Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников. Организация экспериментальной деятельности дошкольников

Елена Ширяева
Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Cвое выступление я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна : «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности ». Действительно, ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности , в частности – к экспериментированию.

Все работники детского сада обязаны соблюдать профессиональные секреты, чтобы не раскрывать данные, которые нарушают личное благо ребенка и его родителей. Правила использования и вознаграждения учителей и других сотрудников изложены в отдельных правилах.

Родители детей несут ответственность за безопасность детей на пути к детскому саду и детскому саду. Детский сад предоставляет детям надлежащим образом организованный образовательный процесс. Период. Директор информирует родителей о возможности того, чтобы 6-летний ребенок проводил ежегодную дошкольную подготовку бесплатно, он соглашается с родителями, как его реализовать.

Понятие «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий , в которых предметы и явления окружающей действительности наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала.

Детский сад набирает детей для детского сада на основе всеобщей доступности. Кандидаты, проживающие в муниципалитете Кракова, допускаются в детский сад. Кандидаты, проживающие вне муниципалитета Кракова, могут быть допущены в детский сад № 29, если после процедуры найма у муниципалитета Кракова все еще есть места.

Процедура найма проводится с использованием информационных систем. В случае вакансии в течение учебного года директор детского сада принимает детей из списка непринятых кандидатов, которые получили наибольшее количество баллов. Если есть места, дети могут быть приняты в детский сад в течение всего года.

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий , способствующих достижению положительных результатов деятельности . К таким условиям необходимо отнести три основных компонента : содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее каждое из названных условий .

Условия и порядок приема детей с различными типами инвалидности в детский сад закреплены в положениях об организации образования, воспитания и ухода. Директор детского сада отвечает за подготовку годовых финансовых планов детского сада и их утверждение в период, предшествующий их действию. Если руководящий орган оставляет за собой право в соответствии с отдельными положениями утверждать годовые финансовые планы детского сада исполнительными органами руководящего органа детского сада, директор несет ответственность за своевременное представление проекта годового финансового плана этим органам для утверждения.

Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей , целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов . Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности , ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей , тематики, программного содержания и др. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит , а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.

Детский сад пользуется услугами, предоставляемыми по отдельным правилам хозяйственным и административным подразделением детского сада. Данное подразделение может оказать помощь директору детского сада в подготовке проекта годового финансового плана. Для подготовки плана или проекта плана, упомянутого в пункте 2 руководитель детского сада несет исключительную ответственность за воспитателя детского сада. Правила, предусмотренные в пункте 1-3 применяется в соответствии с изменениями в годовом финансовом плане детского сада.

Директор детского сада несет исключительную ответственность за поддержание надлежащего финансового управления в детском саду. Директор несет полную ответственность за правильное, то есть надежное, целеустремленное, экономичное и эффективное управление переданным ему имуществом детского сада.

Еще одним важным условием организации экспериментирования в детском саду является разнообразная предметно-развивающая среда. Среда является важным фактором в воспитании и развитии ребёнка. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, по которой работает наш детский сад, предусматривает выделение микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещения, а макросреда – это ближайшее окружение детского сада.

Уйсси им. Руководящим органом детского сада является Коммуна Уйчье. Установленное имя, используемое детским садом, гласит. Детский сад использует официальную печать со следующим текстом. Отдельные выходы называются. В детском саду и учреждении психологическая и педагогическая помощь предоставляется при постоянной работе со студентом и в форме.

  • В совете преподавателей, в частности, говорится.
  • В уставе детского сада указываются организации детских садов, в том числе § 5.
Оставшееся время - две пятых того времени, когда учитель может свободно распоряжаться. В детском саду по просьбе родителей, помимо основной учебной программы, могут предоставляться дополнительные классы, оплачиваемые родителями, с учетом потребностей и возможностей развития детей.

Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды. Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровьезаберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребенка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности . Практика подсказывает : полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. К тому же всё групповое пространство должно быть распределено на центры. Не является исключением и зона экспериментирования, в которой все предметы и оборудование находятся в свободном для детей доступе , что позволяет не только организовывать совместную деятельность взрослых и детей при проведении элементарных опытов и экспериментов , но и формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников .

По просьбе родителей религиозная деятельность может быть организована бесплатно в детском саду. Время проведения занятий дополнительно должно быть адаптировано к возможностям развития детей и должно составлять. Документация курса обучения § 12. В листе организации детского сада указывается количество филиалов, количество детей, время работы отдельных филиалов, количество работников детского сада, разделенных на педагогических и не педагогических работников, в том числе сотрудников на руководящих должностях, а также общее еженедельное и годовое количество часов, финансируемых за счет средств, выделенных ведущим органом.

Также и другие принципы построения предметно-развивающей среды должны соблюдаться в зоне экспериментальной деятельности : принцип открытости; гибкого зонирования; стабильности-динамичности развивающей среды; полифункциональности и др.

Не маловажную роль в организации поисковой деятельности играет педагог . Но в зависимости от уровня сформированности исследовательских навыков у дошкольников , доля активности воспитателя меняется. Так, при формировании первичных представлений и навыков самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Самостоятельность в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи.

Научные исследования в дошкольном образовании. Ребенок, живущий в сообществе технической цивилизации, имеет множество возможностей для удовлетворения естественной когнитивной потребности. Педагоги подчеркивают ценность перевода ребенка в ситуации, требующие саморешения проблем, исследований и открытий. Эта цель может сыграть исследовательские игры. Научное развлечение, а также другие типы игр - это способ развития деятельности собственного ребенка. Ребенок, который проводит исследовательскую игру, во время действия мысли, изучает особенности, свойства и функции объектов, различные явления, а также различные причинно-следственные связи между изученными ими объектами и явлениями.

При дальнейшем развитии навыков исследовательской деятельности процент самостоятельности детей увеличивается за счет самостоятельного поиска метода и решения проблемы. Здесь же самостоятельность может проявляться через объединение детей в группы для коллективного поиска решения проблемы.

Высшим достижением в данной деятельности может являться тот факт, что активность и самостоятельность детей проявляется на всех этапах эксперимента : постановка проблемы, поиск метода и само решение.

Руководствуясь естественной потребностью в любопытстве, он готов познакомиться с миром. Задача дошкольного учителя - воспитывать желание ребенка учиться, потому что оно является источником более позднего интеллектуального любопытства. Результаты этого эксперимента, литературные исследования и тщательный анализ программы обучения детей в детском саду побудили автора более внимательно изучить исследовательскую деятельность в области неживой природы в более практическом, чем теоретический. Они изучают свойства твердых и жидких тел, им любопытно узнать о причинах такого поведения тела в воздухе под воздействием нагрева, они задаются вопросом, почему свет сияет, они эхо или позволяют занятия через зеркало.

Но независимо от того, какую роль играет педагог в эксперименте : активного участника, помощника или наблюдателя, он всегда помогает раскрыть потенциал ребёнка, развить его личностные качества в деятельности .

Своё выступление я хочу закончить китайским изречением :

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

Они обнаруживают явления, ощущаемые в ходе их различных видов деятельности, которые рассматриваются химией и различными физическими факультетами - статикой, кинематикой, термодинамикой, оптикой, акустикой или электричеством и магнетизмом. Таким образом, они обнаруживают некоторые из самых простых явлений, которые в науке относятся к статике, или науке о явлениях баланса сил; кинематика, наука, которая изучает движение тела независимо от их причины; динамику, научиться исследовать причины изменения движения тела.

Приложение № 1 Понимание типов движений тела материала и условий и причин, которые заставляют тело двигаться или оставаться в покое. Выбранный пример научной забавы под названием. Цели: - изучение различных способов включения легких объектов; - мониторинг ветровой силы. Средства: вентилятор, листья, обрывки бумаги, шерсть, слова, перья, хлопок и другие легкие предметы из сундука с сокровищами. Пробег: создание ситуации, которая пробуждает интерес детей к движению воздуха: наблюдение за тем, как вентилятор взорвал список.

То, что я сделал, я знаю!

Действительно, эксперименты позволяют объединить все виды деятельности , все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность , где психолого-педагогические условия являются определяющим фактором.

Разговор с детьми об этом явлении: что происходит? Вы знаете другие типы ветра? У кого-нибудь было какое-то приключение с ветром? Поиск детьми вокруг материала, который будет вести себя так же, как порывы вентилятора. Как вы можете преодолеть ветер? Учитель дает другое представление о веселии: как это назвать? Он предлагает организовать ветреную забаву.

Приложение № 2 Обнаружение изменений физических состояний тел под воздействием нагрева и давления. Цели: детское понимание теплопроводности в древесине и в металле. Помощь: блюдо с теплой водой, две миски - алюминиевые и деревянные, другие предметы. Пробег: приглашение детей выполнять эксперименты по погружению в алюминиевые и деревянные водоросли в теплой воде. Поощрение сделать подобные попытки с другими предметами. Выводы: температура алюминия и металлических объектов возрастает быстрее. Металлы являются наиболее проводящими.

«Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников».

Подготовила: методист ГККП я/с «Аленушка» Алиева М.А.

г. Петропавловск, Северо Казахстанская область.

Цель :

Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Приложение № 3 Исследование явлений в области оптики и акустики. Мы ходим по разным поверхностям. Цели: определение и сравнение голосов, которые проводят на разных поверхностях, когда мы идем по ним, и изучение того, какая поверхность проще, удобнее и почему? Вспомогательные средства: подушки, матрасы, мешочки, заполненные, например, бобами, мячами из газеты, шарами из ваты. Место: детский сад или гимназия. Курс игры: учитель распространяет подготовленные пособия в комнате. Дети снимают кровельную бумагу и проходят мимо маленьких, мешков, костылей и матрасов.

Задачи:

    Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

    Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

    Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Ожидаемый результат:

Мы играем в игру в ритме марш-музыки. Затем мы останавливаем музыканта, дети в тишине проходят через организованные поверхности, слушая звуки их шагов в зависимости от земли, определяют эти голоса и степень трудности при прохождении через твердые и мягкие поверхности. Выводы. Кажется, что разные поверхности имеют разные звуки, легко или трудно ходить на разных подложках в зависимости от их твердости и мягкости при дифференциации материала, из которого они сделаны.

Приложение № 4 Электромагнитные явления. Цель: ознакомить детей с электростатическими явлениями. Место: комната детского сада. Последовательность развлечений: маленькие кусочки папиросной бумаги помещаются на стол или стекло. Когда пленка находится примерно в трех сантиметрах от поверхности стола, цифры прерываются - мигают и отскакивают. Через некоторое время они упадут на стол. Затем вы должны снова хлопнуть тарелку или электрифицировать ее. Мы призываем детей давать другие идеи, чтобы оживить веселье.

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Вводная часть.

Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка –дошкольника? (ответы воспитателей).

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как свободный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает по средством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача ДДО поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Методические рекомендации по проведению ОУД с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъяков, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны воспитателя. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Выводы: электрификация заставляет тело взаимодействовать друг с другом. Примечание: эксперимент проходит успешно, когда все предметы сухие. Приложение № 5 Исследование свойств твердого и жидкого тела. Как получить чистую воду? - свойства воды. Цель: изучить возможности очистки воды путем фильтрации. Курс: показывает детям различия между чистой водой и загрязненными различными веществами. Поощряя детей пытаться очистить воду, загрязненную глиной. Фильтрация воды детьми - любые эксперименты, тесты.

Демонстрация учителем надлежащей очистки воды. Сравнение очищенной воды с загрязненной водой. Приложение № 6 Веселые игры, веселье в чтении, подсчет игр. Дети свободно говорят о своем значении. Вопросы для справки: - Это странные слова, зачарованные, как вы думаете, почему? - Кто-нибудь уже обнаружил? - Попытайтесь читать слова так или иначе. Что происходит? - Может, вы знаете другие подобные слова? Формулируя выводы: воспринимая тайну слов - вы можете читать их в обоих направлениях. Некоторые из слов, которые идут не так, идентичны, поэтому они имеют одинаковое значение, другие принимают другой характер, их смысл меняется.

Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5-ти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Структура детского экспериментирования.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно- следственных связей и отношений.

Мотив : познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать».

Средства : язык, речь, поисковые действия.

Формы : элементарно – поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия : постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.

Результат : опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования.

На слайде воспитателям представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза.

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Следующий слайд с правильным ответом:

Проблемная ситуация

Целеполагание

Выдвижение гипотез

Проверка предположения

Если предположения подтвердились: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерная структура занятия – экспериментирования:

    Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

    Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

    Уточнение плана исследования.

    Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

    Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

    Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов, материалов (природного, бросового)

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Книги познавательного

характера для младшего возраста;

Тематические альбомы;

Коллекции: семена разных

растений, камешки, ткани,

(подарки зимы, весны, осени)

Песок, глина;

для игр в воде;

Красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски, и др.)

Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений», (чудесный мешочек), зеркальце для игр с солнечным зайчиком, контейнеры из киндер-сюрпризов с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

Бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки и др.

Семена бобов, фасоли, гороха.

На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста; персонажи, наделенные определенными чертами (почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Книги познавательного характера для детей среднего возраста;

Тематические альбомы;

Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, ткани, бумага, пуговицы, (подарки зимы, весны, осени)

Мини-музеи (тематика различна, например «камни», «чудеса из стекла» и др.)

Песок, глина;

Набор игрушек резиновых,пластмассовых

для игр в воде;

Материалы для игр с мыльной пеной;

Красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Семена бобов, фасоли, гороха;

Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений (чудесный мешочек), зеркальце для игр с солнечным зайчиком, контейнеры из киндер-сюрпризов с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

Бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста; персонажи, наделенные определенными чертами (почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация;

Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняются воспитателем), ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

Серии картин с изображением природных сообществ;

Книги познавательного характера, атласы;

Тематические альбомы;

Коллекции, мини-музеи (тематика различна), например – «Часы бывают разные», «Изделия из камня»

Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»;

Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;

Сито, воронки;

Половинки мыльниц, формы для льда;

Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки и др.

Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;

Личные блокноты детей для фиксации результата опытов;

Карточки-подсказки (разрешающие, запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;

Персонажи, наделенные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

В помощь воспитателю:

Памятка

«Планирование работы с детьми по экспериментированию»

Младший дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах, (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»;

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба-пальто, чай-кофе, туфли-босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);

3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?).

1) о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);

2) о природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение);

3) о мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений – гороха, бобов, семян цветов);

4) о способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп);

5) о предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнется-ломается, высоко-низко-далеко, мягкий -твердый- теплый и прочее).

Средний дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают? Почему мячик катится?);

2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);

3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

1) о материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса);

2) о природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками);

3) о мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло);

4) о предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.);

5) о геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма);

6) о человеке (мои помощники – глаза, нос, уши, рот и т.д.);

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких как: сахарница, мыльница и т.д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

Старший дошкольный возраст

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);

2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки-носки), форме (шарф-платок-косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шелковое – шерстяное), плотности, фактуре (игра «Кто назовет больше качеств и свойств?»).

1) о материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон);

2) о природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снега, снегопад) и времени (сутки, день-ночь, сезон, год);

3) об агрегатных состояниях воды (вода-основа жизни; как образуется град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.);

4) о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений);

5) о предметном мире (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный, воздушный и пр.);

6) о геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), а также фразеологизмами (лошадь в яблоках).

Литература :

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2008г

2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ управление ДОУ, №4, 2012, с. 84-92

3. Короткова Н.А. Познавательно- исследовательская деятельность старших дошкольников./ Ребенок в детском саду. № 3, 4, 5 2013, № 1, 2014

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников./ Под ред. Л.Н. Прохоровой 2004

5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей./ Дошкольное воспитание, № 1, 2005

6. Материалы Интернет-сайтов.