Аналитическая справка анкета самооценка предметно развивающей среды. Аналитическая справка по результатам тематического контроля

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в МБДОУ № 11 к педсовету « Оптимизация условий, способствующих развитию речевой активности детей посредством совершенствования предметно-пространственной среды, использованию методик направленных на активизацию познавательно-речевой деятельности в соответствии с ФГОС ДО».

Составила: учитель-логопед Онищенко Н.В.

Пространственная предметно- развивающая среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей их развития.

Предметно-развивающая среда в нашем ДОУ служит развитию детской деятельности и, прежде всего, речевой и игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности и развития речи детей. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.

МБДОУ Детский сад №11 является дошкольным образовательным учреждением, в котором функционирует 4 логопедические группы. Наше учреждение реализует основную образовательную программу «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой. Приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения является речевое, патриотическое и познавательное развитие детей дошкольного возраста.

В связи с внедрением в ДОУ ФГОС ДО возникла необходимость пересмотра предметно-развивающей среды. Поэтому в годовой план на 2017-2018 уч. год были включены задачи по созданию и совершенствованию развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный образовательный стандарт, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими речевую, познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

В нашем детском саду все группы оснащены:

материалами и оборудованием для игровой деятельности;

материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;

материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;

материалами и оборудованием для двигательной активности.

Анализ требований к развивающей предметно-пространственной среде групп ДОУ в соответствии с ФГОС ДО выявил следующее:

П.3.3.1 ФГОС ДО - Соответствие РППС группы возрастным особенностям во средней, старшей, подготовительной группах выполнена частично - недостаточное использование знаковой системы для развития детей дошкольного возраста. В младшей группе - соответствует данному критерию.

П.3.3.2 ФГОС ДО - Соответствие РППС обеспечению возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей а также возможности уединения представлен частично.

П.3.3.3 ФГОС ДО -обеспечение реализации - вводится в полном объёме.

П.3.3.4/1 ФГОС ДО - насыщенность среды в соответствии в соответствии возрастным возможностям и содержанию программы представлен частично.

П.2. 6. ФГОС ДО -Обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать направления развития и образования детей (образовательные области) - представлен частично. Необходимо обратить внимание педагогов на оборудование речевых уголков.

П.3.3.4/2 ФГОС ДО -Трансформируемость пространства - представлен в полном объёме.

П.3.3.4/3 ФГОС ДО - Полифункциональность материалов - представлен в полном объёме.

П.3.3.4/4 ФГОС ДО - Вариативность среды - представлен частично.

П.3.3.4/5 ФГОС ДО -Доступность среды - представлен в полном объёме.

П.3.3.4/6 ФГОС ДО - Безопасность РППС - представлен частично, обратить внимание на наличие карт расстановки мебели) .

П.3.3.4/6 ФГОС ДО п.2. В младшей и средней группе не представлена картотека проведения прогулок с перечнем материалов и оборудования для организации и проведению прогулки).

1. Закрепить знания требований к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС.

2. Провести работу с педагогами, направленную на стимулирование активности в совершенствовании предметно-развивающей среды своих групп .

3. С целью совершенствования предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО педагогам предложено представить дизайн проекты своих групп.

Необходимо доработать дизайн проекты групп исходя из принципов:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо предусмотреть гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

В каждой группе необходимо дополнить уголки для детской экспериментальной деятельности.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.

Важно предусмотреть, что бы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС ДО

Светлана Тюлякова
Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС ДО

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга

Аналитическая справка

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Аналитическая справка

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе»

Характеристика группы: подготовительную группу посещают 30 детей 6-7 лет, из них- 12 девочек и 18 мальчиков.

Факты полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды:

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;

Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей);

Учет возрастных особенностей детей;

Учет образования детей с ОВЗ, особыми потребностями в обучении, др. категорий детей. (если таковые имеются в группе)

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона, стены украшены детскими работами. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «уголок уединения», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, живые растения, альбом семейных фотографий, расположен макет сухого аквариума, телевизор, музыкальный центр.

Для взаимосвязи с окружающим миром, свободного доступа к объектам природного характера, в умывальной комнате организован уголок природы, в котором дети могут наблюдать за растениями - за их ростом и развитием, принимать участие в элементарном труде ухаживая за ними, проводить опыты и эксперименты с природными и другими материалами.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Преобладающее количество мальчиков повлияло на создание развивающей среды. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры: «Хоккей» «Баскетбол», «Футбол», «Команда чемпионов». В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Ателье». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

Особенностью детей подготовительного возраста является то, что в данном возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей.)

В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития):

Уголок для сюжетно ролевых игр;

Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;

Уголок настольно печатных игр;

Уголок математических игр;

Уголок природы и экспериментирования с водой и песком;

Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования);

Уголок конструктивной деятельности;

Уголок наш город Санкт-Петербург.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги, схемы для использования при конструкторских играх и др.)

Уголок для сюжетно ролевых игр;

В связи с тем, что игровые замыслы детей 6-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал в данном уголке размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу - крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами, мелкие фигурки-персонажи которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб - это игровые макеты с "насельниками" (тематическими наборами фигурок-персонажей) и предметами оперирования.

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещены в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих).

Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:

Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах)

Настольный театр (Три поросенка, Кот в сапогах, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь)

Театр лопаток (Вол и лиса, Колобок, Три медведя и т. д.)

Настольные игры из серии «Играем в сказку»

Театр с игрушками Бибабо

Маски персонажей и костюмы

Диски с музыкой и сказками

Декорации и ширма

Портреты великих композиторов

Картотека музыкальных и театрализованных игр

Книжный уголок:

Книги подобранные по возрасту и по текущей теме

Портреты писателей и поэтов

Схемы для заучивания стихотворений

Схемы для пересказа произведений

Настольно-печатные игры по развитию речи

Уголок математический:

Настольно-печатные игры «Развиваем внимание» «Сложи картинку», «Учимся сравнивать» и др.

Уголок природы и экспериментирования с водой и песком:

Картотека прогулок, опытов, экспериментирования

Настольно-печатные игры по экологии (Ботаническое лото, лото растений и животных, Во саду ли в огороде, Времена года)

Домино (фрукты, овощи, животные и т. д.)

Мини музей «Вода-волшебница»

Спортивный уголок:

Мячи большие, средние, маленькие

Мешочки для метания

Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна

Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования):

Кисти разных размеров и материалов

Бумага разной фактуры

Тесто для лепки

Формы для лепки

Дидактический материал из серии «Искусство детям»

Настольно-печатные игры (Чудо узоры, «Цветные карандашики»)

Схемы смешивания красок

Картины известных художников

Образцы изделий декоративно -прикладного искусства

Раскраски по темам

Уголок конструктивной деятельности:

Конструктор разных размеров и форм и материалов

Мозаики разных форм и размеров

Бумага для оригами

Уголок наш город Санкт-Петербург:

Символика нашей страны

Фото книги по городам России

Электронный гид на дисках

Настольно-печатные игры из серии «Достопримечательности России» ,«Волшебный Петербург», «Наш город»

Пазлы «Герб России»

Домино «Наш город», «Где я живу», «Мой дом»

Конструкторы «Архитектура Санкт-Петербурга»

Книги по истории города

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.

Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до» 27 октября 2014г. педагоги нашего детского сада в лице воспитателя Гаврилюк Светланы Николаевны и педагога- психолога Дятчиной Ольги Васильевны.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Аналитическая справка об участии воспитателя Кустовой Ирины Геннадьевны в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС ДО

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Дата проведения анализа: 22. 10. 2015

Характеристика группы:

  • группа детей подготовительного к школе возраста: 6-7 лет;
  • количество – 29 человек;
  • гендерный состав: 17 мальчиков, 12 девочек;
  • физическое развитие: в основном соответствует возрасту.

В результате анализа развивающей предметно - пространственной среды подготовительной группы выявлено, что воспитатель Кустова Ирина Геннадьевна при создании развивающей предметно-пространственной среды учитывала:

  • реализацию ОП ДО (отражение образовательных областей) ;
  • учет возрастных особенностей.
  • принцип дистанции, при взаимодействии;
  • принцип активности, самостоятельности, творчества;
  • принцип стабильности, динамичности;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
  • принцип сочетания привычных и оригинальных элементов в эстетической организации среды;
  • принцип открытости – закрытости;
  • принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Кустова Ирина Геннадьевна создала в группе безопасную предметно-пространственную среду: элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, оборудование и материалы, используемые на участке и в помещении, соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим требованиям, правилам противопожарной безопасности. (Например: маркировка постельного белья и полотенец, правильное освещение, стулья в комплекте со столом – одной группы мебели, острые углы фиксируются мягкими уголками, не используются предметы из стекла, мелкие игрушки и предметы диаметром менее 3 см, мебель устойчива, полки надежно прикреплены к стенам) .

Воспитатель организовала комфортную предметно-пространственную среду: размеры и конструкции оборудования и пособий соответствуют анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту, индивидуальным особенностям. Среда группы зонирована и способствует проявлению детской активности. В помещении группы имеется мебель (диван, шкафы) , напоминающие домашнюю обстановку. Центры самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются между собой.

Кустова И.Г. в интерьер группы включила элементы оформления, создающие приятные позитивные ассоциации: уголок книги и театрализации, в помещении группы и раздевалке используются детские работы, а также выставка работ, выполненных руками родителей вместе с ребенком дома из природного и бросового материала.

Центр природы. Цветущие растения и растения с крупными листьями.

Гербарий, всевозможный природный материал, календарь природы, дневники наблюдений, альбомы с иллюстрциями животных и птиц.

Развивающие пособия в группе Кустовой И.Г. подобраны с учетом гендерного подхода, учитывающего интересы и потребности мальчиков и девочек: машины и куклы, игрушки-двигатели и коляски, для девочек - более привлекательные и яркие по форме, но по содержанию равноценны пособиям для мальчиков.

Комфортному пребыванию детей способствует стиль поведения воспитателя: преобладание контактных форм общения в работе с детьми (коммуникативные игры) , а также добрые традиции группы.

Все предметы декора и интерьера в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Кустова И.Г. организовала содержательно насыщенную развивающую предметно пространственную среду группы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе музыкальный центр) игровым, физкультурным, оздоровительным оборудованием, насыщенность среды обеспечивает предметную деятельность, общение со взрослым, игры со сверстниками, экспериментирование с материалами и веществами, действия с бытовыми предметами, двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики. Среда для выпускников наполнена пособиями, играми для подготовки к школе.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе рационально размещено оборудование и определено его количество. Обстановку можно менять до неузнаваемости с помощью переносных ширм, которые, в свою очередь легко трансформируются и используются для различных видов деятельности детей.

Воспитателем подобраны разнообразные полифункциональные (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления) предметы (детская мебель, мягкие модули, ширмы и т.д.) . Так же имеются природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) .

Пособия для детей обладают такой характеристикой, как универсальность, т.е. возможностью использовать каждый предмет для выполнения с ним разнообразных действий, например, развитие мелкой моторики.

Игровая среда группы является вариативной: игровой материал периодически сменяется, появляются новые предметы и материалы, стимулирующие предметную, двигательную активность детей, восприятие сказок и стихов, рассматривание картинок, экспериментирование с материалами и веществами, игры с составными и предметными игрушками. Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивает свободный выбор детей.

Вывод: участие Кустовой И.Г. в создании предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в ДОУ. Предметно-развивающая среда группы обладает такими обязательными характеристиками, как: полифункциональность, вариативность, универсальность и трансформированность.

Реализация ОП ДО.

Предметно-развивающая среда группы спроектирована Кустовой И.Г.. в соответствии с ООП ДО, созданы условия для реализации образовательных областей. Для этот в группе организованы следующие центры:

  • познавательного развития;
  • занимательной математики;
  • безопасности;
  • экспериментирования;
  • природы;
  • конструирования;
  • социально-коммуникативного развития;
  • патриотического воспитания;
  • физического развития;
  • игровой;
  • тетрально-музыкальный;
  • книги и речевого развития;
  • художественно-эстетического развития (изодеятельность) .

Содержимое уголков дает возможность эффективно организовать образовательный процесс во всех образовательных областях с учетом индивидуальных особенностей детей.

1. Социально-коммуникативное развитие:

  • игрушки-персонажи - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли) , для развития отобразительных игр у девочек имеются предметы женской одежды, украшения, накидки, банты, бусы, сумочки, зонтики. У мальчиков: детали военной формы, предметы обмундирования, технические игрушки, рули, якоря, бинокли, имеются подручные материалы (шнурки, веревки, колеса) , которые творчески используются для решения игровых проблем;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Семья» , «Доктор» и т.д.) ;
  • игрушки – предметы оперирования - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.) .;
  • маркеры игрового пространства - это игрушки (игровой материал) , указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, машина-трансформер, детская, кукольная мебель, предметы быта и т.д.) ;
  • «сундучок» с предметами-заместителями;
  • строительный материал, конструкторы.

2. Познавательное развитие:

  • Материал для освоение детьми представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие» , мозаика, счеты с лабиринтами) .
  • Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения.
  • объекты для исследования в действии (доски-вкладыши, наборы для опытов с водой и песком, мозаика, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, наборы кубиков и др.)
  • (наборы картинок)

3. Речевое развитие:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов речи:

  • картотека словесных игр; картотека «речи в движении» ; картотека потешек и других форм литературного творчества;
  • игры на развитие мелкой моторики; развивающие игры (шнуровки, вкладыши) ; игры-забавы;
  • аудиозаписи литературных произведений;
  • картины, иллюстративный материал, плакаты для рассматривания;
  • образно-символический материал («Парочки» , пазлы) ;
  • различные виды театров; ширма для кукольного театра; детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок;

Восприятие художественной литературы и фольклора:

  • художественная литература для чтения детям;
  • книжный уголок.

4. Художественно-эстетическое развитие:

Музыкальная деятельность:

  • музыкальный центр;
  • музыкальный инструменты;
  • подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями;
  • шумовые инструменты;

Изобразительная деятельность:

  • материалы и оборудование для продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование) ;
  • природный, бросовый материал;
  • иллюстративный материал, плакаты, картины;
  • художественная литература с иллюстрациями;
  • изделия народных промыслов (матрешки) ;

Конструирование из разных материалов:

  • строительный материал, напольные конструкторы, плоскостные конструкторы.

5. Физическое развитие:

Двигательная деятельность:

  • оборудование для стимуляции двигательной функции;
  • картотеки подвижных игр, игр на ловкость (поймай рыбку) ;
  • атрибуты и маски для проведения подвижных игр и эстафет;
  • иллюстрированный материал по ознакомлению с разными видами спорта;

Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • алгоритм для запоминания последовательности культурно-гигиенических навыков (одевание, умывание и т.д.) ;
  • художественная литература;
  • игрушки-персонажи;
  • настольные игры;
  • иллюстративный материал.

Вывод: участие воспитателя Кустовой И.Г. в создании предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает реализацию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.

Учет возрастных особенностей.

Предметно-развивающая среда ориентирована на использование форм адекватных возрасту детей подготовительной группы. В группе учитывается принцип этапности. В среде отражаются те образовательные задачи, которые усложняются с психологическим возрастом ребенка, и ориентируются на зону «ближайшего развития» : в наличие предметы и материалы, известные детям; предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого; незнакомые предметы и материалы.

Особое место при учете возрастных особенностей отводится игре. Дети этого возраста могут распределять роли, определять правила и планировать организацию игрового пространства. Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности, а также широко используются предметы заместители

Среда в группе моделируется. Особенности ее состоят в следующем: центр группы свободен от мебели. Среда наполнена пособиями для развития движений детей, крупной – мелкой моторики; присутствуют игровые ситуации «напоминания» , предлагающие детям образцы; обогащение тактильного опыта.

В обстановке группы выделяет следующие особенности: комфортность и безопасность; тщательное планирование обстановки до прихода детей; возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка (взрослый – основной партнер ребенка в играх и занятиях) . Все игры, игрушки и пособия, предназначенные для детей, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности, что обеспечивает развитие основных видов детской деятельности.

Воспитателем выделено достаточного места в группе для активного движения, физкультурных пособий. Свободное пространство составляет половину группы.

Вывод: участие Кустовой И.Г. в создании предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает учет возрастных особенностей детей.

Среда ориентирована на зону «ближайшего и актуального развития ребенка» . В среде прослеживается опережающий характер содержания образования, так как дети по-разному усваивают материал: поэтому 10% материалов отражает изученную тему, 80%-текущую, 10%-будущую. Это позволяет обеспечить дальнейшее продвижение и саморазвитие детей.

Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослы содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Обеспечивает стартовую готовность к обучению в школе

Материал по теме:
Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

развивающей предметно-пространственной среды

муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 44 общеразвивающего вида»

Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС.

При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это, свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.

Учебная зона расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятия расположены в соответствии с нормами СанПиНа. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.

В учебной зоне размещены: центр творчества «Юный художник», уголок природы, мини библиотека, уголок сенсомоторного развития, уголок музыкального развития, патриотический уголок, уголок экспериментирования, математический уголок «Юный гений».

В центре творчества «Юный художник» имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

  • белая бумага, разного формата
  • цветной картон,
  • восковые мелки,
  • карандаши,
  • гуашь и кисти разного диаметра,
  • самоклеющаяся бумага
  • трафареты,
  • образцы для рисования
  • пластилин, доски, стеки
  • предметы искусства,
  • бросовый и природный материал для художественного труда.

Уголок сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др.

Для умственного развития создан математический уголок: с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней., а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Так же сочетает в себе уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, песочными часами, лейками, опрыскивателями. Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации)

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а так же различные музыкальные сказки.

Патриотический уголок так же расположен в учебной зоне. Он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям представлены фотографии достопримечательностей города, а так же цветные буклеты о градообразующих предприятия, пазлы, составленные на основе известных детям зданий города (фотографии).

Мини библиотека расположена на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой – произведения устного народного творчества, загадки. Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.

Так же в группе имеется уголок физического развития, цель которого является развитие двигательной активности физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.

Выделена часть учебной зоны под Кабинет, где размещены материалы по развитию речи, дидактические игры, материалы на развитие логики.

Полифункциональност ь среды позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью. В центре игровой зоны находится ковер с нейтральным геометрическим рисунком.

В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

« Детский театр» находится рядом с минибиблиотекой. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев), оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. Сочетает в себе уголок ряжения - в нем есть различные элементы костюмов, украшений и т.п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого появления.

Уголок ПДД включает в себя переносной макет улицы, различного размера и назначения машины, светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о БДД через сюжетно-ролевую игру.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы и выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей средней группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные для детей старшего возраста. Так называемая «зона ближайшего развития».

В бытовой зоне располагается уголок дежурства – формируется умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.

В группе существует уютное место отдыха – это спальня, где находятся кровати для дневного сна детей. Весь интерьер спальни выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

Создавая развивающую среду, воспитатели постарались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург 2016

Дата проведения анализа: 22. 10. 2015

Характеристика группы:

  • группа детей подготовительного к школе возраста: 6-7 лет;
  • количество – 29 человек;
  • гендерный состав: 17 мальчиков, 12 девочек;
  • физическое развитие: в основном соответствует возрасту.

В результате анализа развивающей предметно - пространственной среды подготовительной группы выявлено, что воспитатель Кустова Ирина Геннадьевна при создании развивающей предметно-пространственной среды учитывала:

  • реализацию ОП ДО (отражение образовательных областей) ;
  • учет возрастных особенностей.
  • принцип дистанции, при взаимодействии;
  • принцип активности, самостоятельности, творчества;
  • принцип стабильности, динамичности;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
  • принцип сочетания привычных и оригинальных элементов в эстетической организации среды;
  • принцип открытости – закрытости;
  • принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Кустова Ирина Геннадьевна создала в группе безопасную предметно-пространственную среду: элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, оборудование и материалы, используемые на участке и в помещении, соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим требованиям, правилам противопожарной безопасности. (Например: маркировка постельного белья и полотенец, правильное освещение, стулья в комплекте со столом – одной группы мебели, острые углы фиксируются мягкими уголками, не используются предметы из стекла, мелкие игрушки и предметы диаметром менее 3 см, мебель устойчива, полки надежно прикреплены к стенам) .

Воспитатель организовала комфортную предметно-пространственную среду: размеры и конструкции оборудования и пособий соответствуют анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту, индивидуальным особенностям. Среда группы зонирована и способствует проявлению детской активности. В помещении группы имеется мебель (диван, шкафы) , напоминающие домашнюю обстановку. Центры самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются между собой.

Кустова И.Г. в интерьер группы включила элементы оформления, создающие приятные позитивные ассоциации: уголок книги и театрализации, в помещении группы и раздевалке используются детские работы, а также выставка работ, выполненных руками родителей вместе с ребенком дома из природного и бросового материала.

Центр природы. Цветущие растения и растения с крупными листьями.

Гербарий, всевозможный природный материал, календарь природы, дневники наблюдений, альбомы с иллюстрциями животных и птиц.

Развивающие пособия в группе Кустовой И.Г. подобраны с учетом гендерного подхода, учитывающего интересы и потребности мальчиков и девочек: машины и куклы, игрушки-двигатели и коляски, для девочек - более привлекательные и яркие по форме, но по содержанию равноценны пособиям для мальчиков.

Комфортному пребыванию детей способствует стиль поведения воспитателя: преобладание контактных форм общения в работе с детьми (коммуникативные игры) , а также добрые традиции группы.

Все предметы декора и интерьера в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Кустова И.Г. организовала содержательно насыщенную развивающую предметно пространственную среду группы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе музыкальный центр) игровым, физкультурным, оздоровительным оборудованием, насыщенность среды обеспечивает предметную деятельность, общение со взрослым, игры со сверстниками, экспериментирование с материалами и веществами, действия с бытовыми предметами, двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики. Среда для выпускников наполнена пособиями, играми для подготовки к школе.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе рационально размещено оборудование и определено его количество. Обстановку можно менять до неузнаваемости с помощью переносных ширм, которые, в свою очередь легко трансформируются и используются для различных видов деятельности детей.

Воспитателем подобраны разнообразные полифункциональные (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления) предметы (детская мебель, мягкие модули, ширмы и т.д.) . Так же имеются природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) .

Пособия для детей обладают такой характеристикой, как универсальность, т.е. возможностью использовать каждый предмет для выполнения с ним разнообразных действий, например, развитие мелкой моторики.

Игровая среда группы является вариативной: игровой материал периодически сменяется, появляются новые предметы и материалы, стимулирующие предметную, двигательную активность детей, восприятие сказок и стихов, рассматривание картинок, экспериментирование с материалами и веществами, игры с составными и предметными игрушками. Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивает свободный выбор детей.

Вывод: участие Кустовой И.Г. в создании предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в ДОУ. Предметно-развивающая среда группы обладает такими обязательными характеристиками, как: полифункциональность, вариативность, универсальность и трансформированность.

Реализация ОП ДО.

Предметно-развивающая среда группы спроектирована Кустовой И.Г.. в соответствии с ООП ДО, созданы условия для реализации образовательных областей. Для этот в группе организованы следующие центры:

  • познавательного развития;
  • занимательной математики;
  • безопасности;
  • экспериментирования;
  • природы;
  • конструирования;
  • социально-коммуникативного развития;
  • патриотического воспитания;
  • физического развития;
  • игровой;
  • тетрально-музыкальный;
  • книги и речевого развития;
  • художественно-эстетического развития (изодеятельность) .

Содержимое уголков дает возможность эффективно организовать образовательный процесс во всех образовательных областях с учетом индивидуальных особенностей детей.

1. Социально-коммуникативное развитие:

  • игрушки-персонажи - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли) , для развития отобразительных игр у девочек имеются предметы женской одежды, украшения, накидки, банты, бусы, сумочки, зонтики. У мальчиков: детали военной формы, предметы обмундирования, технические игрушки, рули, якоря, бинокли, имеются подручные материалы (шнурки, веревки, колеса) , которые творчески используются для решения игровых проблем;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Семья» , «Доктор» и т.д.) ;
  • игрушки – предметы оперирования - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.) .;
  • маркеры игрового пространства - это игрушки (игровой материал) , указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, машина-трансформер, детская, кукольная мебель, предметы быта и т.д.) ;
  • «сундучок» с предметами-заместителями;
  • строительный материал, конструкторы.

2. Познавательное развитие:

  • Материал для освоение детьми представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие» , мозаика, счеты с лабиринтами) .
  • Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения.
  • объекты для исследования в действии (доски-вкладыши, наборы для опытов с водой и песком, мозаика, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, наборы кубиков и др.)
  • (наборы картинок)

3. Речевое развитие:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов речи:

  • картотека словесных игр; картотека «речи в движении» ; картотека потешек и других форм литературного творчества;
  • игры на развитие мелкой моторики; развивающие игры (шнуровки, вкладыши) ; игры-забавы;
  • аудиозаписи литературных произведений;
  • картины, иллюстративный материал, плакаты для рассматривания;
  • образно-символический материал («Парочки» , пазлы) ;
  • различные виды театров; ширма для кукольного театра; детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок;

Восприятие художественной литературы и фольклора:

  • художественная литература для чтения детям;
  • книжный уголок.

4. Художественно-эстетическое развитие:

Музыкальная деятельность:

  • музыкальный центр;
  • музыкальный инструменты;
  • подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями;
  • шумовые инструменты;

Изобразительная деятельность:

  • материалы и оборудование для продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование) ;
  • природный, бросовый материал;
  • иллюстративный материал, плакаты, картины;
  • художественная литература с иллюстрациями;
  • изделия народных промыслов (матрешки) ;

Конструирование из разных материалов:

  • строительный материал, напольные конструкторы, плоскостные конструкторы.

5. Физическое развитие:

Двигательная деятельность:

  • оборудование для стимуляции двигательной функции;
  • картотеки подвижных игр, игр на ловкость (поймай рыбку) ;
  • атрибуты и маски для проведения подвижных игр и эстафет;
  • иллюстрированный материал по ознакомлению с разными видами спорта;

Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • алгоритм для запоминания последовательности культурно-гигиенических навыков (одевание, умывание и т.д.) ;
  • художественная литература;
  • игрушки-персонажи;
  • настольные игры;
  • иллюстративный материал.

Вывод: участие воспитателя Кустовой И.Г. в создании предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает реализацию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.

Учет возрастных особенностей.

Предметно-развивающая среда ориентирована на использование форм адекватных возрасту детей подготовительной группы. В группе учитывается принцип этапности. В среде отражаются те образовательные задачи, которые усложняются с психологическим возрастом ребенка, и ориентируются на зону «ближайшего развития» : в наличие предметы и материалы, известные детям; предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого; незнакомые предметы и материалы.

Особое место при учете возрастных особенностей отводится игре. Дети этого возраста могут распределять роли, определять правила и планировать организацию игрового пространства. Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности, а также широко используются предметы заместители

Среда в группе моделируется. Особенности ее состоят в следующем: центр группы свободен от мебели. Среда наполнена пособиями для развития движений детей, крупной – мелкой моторики; присутствуют игровые ситуации «напоминания» , предлагающие детям образцы; обогащение тактильного опыта.

В обстановке группы выделяет следующие особенности: комфортность и безопасность; тщательное планирование обстановки до прихода детей; возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка (взрослый – основной партнер ребенка в играх и занятиях) . Все игры, игрушки и пособия, предназначенные для детей, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности, что обеспечивает развитие основных видов детской деятельности.

Воспитателем выделено достаточного места в группе для активного движения, физкультурных пособий. Свободное пространство составляет половину группы.

Вывод: участие Кустовой И.Г. в создании предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает учет возрастных особенностей детей.

Среда ориентирована на зону «ближайшего и актуального развития ребенка» . В среде прослеживается опережающий характер содержания образования, так как дети по-разному усваивают материал: поэтому 10% материалов отражает изученную тему, 80%-текущую, 10%-будущую. Это позволяет обеспечить дальнейшее продвижение и саморазвитие детей.

Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослы содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Обеспечивает стартовую готовность к обучению в школе


2016 год

Дата проведения анализа: март 2016 года

Характеристика группы:

Списочный состав группы 24 человека. Из них 13 девочек и 11 мальчиков. Возраст детей от 1 года 3 месяцев до 1 года 7 месяцев..

Группа скомплектована с сентября по октябрь. У большинства детей на момент их прихода в ДОУ были не сформированы навыки самообслуживания, культурно – гигиенические навыки, двигательные навыки, речь на уровне понимания.

Все дети адаптировались к ноябрю месяцу (результаты диагностики - 76% - с легкой степенью прошли адаптацию).

Во многом таким результатам адаптации способствовала развивающая предметно – пространственная среда, умело созданная воспитателем Ивановой Людмилой Васильевной.

Развивающая предметно – пространственная среда спроектирована в соответствии с программой, реализуемой ДОУ, возрастными особенностями воспитанников групп раннего возраста, методическими рекомендациями для педагогических работников и родителей детей дошкольного возраста по организации РППС в соответствии с ФГОС ДО.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.


Построение РППС в группе опирается на личностно – ориентированную модель воспитания. Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: желание ребенка уединиться или, наоборот, быть рядом, ощутить тесный контакт со взрослым. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, оборудование.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона.

В группе воспитателем Ивановой Л.В. создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет ребенку раннего возраста в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей.)

РППС группы «Солнышко» спроектирована в соответствии с ОП, реализуемой в ДОУ, содержательно насыщена и способствует реализации образовательных областей, определенных ФГОС ДО в различных видах детской деятельности.

Коммуникативно-личностное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

«Зона познания»

Дидактический стол;

Стол «Песок - вода»

Разнообразные фланелеграфы


«Зона конструирования»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное»

Конструкторы разного размера. Мягкие крупные модули. Фигурки животных для обыгрывания. Игрушки бытовой тематики. Крупные объемные и плоскостные геометрические фигуры. Напольный конструктор Поликарпова, деревянный.

Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали для построек. Конструкторы размещены на низких открытых полках, в открытых корзинах, что обеспечивает доступность всего материала.



«Зона социально – коммуникативного развития»

Мягкая мебель: диван, кресла.

Мебель для кукол: кроватки, стол, стульчики.

Кукла – мальчик, кукла – девочка, пупсы.

Иллюстрации и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смех, радость, печаль…)

Фото детей и родителей (проявление заботы родителей о детях, доброе отношение детей и взрослых….)

Фотоальбомы детей группы, отражающие жизнь группы, фотографии воспитателей, помощника воспитателя.

Подбор сюжетных картинок знакомого содержания: предметных, сюжетных.


«Зона двигательной активности»

Учитывая возрастные особенности детей с 1 года до 2 лет, воспитатель Иванова Л.В. особое внимание уделила проектированию данной зоны.

Для нормального развития ребенку надо ползать, бегать, хватать, швырять, бросать, запихивать, лизать, размазывать, разливать, разламывать, пробовать на вкус, нюхать, носиться сломя голову, размахивать, отламывать, рассыпать, перекладывать, стаскивать, ронять и т.д.

Поэтому в группе имеется оборудование для ходьбы, бега, равновесия, для игр с мячом, атрибуты к подвижным играм.



Учет возрастных особенностей детей раннего возраста.

В раннем возрасте идет накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности. Основной вид деятельности – предметная. Воспитатель, учитывая эти особенности, постоянно обновляет игровую среду, чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес.

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для деятельности с разными материалами:

Пирамидки (пластиковые, деревянные, напольные, настольные)

Логические кубики, шнуровки, наборы из объёмных геометрических форм, дидактический стол с комплектом развивающих пособий, матрёшки, наборы для завинчивания из элементов разных форм, размеров, цветов.

Мозаика, домино, тактильный набор и т. д.


Вывод: организация развивающей предметно – пространственной среды в группе солнышко, где работает воспитатель Иванова Людмила Васильевна, строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности

Аналитическая справка

группы «Пчёлки»

муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 44 общеразвивающего вида»

Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС .

При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей . Это, свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред .

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.

Учебная зона расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятия расположены в соответствии с нормами СанПиНа. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.

В учебной зоне размещены: центр творчества «Юный художник», уголок природы, мини библиотека, уголок сенсомоторного развития, уголок музыкального развития, патриотический уголок, уголок экспериментирования, математический уголок «Юный гений».

В центре творчества «Юный художник» имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

  • белая бумага, разного формата
  • цветной картон,
  • восковые мелки,
  • карандаши,
  • гуашь и кисти разного диаметра,
  • самоклеющаяся бумага
  • трафареты,
  • образцы для рисования
  • пластилин, доски, стеки
  • предметы искусства,
  • бросовый и природный материал для художественного труда.

Уголок сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др.

Для умственного развития создан математический уголок : с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней., а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Так же сочетает в себе уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, песочными часами, лейками, опрыскивателями. Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации)

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а так же различные музыкальные сказки.

Патриотический уголок так же расположен в учебной зоне. Он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям представлены фотографии достопримечательностей города, а так же цветные буклеты о градообразующих предприятия, пазлы, составленные на основе известных детям зданий города (фотографии).

Мини библиотека расположена на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой – произведения устного народного творчества, загадки. Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.

Так же в группе имеется уголок физического развития , цель которого является развитие двигательной активности физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.

Выделена часть учебной зоны под Кабинет , где размещены материалы по развитию речи, дидактические игры, материалы на развитие логики.

Игровая зона

Полифункциональност ь среды позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью. В центре игровой зоны находится ковер с нейтральным геометрическим рисунком.

В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

« Детский театр» находится рядом с минибиблиотекой. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев), оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. Сочетает в себе уголок ряжения - в нем есть различные элементы костюмов, украшений и т.п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого появления.

Уголок ПДД включает в себя переносной макет улицы, различного размера и назначения машины, светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о БДД через сюжетно-ролевую игру.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы и выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей средней группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные для детей старшего возраста. Так называемая «зона ближайшего развития».

В бытовой зоне располагается уголок дежурства – формируется умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.

В группе существует уютное место отдыха – это спальня , где находятся кровати для дневного сна детей. Весь интерьер спальни выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

Создавая развивающую среду, воспитатели постарались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.