Сборник конспектов "ознакомление с окружающим и развитие речи". Методика ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с растительным и животным миром

В «Программе воспитания в детском саду» ознакомление детей с окружающим миром и развитие речи у детей занимает ведущее место. Это обусловлено тем, что через познание деть­ми окружающей действительности идет развитие психики и формирование личности. В процессе знакомства с внешним ми­ром развиваются умственные способности и речь ребенка, вос­питываются любовь, интерес и уважение к человеку и его тру­ду, бережное отношение к продуктам человеческого труда, лю­бовь к родному краю. Надо вызывать у детей положительные эмоциональные переживания к окружающему: людям, их тру­ду, природе, родному краю и т. д. Само познание должно доставлять детям радость.

Дети познают мир в различной деятельности: в играх, в труде, на занятиях и повседневной жизни. При организации ознакомления с действительностью и при обогащении словаря де­тей с нарушением зрения надо помнить об особенностях зри­тельных возможностей, так как не все предметы и явления до­ступны им для непосредственного визуального восприятия.

Воспитатели специализированных детских садов при озна­комлении детей с окружающим всегда должны обогащать сен­сорный опыт детей, особенно зрительный. В связи с нарушени­ем зрительных функций детей процесс наблюдения в природе, за трудом взрослых и т. д. следует организовывать с учетом до­ступности для их зрительного восприятия. Так, например, в про­грамме рекомендуются наблюдения за строительством дома. Дети с нарушением зрения не смогут увидеть работу подъемно­го крана, а также каменщиков на большом расстоянии. Во вре­мя экскурсии на такие объекты нецелесообразно обращать внимание детей. Можно показать иллюстрации, диафильмы на эту тему. Это будет доступнее детям с нарушением зрения. На экскурсии воспитатель показывает то, что доступно детям для зрительного восприятия, что можно ощутить через другие ана­лизаторы: слух, осязание и т. д. Например, можно показать де­тям, какой строительный материал привозят (кирпич, панели, раствор), или предложить послушать, как шумит подъемный кран и т. д. При наблюдении воспитатель привлекает все сен­сорные функции к ознакомлению с объектами. Перед экскур­сией надо продумать, какие качества и свойства предметов и явлений будут выделены для наблюдения, чтобы у детей сло­жилось правильное представление. Например, наблюдая за дви­жущимся транспортом, дети могут послушать с закрытыми гла­зами шум машин, что дополнит их представления. В лесу, скве­ре дети рассматривают деревья, листья, обследуют кору, находят общие и отличительные признаки, прислушиваются к ше­лесту листвы разных деревьев (осины, березы и др.). Все это создает более полную картину о наблюдаемых объектах.

У детей с нарушением зрения иногда могут быть вербаль­ные, т. е. словесные, не подкрепленные чувственным опытом, представления. Этого можно избежать лри соответствующей организации процесса непосредственного познания детьми са­мих предметов, их качеств и свойств.

В работе по ознакомлению с окружающим большое значе­ние придается роли слова. При рассматривании всегда идет беседа. Она расширяет и уточняет знания детей, помогает, пра­вильному пониманию. Дети узнают названия признаков и свойств наблюдаемых объектов, учатся сравнивать и сопостав­лять предметы, объединяя в группы по их функциональным свойствам (для чего служат, как используются и т. д.). На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружаю­щим используется различный иллюстративный материал: картины, диапозитивы, киноленты, реальные предметы и т. д. При их использовании надо всегда помнить о доступности их для зрительного восприятия. При фронтальном показе детей с низ­кой остротой зрения надо посадить ближе или пригласить по­дойти. Изображение на картинках не должно быть перенасы­щенно объектами. Воспитатель широко использует индивиду­альный раздаточный материал: игрушки, картинки, реальные предметы. Для развития грамматически правильной речи необ­ходимо давать предметные и сюжетные картинки, по которым дети учатся называть, рассказывать, описывать. Например, по картинкам, где изображены дети в разной одежде и где они вы­полняют какие-либо действия, дается задание рассказать, кто это, в чем одет, что делает. Такая работа учит детей видеть на картине главное и развивает их умение составлять рассказы.

В подготовительной к школе группе с подобными иллюстра­циями можно дать задание составить предложение из двух-трех слов. Хорошо использовать игрушки, которые получает каждый ребенок: куклы, мишки, матрешки, мячики, машины и т. д. Им предлагается описать игрушку: какая она? Какого цвета? Какой формы, величины? В чем одета? И т. д. Такие на­целенные описания учат детей выделять основные признаки предметов, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свои суждения, рассказывать.

Художественная литература используется в детском саду с целью воспитания и всестороннего развития личности ребенка.

Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают реальные жизненные факты. Дети живут миром литера­турных героев. Иллюстрации в книгах помогают им представить героев сказок более конкретно. Однако детям с наруше­ниями зрения их надо показывать индивидуально с учетом осо­бенностей нарушений зрения. Лучше всего иллюстрации рас­смотреть после чтения книги. Для этого нужно иметь на каж­дого ребенка иллюстрации к этой книге. Если иллюстрация одна, то ее надо поднести поближе к детям, давая возможность каждому рассмотреть ее.



При заучивании стихотворений, беседе рекомендуется чаще использовать иллюстративный материал, картины, предметы, игрушки, диапозитивы и др. Например, на занятии «Беседа о зиме» воспитатель может показать иллюстрации, диафильм, спеть песни. Можно принести снег, лед и понаблюдать с деть­ми, как он тает. На занятии «Беседа об осени» дети рассматри­вают овощи, фрукты, разноцветные осенние листья и цветы. В течение беседы воспитатель подкрепляет разговор показом даров осени, иллюстраций осеннего пейзажа, может сделать весенний букет из листьев или цветов.

Дидактические игры и упражнения следует широко использовать на занятиях и в повседневной жизни, так как они помогают закреплять, обобщать знания и представления детей.

Год обучения (возраст)

24. Праздник мам

27. Мамин день

2. Международный женский день.

2. Международный женский день

2. Цвет, форма, величина предметов.

1. Весна. Признаки весны.

2. Повторение

29. Перелётные птицы

1. Возвращение перелетных птиц.

1. Перелётные птицы.

2. Форма предметов круг и овал

Каникулы

31. Весенние цветы

1. Насекомые.

2. Пространственное положение геометрических фигур.

1. Садовые цветы.

2.Повторение

28. Насекомые

32. Насекомые

1.Насекомые.

2.Цвет предметов.

1. Насекомые

2. Повторение

29. Улица города

33.Дом, улица, город

1. Экскурсия с детьми в парк.

2. Мой дом.

1. Москва – столица России. Уфа – Столица Баш

2. Наш дом

30.Транспорт

34. Правила дорожного движения

1. Мой город.

2. Российская Федерация. Москва.

1. Мой город

2. Моя Республика. Уфа

31. Повторение

1.День победы.

2.Повторение

1День Победы

2. Повторение. Цвет, форма, величина предметов

32. Повторение

36. Аквариумные рыбки

1. Рыбы.

2. Скоро лето.

2. Признаки лета

33. Повторение

37. Комнатные растения

1. Комнатные растения.

1. Комнатные растения.

1. Повторение.

34. Повторение

1. Повторение.

1. Повторение

И.И. Комякевич

студентка 3 курса педагогического факультета

(научный руководитель – М.Е. Скивицкая, старший преподаватель кафедры социальной и коррекционной педагогики)

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современных условиях особую актуальность приоб-ретает вопрос о роли специального обучения и воспитания

в формировании социально-бытовой компетенции и социа-лизации детей с интеллектуальной недостаточностью. В свя-

зи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание об-учения и воспитания детей данной категории.

Специальное образование ориентировано на гуманиза-цию, индивидуализацию педагогического процесса, социа-

лизацию каждого ребенка. Гуманизация образования рассматривается как социаль-

но-педагогический принцип, отражающий современные тен-денции: признание самоценности личности ребенка, созда-

ние условий для ее гармоничного саморазвития. Индивидуализаци

я обучения - это организация учебно-го процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа

обучения обуславливается индивидуальными особенностя-ми детей. Индивидуализация достигается реализацией со-

держания разноуровневых программ, формами организации обучения (подгрупповой, индивидуальной); приемами и спо-собами обучения (Г. К. Селевко). Принципы гуманизации и индивидуализации лежат в

основе обучения детей с интеллектуальной недостаточнос-тью в специальном дошкольном учреждении. Каждый ребе-

нок - это индивидуальность. У детей разные познаватель-ные способности, интересы, возможности, но всем им надо

помочь реализовать свой потенциал. Современная парадигма личностно ориентированного об-

разования позволяет рассматривать понятие «образование» как построение личностью своего образа, как становление

самого себя. В результате образования предполагается фор-мирование своеобразной готовности ребенка к жизни: спо-

собности действовать, принимать решения, различать добро и зло, строить взаимоотношения с разными людьми, нахо-

дить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, образование помогает человеку социали-3

зироваться. Социализация детей с интеллектуальнойнедо-статочностью может рассматриваться как процесс улучше-

ния качества жизни в процессе оказания коррекционпо-образовательной помощи (О. С. Гребенюк, Т. В. Демьяненок,

Е. М. Калинина, Т. Л. Лещинская). Одной из ведущих задач обучения детей дошкольного

возраста с интеллектуальной недостаточностью выступает формирование способов усвоения общественного опыта (в

том числе и учебных навыков), что способствует развитию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей и

способностей (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева). Социа-лизация предполагает как сознательное усвоение ребенком

готовых форм и способов социальной жизни, способов вза-имодействия с материальной и духовной культурой, так и вы-

работку (совместно со взрослыми и сверстниками) собствен-ного социального опыта, ценностных ориентаций (Н. Ф. Го-

лованова). Процесс социализации рассматривается как спо-соб развития мышления и приобретения соответствующих

социокультурных качеств (В. П. Гриханов, Е. М. Калинина, А. Н. Коноплева, "Г. Л. Лещинская). Формирование умений

обслужить себя, ориентироваться в бытовой сфере, соци-альной и природной среде, выработка способностей решать

элементарные задачи реальной действительности - важ-ные предпосылки обучения и социальной адаптации каждого

ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Ребенок с нарушением интеллекта осваивает способы

взаимодействия с окружающим миром как впроцессе спе-циально организованых занятий, так и в повседневной жиз-

ни, что обеспечивает ему не только «выход в социум» (усло-вия жизнедеятельности

ребенка, его продуктивную деятель-ность и общение, которые способствуют успешной социали-

зации), но и «обретение себя» (процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, своего стиля

жизни). Ознакомление с окружающим миром - одна из важ-

ных предметных областей в системе коррекционно-образо-вательной работы с детьми дошкольного возраста. Л. С. Вы-

готский отмечал важность дошкольного периода в формиро-вании у детей представлении об окружающем мире: «Под-

готовить общее представление относительно мира природы, относительно общества - все это и составляет непосред-

ственную задачу, которую школа ставит перед дошкольным воспитанием». В каждом возрастном периоде формируются

не только те качества и свойства психики, что определяют общий характер поведения ребенка, его отношение к окру-

жающему миру, но и другие, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических но-

вообразованиях, появляющихся к концу данного возрастно-го периода (А. В. Запорожец).

В пособии «Организация занятий по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста с интеллек-

туальной недостаточностью» рассматриваются принципы, методы, приемы и средства практической реализации про-

граммного материала. Формирование интереса к различным формам познания мира у детей старшего дошкольного воз-

раста с легкой формой интеллектуальной недостаточности осуществляется на занятиях, в практической деятельности,

в различных ситуациях повседневной жизни. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром

осуществляется формирование, уточнение и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающей действитель-

ности. У детей формируется целостное восприятие и чет-кое представление об игрушках, о предметах посуды, одеж-

ды, мебели и др.; о человеке, строении его тела и органах чувств, об основных функциях организма; о предметах и пра-

вилах гигиены. Дошкольники знакомятся с различными ви-дами деятельности человека, его взаимоотношениями в со-

циуме, осваивают этикетные формы общения (умение по-здороваться, попрощаться, обратиться за помощью, побла-

годарить). В процессе ознакомления с окружающим миром обеспечивается обогащение эмоционального, социально-

бытового, игрового опыта детей с интеллектуальной недостаточностью.

Ознакомление с окружающим миром будет обеспечивать существенные продвижения в умственном развитии детей с

интеллектуальной недостаточностью лишьв том случае, когда детям будут даваться не отдельные знания о предмете или

В процессе ознакомления с окружающим миром решаются следующие задачи:

· формирование, уточнение и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающей действительности;

· обогащение эмоционального, социально-бытового, познавательного, игрового опыта детей.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром направлены на:

расширение кругозора,

обогащение чувственного и практического опыта детей,

активизацию мыслительной деятельности и развитие речи.

Ознакомление детей с окружающим миром происходит на:

специальных занятиях,

в разных видах детской деятельности,

во время режимных моментов,

в процессе индивидуальной коррекционной работы, в повседневной жизни.

Методы ознакомления дошкольников с природой : наблюдение, рассказ, чтение, художественной, литературы, беседы, игры, труд, эксперимент.

Формы организации детей при ознакомлении их с природой: занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке.

Главное - это усвоение всеми детьми программного материала. Это занятия, на которых дети знакомятся с природой в естественных условиях : осмотры участка, наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, игры с использованием естественного материала

Проводится ежедневно в часы, отведенные для труда.

Проводятся после дневного сна: наблюдения, дид. Игры, чтение худож. Произведений, беседы, рассказы

Работа с картинками : в лесу, на лугу, в саду, у водоема.

На занятиях дети с ТНР усваивают определенные знания о предметах и явлениях, которые формируются и выражаются с помощью речи. Интерес детей к окружающему миру способствует усвоению новых знаний и закреплению их через слово. Для развития речи как средства общения с окружающими на каждом занятии осуществляется работа по развитию понимания речи и активизации собственно речевой активности детей. В процессе ознакомления с окружающим миром формируется предметная соотнесенность слов. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в понятии о предмете.

Изучение предметов осуществляется в определенной последовательности. Сначала детям предъявляются натуральные предметы, которые они рассматривают, анализируют, определяют назначение, учатся действовать с ними. Затем сравнивают предметы по разным признакам, устанавливают пространственные и причинно-следственные связи, учатся делать простые выводы и обобщения. Дети учатся называть и показывать предмет в разном пространственном расположении, соотносить натуральные предметы



9.Методика обучения самообслуживанию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Навыки:Содержание своего тела в чистоте;прием пищи;одевание,раздевание;уход за игрушками,вещами.Воспит. культурно-гигиенич.навыков и навыков самообслужив.– направление работы кот. содействует возникновению у дет.важнейшего новообразов. раннего возраста – самостоятельности.Овладение санитарно-гигиеническими навыками:-Снижает зависимость реб.от окружающих;-Способствует укреплению его уверенности в собственных силах;-Содействует продвижению в психомоторном развитии.Гл.задача–помочь детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.Цели обуч.:-Достижение более высокой степени самостоятельности в освоении различными навыками самообслуживания детьми с ТНР;-Обучение родителей работе по программе формиров. навыков самообслужив.Этапы занятий по формиров. навыков самообслужив.: Игра с куклой и др.игрушками (обыгрывание навыка с персонажем); Демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментирование каждого действия);Совместные действия педагога с реб.;Действия ребенка по подражанию.;Самостоят. действия ребенка.Обязательно создается предметная среда с учетом моторных возможностей:Оборудование по величине и расположению подбирается соответственно силе и возрасту ребенка;Желательно исключить неприятные ощущения.Необходимо учитывать индивидуальные речевые возможности каждого реб. и в соответствии с ними задавать вопросы.Пользоваться словесными поощрениями.

10. Методика обучения хозяйственно-бытовому труду.Направления:- уборка группы и др. помещений дет.сада;-уборка участка;-стирка белья;-сервировкастола;-подготовка к занятиям.Формы дет.труда:поручения,дежурства,коллективный труд.Задачи труд. воспитания: Воспитание интереса и потребности в труд. деятельности;Формир. познавательных и соц. значимых мотивов труд. деятельности;;Воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах.Приёмы обуч. дошк. с ТНР навыкамсамообслуживания: показ;демонстрация;напоминание;упражнения;игры.Мл. дошк. возраст: игровые приёмы;положительный пример сверстников;рассматривание иллюстраций,использов. потешек, пословиц, чтение лит. произведений;контроль (если контроль отсутствует, то формируются отрицательные привычки, небрежность, неряшливость);помощь и взаимопомощь.Ср. дошк. возраст: игровые приёмы;систематическое напоминание и контроль за действиями;оценка деятельности ребёнка, поощрение успехов;взаимопомощь;привлечение детей к анализу результатов труда и к объективной оценке деятельности каждого ребёнка. Ст. дошк. возраст :контроль +все выше перечисленные.Метод.рекомендации.Дети ст. дошк. возраста могут выполнять следующие виды работ:1.Содержать в порядке свои игрушки.2. Протирать мебель(вместе с взрослым).3.Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носки, ленточки). 4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и др. 5. Подметать сырым веником пол в комнате, 6.Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, мыть овощи, делать печенье; собирать и чистить ягоды



11.Задачи развития речи детей с тяжёлыми нарушениями речи в специальном дошкольном учреждении.

1. Развитие словаря(пассивного затем активного):а) обогощение словарного запаса;б)активизация словаря;в)работа над уточнением словаря;г)устранение не лит.слов.(жаргонов,диалектов);2. Формирование грамматического строя речи(словообразование,словоизменение) (борьба с аграматизмами);3. Воспитание звуковой культуры речи:а)прав. звукопроизношение; б)выразит.речи;в)интонации;г)темп речи; д)пользов.качествами голоса в зависим.от ситуации;е)работа над дикцией(скороговорки,чистоговорки) ж)формиров.прав. диафрагмального дыхания; з)формиров. прав. словопроизношения;4. Формирование разговорной диалоговой речи;5. Формиров. монологич. речи(пересказ,рассказ по серии сюжетных картинок,творческое рассказывание);6. Ознакомление с художественной литературой;7. Подготовка детей к обучению грамоте.

Содержание статьи:

Ребенок знакомится с окружающим миром с первых дней своей жизни. Ежедневно он соприкасается с предметами и явлениями природы: живой или неживой, естественной или искусственной. Ребенок с удовольствием познает окружающий мир, за счет чего и развивается. А родители являются проводниками в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Именно через природу ребенок получает реалистичные знания о мире, которые основаны на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему. Во время знакомства с окружающим миром малыш получает свои первые знания и радостные переживания, которые запоминаются на всю жизнь.

Задачи ознакомления детей с окружающим миром

Любая деятельность ребенка осуществляется за счет тех знаний и умений, которые он получает во время ознакомления с окружающим миром, а именно с природой. Взрослые должны дать ему тот объем знаний о предметах, явлениях природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные способности детей, воспитывается правильное отношение к природе.

Цели ознакомления детей разного возраста с окружающем миром отличаются:

С 2 до 3 лет малышей знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, учат их обособлять в пространстве, выделять и называть определенные признаки растений (цвет листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (птица летает в воздухе). Это способствует развитию анализаторов (зрительный, слуховой и т. д.), увеличивается их внимание и интерес к объектам, за которыми ребенок наблюдает, появляется доброжелательное отношение к ним.

С 4 лет у детей формируются представления о предметах и явлениях природы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Они учатся устанавливать такие связи, которые познают во время предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре, и отражают их в форме конкретных представлений. Ребенок учится выделять отдельные признаки объектов природы, определять их по цвету, форме, размеру, сравнивать и классифицировать. Во время усвоения знаний они учатся устанавливать причинно-следственные отношения.

С 5 лет дошкольники усваивают обобщенные знания, возникает представление, которое отражает закономерности, происходящие в окружающем мире. Они умеют выделять специфические особенности строения растений, животных, устанавливают их зависимость от условий существования.

К 6 – 7 годам у ребенка начинает развиваться элементарная форма логического мышления. Он должен уметь анализировать, синтезировать, выделять индивидуальные и общие признаки растений, животных, делать обобщения (например, классифицировать разные группы животных по особенностям питания, движения, добывания пищи, места обитания и т. д.).

Взрослые должны постепенно подвести ребенка к выводу, что все явления природы вызваны естественными причинами (например, жизнь животных или растений зависит от солнца, тепла, света). При поступлении в школу ребенок должен быть наблюдательным, любознательным, любить и бережно относиться к природе, видеть прекрасное в ней.

Принципы ознакомления детей с окружающим миром

Окружающая среда – это источник знаний ребенка о природе, общественной среде, жизни человека и о нем самом. Во время обучения учитель использует закономерности природы и социума для полноценного психического развития детей.

Существуют следующие принципы ознакомления детей с окружающим миром:

Интеграция знаний во время деятельности в окружающей среде. Ребенка знакомят с природой, окружающей средой, развивают его речь, формируют базовые математические представления.

Целостность и системность. Детей вооружают знаниями об окружающем мире в его целостности. Тогда у них формируется целостная личность, сознание, целостная картина мира.

Опосредствование в познавательной деятельности. Малыша погружают в разные виды познавательной деятельности (речевая, трудовая, игровая, коммуникативная и т. д.).

Знакомство с окружающим миром через взаимодействие. Ребенок развивается в таких системах: организм – окружающая среда, личность – окружающая среда, ребенок – социум, педагог – ребенок, дети – окружающая среда.

Позитивный эмоциональный фон. Воспитатель организовывает деятельность (познавательная или коммуникативная), во время которой ребенок получает удовольствие от работы, общения, своих или общих достижений.

Учет культурно-этнографических особенностей города, области, района. Во время занятий используется информация о культуре, обычаях, традициях той местности, в которой находится образовательное учреждение.

Единство психики и внешней деятельности. Познавательная деятельность подается как внешняя материальная деятельность, которая постепенно превращается во внутреннюю.

Наглядность и объективность. Всю информацию, которую получает ребенок об окружающем мире, он должен пропустить через органы ощущения и восприятия.

Экологизация и валеологизация. Воспитатель во время занятий знакомит детей с правилами безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, правилами сохранения и укрепления их здоровья, формирует у них понимание здорового образа жизни.

Сочетания познавательных и воспитательных задач. Во время ознакомления с окружающим миром учитель формирует у детей любовь к родному краю, близким людям. Он воспитывает трудолюбие, любознательность, настойчивость и т. д.

Реализуя вышеуказанные принципы, педагог формирует в ребенке целостную сознательную личность, вооруженную знаниями, навыками поведения в жизни и окружающей среде.

Задачи педагога при ознакомлении детей с окружающей средой

Учитель во время ознакомления воспитанников с природным окружением должен реализовать следующие задачи:

Пополнять эстетические впечатления.
Развивать интерес к природе.
Сближать малышей с объектами и явлениями, с которыми они сталкиваются ежедневно.
Совершенствовать сенсорные чувства.
Развивать мышление и речь.
Формировать систему базовых знаний о доступных объектах и явлениях природы.
Учить самостоятельно применять приобретенные знания во время игры, работы, простом экспериментировании.
Ускорять формирование нравственных чувств.
Учить детей бережно относится к природе.

Обладая подобными знаниями и навыками, ребенок будет полноценно развиваться.

Природа как основа для всестороннего развития

В процессе взаимодействия детей с природой формируются другие их навыки и умения:

1. Физическое развитие:

Ребенок ежедневно пребывает на свежем воздухе во время наблюдения, игр и труда.
Ходит на экскурсии, целевые прогулки, за счет чего расширяет контакт с растительным миром.
Употребляет свежие соки и фрукты в процессе простого экспериментирования (приготовление соков), дидактических игр (узнает по вкусу) и т. д.
Учится выращивать растения.

2. Социальное и эмоциональное развитие:

Постоянно контактирует с природой.
Усваивает нормы и правила поведения в природе, соблюдает их.
У малыша формируются нравственные и эстетические чувства в процессе познания природы, он становится более альтруистичным.
Во время экскурсий обогащаются его эстетические впечатления.
Он учится воспроизводить свои впечатления в изобразительной, игровой, коммуникативной деятельности.

3. Творческое развитие:

Дети организовывают игры с разными объектами и явлениями природы.
Фантазируют на тему природы во время художественной работы.
Экспериментирует с природными материалами (листья, цветы, плоды).

4. Умственное развитие:

Ребенок усваивает определенный объем знаний об объектах и явлениях природы, развивает сенсорные ощущения.
Постепенно усложняет задания в процессе ознакомления с природой, например, различает и называет объекты природы, а потом устанавливает связи между ними.
Учится самостоятельно определять содержание и способы познания окружающего мира.

5. Речевое развитие:

Наблюдает за природными явлениями, подбирает к ним сравнения, метафоры, эпитеты, обозначает словом названия, свойства, качества объектов и явлений.
Учится передавать свои эмоции и впечатления от увиденного через речь.
Дети общаются во время активных игр, работы на природе, экспериментально-исследовательской деятельности.
Формулирует суждения и умозаключения во время ознакомления с природой.

Важно обеспечить ребенку частый контакт с окружающим миром, чтобы он всесторонне развивался.

Методы ознакомления с окружающим миром

Психологи выделяют следующие методы ознакомления детей с окружающим миром, которым нужно отдавать предпочтение во время воспитания и обучения:

Наблюдение.
Эксперименты.
Игра.
Труд.

Кроме того, большое значение имеют словесные методы. Они помогают постигнуть непонятное, раскрыть грани невидимого, воспитывают ответственное отношение к природе.

Во время применения наглядных методов, например, когда ребенок рассматривает картину или иллюстрацию, рекомендуется использовать следующие приемы:

«Вхождение в картину» . Ребенок должен представить, что он является героем или участником события, изображенного на картине. Он описывает, что видит, как себя чувствует.

Рассказ о фрагменте картины . Малыш должен выбрать часть картины, которая ему понравилась, описать своими словами, объяснить, почему понравилась.

Размышление над «настроением» картины . Ребенок с помощью воспитателя или родителей пытается описать настроение композиции, которое хотел передать творец.

Как видите, познавая окружающий мир, дети всесторонне развиваются. Сначала ребенка вводят в мир предметов, потом приобщают к трудовой деятельности, а потом знакомят с живой и неживой природой. Познание окружающего мира осуществляется с помощью подвижных игр, наблюдений, экспериментов, общественного труда. Родители и педагоги должны стать проводниками детей в неизведанный, загадочный и увлекательный окружающий мир.

Мир входит в жизнь ребенка постепенно. Немалую роль в этом играют его ежедневные впечатления от общения с окружающими предметами, знакомясь с которыми в разных видах деятельности, он узнает новые названия, познает свойства и качества предметов и материалов. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.

В процессе ознакомления с окружающими предметами, ребенок учиться элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, сопровождая свои умственные действия речью. Таким образом, приобретенные знания выражаются в словесной форме: происходит освоение связной речи, развитие словаря, формируются навыки грамматически правильной речи.

Взаимодействие с предметным миром порождает у детей и множество вопросов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение предметного мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями, проникнуть в суть доступных явлений, выразить все это словом, возможно при организации соответствующей обстановки и целенаправленного педагогического воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим предметным миром занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Дети знакомятся с разнообразными предметами в бытовой деятельности. Они узнают их названия, назначение, учатся выделять их части и детали, свойства и качества. Дети начинают различать предметы по внешнему виду, сравнивать, объединять в группы по существенным признакам вида или рода. Дети учатся действовать с разнообразными предметами, интересуются их происхождением, начинают понимать связи между назначением предмета и материалом, из которого предмет сделан.

Знания детей о предметах расширяются и уточняются в игровой и трудовой деятельности, где на практике они упражняются в назывании игрушек, трудовых инструментов, объясняют их назначение, поясняют свои действия, отражают в речи свое отношение, чувства.

Для ознакомления детей с предметным миром в системе работы ДОУ используются специальные занятия.

Для ознакомления с предметным миром В.И.Логинова выделяет три группы занятий: 1) первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий; 2) занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов; 3) занятия по формированию понятий в процессе обобщения.

Ознакомление с предметом осуществляется поэтапно:

Ознакомление с внешним видом предмета, его назначением;

Восприятие частей, деталей предмета;

Знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны (стекло, металл, бумага, дерево; стекло прозрачное,

хрупкое, бьется; бумага мнется, рвется, размокает). Определение соответствия материала, из которого сделан предмет, его назначению.

Наряду с занятиями, где в основном дети знакомятся с предметами и целостными явлениями, в каждой группе рекомендуется организовать несколько занятий по ознакомлению со свойствами и качествами предметов и материалов. Знакомясь с материалами, они убеждаются, что все вещи изготовляют из материалов, что существуют процессы превращения материалов в вещи. У детей развивается способность видеть в любой вещи ее материал, устанавливать свойства материала некоторыми доступными способами обследования (надавить, согнуть, надорвать, погладить, ударить и послушать звук).

Внимание детей привлекают к процессу изготовления предметов. например, детям показывают куски ткани, которые они ощупывают, внимательно осматривают; затем тут же кроят фартук, с помощью детей шьют его на швейной машине.

На следующих занятиях рекомендуется рассмотреть сходные вещи из разных материалов, а также разновидности одного и того же материала. На этих занятиях используются приемы сравнения , а также группировки предметов по определенному признаку .

В.И.Логиновой разработана и методика проведения занятия третьего вида. Переход к обобщениям требует специального обучения тому, как надо выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Так, с детьми четвертого года в основном проводят занятия по формированию видовых понятий. Такие занятия следует проводить в игровой форме с большим количеством наглядного материала (к видовым понятиям относятся – мячи, куклы кастрюли, стулья, т.е. предметы одного вида, различающиеся несущественными признаками; цветом,

материалом и т.п.). важно, чтобы ребенок мотивировал выбор предмета из группы сходных.

Более сложны занятия по первичному формированию родовых обобщений. Такие занятия имеют особую структуру:

1) краткое рассматривание четырех-шести предметов, выделение уже известных детям признаков: что это? Как узнал?;

2) работа над понятием: отделение существенных признаков от несущественных, введение слова, обозначающего обобщение. Ответы детей на вопросы: что разного у всех этих предметов? что у них общего? Обобщение воспитателя и введение нового слова, повторение слова детьми: индивидуально и хором.

3) упражнение в подведении видов предметов под понятие на основе учета существенных признаков.

Последующая работа на других занятиях касается закрепления и дифференциации понятий.

В процессе проведения таких занятий необходимо учитывать следующие требования:

Использование наглядности, как основы для организации познавательной и речевой активности;

Сопровождение рассматривания предметов точными словами;

Опора на активное и действенное познание предметного мира;

Семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

Решение всех речевых задач во взаимосвязи между развитием словаря. формированием грамматически правильной речи и развитием связной речи;

Таким образом, особенности речевой сферы детей позволяют им познавать предметный мир в разнообразной активной деятельности, а развитие разных сторон речи дошкольников тесно связано с обогащением представлений о предметах.