкое воспитание

Немцы создают семью до 30 лет, но не торопятся заводить детей. «Тормозят процесс», как правило, женщины. И причин поступать именно так у них более, чем достаточно. Во-первых, к тридцати годам многие из них только начинают делать первые уверенные шаги в карьере. Во-вторых, им не приходится надеяться на чью-то бескорыстную помощь, а услуги няни довольно дороги. В-третьих, детских садов в Германии очень мало, и работают они только до полудня.

В результате в Германии одна из самых низких рождаемостей из всех Европейских стран: немки слишком долго думают, прежде чем завести ребенка. Но зато их мужья, которым приходится подолгу ждать появления на свет наследников, становятся очень хорошими отцами.

Если супруги все-таки решили, что у них будет ребенок, то можно не сомневаться: к его появлению они отнесутся со всей серьезностью. Врожденный немецкий педантизм проявится и здесь: они обязательно начнут подыскивать квартиру побольше, а няню и врача-педиатра - пораньше, в тот момент, когда ребенок еще только планируется, но не зачат. Кстати, в этой стране, сделать аборт без медицинских показаний практически невозможно. Но дети, тем не менее, рождаются не по воле случая, а когда задумано родителями. Во всяком случае, не раньше.

Ни один немецкий домовладелец не удивится, если бездетная пара, снимая жилье, обязательным условием назовет наличие детской комнаты. Не удивится и няня, когда к ней обратится женщина, об «интересном положении» которой можно только догадываться. Нередко няня приступает к своим обязанностям, когда малышу исполняется месяц. Это означает, что мама решила не бросать работу надолго (хотя рабочее место сохраняется за ней в течение трех лет). Но в любом случае все дети в Германии до трех лет - домашние.

Ребенок постарше, как считают родители, обязательно должен общаться со своими сверстниками, поэтому раз в неделю их водят в так называемую «игровую группу», а позднее - в детский сад. Удивительно, но для немецких мам чуть ли не единственное, что определяет готовность ребенка к школе - это нормальные взаимоотношения со сверстниками.

Дошкольное обучение не очень популярно. «Ребенка будут учить в школе», - считают они. «Игровая группа», в которую приводят ребенка на несколько часов, - вовсе не возможность для мамы отдохнуть от малыша. Дети в них проводят время в присутствии мам или нянь. Последние обычно пьют чай, угощают друг друга домашними пирогами и ведут долгие беседы, пока их дошкольники получают свою порцию общения, играют.

Детский сад в Германии - что-то вроде клуба для маленьких, который открывается рано утром и перестает работать самое позднее в два часа дня. В саду дети не обедают. Считается, что такой важный ритуал должен проходить только дома, иначе ребенок может почувствовать себя оторванным от семьи.

Воспитание по-французски

Во-первых, жизнь во Франции очень дорогая, и чтобы обеспечить своего ребенка, мать очень рано после его рождения выходит на работу. Отпуск по уходу за ребенком - шесть недель до и десять недель после рождения малыша - предоставляется женщине, которая хотя бы два года до родов отработала на своем предприятии. Во-вторых, французские мамы опасаются, что за время вынужденного простоя в работе они потеряют квалификацию и потом никуда не смогут устроиться.

Помимо этого большинство французских матерей уверены в том, что ранняя социализация малыша - помещение его в коллектив, обучение общению с другими людьми - пойдет только на пользу, потому что в коллективе ребенок развивается гораздо лучше, там за компанию с друзьями он начинает играть, читать, рисовать; кроме того, он рано понимает, что такое дисциплина, быстрее осваивает необходимые в быту навыки: как обращаться со столовыми приборами, как самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом и т. д. Французские дети настолько естественно воспринимают то, что их мамы работают, что неработающая женщина вполне может услышать от своего ребенка вопрос: «Мама, ты не работаешь, потому что больна?»

Интересная бытовая деталь: во многих государственных детских садах и досуговых центрах детей, у которых мамы не работают, не допускаются в столовую и одни должны ходить обедать домой. Это очень неудобно для ребенка, который не имеет возможности пообедать вместе со своими друзьями и должен очень торопиться, чтобы успеть сбегать домой и обратно.

Поскольку домашнее воспитание в связи с занятостью родителей не очень актуально, во Франции достаточна развитая система образования, включая дошкольный этап.

Во Франции ребенок почти с самого рождения с утра до вечера находится в яслях, потом в саду, потом в школе. Естественно, при занятости родителей дети во Франции рано взрослеют. Они самостоятельно ходят в школу, могут по дороге зайти в магазин и на свои карманные деньги купить школьные принадлежности.

Роль бабушек и дедушек во французских семьях невелика, поскольку дети видят их только в каникулы. В Париже можно чаще встретить бабушек в кафе за чашкой кофе или бокалом вина, нежели гуляющих с внуками. Впрочем, этих пожилых мадам трудно даже назвать бабушками: маникюр, помада и неизменные каблучки позволяют им выглядеть элегантно в любом возрасте. У них своя, насыщенная событиями жизнь, подчинять её школьному расписанию внуков бабушки не хотят. Любви на уровне самоотречения здесь не понимают.

Повзрослевшие мальчики и девочки сами стремятся начать подрабатывать в качестве нянь и репетиторов.

Американское воспитание

Средние американцы, у которых нет в запасе достаточного количества семейных накоплений, наиважнейшим пунктом своей взрослой жизни считают получение хорошей работы. Есть работа - есть деньги, возможность спокойно жить, купить дом в хорошем районе, путешествовать.

Молодые люди, получив высшее образование, не спешат вступить в брак. Только к 30 годам, если настойчиво идти к своей цели, можно получить приличную работу, заплатить первый взнос за дом и… подумать о семье и ребенке. Причем совсем не обязательно устраивать свадьбу. Гражданские браки очень распространены в Америке, многие пары оформляют свои отношения после рождения нескольких общих детей.

Решившись стать родителями, американцы рожают двоих-троих детей подряд, считая, что одному малышу трудно расти среди взрослых. По их мнению, детей-погодков растить гораздо легче: у них одинаковые интересы, да и все возрастные трудности родителем переживать легче, когда детей несколько.

Отличительной чертой американского стиля жизни можно назвать привычку всюду брать с собой детей, даже грудных. Если молодым родителям захотелось отдохнуть, провести вечер с друзьями, а ребенка не с кем оставить, они отправятся на вечеринку вместе с ним. Дети ведут себя вполне естественно: спят, сидят на руках, иногда плачут. Но никого вокруг это не удивляет и тем более не раздражает. Во всех общественных заведениях есть места, где можно переодеть и покормить малыша, а во многих ресторанах его могут даже развлечь, предложить цветные мелки и листы бумаги.

Впрочем, оставлять детей дома многие просто не имеют возможности. Привыкшие с 17 лет жить отдельно от родителей, американцы не могут рассчитывать на постоянную помощь бабушек и дедушек. Да это и не принято. А платить няне 5 долларов в час при том, что средний заработок американцев составляет 8–12 долларов в час, довольно трудно.

Другой причиной, по которой американцы предпочитают не расставаться с детьми в свободное время, является безопасность. Киднеппинг - очень распространенное в США явление. В некоторых штатах действует закон, запрещающий оставлять ребенка до 12 лет одного на улице и даже дома. Моя институтская подруга, три года живущая в Америке, рассказала, что сразу после приезда их семьи в США её восьмилетний сын часто после школы оставался дома один: он сам разогревал в микроволновке обед, играл, смотрел телевизор. Но когда об этом узнала их соседка по дому, она в ужасе воскликнула: «Надеюсь, больше никому вы про это не говорили?!»

Японское воспитание

Европейцы часто удивляются, как японцы балуют детей и практически не делают им замечаний. Японцы никогда не бьют и даже не ругают своих детей. До 5 лет ребенку позволено делать все, что ему захочется.

Японская семья делится о том, как им удается сохранять «спартанское спокойствие», в то время как в душе, наверняка, бушует желание «двинуть как следует». Ответ оказался удивительно прост: «У нас не принято критиковать чужих детей. Своим же обычно мы не делаем замечания на людях, но если все-таки делаем, то негромко и не меняя спокойного выражения лица. Мы не любим конфликтов. Единственно, чего мы не делаем никогда - не лупим их». Детей, считают японцы, надо учить двум незыблемым правилам. Первое: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой. Второе: «Кто на родителей косится, тот в камбалу превратится» (старинная японская пословица).

До средней школы рамки опеки, с точки зрения не японца, все равно широки. В начальной школе не существует видимой грани в связке «учитель - ученик». В обеденное время еду приносят в класс, и учитель всегда обедает вместе с учениками. Общение родителя и учителя происходит посредством специального дневника в форме вопросов-ответов, рекомендаций и т. д. Родительских собраний как таковых не проводят. Учитель назначает определенный день, в который каждому родителю по классному списку отведено по пятнадцать минут для обсуждения текущих моментов. Такая гибкая система позволяет не «выносить сор из избы» относительно проблем ребенка прилюдно. Большое место в жизни школы отведено родительским комитетам, мамы-члены которых не шушукаются по углам по поводу проблем того или иного ребенка, а коллективно ищут выход из создавшихся ситуаций. В начале учебного года, который начинается первого апреля и заканчивается в июле (август - каникулы. Вторая часть года - с сентября по февраль), родителям выдают большой пакет с распечаткой плана школьных мероприятий на год с разбивкой по дням: даты медицинских обследований, спортивных праздников, дополнительных занятий, кружков, а также меню на каждый месяц. В течение первого месяца обучения «первоклашек» опекают дополнительно: работники школы выделяют нескольких человек, которые помогают малышам осваивать дорогу домой. Для этого класс разбивается на группы, состоящие из рядом живущих детишек, которые гуськом возвращаются из школы. У каждого из них на груди висит бирка с именем, на голову одета ярко-желтая шапочка с резинкой (чтобы не сдул ветер), а на ранец прикрепляется ярко-желтая наклейка, чтобы ребенка издалека смог увидеть любой автомобилист. До средней школы ранцы у детей должны быть одинаковыми: черные - у мальчиков, красные - у девочек.

К средней школе отношение к детям становится гораздо более жестким как со стороны учителей, так и со стороны родителей. За образец взят немецкий вариант железной регламентации в униформе, косметике, поведении (например, каждое утро начинается с линейки, где поют гимн школы). С этого момента родители уже стараются определить вуз для ребенка. Поэтому в средней школе ребенок не только меняет ранец: он вступает в острую конкурентную борьбу со своими сверстниками. Из-за этого часто среди них отсутствует контакт. (Прошлым летом моя знакомая японская семья, несколько лет живущая в России, отправила своего сына в крымский лагерь от бассейна «Фили». «Нашему Куго было так интересно! Он нашел там много друзей, почти не зная языка! - наперебой рассказывали мне его мама и папа.- У вас в России очень хорошая система: в одной группе в бассейне плавают вместе и те, кто лучше, и те, кто хуже, дети с разными способностями. И более сильные помогают более слабым! У нас же существует четкое разделение на группы детей одного уровня способностей и подготовки. Поэтому с самого начала дети находятся в режиме постоянного соперничества между собой, и такую атмосферу, естественно, трудно назвать дружественной»).

Подростки тяжело переживают такой перепад из «счастливого детства во взрослую жизнь». Газеты пестрят статьями об актах вандализма в школах, издевательствах среди детей-подростков. Нередки случаи самоубийств. Дети оказываются зажаты в определенные рамки, испытывают стресс и соответственное желание вырваться за их пределы.

Рычко Валерия 6 "А", гимназия №11 г Волгоград

Данная презентация подготовлена к уроку обществознания в 6 классе. Презентация знакомит ребят с системой воспитания которая сложилась у разных народов мира. Цель: познакомить учащихся как живут их сверстники в разных странах мира.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

К УРОКУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Подготовила ученица 6 ’’A” Рычко Валерия гимназия №11 Учитель Костромина М.Г.

На планете проживает огромное количество наций и народов, совершенно не похожих друг на друга. Традиции воспитания детей разных стран зависят от религиозных, идеологических, исторических и других факторов. Какие же традиции воспитания детей существуют у различных народов?

В разных странах разные взгляды на воспитание подрастающего поколения. Чем экзотичнее страна, тем оригинальнее подход родителей. В Африке женщины прикрепляют детей к себе при помощи длинного отреза ткани и всюду носят с собой. Появление европейских колясок встречает бурный протест среди почитателей вековых традиций.

Процесс воспитания детей разных стран во многом зависит от культуры конкретного народа. В исламских странах считается, что необходимо самому быть правильным примером для своего ребенка. Здесь особое внимание уделяется не столько наказаниям, сколько поощрению хороших поступков. На нашей планете нет стандартных подходов к уходу за ребенком. Пуэрториканцы спокойно оставляют грудных детей на попечение старших братишек и сестренок, которым не исполнилось и пяти лет. В Гонконге мать не доверит своего ребенка даже самой опытной няне.

На западе дети плачут также часто, как и по всему миру, но дольше, чем в некоторых странах. Если заплачет американский ребенок, его возьмут на руки в среднем через минуту и успокоят, а если заплачет африканский малыш, на его плач откликнуться примерно через десять секунд и приложат к груди. В таких странах, как Бали грудных детей кормят по первому требованию без всякого расписания.

Западные руководства предлагают не укладывать детей спать днем, чтобы они утомились и легко уснули вечером. В других странах такую методику не поддерживают. В большинстве китайских и японских семей маленькие дети спят вместе с родителями. Считается, что так дети лучше спят и не страдают от кошмаров.

Германия Немцы не торопятся заводить детей лет до тридцати, пока не добьются значительных успехов в карьере. Если же супружеская пара решились на этот ответственный шаг, значит, подойдут к нему они со всей серьезностью. Няню очень часто начинают подыскивать заранее, еще, когда ребенок не родился. Традиционно все дети в Германии до трех лет сидят дома. Ребенка постарше начинают водить раз в неделю в «игровую группу» чтобы он набирался опыта общения со сверстниками, а затем устраивают в детский садик.

Франция Француженки очень рано отдают малышей в детский сад. Они опасаются потерять свою квалификацию на работе и считают, что в детском коллективе ребята быстрее развиваются. Во Франции ребенок почти с рождения весь день проводит сначала в яслях, потом в детском саду, потом в школе. Французские дети быстро взрослеют и становятся самостоятельными. Они сами ходят в школу, сами покупают в магазине необходимые ученические принадлежности. С бабушками внуки общаются только на каникулах.

Италия В Италии напротив принято часто оставлять детей с родственниками, в особенности с бабушками и дедушками. В детский сад обращаются только если нет никого из родных. Большое значение в Италии придается постоянным семейным обедам и праздникам с большим количеством приглашенных родственников.

Великобритания Великобритания славится своим строгим воспитанием. Детство маленького англичанина наполнено массой требований, которые направлены на формирование чисто английских традиционных привычек, взглядов и особенностей характера и поведения в обществе. С маленького возраста детей учат сдерживать проявление своих эмоций. Родители сдержано показывают свою любовь, но это совсем не означает, что они любят их меньше, чем представители других народов.

Америка Американцы обычно заводят двух или трех детей, считая, что одному ребенку будет трудно расти в мире взрослых. Американцы всюду берут детей с собой, часто дети приходят вместе с родителями на вечеринки. Во многих общественных заведениях предоставляются комнатки, где можно переодеть и покормить малыша.

Япония Японскому ребенку до пяти лет позволено делать все. Его никогда не ругают за шалости, не бьют и всячески балуют. Начиная со средней школы отношение к детям становиться более жестким. Господствует четкая регламентация поведения и поощряется разделение детей по способностям и конкуренция среди сверстников.

Процесс воспитания детей разных стран дает разные результаты. В Нигерии среди двухлетних малышей 90 процентов умеют умываться, 75 процентов могут делать покупки, а 39 процентов умеют мыть свою тарелку. В США считается, что к двум годам ребенок должен катать машинку на колесиках. Традициям воспитания детей разных стран посвящено огромное количество книг, но, ни одна энциклопедия не даст ответ на вопрос: как правильно воспитывать ребенка. Представители каждой культуры считают свои методы единственно верными и искренне хотят вырастить достойное поколение себе на смену.

Детство привлекает внимание психологов и педагогов, социо­логов и этнологов, философов и культурологов, писателей и ху­дожников. Феномен детства представляется как сложная социальная система и своеобразный духовный объект, в котором преломля­ются закономерности сущности и существования человека и че­ловечества.

Детство - не просто период возрастного развития человека, а явление, оказывающее значительное влияние на самосознание человека и все этапы его жизни.

Откуда мы черпаем знания о проблемах ребенка, его воспита­нии и обучении в историческом аспекте и до сегодняшнего дня? Прежде всего из сочинений педагогического характера. Подобные тексты в области педагогики дают представление о том, как по­нимают взрослые детство, как описывают его и как они действу­ют по отношению к детям.

О детстве и проявлениях «детскости» писали почти все мысли­тели прошлого (Платон, Аристотель, Августин, Г. В.Ф.Гегель, К.Маркс, Л.Фейербах). Детство исследуется в работах М.Мид, Р.Тейлора, А.Камю, Ж.П.Сартра, Э.Фромма, З.Фрейда и др. Сре­ди отечественных исследователей эту проблему разрабатывали И.С.Кон, Е.В.Золотухина-Аболина, Р.Т.Апресян, А.А.Петраков, Г.Д. Гачев, К.А. Пигров и др.

На протяжении веков практически у всех народов существова­ло типичное представление о детстве, несмотря на различие культур и цивилизаций, - ребенок как объект педагогических усилий взрослых.

Антропологические исследования М.Мид показали, что, не­смотря на биологическое сходство людей, период детства у пред­ставителей разных культур проходит по-разному, поскольку на характер протекания детства у разных народов существенное влия­ние оказывают социокультурные факторы.

Детский и взрослый мир, как правило, были разведены между собой, а роли детей и взрослых точно определены. Роли взрослых четко очерчивались и не были слишком сложны, поэтому дети к

исполнению этих ролей могли легко подготовиться и приспосо­биться.

В этот период не существовало представления о детстве, кото­рому бы приписывались особые значения и ценности, отличные от мира взрослых.



Общественные системы первобытных народов были просты. Они основывались на традиции и почитании предков, а традиции имеют огромное значение. Общественные перемены происходили мед­ленно, прошлое взрослых становилось будущим для новых поко­лений, у старших и младших существовали почти одинаковые цен­ностные ориентации.

Основой освоения культуры в данном обществе стала простей­шая форма подражания - копирование.

В архаичных обществах (например, в древних китайской, япон­ской, индийской, арабской и еврейской культурах) сильная власть патриархальной семьи сохранялась, даже когда сыновья станови­лись взрослыми.

В античной Греции впервые стали подразделять течение жизни на различные периоды (смена зубов к 7 годам, половое созревание - начиная с 14 лет, появление бороды к 21 году и т.д.). В Спарте дети оставались в семье до 7 лет. До 20 лет они воспитывались изолированно от семьи в подобранных по возрасту группах. Лю­бой взрослый играл роль воспитателя. Дети полностью подчиня­лись господствовавшим нормам.

В Афинах, демократическом городе-государстве, дети и моло­дежь получали большую свободу действий, занимались образова­нием, осваивали искусства, спортивные игры. Основу социализа­ции детей составляла имитация, когда освоение ценностей и норм культуры регламентировалось менее жестко по сравнению с ко­пированием.

В Средние века городская культура становится определяющей для возникновения особой детской стадии в жизни человека. Овладение ремеслом требовало больших сроков обучения; рыцар­ство тоже нуждалось в длительной подготовке по овладению уме­нием сражаться, слагать и петь баллады и т. п. Однако из-за соци­альных различий жизнь низших слоев общества не оставляла места для детства. Статус ребенка был непосредственно связан с соци­альным статусом семьи, сословной принадлежностью ребенка.

При переходе к капитализму в результате возникновения бур­жуазной семьи и обучения детство очерчивается более определен­но. Граница между ребенком и взрослым стала весьма ощутимой. Понятие детства как общей для всех людей фазы развития впер­вые сформулировано педагогикой эпохи Просвещения, в первую очередь Ж.Ж.Руссо. «Люди, будьте человечны, - писал он, - это ваш первый долг: будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку... Любите детство;

поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечный смех, а на душе всегда мир» 1 .

Детство идеализируется как этап жизни, на котором еще не возникло отчуждение человека, в противоположность господству­ющим в обществе нормам. Воспитание должно подготовить ре­бенка к контакту с социальной действительностью, формирова­ние и развитие детей гарантируют обновление общества. По мне­нию Ж. Ж. Руссо, общество портит человека, поэтому детство сле­дует защищать от его пагубного влияния. Содержание жизни в детстве - проявление во всей полноте «телесности» человека, освоение им функций, связанных с сохранением собственного существования, познание окружающей среды и овладение ею. Человек должен прожить детство во всей его неповторимости: лишь тогда жизнь будет полноценной. В эту эпоху акцент делается на моделировании ребенком социальных ситуаций.

В научных сочинениях XVI -XVII вв. для характеристики воз­растных периодов жизни использовалась терминология, которая употребляется до сих пор: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость.

Западная христианская традиция приняла характеристики, дан­ные детству, отрочеству, юности античными авторами в русле по­пулярной темы возрастов (или этапов) человеческой жизни (к ран­ним периодам жизни относятся возрасты т/апНа, риеппа, айокзсеппа, ]и\епШ). Она присутствует в поэзии Солона, в сочинениях Гиппо­крата, Пифагора, Птолемея, Аристотеля и других авторов, их ва­риации известны во всех культурах европейского Средневековья.

Древнерусский «Травник» вобрал в себя многие положения, восходящие к Гиппократу (через Галена и Филона) и Птолемею: «Первая седмица - когда бывает человеку семь лет от рождения его: зубов испадение, незлобие, кротость и неразумение, шало­сти в играх и все мысли младенческие... Вторая седмица - когда бывает человеку два раза по семь от рождения его, то есть 14 лет, приходит он в распадение, свойственное юности, и обуреваем бывает похотью плотской, семени испущением и буйством неле­пым... Третья седмица - когда бывает человеку три раза по семь, то есть 21 год, тогда юноша буен и многомятежен, в уме его гнез­дятся помыслы лукавые на блуд да на пьянство, и на иныя мно­гие нелепыя буйства. Но тогда же он начинает легонько смыслу внимать, в разум приходит и учению старших следует, во всем подражая и во всем преуспевая» 2 .

1 Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании. - СПб., 1913. - С. 55.

2 Цит. по: Кошелева О. Е. Свое детство в Древней Руси и в России эпохи Про­свещения (XVI-XVIII вв.) : учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. - М., 2000. - С. 7.

Общим местом для средневековой педагогической литературы было определение детства с точки зрения физиологической - рост, незрелость - физическая и умственная. С точки зрения социальной - это период несамостоятельности и подчиненности

взрослым.

Рождение в середине XIX в. научной педиатрии, появление в конце века психоанализа заставили по-новому взглянуть на про­блемы детства.

XIX столетие французский ученый Ф.Ариес называл привиле­гированным возрастом детства.

Отнесение «открытия детства» к строго определенному исто­рическому периоду не вызывает у многих историков единодушия. Однако многие ученые согласны с тем, что Новое время, особен­но XVII и XVIII вв., связано с ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким хронологическим и содержатель­ным различением детского и взрослого миров и, наконец, при­знанием за детством автономной, самостоятельной социальной и психологической ценности.

В XX в. произошло осознание детства как глобальной философ-ско-культурологической проблемы, имеющей значение для по­нимания специфики человека и человечества.

Тема детства появилась в русской письменной традиции лишь в XVIII в. в рамках столь же нового литературного жанра - воспо­минаний о своей жизни. Эти источники определенно свидетель­ствуют о возникновении интереса к осмыслению детства в более позднее время, и положение о том, что Средневековье не знало понятия «детство», представляется вполне справедливым. В тек­стах допетровской эпохи сохранились скудные сведения о детстве. В эпоху Просвещения были заложены основы представлений о всесилии человеческого разума, прогрессе в развитии человече­ства, науке и просвещении как основах благоденствия народов, о могуществе воспитания в исправлении людских пороков. Однако отношение к детству, постулируемое Руссо, оказалось совершен­но противоположным тому, которое было привычно до этой поры русскому обществу, воспитанному на домостроевских установках. Педагогические советы Руссо, изложенные им в его труде «Эмиль, или О воспитании», были по большей части приняты в штыки. Это неприятие особенно отчетливо выразилось в личном письме Екатерины Великой: «Особенно я не люблю емилевского воспи­тания, в наше доброе старое время думали иначе, а так как между нами есть, однако ж, удавшиеся люди, то я держусь этого резуль­тата» 1 . Тем не менее тема ребенка и его воспитания, ранее не при-

1 Цит. по: Кошелева О. Е. Свое детство в Древней Руси и в России эпохи Про­свещения (XVI -XVIII вв.) : учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. - М., 2000. - С. 19.

влекавшая к себе широкого внимания, превратилась в спорную и вызывавшую интерес.

Идеи этой эпохи господствовали, развивались, детализирова­лись и не подвергались сомнению вплоть до недавних времен.

Согласно взглядам современных психологов исследовать дет­ское развитие исторически - значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его лич­ности внутри каждого возрастного периода, происходящее в кон­кретных исторических условиях.

Для культуролога изучение истории детства - это исследова­ние исторической эволюции детства как социокультурного фено­мена в определенном культурном контексте, детерминированном социумом.

Философско-культурологический анализ детства предполагает прежде всего определение типов отношения человека и различ­ных сообществ к процессу взросления, включая экскурс в про­блематику истории детства как социокультурного феномена.

Исследования психологов и данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствовали изменению пред­ставлений о детстве как «натуральной стадии». Будучи социо­культурным феноменом, детство носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функ­ция детства, состоящая в подготовке человека к самостоятельному взрослому труду, определяет специфику возрастной дифферен­циации, продолжительность и самобытность детства. На характер и содержание отдельных периодов детства оказывают влияние так­же социально-экономические и этнокультурные особенности об­щества, в котором растет ребенок, и в первую очередь система общественного воспитания.

Этнопедагогику ребенок интересует прежде всего с точки зре­ния воспитания и организации его жизни в целом. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания в народной педагогике реализовались в особом внимании и заботливом отно­шении к детям, в том числе к сироте, приемышу, падчерице, пасынку и пр. Довольно полно представлены факторы воспита­ния: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример.

Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание и пр.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рожда­ется внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания во­площались в образе идеального человекадобрый молодец», «умница-красавица» и т.д.) и в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное народное понимание педагогиче-

ских функций: развитие ума, воспитание честности, порядочно­сти, трудолюбия и т.д.

Непрерывность социализации, сохранение воспроизводства человека обеспечивает культура, которая сама выступает как на­копленный опыт.

В опыте прошлого много знакомых и понятных нам проблем. Однако с развитием общества плюрализм общественных норм и представлений приводит к возникновению «веера» направлений социализации, в котором опыт, накопленный этнопедагогикой, как часть педагогической культуры человечества может и должен найти свое достойное место.

Задания для самоконтроля

1. Сформулируйте, что общего вы находите в понимании детства у автора древнерусского «Травника» и у античных авторов.

2. Как менялось отношение к детству в истории культуры?

3. Приведите примеры из произведений русской классической лите­ратуры, посвященных детству, по которым можно было бы судить об отношении к детству.

Что входит в детское воспитание? Полнота картины воспитания детей складывается из многих паззлов. Это и приучение детей к труду, и прививание отношения к учебе, и тот настрой, который передается родителями на общение их детей со сверстниками. Также это прививание родителями детям моральных качеств – доброты, честности, искренности, способности помочь и поддержать, способности дружить. Либо не прививание их, либо прививание прямо противоположных вещей – жестокости, невежества и так далее. Также в сферу воспитания ребенка входят те правила и отношение, следуя которому, родители строят свою систему воспитания.

Азиатские обычаи воспитания детей. Например, в Японии не принято ругать, наказывать, шлепать ребенка до возраста 5 лет. Японские родители стараются предоставить ребенку максимальную свободу изучать мир до этого возраста. Не принято кричать на малыша, даже если он что-то сломал, разлил или разбил. Японцы стараются в этот период поменьше ребенку запрещать. А уж о том, чтобы воспитывать его ремнем, речь вообще не идет.

Но вот дитя идет в школу – и все, к нему теперь предъявляются высокие требования. Нагрузка в школе высока, и мать чаще всего контролирует и проверяет уроки ребенку ежедневно, также помогает ему в их выполнении. Ребенка учат строгой дисциплине, уважению к старшим, учат ставить карьерные цели.

Детство в России. В России, как говорят психологи, ситуация несколько иная. У нас к ребенку предъявляется меньше требований по учебе, ребенка меньше ориентируют на получение знаний, ему дают больше свободного времени на прогулки и вольное провождение времени. При этом бытовых требований к детям больше. При этом россияне больше учат детей на словах, чаще ругают, повышают на него голос, и намного чаще применяют телесные наказания.

А как аграрное общество? У индейцев Южной Америки, что живут в джунглях, принято носить детей всегда на руках, кроватки и коляски так и не вошли в обиход большинства племен. Здесь нет распорядка дня, по нему не живут ни дети, ни взрослые - они едят, когда хотят, и детей кормят так же. Ребенок может проснуться и есть среди ночи, спать, когда хочет – его не укладывают в кроватку по графику. Понятно, что понятия строгой дисциплины в плане времени у маленьких индейцев нет.

Здесь не принято ни ругать, ни осуждать, ни поучать ребенка. Но точно так же не принято его и хвалить, а также поощрять за любое действие, как в европейской культуре. Одобрить иногда может лишь отец, у матерей вообще не принято обращаться к детям первой. Если ребенок что-то хочет, узнать, спросить, попросить, он должен подать матери голос.

Как вы видите, на нашей планете применяются совершенно разные системы воспитания, отличные друг от друга. В итоге вырастают различные люди, различных способностей, характера, психологии.

Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.

Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.

Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.


в Америке

Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию является его неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.